Что нужно ученому для работы

Ученый

Ученый – человек, пребывающий в постоянном поиске чего-то нового, совершенного. Он стремиться к знаниям, более глубокому познанию мира и возможности раскрытия своих исследований обществу. Жизнь ученого – наука и ничего лишнего, поэтому профессия подходит далеко не каждому.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наука приносит большую пользу человечеству. В течение многих столетий научное сообщество открывало людям удивительные тайны мироздания. Общество, стремящееся к познанию, смогло увидеть самые мелкие детали строения живых организмов. Появилась возможность победить практически любое заболевание. Технологии присутствуют практически в каждом направлении жизнедеятельности человека.

Однако наука никогда бы не возникла сама по себе. Поэтому за все открытия люди должны быть благодарны тем, кто был заинтересован в развитии этих знаний, а именно ученым.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Кто такой ученый?

Ученый – собирательное название специалистов из разных областей знаний, применяющих в своей работе научный метод исследований. Только те, кто внес вклад в развитие науки и получил признание научного сообщества, могут считаться учеными.

Первыми носителями знаний в древности были религиозные деятели, а сама наука носила сакральный характер. Наука начала отделяться от религии в Древней Греции и Риме, когда заинтересованность в ней начали проявлять философы. Наиболее известными учеными периода античности стали Архимед, Евклид, Пифагор, Гиппократ, Геродот и другие мыслители, внесшие большой вклад в научную деятельность.

В эпоху Средневековья в Европе появились первые университеты и разделения по системе научных степеней. В университетах можно было получить не только юридическое, но и медицинское образование. Большое влияние на средневековую систему образования оказывала церковь, которая контролировала научную деятельность.

На рубеже XVIII-XIX веков произошло полное отделение науки от философии, началось создание сложной системы научных дисциплин и направлений. Известными российскими учеными этого периода являются М. Ломоносов, Д. Менделеев и др.

В это же время выделяется отдельная профессия – ученый, которого в СССР относили к социальной прослойке интеллигенции. Начиная с 19 столетия и по сегодняшний день, стремительное развитие науки не останавливается.

Сфера исследовательской деятельности определяет особенности работы ученого. Существует большое количество научных областей, в которых он может быть занят:

Сфера деятельности определяет и задачи, которыми должен заниматься научный работник. Несмотря на существующие различия, деятельность ученого можно разделить на этапы:

Значимой частью работы ученого является преподавательская деятельность (кстати, возможность преподавания в ВУЗе во многом означает признание работы научного сотрудника).

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Какими личностными качествами должен обладать ученый?

Так как научная деятельность предполагает обработку большого потока информации и адекватную оценку проводимых опытов ученому очень важно иметь хорошую память и аналитический склад ума.

Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам.

Ученому нередко приходиться заниматься организационными вопросами или руководить группой коллег, поэтому он должен иметь лидерские качества. Для проведения исследований требуется особая внимательность и аккуратность. Научным сотрудникам нужно уметь адекватно воспринимать критику, которая является основной составляющей оценки труда со стороны коллег. При этом очень важно не бояться отстаивать свою точку зрения.

Профессия подходит для целеустремленных и терпеливых людей, которые готовы годами заниматься начатым делом в ожидании положительных результатов. Очень много времени занимает бумажная работа, поэтому ученый должен быть готов к рутинному и сидячему образу жизни.

Преимущества профессии ученый

Ученый – это не столько профессия, сколько призвание. Для человека, занимающего наукой, самое главное преимущество заключается в возможности применения научного метода, а также в признании его работы коллегами. Осознание важности того вклада, который он вносит в развитие общества и государства, приносит ученому большое моральное удовлетворение. Высшая степень признания ученого со стороны российского научного сообщества – избрание в государственную академию наук. Однако больше всего научный сотрудник гордится своей работой при получении Нобелевской премии, означающей признание его трудов во всем мире.

Вовлеченные в прикладные исследования ученые могут претендовать на достойную оплату труда. Коммерческие организации заказывают проведение разработок различных препаратов, химических средств, механизмов, которые в краткосрочной перспективе могут принести им большую прибыль. За это они готовы платить научным работникам до 100 тысяч рублей.

Обычно ученые не испытывают проблем с трудоустройством. Их знания и опыт открывают перед ними двери в различные организации, где они могут получить высокую должность. Нередко наличие ученой степени позволяет стать ректором, главным врачом, директором и пр.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Недостатки профессии ученый

Одним из самых больших препятствий на пути к получению профессии – тяжелое и долгое обучение. Если в большинстве других специальностей студенты ВУЗов достаточно быстро трудоустраиваются и имеют относительно ясные перспективы, то будущие ученые долгое время живут в неопределенности. Так, получить высшую степень им удается не ранее чем к 35 годам.

Еще одним камнем преткновения является необходимость оплачивать публикации своих статей в научных изданиях, без которых нельзя получить степень. То есть, при отсутствии возможности получать высокую зарплату, будущему ученому нужно тратить собственные средства, ради признания его труда научным сообществом.

За последние годы престижность профессии значительно снизилась. Несмотря на то, что стране по-прежнему нужны ученые, немногие готовы посвятить свою жизнь науке. Отчасти это объясняется плохими условиями труда. Работа в НИИ и других государственных учреждениях не приносит большого дохода. Кроме того, для проведения исследований требуется финансирование, с получением которого всегда возникают сложности.

Где можно получить профессию ученый?

Чтобы стать ученым необходимо сначала получить высшее образование по выбранной научной области, после чего продолжить обучение в аспирантуре, которая займет еще 4 года с возможностью досрочной защиты. После успешного прохождения подготовки аспиранту присваивается ученая степень – кандидат наук. Для получения высокой степени доктора наук кандидату потребуется еще 3-4 года, хотя иногда он может подготовиться к защите и за год.

В процессе обучения аспиранты и кандидаты должны написать диссертацию, которая и является подтверждением их работы на соискание степени. Также для защиты диссертации потребуются публикации в научных изданиях, количество которых зависит от степени соискателя, а для перехода от кандидата к доктору – признание научного сообщества в виде разрешения руководить научной работой аспирантов.

В России почти при каждом учебном заведении присутствует аспирантура на разных факультетах. Получение степени в престижном ВУЗе является показателем более высокого уровня квалификации ученого. Из списка лучших российских университетов для обучения можно выделить:

Источник

Что нужно ученым для плодотворной работы?

Научный результат

Дискуссионный вопрос о наиболее эффективных путях развития нашей науки не является новым. Более того, в разных странах существуют различные варианты ее устройства. Единых клише попросту не существует. Главное в другом: любое общество понимает, что без развития науки невозможно достичь успехов в экономике. Причем речь идет не только о прикладной науке, но и фундаментальной. Ведь когда было открыто электричество, никто не знал, как это может применяться. И прошло не одно столетие, прежде чем появилась лампочка. Так что же нужно ученым для плодотворной работы? Что мы готовы платить науке и чего от нее ожидаем?

Важно растить свои кадры

Юрий Курочкин, доктор физико-математических наук, председатель Физического общества

С начала столетия в нашей стране осуществлялась реформа научной сферы. И, как мне представляется, в основном все сделано правильно. Организационная структура науки стала более компактной, сама наука стала более ориентированной на потребности государства и общества. Были объединены Национальная академия наук и Академия аграрных наук, в структуру НАН включен ряд концернов. Более тесной стала кооперация с медицинскими и научно-практическими центрами. И даже Россия, в которой научные традиции более продолжительные, в чем-то повторяет наш путь.

Тем не менее в обществе в целом и научном сообществе в частности время от времени возникает дискуссия: какие исследования нужны стране, чему отдать приоритет при финансировании? Я думаю, что фундаментальные исследования в любом случае должны оставаться в приоритете. Именно так заведено во всем мире. Ведь, собственно говоря, фундаментальные исследования — и есть олицетворение науки. Именно они являются опорным столбом шатра всего исследовательского комплекса.

Результат столь взвешенной политики в отношении научной сферы — достижения наших ученых в различных областях. От участия в экспериментальном открытии бозона Хиггса до создания десятков высокотехнологичных научно-технических фирм. Только из родного мне Института физики НАН вышли крупные компании ЛОТИС, “Солар”, “Голографическая индустрия”, “Магия света”, ЛЭМТ, “Криптотех” и другие. А об открытии бозона Хиггса и вовсе стоит сказать отдельно. Работа слаженной команды из двух десятков наших ученых вошла в историю мировой науки. В процессе работы они совместно с российскими коллегами делали кристаллы для датчиков, которые стоят на детекторах Большого адронного коллайдера. Моделировали и тестировали подсистемы основных детекторов, зафиксировавших искомую частицу. Именно эти детекторы и датчики на них помогли зафиксировать бозон Хиггса — открытие, обещающее стать поистине эпохальным.

Прикладные исследования, на мой взгляд, должны финансироваться за счет заказчика. В том числе заказчиком может выступать и государство. Можно ли финансировать науку посредством грантов? Фундаментальные исследования — несомненно. С прикладными исследованиями — сложнее, хотя наше сотрудничество в рамках крупнейших международных проектов, таких как ATLAS, COMET, показывает, что опыт и результаты, полученные при выполнении фундаментальных исследований, могут быть востребованными при создании прибора в рамках прикладного научно-технического проекта. Именно в нашем Институте физики сложилась такая ситуация при создании прибора учеными-ядерщиками. Мне довелось руководить этим проектом. Финансировала его именно зарубежная сторона. Случай достаточно редкий, но удачный. И наши ученые показали себя более чем достойно.

Убежден, что всегда необходимо отталкиваться от существующей ситуации. Тем более в такой тонкой сфере, как научная деятельность. Здесь как нигде легко разрушить достигнутое, восстановить же очень трудно. Возьмем, например, научные кадры. В свое время их пришлось нам приглашать из других городов СССР. Но тогда мы жили в одной стране. Ныне приглашение также возможно — но обойдется это, безусловно, дороже. Поэтому нужно растить свои. И это очень важная задача.

Сегодня государственная политика в части финансирования науки такова. 30 процентов расходов должно покрываться по программе научных исследований, еще 30 процентов — бюджетные договоры, например, с Фондом фундаментальных исследований. И научно-технические программы, в рамках которых создается новая техника. И оставшиеся 30 процентов — зарубежные договоры или прямые контакты с нашими предприятиями. Именно последняя треть и носит обычно наиболее прикладной характер. А когда есть деньги — есть и кадры. Хотя это далеко не всегда определяющий момент. Из опыта работы Института физики НАН могу сказать: очень важен интерес человека к науке. Когда мы участвуем в крупных международных проектах — таких, какой был на Большом адронном коллайдере, и таких, какой реализуется сегодня с Японией (СОМЕТ — нацелен на поиск реакций, лежащих за пределами стандартной модели), — к таким проектам молодые ученые искренне тянутся.

И это подтверждает самое важное. Деньги в науке очень важны, но они не главное, если есть настоящий научный интерес.

Нужна энергия инициатив

Олег Пенязьков, доктор физико-математических наук, академик

Наука и ученые существуют в реалиях экономики нашей небольшой страны с ее ограниченными возможностями для полноценной поддержки научных исследований по всему спектру существующих направлений. А позиционировать себя в науке, как и в профессиональном спорте, надо в мировом контексте. И для того чтобы это делать, нужны мало-мальски необходимые условия. Такие, как соответствующая система дошкольного, школьного и высшего образования, инженерная инфраструктура, аналитическое и научное оборудование.

Многое сделано за эти десятилетия. Но выбор приоритетов осложняется нечеткостью в разграничении функций, структуры и зон ответственности между фундаментальными, прикладными и инженерными науками. Это фактически привело к некоторой подмене понятий, почти все из них позиционируют себя как фундаментальные. В результате в общественном восприятии между понятиями “наука” и “техника” уже стоит знак равенства. И, получая финансирование на проведение фундаментальных или поисковых работ, от тебя начинают немедленно ожидать технического воплощения их результатов.

На мой взгляд, такая нечеткость рождает завышенные ожидания от результатов научной деятельности, выражающиеся в требовании к науке являться генератором инновационного развития страны. Но компас не может заменить собой корабль, а спичка не может поддерживать горение костра. Дрова должны гореть сами и кто-то должен их подкладывать. Спичка же является только источником зажигания. И если энергия, необходимая для воспламенения костра, намного превышает энергию зажигания, костер гаснет.

Таким образом, задача науки быть “спичкой” — желательно с высокой энергией инициирования. И другой по определению она быть не может.

Eе функции должны сводиться к проведению качественных поисковых исследований для поддержания необходимого уровня компетенции, знаний, культурных навыков в обществе и научно-технической сфере. Подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров, восприимчивых к решению новых задач. Созданию пилотных образцов новых технологических процессов и разработок, служащих основой для последующих инновационных цепочек при наличии благоприятных макро- и микроэкономических условий. Все остальное надо делать не в научных организациях и другими средствами.

Это не значит, что мы разделяем всех на нужных и ненужных, все востребованны. Речь идет только о разделении источников финансирования.

На фундаментальную и поисковую науку, прикладную и инженерную.

И просто на хозяйственную деятельность.

Другая важная задача состоит в сохранении и приумножении кадрового потенциала науки, то есть в создании слоя высококвалифицированных специалистов в стране на долговременную перспективу. Для того чтобы стать профессионалом в науке, нужно не менее 15—20 лет интенсивной работы, при этом желательно участвовать в решении разноплановых задач. Хороший ученый, как хирург, должен уметь оперировать как аппендицит, так и делать сложные операции на сердце. Но если ты начинаешь заниматься коммерциализацией результатов своей работы (зарабатывать деньги), ты сразу начинаешь дисквалифицироваться как специалист.

“Коммунизма” на всех не хватит — даже если говорить о научных организациях. Поэтому в рамках реорганизации научной сферы на базе ведущих академических институтов и научных центров была создана сеть кластеров, которые должны были стать центрами компетенции и роста. Идея была хорошая, но исполнение немного подвело. Самая главная задача разделения компетенций и финансирования по понятным наукометрическим критериям не была выполнена. Кроме того, такое разделение должно обязательно сопровождаться изменением условий работы и финансирования. Кластер должен иметь бюджет на науку, невысокую общую численность (не более 30—40 человек), более высокую базовую зарплату, привилегированные условия для получения жилплощади для особо одаренных ребят и закрепления кадров, высокий уровень материально-технической базы с возможностью полного обновления хотя бы раз в пять лет и так далее.

Только так можно обеспечить системный отбор и работу лучших. А лучшие из тех, кто растет и учится, будут знать, что для них есть работа и возможности для реализации собственных амбиций.

Источник

Профессия: учёный

Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

ПозицияКак достичь
студент / лаборантобучение в вузе
аспирант / специалистобучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.)кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.)кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.)кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.)доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.)доктор наук

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.

Внимание к мелочам

В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.

Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы

Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.

Умение общаться и поддерживать социальные связи

Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

Путь в науку

С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..

О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.

За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.

Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.

Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.

Что нужно ученому для работы. Смотреть фото Что нужно ученому для работы. Смотреть картинку Что нужно ученому для работы. Картинка про Что нужно ученому для работы. Фото Что нужно ученому для работы

О науке

Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.

В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.

О финансировании науки и зарплатах учёных

Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.

Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.

Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.

Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.

Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.

О графике работы

В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.

Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.

О молодёжи в науке

Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.

Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.

Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *