Что нужно учитывать при выборе скорости движения
Körkort.ru
Скорость движения
Скорость является важнейшим фактором, влияющим на безопасность на дороге. Всегда адаптируйте свою скорость к условиям движения.
Как правильно выбрать скорость движения
Вы не имеете права без причины прибегать к торможению или двигаться чрезмерно медленно. Наиболее безопасная скорость та, с которой движется основной поток автомобилей. Выделяясь из основного потока вы всегда создаете потенциально опасную ситуацию.
Ограничение максимальной скорости
Следуйте указаниям дорожных знаков. Если знаки отсутствуют, и вы не можете точно определить действующее ограничение максимальной скорости, то берите за основу:
Важное замечание об ограничении скорости
Обозначенная на знаках скорость, к примеру 70 км/час, не означает, что вы должны ехать ровно 70 км/час. Знаки указывают на ограничение максимальной скорости
Точно так же, как, наливая воду в стакан, вы не ставите себе цели налить его точно до краев, а если на лифте указано «грузоподъемность 500 кг» это вовсе не означает, что каждый раз в него следует загружать ровно 500 кг груза.
Очень часто неопытные водители стремятся ехать на пределе допустимой скорости, хотя в этом нет никакого смысла, поскольку экономия времени от такого движения чаще всего ничтожно мала и не оправдывает увеличение опасности.
Ограничение скорости для грузовых автомобилей
Тяжелые грузовые автомобили (полной массой свыше 3,5 тонн) могут двигаться по скоростным шоссе с максимальной скоростью 90 км/час. На остальных дорогах их скорость движения ограничена 80 км/час.
Утрата ощущения скорости (fartblindhet)
При съезде со скоростного шоссе на полосу торможения или другую дорогу с меньшей скоростью движения зачастую у водителя возникает эффект утраты ощущения скорости. Автомобиль все еще движется достаточно быстро, но кажется, что его скорость очень низкая. Неопытные водители, не готовые к такой ситуации, могут потерять контроль над автомобилем и, например, не вписаться в поворот.
Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения?
Современные автомобили способны развивать высокие скорости. Это и достоинство их, и главный источник опасности. Очень трудно при необходимости резко затормозить либо изменить направление движения автомобиля, если вы мчитесь на большой скорости. Выбор скорости должен соответствовать возможностям остановки автомобиля. Вот об этом мы и поговорим в статье «Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения».
Скорость движения автомобиля напрямую связана с профессиональным мастерством водителя. Один из главных навыков вождения — это своевременно определить возможную опасность. Опасны места с ограничением видимости. Это могут быть строения, различные зеленые насаждения, стоящие на остановках машины, из-за которых могут выбегать пешеходы и т.д. Упрощенно можно определить допустимую скорость. Если 1метр видимого расстояния соотнести со скоростью 1 км/час, то если дорога просматривается на 30м, скорость соответственно выбираем 30 км/час.
На скоростных автомагистралях обычно предельная скорость движения выше. При интенсивном движении в населенных пунктах условия движения затруднены. Обычно здесь скорость не превышает 60 км/час. По загородным дорогам водитель ездит на повышенной скорости. А вот при въезде в населенный пункт, водитель снижает скорость. После быстрой езды переключиться и смириться с медленной ездой многим не так-то просто. Вот по этой причине при превышении скорости и происходят ДТП. Скорость движения ночью, во время дождя или снегопада кажется меньше, чем на самом деле. Чаще обращайте внимание на спидометр. Водитель самостоятельно должен решить для себя задачу, какую в конкретном случае выбрать оптимальную скорость. Водитель принимает во внимание не только интенсивность движения транспорта и пешеходов, но и ширину дороги, состояние покрытия дороги, видимость дороги в направлении движения, состояние транспортного средства, а также атмосферные условия, особенности перевозимого груза и т.д. Водитель самостоятельно анализирует дорожную обстановку и выбирает допустимую скорость движения транспорта.
Очень важно не забывать, что однообразная придорожная местность со временем способна притупить остроту восприятия водителем окружающей обстановки. Автомобиль на таких дорогах как бы укачивает водителя. Мелькание придорожных деревьев действует на водителя как снотворное. В таких случаях водитель должен приоткрыть окно, чтобы проветрить салон автомобиля. Через каждые 2-3 часа стоит сделать остановку для небольшой разминки. Не помешает включить радиоприемник. Правда, не всякая радиопередача способна взбодрить. Бывает и наоборот.
После сильного дождя при некоторых критических скоростях шина как бы «всплывает» и движется по поверхности воды. Эффективность работы тормозов уменьшается в два раза. Такой эффект чаще свойственен для шин с мелким и плотным рисунком протектора. Но особенно сильно он проявляется при изношенности протектора. Сколько угодно поворачивай рулевое колесо — автомобиль все равно двигается в прямом направлении. Что же нужно предпринять, чтобы избежать появления этого опасного эффекта?
Заметить его очень непросто. Когда скорость автомобиля достигает своей критической скорости, при прямолинейном движении у водителя не возникает опасений. Но как только приходится изменить направление движения либо резко затормозить, водитель понимает, что автомобиль стал неуправляемым. Вот поэтому на дороге, которая покрыта водой, нужно быть особенно осторожным. Снижать скорость движения необходимо в начале дождя. Первые капли дождя не смывают, а только смачивают дорожную пыль грязь, при этом превращая ее в «смазку». Такая «смазка» значительно уменьшает эффективность действия тормозов. А после сильного дождя коэффициент сцепления повышается. В такую дождливую погоду очень опасны участки, на которых к главной асфальтированной дороге присоединяются второстепенные дороги, но без покрытия. Проезжать эти места нужно с небольшой, но постоянной скоростью.
Вот поэтому после проезда больших луж и не рекомендуется резко увеличивать скорость. Если тормоза намокли, их необходимо «просушить». Для этого нужно увеличить подачу топлива, а левой ногой притормаживать. Только когда водитель поймет, что эффективность тормозов восстановлена, он может повысить скорость движения.
Анализируя ДТП, выяснилось, что основная их часть приходится на участки дороги, в которых имеются крутые повороты, спуски и подъемы, узкие участки и т.д. Вот по таким участкам проезд разрешен только с ограниченной скоростью. Если до такого участка скорость не ограничивалась, то неосмотрительный водитель может попасть в ДТП. Итак, неверный выбор скорости при движении на таких участках дороги является одной из главных причин опрокидывания или столкновения со встречным транспортом. Причем чем выше скорость движения, тем больше опасность опрокидывания. Иногда на поворотах дорог водитель хотя и движется с допустимой скоростью, но поздно замечает поворот. А для того, чтобы вписаться в поворот, водителю приходится резко повернуть рулевое колесо. Подъезжая к повороту, надо твердо знать, что лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем начинать торможение при прохождении его. На повороте никогда не стоит выключать или переключать передачи. Если предстоит крутой поворот, а в конце его необходимо переключение передач, то сделать это лучше в начале поворота. Помните, что на повороте торможение и выключение сцепления может привести к заносу.
Интересно, что количество происшествий на дороге под уклон происходит от 1,5 до 3-х раз чаще, чем при движении на подъем. Опасность напрямую связана с увеличением длины тормозного пути при движении на спусках во время экстренного торможения.Никогда не забывайте, что только правильный выбор скорости движения вашего автомобиля является одним из важнейших условий безаварийной работы водителя. Скорость автомобиля способна изменяться в довольно широких пределах. По Правилам дорожного движения водитель, выбирая скорость движения автомобиля, должен не забывать об ограничении скорости. С увеличением скорости возрастает и напряжение водителя. Большинство ДТП происходит из-за несоответствия скорости автомобиля конкретной обстановке движения автомобиля. Многим водителям трудно правильно выбрать безопасную скорость. Обычно желание выбрать необоснованно высокую скорость проявляется у молодых и неопытных водителей. Опытный водитель всегда движется без особых перепадов скорости, без резких торможений и с наименьшим количеством переключения передач. Только такой режим движения будет меньше утомлять водителя и пассажиров. Он позволит уменьшить расход топлива. Износ автомобиля уменьшится и позволит снизить вероятность возникновения опасных ДТП.
Водитель, который движется с меньшей скоростью, чем средняя скорость автомобильного потока, обычно обгоняется большинством машин и становится объектом для наезда сзади. Водитель, который движется с превышением средней скорости автомобильного потока, уже сам совершает частые обгоны. Вождение транспорта при интенсивном городском движении требует от водителя дисциплинированности. На одной и той же дороге в разное время суток и при разной погоде нужно менять скорость. Только опытный водитель, наблюдая за сменой сигнала светофора, скорость выбирает таким образом, чтобы не делать резкого торможения.
Да и на дорожном покрытии можно встретить различные выбоины, заниженные канализационные люки. На таких участках движение с большой скоростью может привести к поломке. Если же проделывать лихие маневры с целью объезда, то возможно столкновение с другим автомобилем, который движется по соседней полосе. На некоторых участках дороги разбросаны щебень и мелкие камни. На таких участках дорог обычно скорость движения ограничена. Ограничение обозначено соответствующими дорожными знаками. Скорость на таких участках рекомендована в пределах 20-30 км/ч. Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть увеличена. Если не выполнить все эти рекомендации, то водитель рискует разбить лобовое стекло своего автомобиля камнем.
В своей статье «Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения» мы постарались дать рекомендации по выбору скорости при различных ситуациях. При выборе скоростного режима движения водитель обязан неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения. Он не должен превышать скорость движения, которая предписана соответствующими дорожными знаками. Водитель согласно техническим характеристикам своего транспортного средства и условиям движения определяет максимальную скорость. Двигаться с большой скоростью можно лишь исключительно при полной надежности машины, с учетом соответствующих дорожных условий и, конечно, при хорошем физическом состоянии.
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Что должно иметь для Вас решающее значение при выборе скорости движения в темное время суток?
1. | ? | Условия видимости. |
2. | ? | Предельные ограничения скорости, установленные для Вашего транспортного средства. |
Двигаясь в темное время суток с предельно допустимой скоростью, водитель может при возникновении опасности не успеть остановиться в пределах освещаемого фарами участка дороги. Поэтому ночью условия видимости имеют решающее значение при выборе скорости.
Считаете ли Вы безопасным движение на легковом автомобиле в темное время суток с ближним светом фар по неосвещенной загородной дороге со скоростью 90 км/ч?
1. | ? | Да, так как предельная допустимая скорость соответствует требованиям Правил. |
2. | ? | Нет, так как остановочный путь превышает расстояние видимости. |
Ближний свет фар обеспечивает видимость дороги в темное время суток на 30-40 м, а остановочный путь автомобиля при скорости 90 км/ч составляет примерно 90-100 м. Это значит, что движение в подобных условиях не является безопасным, так как остановочный путь намного превышает расстояние видимости.
При движении в условиях плохой видимости нужно выбирать скорость, исходя из того, чтобы остановочный путь был:
Критерием выбора скорости при движении в условиях плохой видимости является остановочный путь, который всегда должен быть меньше расстояния видимости.
Что должно иметь для Вас решающее значение при выборе скорости движения в плотном потоке транспортных средств?
1. | ? | Интенсивность движения. |
2. | ? | Предельные ограничения скорости, установленные для Вашего транспортного средства. |
В плотном потоке ТС движение со скоростью, большей или меньшей скорости потока, опасно и может способствовать возникновению аварийной ситуации. Скорость потока, как правило, не совпадает с предельно допустимой для вас скоростью, и поэтому при движении в потоке именно интенсивность движения имеет решающее значение при выборе скорости.
Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?
1. | ? | Восприятие скорости не меняется. |
2. | ? | Кажется меньше, чем в действительности. |
3. | ? | Кажется больше, чем в действительности. |
Водитель воспринимает скорость своего автомобиля, главным образом, по скорости перемещения объектов, попадающих в поле его зрения. Если такие объекты, как деревья, дорожные знаки, другие автомобили длительное время удалены от Вас, то угловая скорость их перемещения уменьшается. И этот визуальный эффект воспринимается водителем, как уменьшение скорости движения самого автомобиля. Поэтому в таких условиях водителю целесообразно сверять свою скорость по спидометру.
Что подразумевается под остановочным путем?
1. | ? | Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. |
2. | ? | Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки. |
3. | ? | Расстояние, соответствующее тормозному пути, определенному технической характеристикой данного транспортного средства. |
Под остановочным путем подразумевается расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, так как до начала торможения ТС успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода.
Что подразумевается под временем реакции водителя?
1. | ? | Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства. |
2. | ? | Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию. |
3. | ? | Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза. |
Под временем реакции водителя подразумевается время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по избежанию опасности. В зависимости от состояния водителя и его опыта, а также сложности обстановки, в которой находится водитель, это время обычно составляет от 0,5 до 1,5 секунды.
Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:
1. | ? | Значительно меньше средней скорости потока. |
2. | ? | Значительно больше средней скорости потока. |
3. | ? | Равна средней скорости потока. |
Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном потоке будет меньше, если скорость Вашего ТС близка к средней скорости потока. Движение с большей или меньшей скоростью провоцирует выполнение лишних маневров, что при движении в плотном потоке опасно.
При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:
1. | ? | Большим, чем в действительности. |
2. | ? | Меньшим, чем в действительности. |
3. | ? | Соответствующим действительности. |
При движении в условиях тумана водитель должен учитывать, что расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности.
Двигаться по глубокому снегу на грунтовой дороге следует:
1. | ? | Изменяя скорость движения и передачу в зависимости от состояния дороги. |
2. | ? | На заранее выбранной пониженной передаче, без резких поворотов и остановок. |
Движение по глубокому снегу по грунтовой дороге на заранее выбранной пониженной передаче, без резких поворотов рулевого колеса и остановки обеспечит вам необходимый запас мощности, требуемый для преодоления возникающих на этом участке больших сил сопротивления.
Какие преимущества дает Вам использование зимних шин в холодное время года?
1. | ? | Исключается возможность возникновения заноса. |
2. | ? | Появляется возможность в любых погодных условиях двигаться с максимально допустимой скоростью. |
3. | ? | Уменьшается возможность проскальзывания и пробуксовки колес на скользком покрытии. |
Зимние шины отличаются от летних или всесезонных специальным рисунком протектора и повышенными сцепными качествами, что уменьшает возможность возникновения проскальзывания или пробуксовки колес на скользком покрытии. Если автомобиль используется на зимних дорогах со снежным накатом или в гололедицу — то рекомендуется использовать шипованные шины. Однако, использование зимних шин, в том числе и шипованных, требует от водителей осторожности при выборе скорости движения, так как возможность возникновения заноса на скользком покрытии не исключается.
Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива?
1. | ? | Расход топлива увеличивается. |
2. | ? | Расход топлива уменьшается. |
3. | ? | Расход топлива не изменяется. |
Езда на повышенных оборотах двигателя увеличивает расход топлива.
Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?
1. | ? | Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению. |
2. | ? | Увеличивается. |
3. | ? | Не изменяется. |
При подсоединении прицепа, не имеющего своей тормозной системы, тормозной путь автомобиля увеличивается, так как увеличивается масса сцепленных ТС.
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:
1. | ? | Ниже, чем в действительности. |
2. | ? | Выше, чем в действительности. |
3. | ? | Восприятие скорости не меняется. |
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности, что увеличивает опасность столкновения при встречном разъезде, обгоне и объезде.
Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?
1. | ? | Усилить нажатие на педаль. |
2. | ? | Не менять положение педали. |
3. | ? | Уменьшить нажатие на педаль. |
Занос на скользкой дороге может возникнуть при резком ускорении движения из-за пробуксовки ведущих колес автомобиля. В этом случае необходимо устранить причину заноса, т.е. уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.
Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:
1. | ? | Прекратить начатое торможение. |
2. | ? | Выключить сцепление. |
3. | ? | Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза. |
Занос на скользкой дороге может возникнуть при торможении из-за блокировки задних колес автомобиля. В этом случае необходимо в первую очередь устранить причину заноса, т.е. прекратить начатое торможение. В дальнейшем поворотом рулевого колеса в сторону заноса можно выровнять траекторию движения автомобиля.
Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?
1. | ? | Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес. |
2. | ? | Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее до полной остановки. |
При наличии на автомобиле антиблокировочной тормозной системы, контроль над сцеплением шины с покрытием проезжей части возложен на эту систему. Поэтому при экстренном торможении следует нажать на педаль тормоза до отказа и удерживать ее до полной остановки.
Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить ситуацию в стремительно меняющейся дорожной обстановке.
Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?
1. | ? | Частое и резкое ускорение при плавном замедлении. |
2. | ? | Плавное ускорение при резком замедлении. |
3. | ? | Плавное ускорение при плавном замедлении. |
Плавное ускорение при плавном замедлении обеспечит наименьший расход топлива.
В каком из перечисленных случаев водителю следует оценивать обстановку сзади?
1. | ? | Только при резком торможении. |
2. | ? | Только при торможении на дороге с мокрым или скользким покрытием. |
3. | ? | При любом торможении. |
Любое торможение опасно, так как водитель, движущийся сзади может вовремя не среагировать на изменение скорости движения Вашего транспортного средства. Если Вы выработаете привычку смотреть в зеркало заднего вида, то у Вас появится возможность предотвратить многие случаи ДТП (в частности наезды сзади).
Как следует поступить водителю, если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь?
1. | ? | Уменьшить скорость и быть особенно осторожным. |
2. | ? | Не изменяя скорости продолжить движение. |
3. | ? | Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь. |
При появлении первых капель дождя водителю следует уменьшить скорость и быть особенно осторожным, так как находящиеся на дороге пыль, масло, частицы резины и т.д. образуют скользкую пленку, которая впоследствии смывается дождем.
Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:
1. | ? | Торможением с блокировкой колес (юзом). |
2. | ? | Торможением на грани блокировки способом прерывистого нажатия на педаль тормоза. |
Уменьшение тормозного пути достигается торможением на грани блокировки, так как заблокированные колеса скользят по дороге, увеличивая при этом тормозной путь.
При движении на каком автомобиле увеличение скорости может способствовать устранению заноса задней оси?
Действия водителя по устранению заноса (скольжения задних колес в сторону) на переднеприводных и заднеприводных автомобилях различны. На переднеприводном автомобиле при увеличении скорости ведущие передние колеса «потянут» за собой задние, тем самым, устраняя занос. На заднеприводном автомобиле увеличение скорости усилит «набегание» задних ведущих колес на передние, тем самым, усиливая занос.
Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду?
1. | ? | Продолжить движение, немного натянув рычаг ручного тормоза. |
2. | ? | Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза. |
3. | ? | Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания. |
После проезда водной преграды необходимо просушить тормозные колодки. Многократное непродолжительное нажатие на педаль тормоза позволит быстро восстановить эффективность тормозов всех колес автомобиля.
Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:
1. | ? | Примерно 0,5 секунды. |
2. | ? | Примерно 1 секунду. |
3. | ? | Примерно 2 секунды. |
Время реакции водителя изменяется в пределах от 0,4 до 1,6 секунды и зависит от его психофизических особенностей, опыта, сложности дорожной обстановки и многих других факторов. Исходя из многочисленных исследований, принято считать, что среднее время реакции водителя составляет около 1 секунды.
Как должен поступить водитель в случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина»?
1. | ? | Увеличить скорость. |
2. | ? | Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза. |
3. | ? | Снизить скорость, применяя торможение двигателем. |
Во время сильного дождя вода сохраняется в зоне контакта колес с покрытием, в результате чего может (особенно при изношенном протекторе) образоваться «водяной клин», а колеса начинают скользить по покрытию. В этом случае водителю следует плавно снизить скорость, применяя торможение двигателем, так как любое резкое изменение скорости движения может привести к заносу автомобиля.
Как влияет утомление водителя на его внимание и реакцию?
1. | ? | Внимание притупляется, время реакции уменьшается. |
2. | ? | Внимание притупляется, время реакции увеличивается. |
3. | ? | Внимание не притупляется, время реакции увеличивается. |
В утомленном состоянии время реакции увеличивается, а внимание притупляется.
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
1. | ? | Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее до полной остановки. |
2. | ? | Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза. |
3. | ? | Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес. |
Экстренное торможение подразумевает остановку автомобиля на кратчайшем расстоянии от места начала торможения. Если ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, то на скользкой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не выключая сцепление и передачу, используя торможение двигателем и не допуская блокировки колес (движения «юзом»).
Какое расстояние проедет транспортное средство за одну секунду при скорости движения около 90 км/час?
На скорости 90 км/час автомобиль за 1 секунду проезжает 25 метров. (90000м/3600сек) * 1сек = 25м. Где S = VT (S — расстояние, V — скорость, T — время).
Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?
1. | ? | Увеличивается пропорционально квадрату скорости. |
2. | ? | Увеличивается пропорционально скорости. |
3. | ? | Не зависит. |
Тормозной путь зависит от скорости движения, значений коэффициента сцепления шины с дорогой и некоторых других параметров. Так, величина тормозного пути прямо пропорциональна величине квадрата скорости движения и обратно пропорциональна значениям коэффициента сцепления шины с дорогой (для сухого асфальтобетонного покрытия он равен в среднем 0,7; для мокрого — 0,4; для укатанного снежного покрытия — 0,2; для обледенелого покрытия — 0,1).