Что о стародуме рассказывает простакова
Образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль», описание, биография
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль»: описание характера и личности героя, его биография.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль», описание, биография в цитатах
«. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечении твое счастье. «
«. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода. «
«. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом..»
«. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал.
«. я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. «
«. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу. «
«. решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро. «
«. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. «
«. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. «
«. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де кого уж и полюбит, так прямо полюбит. «
Стародум разбирается в людях. Он не любит дурных людей:
«. А кого он невзлюбит, тот дурной человек. » (о Стародуме)
«. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. «
«. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность. «
«. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. «
«. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову. «
«. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..»
«. У меня правило: в первом движении ничего не начинать. ««. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству. «
«. Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. «
«. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. «
«. Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает. «
«. Горячность не допустила меня тогда рассудить. «
«. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы. «
«. Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. «
«. Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного. «
«. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. «
«. Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг..»
Что означает фамилия Стародум?
Фамилия Стародума является «говорящей», как и большинство имен и фамилий в пьесе. Эта фамилия сочетает в себе два слова: «старый» и «думать».
Но в данном случае «старый» означает не пожилой возраст героя (хотя Стародум действительно немолод). Фамилия Стародума означает его приверженность «старым» ценностям времен Петра I, его преобразовательную деятельность. Стародум хвалит старое время и осуждает «новые» нравы дворянского общества времен Екатерины II.
Вот как критик объясняют значение фамилии Стародум в «Недоросле»:
«Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».» (А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг.)
Это был цитатный образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера и биографии героя.
Недоросль. Краткое содержание и анализ
В 1781 году Д. Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой ярко прослеживается сатирическая направленность. Эта пьеса поднимает и высмеивает проблемы актуальные и в наше время — невежество, необразованность и отсутствие духовности.
Время и место сюжета
Действие происходит в конце 70-х, 80-х годов 18 века, сразу после восстания Пугачева. Именно в этот период дворянство стало задумываться над тем, почему возникают крестьянские восстания. Выдвигается вопрос о крепостном праве, поэтому главные герои комедии — крепостники. На сцене «Недоросль» была поставлена в 1782 году.
Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.
Действующие лица пьесы и их характеристика
В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.
Главные герои комедии
Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.
Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.
Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, дядя Митрофана. Дворянин, глупый и невежественный. Любит только свиней. Хочет жениться на Софье, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «скотские» поступки проявляются в грубости и неуважении к другим людям.
Софья — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, восхищена его идеями, влюблена в Милона.
Стародум — опекун Софьи, мудрый и порядочный человек 60 лет. Свое состояние он заработал честным трудом, трудясь в Сибири. Когда-то служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «выслужиться». Вскоре уволился и «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.
Милон — порядочный молодой офицер, влюблен в Софью. На службе отличился храбростью. Знает такие понятия, как «честь» и «доблесть».
Другие персонажи
Терентий Простаков — слабохарактерный помещик, который старается во всем угодить властной супруге. Сама фамилия говорит о том, что он «простак». Не имеет собственного мнения. Готов терпеть от жены побои и унижения. Своего сына любит и гордится им.
Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.
Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.
Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.
Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.
Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.
Очень краткое содержание комедии «Недоросль»
Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.
Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.
Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.
Краткое содержание «Недоросль» по действиям
Действие 1
Госпожа Простакова осматривает на Митрофанушке кафтан и бранит Тришку за то, что пошил одежду слишком узко. Портной извиняется, говоря, что шитью его никто не учил. Но помещица в ярости называет возмущения Тришки «скотскими рассуждениями». Она требует к себе супруга.
Входит Простаков, но высказать свое мнение по поводу пошива не может. Он запинается, робеет, так как боится свою жену. В ответ Простакова восклицает: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»
Входит Тарас Скотинин. Он считает, что «кафтан сшит изряднёхонко». Затем помещица кричит на Еремеевну, требуя накормить дитя. Няня робко возражает, говоря что ребенок съел уже 5 булочек. Но родная мать непреклонна, она говорит, что Еремеевне жалко шестую. Тут выясняется, что сынок всю ночь протосковал, видел не очень хороший сон, в котором Простакова бьет мужа. При этом Митрофан говорит, что ему жалко маменьку, так как она отбила все ручки, пока била папеньку.
Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.
Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.
Действие 2
Происходит встреча Милона и Правдина. Выясняется, что Правдин «определен членом в здешнем наместничестве». Он говорит, что находится здесь три дня и дает характеристику Простакову, считая его «дураком бессчетным», жена же «злая фурия». Милон же признается, что влюблен, но где находится его возлюбленная, не знает. Тут входит Софья, влюбленные узнают друг друга.
В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.
Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.
Входят Еремеевна с Митрофаном. Скотинин начинает спрашивать подростка, не хочет ли он жениться. Молодой человек отвечает «…уж давно берет охота…». Дядя бросается драться. Еремеевна пытается защитить своего воспитанника.
Появляются Простаковы. Госпожа жалуется, что муж ее «рохля», что всё хозяйство находится на ней. Она говорит льстивые слова о Стародуме и замечает, что вся её надежда — это сын.
Входят Кутейкин и Цыфиркин. Неожиданно в Цыфиркине Милон узнает бывшего солдата. Учитель арифметики жалуется, что так ничему и не научил Митрофана. Кутейкин же рассказывает, что когда-то он был семинаристом, но его отчислили, так как он «убояся бездны премудрости».
Мать просит сыночка что-то прочитать, но тот не хочет и жалуется на дядю, который хотел его побить. Простакова обвиняет старую женщину в том, что та не смогла защитить дитя. После их ухода Кутейкин расспрашивает няньку о том, сколько она получает денег? Еремеевна: «По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Действие 3
Возвращается Стародум. Его встречает Правдин и заводит с ним беседу, из которой узнаем, что Стародум гордится своим воспитанием. Он называет главное правило: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…» Он считает, что каждый, даже самый наиумнейший человек, должен иметь душу.
Он признается, что приехал освободить Софью от «животных». Вспоминает несколько случаев, которые научили его многому. Например, молодой граф, который сначала произвел на Стародума хорошее впечатление, на деле оказался человеком с мелкой душой. И теперь к нему можно испытывать лишь презрение.
За всю жизнь Стародум много воевал, служил при дворе, но понял, что «чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»
Входит Софья. Все рады встрече. Дядя признается, что узнал, в какой неволе живет племянница, и хочет освободить ее. Девушка является для него «утешением моей старости, а мои попечении твое счастье…» Стародум говорит, что Софья сама имеет право выбрать спутника жизни, даже бедного. Слышится шум.
Показываются дерущиеся Простакова и Скотинин. Когда их разнимают, госпожа долго не может понять, кто этот смеющийся человек. Как только она узнает, что это Стародум, начинает льстить и заискивать перед ним. Называет его «отцом родным».
Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.
Простакова же просит сыночка немного поучиться. Митрофанушка произносит знаменитую фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Начавшиеся уроки не приносят результата, та как Митрофан грубит.
Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.
Действие 4
Софья ждет Стародума, читает книгу Фонелона «О воспитании девиц». Дядюшка советует племяннице различать людей и оставаться с теми «которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце». Он рассуждает о том, что люди завидуют не только богатству, но и добродетели. Он призывает Софью жить по совести, а ценить благонравие. Без этого качества даже очень умный человек — чудовище.
В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.
Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.
Появляется семейство Простаковых, Еремеевна. Митрофанушка начинает показывать, чему научился. Например, дверь — имя прилагательное, так как к месту прилагается. А та, которая уже висит на месте — «существительна». Помещица делает вывод, что науки — дело пустое. Без них люди прекрасно живут. И тоже начинает сватать Митрофана к Софье. Но Стародум отказывает, ссылаясь на то, что у племянницы есть жених.
Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.
Действие 5
Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.
Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.
Прощаясь с Правдиным, Стародум и Софья уезжают. Простакова плачет и говорит, что единственное. что у нее осталось — это сын. Но Митрофан отмахивается от матери: «Да отвяжись ты». Стародум сердится и отправляет его служить.
Анализ произведения
Направление и жанр
Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.
В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.
Жанр произведения: комедия, которая имеет яркое сатирическое повествование без трагического финала. При этом автор не старается осудить героев, а хочет направить их на путь исправления.
Основная идея и проблематика
Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.
Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.
Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.
Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.
В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.
Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.
Заключение и выводы
Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.
В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.
Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.
Отзывы и критика
Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.
Например, А. С. Пушкин в своей статье «Опровержение на критики» писал, что это единственный памятник литературы, которым восхищалась Екатерина 1.
Гоголь говорил, что комедия поражает «огрубелым человеческим зверством».
В.О. Ключевский писал: «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов».
Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.
Это интересно. Кратко об истории создания комедии
В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.
В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.
Аудиокнига
Характеристика Стародума
Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, тёмных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.
Возраст — 60 лет.
Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.
Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.
Образование — образование недостаточное, по его мнению, поэтому всю жизнь занимается самообразованием.
Внешность — не указана.
Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.
Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.
Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин, родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.
«Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».
Источник: Действие третье, явление 1
Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.
«Вошед в военную службу…»
Источник: Действие третье, явление 1
Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.
«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка».
Источник: Действие второе, явление 5
«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение».
Источник: Действие второе, явление 5
Стародум является единственным близким родственником сироты Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль её отца.
Источник: Действие первое, явление 5
«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…»
Источник: Действие первое, явление 6
«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!»
Источник: Действие третье, явление 2
«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твоё счастье».
Источник: Действие третье, явление 2
Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.
«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою».
Источник: Действие третье, явление 2
«Чтоб оградить её жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».
Источник: Действие третье, явление 2
«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права».
Источник: Действие третье, явление 5
Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.
«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».
Источник: Действие первое, явление 5
После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.
«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири».
Источник: Действие первое, явление 5
Внешность
Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.
«…этого почтенного старичка».
Источник: Действие второе, явление 5
«Мне на свете шестьдесят лет».
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.
«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».
Источник: Действие второе, явление 5
Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.
«…он немножечко угрюм…»
Источник: Действие второе, явление 5
«Что называют в нём угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».
Источник: Действие второе, явление 5
Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.
«…а такой-де преразумный…»
Источник: Действие второе, явление 5
Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.
«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.
«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».
Источник: Действие второе, явление 5
«А кого он не возлюбит, тот дурной человек».
Источник: Действие второе, явление 5
При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.
«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».
Источник: Действие третье, явление 1
Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.
«Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев».
Источник: Действие третье, явление 1
«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока».
Источник: Действие третье, явление 2
Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.
«Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
Источник: Действие третье, явление 1
Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.
«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку».
Источник: Действие третье, явление 1
Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.
«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания».
Источник: Действие третье, явление 1
С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.
«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту».
Источник: Действие третье, явление 1
В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.
«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей…»
Источник: Действие третье, явление 1
Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключаются его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.
Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.
«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
Источник: Действие третье, явление 1
«Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила».
Источник: Действие третье, явление 1
Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.
«Тщётно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
Источник: Действие третье, явление 1
Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.
«По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
«Без знатных дел знатное состояние ничто».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.
Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.
«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван».
Источник: Действие третье, явление 2
Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.
«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
Источник: Действие третье, явление 1
Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.
«Я нажил столько, чтоб при твоём замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного».
Источник: Действие третье, явление 2
«…выбор достойного человека зависит совершенно от её сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь».
Источник: Действие третье, явление 5
«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
«…сердце моё тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…»
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.
«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.
«Честный человек должен быть совершенно честный человек».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Воспитание
Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший ещё при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошёл в моду.
Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.
Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчёмным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.
«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду».
Источник: Действие третье, явление 1
Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.
«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.
«Извини моё простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание».
Источник: Действие четвёртое, явление 6
«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет».
Источник: Действие пятое, явление 1
Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.
«Не хочу ничьей погибели. Я её прощаю».
Источник: Действие пятое, явление 4
Характеристика Стародума другими героями
Софья
Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.
«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал».
Источник: Действие первое, явление 6
Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.
«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».
Источник: Действие второе, явление 5
Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.
«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон».
Источник: Действие третье, явление 2
«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце моё».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
«Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Правдин
Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.
«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».
Источник: Действие второе, явление 5
Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.
Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.
«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…»
Источник: Действие третье, явление 1
Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.
Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.
Простаков
Простаковы, взявшие к себе сироту Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.
«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».
Источник: Действие первое, явление 5
Простакова
Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.
Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.
«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нём много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».
Источник: Действие второе, явление 5
Простакова, при всём своём неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.
Источник: Действие третье, явление 3
Милон
Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.
«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…»
Источник: Действие четвёртое, явление 6
Речевая характеристика Стародума
Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — всё болван» и пр.
Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчёркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.
И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.
Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.
Ещё одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Стародума вместе!
Биография
На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким, по его мнению. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.
В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжёлое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый – трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.
Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сиротой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.
Образ Стародума
Стародум — положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.
Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.
Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.
Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софье. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.
Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.