Что нужно уметь архитектору
Мама, кажется я архитектор
Статья направлена на диалог о необходимости архитектора в команде. Она будет интересна тем, кто задумывается о пути своего развития, когда “все дороги уже исхожены”. Когда имеющийся богатый опыт делает твою работу “неэффективной” с точки зрения коллег. Когда тебя уже почти ничего не удивляет и каждый следующий проект это дежа вю. Ты выгораешь.
Кто такой архитектор?
Погуглить на эту тему может каждый самостоятельно. Я постараюсь не быть кэпом и отражу сущность архитектора под необычным углом. Лично мне нравится шуточное определение этой роли:
Архитектор — человек, который способен любому разработчику в команде аргументированно доказать, что его мнение ничего не стоит.
Архитектор — человек, который лучше других знает когда нужно уходить из проекта.
Хотя оба определения шуточные, но они демонстрируют пару ключевых способностей этой роли:
За этими пунктами стоит большой опыт. Можно ли обойтись без десятка(ков) лет в профессии, чтобы стать архитектором? Можно. Так же, как стать сеньором С++ через пару месяцев. Все зависит от человека, его способностей и самокритичности.
Если вы сами создавали хотя бы одну программку, вы уже архитектор. Архитектор-джун. Смешно звучит. Хотя….
Если мы возьмем команду примерно равных по опыту разработчиков, кто из них станет архитектором? Тут обычно два сценария:
Возможно покажется странным, но первый сценарий более жизнеспособный. Дело в том, что имея конфликт интересов или профессиональный конфликт в команде, можно получить повышение качества продукта. Конечно, жертвуя временем.
А вот второй сценарий может привести к тому, что более талантливый специалист будет попросту задавлен харизмой и софт-скилами самовыдвиженца. И продукт проиграет, получив самоуверенную персону, не терпящую альтернативного мнения.
Поэтому, к важным качествам архитектора относится и:
Архитектор должен уметь использовать интеллектуальный ресурс команды, прислушиваться к мнению, настаивать там где нужно, брать на себя ответственность, быть наставником, учиться (много и постоянно), находить компромиссы и уметь заразить команду идеей.
Что должен делать архитектор?
Из стереотипных представлений об архитекторе известно, что он должен рисовать всякие схемы во всяких там нотациях. Бизнес-процессы, требования к системам и т.п. штуки, которые мешают творить разработчикам.
Но это лишь артефакты деятельности. В ходе создания этих артефактов происходит магия, которая и отличает архитектора от плохого художника.
На самом деле, ключевой функцией роли является архитектурный охват. Т.е. осознание того как система функционирует. И совсем не обязательно все должно быть документально выражено. Примером может стать проект, на котором задействован всего один разработчик. Он вполне успешно способен создать основу системы в голове и тут же выразить ее в коде.
Если же в проекте участвует много людей с разными профессиональными векторами, то простое удержание в голове уже недостаточно. Архитектор, это роль, которая должна позволить всем четко понимать конечный технический портрет системы. И для этого требуется наглядное изложение того, что уложено в его голове. Вот тут на помощь приходят кружочки и квадратики.
Часто архитекторы загоняются по нотациям. В целом, это хорошо. Т.к. есть стандартизация представления архитектуры. Но далеко не всегда конечный потребитель архитектуры умеет читать такие нотации. При высоком уровне развития процессов в компании это оправдано. Всех приучаем к стандарту и вперед. Но в стартапах, где нужно оперативно запустить разработку в компании разношерстных высококвалифицированных сеньоров (которые сами все знают), нотации обычно не заходят. Приходится быть ближе к людям. И рисовать понятно. А не умно.
Тем более это станет проблемой, когда нужно будет получить от кого-то из команды его представление о верном архитектурном решении. Человек или не сможет вам его описать или закомплексует. И это фейл архитектора — неспособность использовать интеллектуальный ресурс команды.
Если показалось, что я выше ёрничал, написав в скобках о сеньорах, что они все сами знают, то это не так. Они действительно все сами знают. Часто это люди, разделяющие роль архитектора и разработчика. Но зачастую, у них есть проф-деформация — они тоталитарно проводят свое мнение о необходимом решении. Это связано с тем, что в команде они были (есть) самыми сильными разработчиками. И вынуждены брать на себя ответственность.
Архитектор обязан выстроить с командой доверительные отношения. Я пишу доверительные, а не дружеские или просто хорошие. В понятие доверия я включаю возможные профессиональные конфликты. Но при этом, каждая сторона понимает, что этот конфликт не личный. Каждая из сторон хочет лучшего проекту. И даже если ты уступишь в споре, это не проигрыш, а выраженное доверие использовать решение оппонента.
Архитектор обязан делиться своим опытом и уметь “переваривать” чужой. В команде всегда найдется кто-то с интересным опытом. К сожалению, обычно, этот опыт имеет узкий угол обзора его предпосылок. При выборе стека разработчик может сказать:
Сомневаться в этом нет причин. Но это не повод делать также. У проекта на котором он работал есть свои исторические корни и проблемы. Весьма вероятно, что React имеет минусы, о которых разработчик или умалчивает, или не знает.
Умалчивать разработчик может ненамеренно. Возможно он исключительно React использовал до этого. Ему не с чем сравнивать. Случается и обратное. Например, на рынке разработчик React выше оплачивается. На прошлом месте он завидовал коллегам пишущим на React. Но шанса изменить стек не было. Т.е. разработчик имеет исключительно шкурный интерес.
Архитектор обязан рассмотреть предлагаемый опыт. При рассмотрении он должен учесть все детали. Составить свое мнение и аргументированно донести его.
Например, в вопросе выбора элементов стека хорошо зарекомендовал себя документ “Выбор ключевого решения”. В нем, в водной части, описываются требования, ограничения и специальные условия. Затем под эти рамки подбираются и сравниваются решения. В заключении делается мотивированный вывод. Последней фазой является утверждение документа командой.
Это необходимая бюрократия. Подобный выбор будет влиять на успех проекта, если не все время его существования, то длительный промежуток времени. Команда должна быть уверена, что выбор был сделан взвешенно и разделять его.
И конечно, архитектор обязан создавать системы с бизнесом, для бизнеса и ради бизнеса.
Чего не должен делать архитектор?
Самое главное, что не должен делать архитектор — допускать демократию.
Т.е. количественный метод принятия решений. Где любой в равной степени может воздействовать на выбор.
Любое решение должно иметь основания. В какой-то степени, можно допустить случай, когда имеется пара решений с идентичными свойствами и остается только ткнуть пальцем не глядя… но из моего личного опыта этого можно избежать дообследованием.
Случается, что при защите выбранного решения архитектор может столкнуться с тем, что оно не утверждается. По какой-то причине аргументы, определяющие выбор, воспринимаются недостаточными. Это не повод отступать. Требуется дополнить матрицу сравнения неохваченными свойствами. Учесть критику. И идти на второй заход. Третий. В любом случае, документ должен отражать причины выбора. Только так проект гарантирован от флэшбэков и запоздалых разборок. Никакой демократии.
Второе по важности — недопустимо дистанцироваться от бизнеса и разработчиков. Иногда, так хочется пожить в своем идеальном мирке, где все понятно и логично. Но, жизнь сурова. Бизнес стремится развиваться. Нужно уметь слушать идеи бизнеса и понимать вектор их развития. Закладывать в архитектуру концепции, которые позволят решать задачи, еще несформулированные бизнесом.
Держи друга близко, врага еще ближе, а с разработчиком нужно быть одним целым.
Какую бы классную архитектуру не наваял архитектор, если разработчик не видит в ней ценности, он ее похоронит.
Требуется осознавать, что разработчик не смотрит на систему как архитектор. Он фильтрует информацию, стараясь оставить только то, что ему необходимо в его непосредственной деятельности. Не потому, что он злобная сволочь. Просто у него голова забита иной очень важной информацией, помогающей выполнять ему его работу.
Важно уважать это и доносить ровно ту часть информации, в которой он испытывает потребность. Лучший способ — доносить информацию так, чтобы у разработчика возникла та же идея, которую заложил архитектор. В этом случае успех гарантирован.
Архитектор не должен манипулировать бизнесом. Таланты архитектора могут сыграть злую шутку с ним самим и проектом в целом. Он намеренно или ненамеренно может стать частью системы принятия решений бизнесом.
Опасно, когда бизнес начинает ориентироваться на мнение архитектора в несвойственных ему областях. Риск и асистемность в молодом бизнесе необходимое зло. Юные менеджеры-стартаперы, поддавшиеся на манящие песни архитектора о том, что все должно быть системно, могут с удивлением обнаружить, что затраты на операционку (поддержание системы) превосходят бизнес-профиты.
Где искать архитектора?
У нас в компании встал вопрос поиска архитектора на проект. Как водится нужно описать вакансию. Требования относительно очевидны:
Предлагаю эксперимент — закройте рукой слово “архитектор”. Какая роль рисуется под этими скилами? Скорее ИТ-директор или CTO. И это вполне справедливо. Более того, вероятна ситуация, когда от архитектора требуются гораздо более развитые скилы из этого перечня. А разница заключается в обязанностях.
Что мы видим? Очевидно, что архитектор и руководитель расходятся в цели существования.
Типичный юный ИТшник видит перед собой карьеру: джун->мидл->сеньор->тимлид->CTO. Но где-то на третьей ступени он начинает понимать, что, что-то идет не так. И уже на последнем — теряет самореализацию в разработке. Он перегружен административкой. Забыл когда в последний раз код писал.
Я видел много примеров, когда люди, добившись шаблонного карьерного успеха, тухли. Многие, теряя то, что им так нравилось, заводят свои pet-проекты. И пытаются там самореализоваться.
Путь архитектора это иной, весьма интересный путь. Я бы сказал, это правильный путь ИТшника. Не менеджера, а именно ИТшника. Который хочет иметь все более серьезные профессиональные вызовы. Он имеет возможность самореализации каждый день на всем карьерном пути.
Так где искать архитекторов? Мне кажется: среди счастливых профессионалов или внутри несчастных менеджеров.
Вместо заключения
Предлагаю пообщаться на тему необходимости архитектора в команде. Как вы себе представляете его роль? Сталкивались ли вы с его необходимостью? Возможно напротив, он вам мешал? Видите ли вы себя архитектором в перспективе? Хотели бы вы поменять путь менеджера на путь архитектора? Сделало бы вас это счастливее?
Профессия архитектор: где учиться и зачем
Выпускница архитектурного факультета делится опытом: как готовиться к поступлению, каково учиться у советских преподавателей и ради чего становиться архитектором
Учиться на архитектора я решила случайно. Где-то за год до поступления поняла, что хочу заниматься чем-то осязаемым, что смогу потрогать. Впрочем, тяга к организации пространства у меня была давно: в детстве я любила переставлять мебель в кукольном домике и строить шалаши.
В 2016 году я окончила Государственный университет землеустройства. Сейчас работаю по специальности в архитектурной фирме. Расскажу, какие сложности у меня были на пути с поступления до работы.
Чем занимается архитектор
Архитектор — это человек, который знает, как удобно и надёжно расположить объекты в пространстве. Он проектирует здания, контролирует строительство и занимается документацией по проекту.
Ещё есть инженеры-проектировщики. Если архитектор скорее придумывает, как здание будет выглядеть снаружи и внутри, то инженер разрабатывает и просчитывает конструкции. Работать инженером можно и с архитектурным образованием, но лучше доучиться.
Куда поступать
В Москве 10 вузов с архитектурной специальностью:
МАРХИ — главный и самый старый архитектурный вуз страны, в других институтах есть только архитектурные кафедры. Именно он задаёт учебные программы и котируется больше остальных. Поэтому поступить в МАРХИ сложно: там очень высокий конкурс. Я знаю людей, которые поступали туда несколько лет.
Остальные вузы попроще, но, по большому счету, качество образования одинаково во всех вузах. Потому что по одной и той же программе учат одни и те же преподаватели — они переходят из одного вуза в другой.
При выборе института роль играет скорее статусность: многие работодатели принимают на работу только выпускников МАРХИ. Также стоит смотреть на уклон вуза. Например, в МГСУ это строительство, в ГУЗе — землеустройство.
Что нужно для поступления
Экзамены. Чтобы поступать на архитектора, достаточно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Большее значение имеют творческие экзамены: рисунок и черчение. На рисунке нужно рисовать голову и капитель. На черчении — выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали. Также в некоторых вузах на вступительных есть живопись.
Сроки. Я подготовилась меньше чем за год, но это были критические сроки. Начинать лучше за год-два. Особенно, если за плечами нет художественной школы. Некоторые мои однокурсники закончили художку и уже умели делать то, что я осваивала в ускоренном темпе.
С другой стороны, успешная сдача экзаменов зависит скорее от желания, чем от способностей. Чем сильней ты хочешь в архитектуру, тем больше у тебя шансов поступить.
Где готовиться. Главное — найти хорошего преподавателя, который натаскает по основным экзаменам. Советую искать его в том институте, куда собираетесь поступать. Также при вузах есть подготовительные курсы. Но они дают гораздо меньше, чем индивидуальные занятия.
Каково учиться
Сейчас по программе бакалавриата архитекторы учатся 5 лет. Я же застала то время, когда учились все 6.
Предметы. Профильный предмет в архитектурном — это проект. На нем выдают объекты, которые ты должен придумать от начала до конца. Поначалу это что-то простое: детская площадка или бензозаправка. На следующих курсах мы проектировали банки, музеи, дома отдыха и другие сложные общественные здания.
Работа над проектом была интересной, но больше всего мне нравилась история архитектуры. Особенно нам повезло с преподавателем по современной архитектуре — это направление я открыла для себя только благодаря ему.
Вообще, архитектурное искусство позволяет по-другому смотреть на окружающее тебя пространство. Не так, как привык видеть среднестатистический человек. Ты идешь по улице и понимаешь время, стиль, почему так произошло именно с этой улицей. Начинаешь разбираться в искусстве, интересоваться живописью. Это очень приятно и здорово.
Сложности. С самого начала учебы нам приходилось выкручиваться. Не знаю как в других вузах, но в ГУЗе преподавали плохо. Уже на первой паре нам задали собрать проект, но не объяснили, как это сделать. Преподаватель использовал термины, которые я слышала впервые — например, «генплан» и «экспликация». Но как они должны выглядеть, никто не показал. В итоге у нас было два дня, чтобы достать чертежи и сведения.
Но это было неплохой школой: по жизни нужно уметь самому находить необходимую тебе информацию. Самообразование в институте подготовило меня к этому.
Другая трудность касалась компьютеров и архитектурных программ. Нам разрешили в них чертить только на четвертом курсе — преподаватели были уверены, что компьютер всё делает за нас. За чертежи, сделанные в программе, даже снижали оценки. А преподаватели, которые вели занятия по программам, не знали их. Поэтому нам пришлось разбираться самим.
Думаю, это связано с поколением преподавателей. В большинстве своём они выходили ещё из старой советской школы и не были заинтересованы в том, чтобы передавать нам информацию.
Конечно, были и достойные преподаватели, которые интересно проводили занятия и охотно делились знаниями. Они пришли к нам на четвертом курсе. Один из них вёл проекты, и это был «горящий» своей работой человек, всегда желающий узнать что-то новое. Он поддерживал наши идеи и делал так, что работа над проектом была нам в радость.
Практика
В конце каждого курса у нас была практика. В первый год мы поехали на обмеры в г. Борисоглебск. Там нас распределили на группы и отправили к зданиям — как правило, полуразрушенным или историческим. Суть была в том, чтобы сделать замеры, начертить это здание и сдать как проект.
На другом курсе нас отправили на реставрационную практику в усадьбу Суханово. Мне это было интересно, потому что мы жили на территории усадьбы и могли обойти все постройки, посмотреть их и пощупать. Но вначале организовали эту практику неважно: нам не дали ни инструментов, ни аптечек, ни нормальных стремянок. А мы должны были подготовить здание к реставрации: очистить стены и карнизы, вырубить подлесок. Потом всё выдали, но поначалу приходилось пользоваться подручными средствами на свой страх и риск.
На шестом курсе в качестве практики мы должны были найти место — архитектурную фирму, бюро или компанию — и проработать там два месяца. Но никто из работодателей не хотел брать к себе студента даже за просто так. Ведь по факту мы еще ничего не умели, и никто не хотел тратить на нас время. В итоге все мы устроились в последний момент только благодаря знакомым, родственникам и друзьям, которые имели какие-то связи в архитектуре.
Где работать
Специальности. После архитектурного можно работать по любой прикладной специальности, связанной с рисунком и черчением: архитектором, дизайнером, проектировщиком, инженером-конструктором. Они нужны в архитектурных фирмах, бюро, студиях дизайна.
Также можно стать художником и свободно рисовать, например, делать декорации в театре. Или пойти преподавателем по этим специальностям.
Опыт. Чтобы к концу учебы получить опыт работы, устраиваться нужно как можно раньше. Но физически это сложно: из-за нагрузок и объемных заданий мы часто не спали по ночам. У меня не получилось выделить время и силы на работу. Некоторым ребятам удавалось подрабатывать, хотя и в ущерб учебе. Думаю, они правильно делали — работодателей в итоге интересует только опыт, а не твои диплом и оценки.
Сколько получают архитекторы
Есть два способа работать архитектором.
В офисе. Это работа с 9 до 18, где ты вместе с другими архитекторами участвуешь в проекте. Задания распределяются между всеми: кто-то чертит, кто-то едет на обмеры или выбирать материалы. Контролирует проект главный архитектор. Он же общается с клиентами.
💰 Зарплата офисного работника где-то от 30 000 до 150 000 рублей. Последняя — главного архитектора по проекту.
На себя. Архитектор может уйти из офиса и сам искать клиентов. Но если ты уходишь на фриланс, то должен буквально жить архитектурой. Потому что такие люди никогда не отдыхают, и архитектура для них — образ жизни.
Архитектор на фрилансе полностью ведёт проект в одиночку. Он общается с заказчиками, чертит, ездит на объекты, подбирает мебель, контролирует подрядчиков и следит за стройкой. Плюс у него выше ответственность: за надежность конструкций тоже отвечает он.
💰 Это уже, конечно, совсем другие деньги. Гораздо больше, чем можно получить в офисе. Например, на проекте целого дома, с полным устройством и инженерией, можно заработать 600 000 рублей.
Ради чего стоит идти в архитектурный
Не могу сказать, что профессия архитектора востребована. Работу найти сложно. Сейчас всем нужны айтишники и программисты, которые создают виртуальную реальность.
Но заниматься архитектурой интересно: здорово, когда ты можешь создать что-то приятное глазу. Поэтому если вы идете в архитектурный, то должны это очень сильно любить. Не чувствуете, что это для вас жизненная необходимость — не идите. В архитектуре много творчества, и оно отнимает всего тебя.
В конце концов вы, конечно, займёте своё место. Но только при большой любви к архитектуре вы добьётесь настоящих успехов.
Изображение на обложке: Timothy J. Reynolds
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чем занимается архитектор и как им стать?
Перед вами пустое пространство — а уже через год на нем будет работать новый ресторан. Заложить фундамент, организовать инфраструктуру и удобно расставить мебель — вот чем будет заниматься архитектор с самого начала до конца проекта. О специфике профессии рассказала архитектор Елена Грейскоп.
Как освоить профессию архитектора?
Кто такой архитектор и чем он занимается
Архитектор — это тот, кто сможет создать благоприятную атмосферу везде. Будь то офисные здания, рестораны, уютные домики, маленькие пекарни у дома или даже целые города. Ко всему, что мы видим вокруг, приложил руку мастер своего дела — архитектор.
Что же это все значит? Интерьер — это все, что мы видим внутри здания, внутреннее пространство здания. Соответственно экстерьер, наоборот, все, что мы видим вне здания, то есть само строение. Идёшь по улице и видишь здание музея — экстерьер, а как только заходишь внутрь, идёшь по коридорам и смотришь на экспозиции — интерьер.
Эргономика в руках архитектора позволяет реализовать проект комфорта для человека. Никогда не задумывались, как определяют высоту кухонных шкафчиков или рабочего стола? Все это не прописано в едином мануале, специалист для каждого проекта подбирает самый удобный вариант. В таком случае итог получится не только красивым, но и удобным во всех проявлениях: от стороны открытия двери до расположения монитора.
Малые архитектурные формы встречаются повсюду. Фонарь на улице, забор у парка, беседки во дворе и скульптуры — все это дело рук архитекторов.
Ключевые навыки архитектора
Тут спектр огромен: от знаний физики до умения работать в специальных программах по типу ArchiCAD. Не обойдётся без базовых знаний в рисунке: пропорции и светотени, объём и пространственное мышление. Чтобы создать один проект, необходимо изучить сотни подобных, потому насмотренность — один из важнейших факторов.
Нужно ли учиться в художественной школе
Художественная школа обучит рисунку, но не архитектуре. Это полезный бонус, но можно обойтись и без него.
Куда поступать, чтобы стать архитектором
Без вуза не обойтись. Тут ответ очевиден — поступать стоит в архитектурный университет или колледж. В Москве это МАРХИ, в Питере — СпбГАСУ, подобные учебные заведения есть во многих городах. Обучение в таких вузах не из легких. Бессонные ночи при подготовке проекта или десятки неудачных эскизов, которые не одобрил преподаватель, — всё это неотъемлемая часть обучения. Но в результате случается магия, и из зарисовок и набросков получается полноценный проект.
Возникает вопрос: а можно ли обойти эти условия длиной в 4 года и обучиться на курсах? Теоретически да, возможно. Но есть несколько особенностей:
Если познать архитектуру хочется все-таки на курсах, то стоит обратить внимание на курсы от университетов и академий: обучение на таких курсах может длиться как один год в вузе, 8 месяцев. Так возможно получить более обширные знания.
Из чего состоит работа архитектора
Вот заказчик загорелся идеей: «Хочу уютный ресторан в французском стиле! Чтобы компании могли собираться для уютных посиделок». Архитектор кивает на эту идею головой и приступает к делу.
Первый шаг — обмеры и диагностика объекта. А после начинается волшебство. Как в нескольких десятках метров уместить кухню, зал, так ещё и сделать планировку эргономичной? На все эти вопросы архитектор отвечает в процессе работы над проектом.
Посмотрим на примере, как реализуется проект.
На этапе проектирования уже должно быть представление о конечном дизайне. Ведь сносить и строить новые стены, проводить электрику и разделять пространство получится только тогда, когда знаешь, где и что будет расположено в дальнейшем.
Далее начинается детализация и создаются подробные проекты для каждого пространства: от расстановки мебели до раскладки плитки.
На этапе реализации не без помощи команды, строителей и прораба все чертежи выше становятся реальностью.
Сколько длится один проект
Тут все зависит от того, что это за проект. Объём работы, сроки доставки мебели и перепланировки — это все влияет на длительность.
Можно ли работать сразу на нескольких проектах
Кажется, это совсем нереально. Нужно ведь все учесть! От и до архитектор следит за тем, что происходит на стройке. Как шпаклюют стены и расставляют элементы декора. Неужели можно успеть делать это сразу в нескольких направлениях? Да, настоящие профессионалы могут совмещать несколько проектов одновременно.
Архитектор чертит, рисует или расставляет мебель? Или все сразу?
Конечно, архитектор не работает один. Идея — точно на нем, а вот реализация — не только. Прорабы, строители, скульпторы — все эти ребята точно необходимы, для того чтобы проект был реализован.
Стройкой руководит прораб, в подчинении которого штат рабочих. Прораб следит за сроками выполнения и качеством исполнения строительных работ. Смежники — это профессионалы узкопрофильных работ: деревяшечники, ковщики, стекольщики, художники, скульпторы, флористы, корпусники и т. д. Каждый в ответе за свой сегмент. Но во главе — архитектор.
О плюсах и минусах профессии архитектора
Быть архитектором трудно, с этим не поспоришь. Приходится держать руку на пульсе, следить за всем происходящим на стройке и не забывать про другие проекты. Но профессия творческая, а каждый заказ не похож на другой.
Есть ли разница между работой в агентстве и фрилансом
Конечно, и довольно значительная. В агентстве сильно не разгуляешься: идеи генерирует архитектор, но выбор лучшей лежит не на нем. К тому же, самостоятельно выбирать объекты не получится — что дали, с тем и придётся работать.
Самостоятельная работа не только даёт пространство для творчества, но и возможность регулировать как рабочий график, так и набор проектов. Однако работа в агентстве — хороший первый шаг для начала карьеры. К тому же фрилансеру не всегда удается быстро найти удачный заказ.
Быть архитектором — значит уметь создать невероятное из ничего. Руководить процессом, генерировать идеи, творить и делать все для комфортной жизни людей — вот основная задача профессионала.