Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021
Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Жанр и направление
Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.
Смысл названия
Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».
Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.
Суть: о чём?
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».
Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.
Основная идея
Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.
Чему учит?
Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.
Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.
Что высмеивает автор?
Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.
Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.
Критика
Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.
О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:
С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.
Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)
Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.
Рассказ Чехова – своеобразный анекдот в художественной переработке. Перенасыщенное иронией, гротеском, символичными деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова полно перепадов настроения и резких изменений взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество власть имущим, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам – это характеристика тех, кто занимается правопорядком в городе. Именно таким мы видим главного героя “Хамелеон” полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.
Характеристика героев “Хамелеон”
Главные герои
Хрюкин
Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.
Очумелов
Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.
Елдырин
Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекают городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о “тяжёлой” работе одного и второго представителя власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.
Второстепенные персонажи
Владимир Иваныч
Брат генерала, уважаемый человек.
Прохор
Повар, работающий у генерала. Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот, момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.
Генерал Жигалов
Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.
В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”.
Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «Смерть чиновника»
2) «Человек в футляре»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.
— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю.
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
Укажите жанр, к которому относится произведение А. П. Чехова «Ионыч».
Рассказ — малая форма повествовательной литературы, особенностями которой являются кратковременнность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Чтобы показать постепенное духовное обнищание героя на нескольких страницах рассказа «Ионыч», Чехов упрощает композиционно-сюжетную линию: постепенно по мере деградации героя из рассказа исчезают пейзаж, диалоги, отсутствует описание губернского города. Художественной особенностью рассказа нужно признать отсутствие детального портрета доктора Старцева, что подчеркивает типичность образа.
В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
Диалог — разговор двух или более лиц. в литературном произведении диалог — одна из основных форм речевой характеристики героев.
В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?
Ирония — это употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы.
Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.
Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Сам Чехов писал о литературе: «Ее назначение — правда, безусловная и честная». Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его. Мать, Вера Иосифовна, слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! Поистине, «мещанство — страшное зло».
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Сам Чехов писал о литературе: «Ее назначение — правда, безусловная и честная». Поэтому и написано произведение в духе ____________. Обличение мещанства — _____ рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
Сам Чехов писал о литературе: «Ее назначение — правда, безусловная и честная». Поэтому и написано произведение в духе реализма. Обличение мещанства — идея рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
5.2. Александр Солженицын назвал рассказ «Ионыч» «очень жизненным рассказом». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его. Мать, Вера Иосифовна, слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! Поистине, «мещанство — страшное зло».
8. Что послужило причиной смерти Червякова? 8. Почему предложенное для анализа произведение А.П.Чехова называется «Хамелеон»? (ЕГЭ по литературе)
8. В своем произведении «Смерть чиновника» Чехов показывает глупую и даже смешную кончину Червякова. Но что же послужило причиной? В первую очередь это личные качества героя. Его глупость, склонность к самоуничижению, невозможность трезво оценить ситуацию и привели к печальному финалу. Бесконечное чинопочитание, доведенное до абсурда видны в каждом действии героя, в каждой его мысли: «…Подумает, что я плюнуть хотел.
8. Почему предложенное для анализа произведение А.П.Чехова называется «Хамелеон»?
Хамелеон – это животное известное своей способностью менять окрас в зависимости от ситуации. А в рассказе Чехова хамелеоном в переносном значении является человек, представитель власти, меняющий свое отношение к ситуации в угоду собственным интересам.
— изначально заявлял хранитель порядка, когда только узнал о «нападении» зверя.
Но лишь только он услышал, кто хозяин собаки, как мнение Очумелова меняется, и он мгновенно переходит на защиту животного.
Именно такое поведение должностного лица можно назвать наглядным примером хамелеонства. Его и высмеивает Чехов.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок литературы в 7 классе А.П. Чехов «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ ХОД УРОКА ЧЕХОВ 1.doc
МБОУ «Воронокская СОШ»
Разработала и провела: Пашутко И.Б.,
учитель русского языка
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа
Обучающая: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
-формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз.
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное. Потому что на уроке литературного чтения мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (на доске)
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
?? Какие рассказы Чехова вы читали?
Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня..»
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон».
Ш.Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель:Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить особенности рассказа, смысл названия).
1.Учитель:А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
2. Перед вами лежат карточки «История болезни». И мы должны их заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю :
выйти к доске 1 ученику и решить кроссворд, узнав героев.
Имя повара генерала (Прохор) ; 2 Полицейский надзиратель (Очумелов) ;
3.Городовой (Елдырин);
4. Золотых дел мастер (Хрюкин)
5. Фамилия генерала (Жигалов)
Ученик: выйти и отобрать иллюстрации к данному рассказу.
(пока ученики работают у доски, класс отвечает на вопросы):
— кто идет по площади?
— как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
— что нарушает тишину?
*** (прослушивается отрывок Со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)
Учитель: Итак, кто же собрался. Проверим отвечающего у доски.
А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
?? Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
. Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)
— По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.
— Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Читаем сноску.)
Запишем диагноз – хамелеонство.
— Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
— Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос. )(шесть)
(Приём «Фишбоун»)Изображаем «рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».
На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
Инд. Задание: 1 человек у доски: Заполнить «рыбку» сверху – голос толпы о собаке, снизу – реакция Очумелова.)
Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
?? А только ли у нас один «больной» Кто еще болен этой болезнью??
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют своё мнении. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
— Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Учитель: 3.Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа.(Будем делать краткие записи в тетрадях).
Вспомним, что же такое стиль писателя.
Работать будем в группах ***У каждой группы будем карточка-помощник, которой можно воспользоваться для выявления своей особенности.
1 ГРУППА (средний уровень):выявитьособенности заглавия и фамилий героев??
Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (Кратко и точно)
Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.
Карточка-помощник: 2)— Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.
Хрюки – свинья, хрюкать.
1. Короткое, простое заглавие.
2. «Говорящие фамилии»
2 ГРУППА (нормальный уровень) :выявить особенности композиции и построения рассказа.
. Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции.( экспозиция, завязка, кульминация, развязка)-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
Карточка-помощник 3): Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
4. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
3 ГРУППА (повышенный уровень) :выявить особенности изображения героев, их речи
(неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут. Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.
6.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
— Какую роль играют эти детали? Найдите их О чём они говорят?
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
Учитель. Определите лексическое значение этих слов.
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
3)Следующая деталь? Палец.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
1. 6.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
2. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание.
*** Несколько самых слабых учеников получают индивидуальное задание: Сделать подписи к иллюстрациям.
Группы работают в течение 3-5 минут.
4 Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон!, в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.
Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
Учитель:Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»
— «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
— Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке (Приём «Хайку». Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку)
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
Наблюдавшим за Очумеловым.
Я был исследователем,
Выяснявшим, каков главный герой.
Менявшего часто своё мнение.
У1. Домашнее задание:
Ответить на вопросы в конце текста.
Письменно (на выбор)
на «3» : какого человека называют «хамелеоном»
На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему.
*** 3 (По желанию): нарисовать иллюстрации к рассказу Чехова.
ИТОГИ: А сейчас короткий тест.
ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон
1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:
Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:
А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу
Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:
А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием
Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:
А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова
В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия
Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:
А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон
Чехов говорил, что «всю жизнь по капле выдавливал из себя раба». Выберите ответ, который объясняет смысл сказанного Чеховым:
А) писатель боролся с рабством в себе Б) писатель стремился к совершенству
В) писателя интересовала судьба каждого человека, и он хотел, чтобы люди уважали себя
«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:
А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова