Что нужно учитывать при дозировке игр
ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Обязанность руководителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы: 1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. 3. Усложнить или упростить правила игры. 4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера. 5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д.
Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.
Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными.
Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах, — интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.
Дозировка нагрузки в процессе игры
Обязанность руководителя – не только правильно выбрать начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д.
Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.
Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры – это характер предшествующей деятельности. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.
Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.
Дозировка физической нагрузки при проведении подвижных игр
Дозировка физической нагрузки при развитии физических качеств через подвижные игры
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Кроме того, в играх вырабатываются координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу школьников. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
В тоже время автор отмечает, что игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.
Вариантность подвижной игры позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно например, усложнять двигательные задания увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).
Учитель физической культуры должен учитывать уровень физического развития детей своей группы, прежде чем повышать требования к подвижной игре. Таким образом, систематическое использование различных вариантов подвижных игр классифицированных по преобладающему виду движений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.
Существует всем известное правило, что каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя ее окончание в зависимость от влияния на участников. Но если игра вызвала активность у большинства участников и по всем признакам очевидно, что нагрузка достаточна, то необходимо уловить тот момент, когда играющие особенно удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Также игру следует окончить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (таблица 1).
Дисциплина «Подвижные и спортивные игры». Модуль «Подвижные игры»
Методика проведения подвижной игры
1. Подготовка к проведению игры
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе.
Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.
При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на праэднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.
Выбор игры напрямую зависит от месгпа ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.
При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду.
Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.
Руководитель использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей.
Особенности подбора подвижных игр и атрибутов в разновозрастной группе
Тамара Кузина
Особенности подбора подвижных игр и атрибутов в разновозрастной группе
Всеми педагогами и врачами, работающим с детьми, игра была признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. При подборе игр в разновозрастной группе воспитатель должен учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка, т. е. возрастные особенности детей, хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые игры соответствовали возможностям и индивидуальным особенностям каждого ребенка. При подборе и организации подвижных игр необходимо:
1. Учитывать сложность игр в соответствии с уровнем подготовленности детей.
2. Заботиться о соответствии игр времени года, состоянию погоды.
3. Предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли (использовать считалки, жребии и т. д.).
4. Использовать разные способы организации детей.
5. Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
6. Стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.
7. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, что бы все дети могли бы быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденными.
8. При планировании подвижных игр важно позаботиться о создании игровой среды (пространство достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий).
Выбирая для детей игру, воспитатель должен не только ставить задачи двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и обязательно развивать чувства товарищества, взаимопомощи.
В нашей группе дети не только разновозрастные, но и с функциональными нарушениями зрения. Поэтому при проведении подвижных игр с такими детьми требуется соблюдение строгого назначения врача офтальмолога и педагогического контроля за их состоянием. Контроль осуществляется наблюдением за детьми непосредственно во время игры, а также в течение дня. С большой осторожностью следует проводить всевозможные эстафеты. Игра, на первый взгляд кажется простой, но она дезорганизует детей,они не понимают ее смысла: дети стоят в беспорядке, а не ровняясь в колонне. У детей нет такой выдержки, чтобы спокойно дождаться, пока другие пробегут, а младшие менее расторопные, задерживаются и тогда их подталкивают сзади стоящие; дети еще до окончания игры, начинают спорить, чья команда выигрывает, возбуждаются настолько, что по окончанию игры их долго не удается успокоить, организовать. Однако, игры с элементами соревнования давать можно и нужно.
Воспитатель должен помнить и о дозировке игры. Это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре трудно, нельзя спрашивать у детей устали ли они. Увлеченные игрой, если она интересна, дети не замечают усталости, между тем утомление может уже наступить. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за внешними проявлениями утомления (учащенное дыхание, покраснение лица, за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру.
Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие длительного сосредоточения, внимания или направленные на воспитание только одного умения (например, метания) утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.
При организации игровой деятельности следует ориентироваться на следующие гигиенические рекомендации. В утренние часы предлагать играть индивидуально или маленькими группами. Например, подвижные игры «Хвостик», «Жмурки», «Быстро возьми и положи», «Я назвала, ты посмотри». Самостоятельные игры создают спокойное радостное настроение. Для снятия сонного торможения целесообразны игры с двигательным компонентом, с использованием мячей и скакалок, кольцебросов и других пособий. При проведении подвижных игр на прогулке нужно учитывать следующее. Если перед прогулкой были учебные занятия со статистическим напряжением, ее лучше начать с подвижной игры. Если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой. Также надо учитывать время года и состояние погоды.
При проведении подвижных игр заметно, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются у детей при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Действия с пособиями конкретны и понятны детям, облегчают усвоение ими различных двигательных умений. Уже 2-3 летнему ребенку интересно перешагнуть через кубик или палку, подлезть под натянутую веревку, и он прикладывает для выполнения этого свои усилия. Применение пособий вносит разнообразие в подвижные игры. Позволяют воспитателю шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения. Так, под палки, положенные на невысокие кубики, дети подлезают в положении лежа; если палки лежат на стульях – подлезают на четвереньках и т. п. Поэтому, чтобы повысить интерес детей к движению, мы, прежде всего пополнили набор оборудования и атрибутов: приобрели новые скакалки, мячи, обручи, кольцебросы; изготовили в необходимом количестве шапочки, ленты, султанчики, платочки. Особое внимание было уделено размещению оборудования. Оно не загромождает полезную площадь помещения, и дети могут свободно брать и ставить на место любой предмет.
При проведении подвижных игр в разновозрастной группетакже нужно учитывать следующее:
2. Одни и те же пособия и гимнастические снаряды нужно использовать для различных физических упражнений.Они должны сочетаться друг с другом: Например, гимнастическая стенка с лестницей или досками разной длины и ширины. Баскетбольный щит должен иметь приспособление при помощи которого легко можно изменить его высоту. Это очень удобно при различном росте детей.
3. Снаряды и пособия, используемые в помещении и на участке детского сада, должны соответствовать требованиям, гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.
4. Они должны отвечать требованиям эстетики, привлекать детей формой, окраской, удачным их сочетанием
Мячи для детей тоже подбираются в зависимости от возраста.Например: мяч диаметром 20 – 25 сантиметров можно использовать во всех группах, а мяч диаметром 10 – 12 сантиметров только в старшей или подготовительной группе. Дети с трудом обучаются игре в мяч. Чтобы заинтересовать их,мы разбиваем детей на пары и даем задание: прокатить мячи так, чтобы они встретились или используем здесь игры – эстафеты, когда побеждает команда, которая правильно и быстро передала мяч и т. д.
Интерес детей увеличивается, когда у них появляется уверенность в своих силах. Для старших детей игры усложняются. Например в игре «У медведя во бору» медведь должен перед ловлей детей пролезть в обруч или перепрыгнуть через бревно. В игре «Лиса в курятнике» шнур натягивается с одной стороны выше, с другой – ниже. У ребенка есть выбор – пролезть там, где ниже, или там, где выше, а воспитатель может оценить действия и умения детей.
В старших возрастных группах на прогулках должны планироваться подвижные игры разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3 – 4 новые игры.
Так как наша группа не только разновозрастная, но и коррекционная по зрению, то при проведению подвижных игр нужно учитывать характер зрительных нарушений у детей.
Картотека подвижных игр в старшей группе КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром.
Картотека подвижных игр в первой младшей группе Подвижные игры. Ходьба и бег. 1. К куклам в гости На стульчиках сидят 8 кукол, по количеству играющих детей. Воспитатель приглашает детей.
Картотека подвижных игр в старшей группе Картотека подвижных игр в старшей группе Игры с бегом 1. Мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа,.
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.
Маски для подвижных игр своими руками ко Дню летних подвижных игр на МAAM Летом большую часть времени дети в детском саду проводят на улице, на участке детского сада. На свежем воздухе очень полезно играть в подвижные.
Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.