Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания

Аристотель о монархии, демократии и олигархии

Древние философы об общественном устройстве

Со времени образования государства философов интересует модель идеального общества.

Вопросом общественного устройства, например, занимался Геродот. Он выделял три вида государства: монархию, олигархию и демократию (равенством её называл).

Примерно одинаковое различие между системами проводили Ксенофонт и Платон.

Однако тот, кто систематически имел дело с режимами, так это Аристотель.

Аристотель «Политика»

Политика «Πολιτικά» — так называется его трактат, в котором он рассмотрел гражданский строй с точки зрения города-государства. Считал, что именно такой строй способствует более полной жизни гражданина.

Согласно его представлению, существует три формы правления. Это когда правит один человек, группа людей, и большинство (народ).

Из таблицы следует, что правильными ( справедливыми формами правления) являются ВАСИЛИА, АРИСТОКРАТИА, ПОЛИТИА (КОММУНИЗМ).

Неправильные ( с нарушениями ) ТИРАНИА, ОЛИГАРХИА, ДИМОКРАТИА.

МОНАРХИЯ — ТИРАНИЯ

Политическая система, где во главе стоит один человек называется Βασιλεια (Царство) — Δεσποτισμός (Деспотизм) – Δικτατορία (Диктатория) – Μοναρχια ( Монархия). Все эти понятия суть синонимы.

Правитель в этом случае обладает неограниченной властью и высшей волей в государстве. Однако во многих случаях вынужден предоставлять конституцию народу. Государство тогда частично получает некоторые демократические элементы, но монарх остается верховным правителем.

Злоупотребление властью называлось ТИРАНИЕЙ (хотя были вначале времена, когда и Тиран являлся почётным титулом). Тираны приходили к власти при поддержке последователей, не считаясь с волей большинства.

Согласно Аристотелю: «Тирания преследует цель обанкротить граждан. С одной стороны, чтобы поддержать режим с помощью своих денег, а с другой стороны держать людей занятыми, чтобы они не имели времени для участия в делах страны. Результат достигается как с помощью введения больших налогов, поглощения имущества граждан, так и строительства крупных проектов, которые истощают государственные финансы …. »

Меценатами тираны были только в период между 8 в. и 4 в. до н.э., когда важную роль играл дух конкуренции, характерной для древнегреческого общества. Тогда тираны различных городов соревновались друг с другом в строительстве огромных общественных работ, в основном храмов и водных систем.

АРИСТОКРАТИЯ – ОЛИГАРХИЯ

Под аристократией Аристотель подразумевал государство, которое основано на правлении превосходных. Но превосходство в данном случае – это знания, умения, деятельность во благо людей.

Если переводить буквально, аристократ – это обладатель (держатель) лучших человеческих качеств.

Но на протяжении последних сотен лет этот термин употреблялся применительно к дворянству, возникающему из-за богатства или происхождения. Что приводило к путанице между чистым понятием аристократии и олигархии. Лучшие качества стали отождествляться с высшими сословиями, особенно с крупными землевладельцами и феодальной системой.

Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Смотреть фото Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Смотреть картинку Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Картинка про Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Фото Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тиранияОлигархия в Древней Греции

Таким образом, искажением аристократии является ОЛИГАРХИЯ (ολιγαρχία Платон беседует с Аристотелем. Фреска Рафаэля «Афинская школа».

И, наконец, демократия. Так почему же эта форма правления является обратной стороной коммунизма?

Дело в том, что прямой перевод слова ПОЛИТИА (πολιτεία ) — государство, гражданское общество. Означает ЕДИНОЕ МНЕНИЕ организованного сообщества людей.

В основе понятия лежит слово ПОЛИС – город-государство, где каждый индивид принимает участие в делах страны.

Этот термин ввёл Платон в процессе своего поиска идеального общества. В греческом языке пишется через «И» с ударением в окончании.

Политика происходит от политии, означающей совокупность действий и идей, связанных с общественными делами, управлением города, государства.

По сути, полития – это чистая, прямая демократия. КОММУНИЗМ в строгом смысле. Или народное вече (совет) по древнерусски, где решения принимаются непосредственно на собрании граждан, которые в ней участвуют.

Но бывает ещё демократия представительная. При ней власть осуществляется группой людей, которые избираются путём выборов представителей.

Вот здесь то и скрываются подводные камни. Существует множество выборных видов, но Аристотель раскрывает нам пять из них.

«Димос» — жители района

В русском языке пишется через букву «Е», так так понятие «демократия» попало через латинский перевод «demos» — народ.

В греческом языке — через «И» — ДИМОС (δήμος ) и значит не просто «народ», а люди определенного района, «земли», наделённые политическими правами.

Изначально этим термином называли одно из подразделений древней Аттики, которое было введено с реформой Клистениса.

В современной терминологии это просто муниципалитет.

Другая часть слова «кратия» берёт начало от «крато» (κρατῶ) — держу. Буквально получается – «муниципалитет держит», то есть является источником и органом политической власти.

По Аристотелю не всякая демократия служит процветанию государства.

В своём трактате «Политика» он описывает некоторые различные типы:

Но обычно в странах с таким правлением начинают появляться димагоги, так как люди приобретают неограниченную власть.

Афины. Выступающий демагог

Политика и демагог

Димагог (δημαγωγός) δῆμος + ἄγω (санскрит) अजति (ájati, я веду).

Более того, димагог возглавляет население димоса.

Из греческого словаря:

«Демагог — это лидер, который использует средства, предоставленные самой Республикой, по существу, чтобы свести ее на нет. Он эксплуатирует страхи, чувства, предрассудки, невежество и неспособность граждан получить или сохранить свою политическую власть и продвигать личные цели и интересы».

По такому же принципу образовано слово педагог — ведущий, направляющий, обучающий детей. В греческом языке есть и другие подобные образования, но у нас они не употребляются.

Своей властью димагог обязан народу и потому начинает самостоятельно руководить мнением толпы. Люди, увлечённые его идеями, охотно следует за ним. Демагоги начинают затягивать массы в нападения на чиновников. А это, в свою очередь, подрывает уважение к должности. Такая вырожденная демократия, по мнению Аристотеля, на самом деле не является государством, потому что порядок и стабильность отсутствуют. Ведь простым голосованием люди могут в любой момент игнорировать закон. Таким образом демократия переходит на уровень, когда участие в народном собрании оплачивается, а указы имеют тенденцию попирать законы.

Эта форма правления напоминает тиранию и, как и она сама, не является государством в истинном смысле этого слова. Такая форма демократии называется ОХЛОКРАТИЯ (Οχλοκρατία) где охлостолпа.

В конце концов Аристотель приходит к выводу, что монархия с признаками тирании всегда приводит к демократии. В свою очередь демократия, достигшая своей абсолютной формы, имеет тенденцию переходить снова к монархии. Но Аристотель добавляет, что есть случаи, когда государство не названо демократическим, но тем не менее, в результате высокой морали и образования, является демократическим, и наоборот…

Источник

ПИОСС

Политические режимы и идеологии

Реклама

Прямой эфир

iafet 22 апреля 2013, 02:33

Garald1 17 февраля 2013, 01:53

BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05

Rusnotslave 1 января 2013, 16:07

kozak1123 26 сентября 2012, 19:30

EntonSky 13 сентября 2012, 01:14

OPOK 3 августа 2012, 13:23

Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34

Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33

sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31

Svoboda 22 января 2012, 18:09

anola2009 12 января 2012, 10:03

Politolog 11 декабря 2011, 14:29

STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57

Politolog 13 ноября 2011, 21:40

koller 27 октября 2011, 15:12

Yrka58 23 октября 2011, 19:36

Yrka58 11 октября 2011, 22:58

Блоги

Олигархия, Тимократия, Аристократия, Этнократия

Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Смотреть фото Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Смотреть картинку Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Картинка про Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания. Фото Что объединяет данные элементы аристократия демократия полития монархия олигархия тирания

Олигархия (греч. ὀλιγαρχία(oligarchia), от др.-греч. ὀλίγον(oligon), «немного» и др.-греч. ἀρχή(arche), «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

Олигархия в античной политике

Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя при этом олигархию аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития и считал олигархию отклонением от аристократии:
В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдёт интересы зажиточных классов; демократия — интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.

Аристотель считал демократию меньшим злом, чем олигархия, благодаря большей стабильности демократического государственного устройства (там же):
Как бы то ни было, демократический строй представляет большую безопасность и реже влечёт за собою внутренние возмущения, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры олигархов друг с другом и, кроме того, нелады их с народом; в демократиях же встречается только один вид возмущений — именно возмущение против олигархии; сам против себя народ — и это следует подчеркнуть — бунтовать не станет.

Аристотель считал любую олигархию несовершенной, так, описывая государственное устройство Спарты с её «ротационной» олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал:
Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых … легко можно подкупить.

Впрочем, и распространённое в его время мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в Карфагене — Аристотель также отвергал из-за «покупки власти»:
Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки; ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия. Но в таком отклонении от аристократического строя следует усматривать ошибку законодателя. … Хотя должно считаться и с тем, что богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей, именно царское достоинство и стратегия, могут покупаться за деньги. …

Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся; невероятно, чтобы человек бедный и порядочный пожелал извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.
Особой формой олигархии является плутократия.

«Виды олигархии следующие. Первый вид — когда собственность, не слишком большая, а умеренная, находится в руках большинства; собственники в силу этого имеют возможность принимать участие в государственном управлении; а поскольку число таких людей велико, то верховная власть неизбежно находится в руках не людей, но закона. Ведь в той мере, в какой они далеки от монархии, — если их собственность не столь значительна, чтобы они могли, не имея забот, пользоваться досугом, и не столь ничтожна, чтобы они нуждались в содержании от государства, — они неизбежно будут требовать, чтобы у них господствовал закон, а не они сами. Второй вид олигархии: число людей, обладающих собственностью, меньше числа людей при первом виде олигархии, но самый размер собственности больше; имея бОльшую силу, эти собственники предъявляют и больше требований; поэтому они сами избирают из числа остальных граждан тех, кто допускается к управлению; но вследствие того, что они не настолько еще сильны, чтобы управлять без закона, они устанавливают подходящий для них закон. Если положение становится более напряженным в том отношении, что число собственников становится меньше, а самая собственность больше, то получается третий вид олигархии — все должности сосредоточиваются в руках собственников, причем закон повелевает, чтобы после их смерти сыновья наследовали им в должностях. Когда же собственость их разрастается до огромных размеров и они приобретают себе массу сторонников, то получается ДИНАСТИЯ, близкая к МОНАРХИИ, и тогда властителями становятся люди, а не закон — это и есть четвертый вид ОЛИГАРХИИ, соответствующий крайнему виду ДЕМОКРАТИИ.»

Олигархия и монархия

В 1911 году видный социолог Роберт Михельс сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому демократия в принципе невозможна в больших сообществах, а любой режим неизбежно вырождается в олигархию (напр., власть номенклатуры). В СССР полит-экономическая литература обозначала «олигархию» как режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе наиболее богатых лиц.

В России со второй половины 1990-х термин «олигарх» стал широко использоваться для обозначения узкого круга политически влиятельных предпринимателей. В их число зачисляли глав крупнейших финансово-промышленных групп страны.

«У нас олигархами становились те крупные бизнесмены, кто рвался к власти, внедрял своих людей на различные государственные посты, создавал и поддерживал коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Ельцина, сращиваясь с госаппаратом, заняла особое положение в стране» (Из выступления президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 14 января 2008).

В конце 1990-х термин приобрёл характер разговорного слова, обычно с ярко выраженной негативной коннотацией; также получил распространение в СМИ иронический термин «семибанкирщина» как название группы из семи крупных представителей российского финансового бизнеса, игравших значительную политическую и экономическую роль, владевших СМИ и, как предполагается, неформально объединившихся, несмотря на внутреннее разногласия, с целью обеспечить переизбрание Б. Н. Ельцина на следующий срок на президентских выборах 1996 года. Данная группа включала следующих лиц:
Роман Абрамович — Millhouse Capital (Сибнефть)
Борис Березовский — ЛогоВаз
Михаил Ходорковский — Роспром Груп (Менатеп)
Пугачёв, Сергей Викторович — Международный промышленный банк
Михаил Фридман — Альфа-Груп
Владимир Гусинский — Мост Груп
Владимир Потанин — Онэксимбанк
Александр Смоленский — СБС-Агро (Банк Столичный)
Владимир Виноградов — Инкомбанк

Американский профессор Маршалл Голдман, автор книги Petrostate: Putin, Power, and the New Russia(2008), ввёл термин «силогарх» (от «силовик»), имея в виду экономическую модель путинизма, где значительные ресурсы контролируются выходцами из советских и российских спецслужб.

В конце февраля 2009 года политолог Дмитрий Орешкин говорил: «Олигархический капитализм, номенклатурный, если угодно, капитализм, по определению неэффективен. Он хорош, когда у тебя есть огромный поток нефтяного масла этого самого, которое добывается скважинами, и тебе его надо разделить Раньше или позже, но вот этот механизм, основанный всё-таки на делении готовых ресурсов, себя исчерпывает — нужно придумывать какие-то новые виды ресурсов, создавать какие-то новые виды добавленной стоимости. А для этого уже нужно не просто оттяпывать, делить куски, что очень хорошо умеют делать силовики. а генерировать. И вот здесь-то и наступает пора, когда вдруг вот эти, в общем, неглупые, одаренные, смелые люди, которых мы называем «олигархами», оказываются не вписывающимися в жесткую систему окружающей среды: вымирают, как мамонты, — климат поменялся и нужны более мелкие млекопитающие, которые лучше находят себе пропитание. А они начинают голодать, грубо говоря, и очень быстро.»

Тимократия (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») — форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

Термин «тимократия» встречается у Платона («Государство», VIII, 545) и Аристотеля («Этика», VIII, XII). Также упоминается в трудах Ксенофонта.

По Платону, изложившему идеи Сократа, тимократия — власть честолюбцев, как правило принадлежащих к классу военных, является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией и тиранией. Тимократия по Платону имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом.

По Аристотелю, тимократия — положительная форма власти, имеющая тенденцию перехода в отрицательную форму — демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть властью большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны.

Примером тимократии считается государственный строй в Афинах, установившийся в VI веке до нашей эры в результате реформ Солона, и в Риме — после реформ, приписываемых Сервию Туллию.

Основные черты аристократии по Платону:

основа — рабский труд;
государством правят «философы»;
страну охраняют воины и аристократы;
ниже стоят «ремесленники»;
всё население делится на 3 сословия;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
нет замкнутой семьи.

Основным отличием аристократии от олигархии является забота аристократии о благе всего государства, а не исключительно о благе собственного класса, что подобно различию между монархией и тиранией.

Этнократия (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и греч. κράτος — господство, власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей одной национальности по признаку этнической принадлежности.

Источник

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ. История политических и правовых учений это () наука о государстве и праве

1. История политических и правовых учений – это:

(?) наука, изучающая особенности исторического развитии государства и права

(!) наука, изучающая политико-правовые учения в их историческом преломлении

(?) нет правильного ответа
2. Предмет истории политических и правовых учений изучает:

(?) государство и право

(?) юридические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права

(!) историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, а также политические и правовые учения в их историческом своеобразии
3. Объект изучения истории политических и правовых учений – это:

(!) политические и правовые учения в их историческом своеобразии

(?) становление и развитие государства развитого социализма

(?) история становления и развития политических партий

(?) нет правильного ответа
4. История политических и правовых учений – это дисциплина:

(?) диалектическая
5. Предметом истории политических и правовых учений являются:

(?) искусство управления государством

(?) политические и правовые отношения между людьми

(?) законы развития общества

(!) учения, теории, взгляды на государство, политику, право
6. Что изучает история политических и правовых учений:

(!) политико-правовые учения в их историческом своеобразии

(?) формы взаимодействия общественных организаций
7. История политических и правовых учений является:

(?) нет правильного ответа
8. История политических и правовых учений является:

(?) политико-правовой наукой
9. В чем проявляется дуализм истории политических и правовых учений:

(?) это политико-правовая и философско-теоретическая наука

(!) это теоретико-юридическая и историко-правовая дисциплина

(?) это историко-политическая и теоретико-правовая наука

(?) все ответы правильные
10. В чем проявляется историко-правовой характер истории политических и правовых учений:

(?) в этом качестве история политических и правовых учений рассматривает процесс возникновения и развития правовых отношений в государстве на различных этапах его эволюции

(?) в этом качестве история политических и правовых учений рассматривает процессы взаимодействия различных правовых систем в их историческом развитии

(!) в этом качестве история политических и правовых учений рассматривает процесс возникновения и развития теоретических представлений о государстве и праве на различных этапах эволюции общества, выраженных в форме политико-правового учения

(?) нет правильного ответа
11. В чем проявляется теоретико-юридический характер истории политических и правовых учений:

(?) история политических и правовых учений анализирует все идеи и представления о государстве и праве на всех этапах исторического развития

(!) история политических и правовых учений анализирует не все идеи и представления о государстве и праве, а лишь те из них, которые достигли уровня теории, т.е. такой формы знания, которая дает целостное представление о природе, сущности и закономерностях исследуемых явлений (?)нет правильного ответа
12. С какими науками взаимодействует история политических и правовых учений:

(?) нет правильного ответа
13. Методология истории политических и правовых учений – это:

(?) совокупность специальных научно-теоретических знаний

(?) совокупность историко-теоретических объектов научного познания

(!) совокупность специально-научных способов познания

(?) нет правильного ответа
14. Назовите методы истории политических и правовых учений:

(!) все вышеперечисленные
15. Назовите методы истории политических и правовых учений:

(!) все вышеперечисленные
16. Метод – это:

(!) способ или прием исследования

(?) все ответы правильные
17. Метод истории политических и правовых учений – это:

(!) способ научного познания, с помощью которого исследуется генезис идей о государстве и праве и выявление специфических закономерностей возникновения политико-правовых учений

(?) объект научного познания, включающий в себя специфические закономерности возникновения политико-правовых учений

(?) предмет научного познания, включающий в себя специфические закономерности возникновения политико-правовых учений

(?) все вышеперечисленное
18. Назовите функцию метода:

(!) способ построения политико-правовой теории

(?) нет правильного ответа
19. Назовите функцию метода:

(?) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений

(!) способ интерпретации и оценки политико-правовых учений
20. Назовите функцию метода:

(!) способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между политико-правовой теорией и освещаемой действительностью

(?) способ реализации нормативных положений

(?) способ взаимодействия правовых систем

(?) все ответы правильные
21. Миф – это:

(!) древнейшая форма мировоззрения

(?) все вышеперечисленное
22. Первые политико-правовые учения возникают:

(!) в странах Древнего Востока

(?) во Франции
23. Назовите работы Платона:

(?) «Защитник мира», «Этика»

(?) «Афинская полития», «Политика»

(?) нет правильного ответа
24. Назовите идеальную форму правления, по мнению Платона:

(!) государство, где совмещаются начала демократии и монархии
25. Наихудшей формой правления Платон считал:

(?) политию
26. Назовите работы Аристотеля:

(?) «О граде Божии», «О законах»

(!) «Этика», «Афинская полития»
27. Дайте определение государства по Аристотелю:

(!) государство – сообщество равных людей для достижения лучшей жизни

(?) государство – ассоциация, основанная на подчинении слабейших сильнейшим

(?) государство – объединение людей на основе общей договоренности

28. Какие формы правления выделал Аристотель?

(?) монархия, деспотия, охлократия, аристократия, демократия

(!) монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия

(?) монархия, теократия, полития, аристократия, охлократия, демократия
29. Выделите правильные формы правления по Аристотелю:

(?) олигархия, монархия, демократия

(?) тирания, демократия, охлократия

(!) монархия, аристократия, полития
30. Выделите неправильные формы правления по Аристотелю:

(?) демократия, охлократия, полития

(?) полития, аристократия, монархия

(?) монархия, демократия, охлократия

(!) тирания, олигархия, демократия
31. Идеальная форма правления по Аристотелю:

(?) демократия
32. Дайте определение права по Аристотелю:

(!) право – мерило справедливости

(?) право – совокупность божественных установлений

(?) право – совокупность нормативных положений

(?) нет правильного ответа
33. Назовите работу Полибия:

(!) «История в сорока книгах»

(?) «История в двадцати книгах»

(?) «История в тридцати книгах»

34. Какую форму правления Полибий считал идеальной?

(!) смешанную, включающую в себя монархию, аристократию и демократию

(?) смешанную, которая включает в себя монархию, олигархию и тиранию

(?) смешанную, которая включает в себя охлократию, аристократию и монархию
35. Назовите неправильные формы правления по Полибию:

(?) монархия, демократия, полития

(!) тирания, олигархия, охлократия

(?) аристократия, деспотия, олигархия
36. Назовите основные работы Цицерона:

(?) «О праве», «О властителях»

(!) «О законах», «О государстве»

(?) «О граде Божии», «О государственном правлении»

(?) «Теория государства», «Теория закона»
37. Дайте определение государства по Цицерону:

(!) государство – общий правопорядок, достояние народа

(?) государство – власть меньшинства

(?) государство – сообщество равных людей, связанных правом
38. Назовите идеальную форму правления по Цицерону:

(?) смешанная: княжеская власть, церковная власть, народная власть

(?) смешанная: царская власть и народная власть

(!) смешанная: царская власть, власть оптиматов и народная власть
39. Определите основные положения политико-правового учения Цицерона: (?)по своей природе государство и право есть результат экономических преобразований; право и закон – есть тождественные понятия, связаны с развитием общественных процессов

(!) по своей природе государство и право носят божественный характер; государство и право основаны на всеобщем разуме и справедливости; право включает в себя естественное право и позитивное

(?) «….объединенное собрание граждан, наделенное правом решения вопросов государственного и общественного управления»

(?) «…..всякое объединение граждан, соединенные вопросами права, частной собственностью, имеющие единую идею и управление»

(!) «…не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»
41. Дайте определение закона по Цицерону:

(!) закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой

(?) закон означает то, что всегда является справедливым

(?) закон есть искусство добра и справедливости

(?) нет правильного ответа
42. Назовите труды Аврелия Августина:

(!) «О граде Божии», «Трактат о ересях»

(?) «О правлении властителей», «О законах»

43. Какие государства Аврелий Августин считал справедливыми?

(?) монархические государства
44. Назовите основные положения политико-правового учения Аврелия Августина:

(?) государство и право являются наивысшими достижениями человечества; цель гражданина – выполнение предписаний позитивного права; право делиться на позитивное и естественное

(?) государство предназначено для достижения людьми счастья и блага; история человечества – достичь земной справедливости; все государства делятся на монархии и республики

(!) история человечества – есть осуществление божественных предначертаний; государство и право являются следствием греховной природы человека; христианское государство должно осуществлять борьбу с ересями
45. Какие функции государства выделял Аврелий Августин:

(?) организация внутреннего управления, защита прав и свобод граждан

(!) обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, борьба с ересями

(?) обеспечение защиты частной собственности, гражданских прав
46. Назовите характерную особенность эпохи Средневековья:

(!) сильное влияние христианской религии

47. Для какого периода эпохи Средневековья были характерны сословно-представительные монархии?

(?) конец V – середина XI в.

(?) конец XV – начало XVII в.

(!) середина XI – конец XV в.
48. Назовите работы Фомы Аквинского:

(!) «О правлении властителей», «Сумма теологии»

(?) «О граде Божии», «Политика»

(?) «О государственном суверенитете», «О праве»

(?) все ответы правильные
49. Выявите основное положение политико-правового учения Фомы Аквинского:

(!) церковь не может посягать на государственную власть, в силу ее божественной сущности, но церковь оставляет за собой право судить о законности ее происхождения, а также использования ее тем или иным правителем

(?) государственная власть обязана подчиняться церковным установлениям, поскольку не является результатом божественной воли, а есть лишь результат человеческого несовершенства и греховной сущности

(?) оба суждения верные
50. Укажите суждение Фомы Аквинского:

(?) в делах гражданских и делах, которые касаются спасения души, следует скорее повиноваться церковной, а не светской власти

(!) в делах гражданских следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в делах, которые касаются спасения души, следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской

(?) нет правильного ответа

51. Какую форму правления Фома Аквинский считал идеальной?

52. Какие формы правления выделял Фома Аквинский?

(?) монархия, республика, аристократия, демократия, олигархия, охлократия

(?) монархия, охлократия, тирания, демократия, аристократия, деспотия

(!) монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития и демократия

(?) нет правильного ответа
53. Дайте определение закона по Фоме Аквинскому:

(?) социальные отношения, утвержденные в качестве определенных правил поведения для предупреждения совершения правонарушений

(!) некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе

(?) совокупность правовых норм, установленных государством и охраняемых его принудительной силой
54. Основной работой Марсилия Падуанского является:

(?) нет правильного ответа
55. Государство по Марсилию Падуанскому – это:

(?) греховная общность людей

(?) объединение людей в результате божественного волеизъявления

(!) самодостаточное совершенное сообщество людей, основанное на разуме

(?) все ответы правильные
56. Назовите положение политико-правового учения Марсилия Падуанского:

(?) приоритет церковных установлений над государственной властью

(!) светский характер государственной власти

(?) главой государственной власти является патриарх
57. Назовите положение политико-правового учения Марсилия Падуанского:

(!) народ – единственный источник власти, он один – носитель суверенитета и верховный законодатель

(?) власть в государстве должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную

(?) оба суждения верные
58. Дайте определение закона по Марсилию Падуанскому:

(?) отражение божественного закона в человеческом разуме

(?) морально-этическое правило поведения, установленное для сдерживания греховной сущности человека

(!) наставительное правило, которое обладает принудительной силой благодаря наказанию или поощрению и имеет конечной целью обеспечение гражданской справедливости
59. Определите классификацию законов по Марсилию Падуанскому:

(?) нравственный закон, позитивный закон, диалектический закон

(?) естественный закон, позитивный закон, нравственный закон

(!) божественный закон, закон государства, естественный закон
60. Назовите основной трактат митрополита Илариона:

(?) «Слово о полку Игореве»

(!) «Слово о Законе и Благодати»
61. Укажите суждение митрополита Илариона:

(!) закон определяет внешние поступки людей

(?) государство и право возникли в результате психобиологических свойств человека

(?) оба суждения верные
62. Укажите суждение митрополита Илариона:

(!) распространение и утверждение христианства – это единственный путь к совершенствованию человечества

(?) политические права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью

(?) нет правильного ответа
63. Концепция «Москва – третий Рим» означает:

(?) Россия – правовое государство

(!) Россия – единственная хранительница чистой православной веры

(?) Россия – светское государство

(?) Россия – социальное государство
64. Назовите суждение инока Филофея:

(?) «…мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства»

(?) «…где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел»

(?) «…законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей»

(!) «вся христианские царства попраны от неверных… придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя»
65. Назовите работу Феофана Прокоповича:

(!) «Правда воли монаршей»

(?) «Шесть книг о республике»

(?) нет правильного ответа
66. Назовите работу Феофана Прокоповича:

(?) «Слово о полку Игореве»

(!) «Слово о власти и чести царской»
67. Определите суждение Феофана Прокоповича:

(?) светская власть должна подчиняться духовной власти

(!) форма правления зависит от размера территории государства
68. Определите суждение Феофана Прокоповича:

(?) лучшая форма правления – республика

(!) лучшая форма правления – монархия

(?) нет правильного ответа
69. Определите суждение Феофана Прокоповича:

(?) форма правления зависит от той социальной группы, которая находится у власти

(!) духовная власть должна подчиняться светской власти

(?) все суждения верные
70. Назовите положение политико-правового учения А.Н. Радищева:

(?) государство возникло в результате разрастания семьи; монархия – наилучшая форма правления

(!) государство возникло в результате общественного договора между людьми; самодержавие – это наихудшая форма правления

(?) нет правильного ответа
71. Назовите положение политико-правового учения А.Н. Радищева:

(?) право делится на интуитивное и атрибутивное

(?) существует только позитивное право

(!) право делится на естественное и позитивное право

(!) «Проект уложения государственных законов Российской империи», «Введение к уложению государственных законов»;

(?) «Систематизация государственных законов Российской империи», «Кодификация Юстиниана»

(?) «Введение в теорию права», «Шесть книг о республике»

72. Представителем какого направления был М.М. Сперанский?

(?) консерватизма
73. Назовите основные положения политико-правовых воззрений М.М. Сперанского:

(!) ключевые понятия его учения: личная и политическая свобода; наилучшая форма правления – конституционная монархия; организация государственной власти на основе принципа разделения властей
74. Назовите работу Н.М. Карамзина:

(?) «История государства и права зарубежных стран»

(?) «История государства и права России»

(!) «История государства Российского»
75. Определите суждения Н.М. Карамзина:

(?) идеальная форма правления – монархия, при этом лояльно относился к республике; государственная власть должна основываться на принципе разделения властей; не признавал естественное право, выступал сторонником только позитивного права

(!) идеальная форма правления – республика, при этом лояльно относился к монархии; отрицал теорию разделения властей; право делится на естественное и позитивное
76. Назовите работы Б.Н. Чичерина:

(!) «О народном представительстве», «История политических учений»

(?) «История государства Российского», «О народном суверенитете»

(?) «История в сорока книгах», «О государственном суверенитете»
77. Назовите положения политико-правового учения Б.Н. Чичерина:

(!) государство – это союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага; гражданские права определяются государством, а естественные права – это область требований правды, справедливости

(?) государство – это союз народа, объединенного общностью интересов в целях коллективного ведения хозяйства; гражданские права – определяются требованиями правды и справедливости, а естественные права требованиями государства
78. Назовите характерную особенность эпохи Возрождения:

(!) основной темой эпохи Возрождения становится человек, а мировоззренческой основой – гуманизм

(?) основной темой эпохи Возрождения становится церковь, а мировоззренческой основой – религиозные догмы
79. Основной особенностью Реформации является:

(!) критика католицизма и возникновение нового религиозного течения – протестантизма

(?) усиление феодальных общественных отношений
80. Укажите работы Никколо Макиавелли:

(?) «О праве», «О властителях», «О государстве»

(!) «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»

(?) «История государства и права», «О государственном правлении», «История Древнего Рима»

(?) «О правде монаршей», «Шесть книг о республике», «История правления Карла XII»
81. Определите положения политико-правового учения Никколо Макиавелли:

(!) государь может управлять страной по собственному усмотрению; механизм насилия обеспечивает реальность государственно-властных предписаний; единственным критерием при оценке деятельности государя является результат

(?) гуманизм – единственно допустимое средство в управлении делами государства; государь при управлении страной должен руководствоваться принципами законности и морально-этическими нормами
82. Назовите работу Жана Бодена:

(?) «Семь книг о монархии»

(?) «Пять дней одного года»

(!) «Шесть книг о республике»
83. Государство, по мнению Жана Бодена, возникает:

(?) как результат божественного проведения

(!) посредством общественного договора

(?) в результате завоевательных войн
84. Государство, по Жану Бодену – это:

(!) правовое управление множеством семейств и тем, что у них общее, на основе суверенной власти

85. Какую форму правления Жан Боден считал наилучшей?

(?) нет правильного ответа

86. Какой термин впервые в истории юридической мысли ввел Жан Боден?

(?) гражданское общество
87. Назовите работу Томаса Мора:

(?) «Серебряная книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»

(!) «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»

(?) «Бронзовая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»
88. Определите государство по Томасу Мору:

(?) результат божественного волеизъявления

(?) наивысшее достижение человечества

(!) заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах

89. Какие принципы положил в основу идеального государства Томас Мор?

(?) частная собственность, приоритет частных интересов над государственными

(!) коллективная собственность, всеобщая обязательность труда
90. Приверженцами школы естественного права были:

(?) Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Ленин

(?) Томас Мор, Томазо Кампанелла, Морелли

(!) Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк

(?) нет правильного ответа
91. Назовите основную работу Гуго Гроция:

(?) «О законах и основах государственного устройства»

(?) «О государстве и праве»

(!) «О праве войны и мира»
92. Гуго Гроций был одним из основателей:

(!) договорной концепции происхождения государства

(?) теологической теории происхождения государства и права

(?) материалистической концепции происхождения государства и права

(?) психологической теории происхождения государства и права
93. Определите государство по Гроцию:

(!) совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения закона и общей пользы

(?) политическая организация общества, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями

(?) политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства и подчинения
94. Назовите основную работу Томаса Гоббса:

(!) «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

(?) «Капитал»
95. Укажите суждения Томаса Гоббса:

(?) разработал психологическую концепцию происхождения государства и права; право – это результат психобиологических свойств человека (!)разработал договорную концепцию происхождения государства; право – это совокупность естественного и позитивного права

(?) нет верного суждения
96. Назовите работу Джона Локка:

(?) «Три трактата о государственном правлении»

(?) «Четыре трактата о государственном правлении»

(!) «Два трактата о государственном правлении»

(?) нет правильного ответа
97. Суверенитет принадлежит по Джону Локку:

(?) церкви
98. Идеальной формой правления Джон Локк считал:

(?) нет правильного ответа
99. Джон Локк обосновал:

(?) необходимость абсолютизма власти

(?) необходимость правового государства

(!) концепцию разделения властей

(?) психологическую теорию происхождения государства и права

100. В чем заключается особенность теории разделения властей у Джона Локка?

(?) исполнительная власть является верховной по отношению ко всем другим ветвям власти

(!) законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим ветвям власти

(?) равнозначность всех ветвей власти
101. Назовите работы Монтескье:

(!) «Персидские письма»; «О духе законов»

(?) «Турецкие записки»; «Философия права»

(?) «История Флоренции»; «О государственном устройстве»
102. Назовите основную идею политико-правового учения Ш.Л. Монтескье:

(?) государство и право есть божественное установление

103. Что, по мнению Монтескье, лежит в основе правильной организации государственной власти?

(?) единоличная власть монарха

(?) «Рассуждения о государстве и праве»

(!) «Об общественном договоре, или принципы политического права»
105. Назовите основные положения политико правового учения Ж.-Ж. Руссо:

(!) формами социального неравенства являются: имущественное неравенство, политическое неравенство, деспотическая власть; государство образовалось в результате общественного договора; основополагающий принцип государства – принцип народного суверенитета;

(?) идеальная форма правления – монархия; основополагающий принцип государства – отказ от насилия и всецелое подчинение власти монарха

(?) нет правильного ответа
106. Назовите работу Морелли:

(!) «Кодекс природы или истинный дух ее законов»

(?) «Гражданский кодекс или взаимоотношения межу властью и подданными» (?)«Философия и ее влияние на право»
107. Укажите основные положения политико-правового учения Морелли:

(?) государство возникло в результате разрастания семьи; идеальное государство – смешанная республика; в основе любой формы правления лежат духовно-нравственные начала

(!) государство возникло в результате общественного договора между людьми; основу любой формы правления составляют собственность и интерес; идеальное государство – коммунистическое государство;

(?) государство возникло в результате завоевания одних племен другими; идеальное государство – капиталистическое государство
108. Назовите работы Канта:

(?) «О нравственных законах»; «Философские записки»

(?) «О государственном правлении»; «Философия нравов»

(?) «Нравственные законы природы»; «Изменчивость веществ и сила нравственности»

(!) «Метафизика нравов»; «Критика чистого разума»
109. Государство по Канту – это:

(!) сообщество множества людей, подчиненных правовым законам

(?) политическая организация власти, подчиненная законам и обладающая суверенитетом

(?) публичная власть, издающая нормативные предписания, обязательные для всех субъектов права

(?) нет правильного ответа
110. Дайте определение права по Канту:

(?) совокупность причинно-следственных связей и отношений, необходимых для формирования правильных представлений о существующем порядке вещей

(?) совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп, общества в целом в процессе их практической деятельности

(!) совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы
111. Назовите работу Гегеля:

(?) «Философия государственного управления»

(!) «Философия права»
112. Главная идея права по Гегелю – это:

113. Какую теорию разработал Гегель?

(?) теорию разделения властей

(!) теорию гражданского общества

(?) теорию государственного суверенитета
114. Гражданское общество по Гегелю – это:

(?) средства массовой информации

(!) сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности

(?) сфера применения политической свободы и независимости
115. Назовите идеальную форму правления по Гегелю:

(!) конституционная монархия
116. Основателями исторической школы права были:

(?) Кельзен, Эрлих
117. Дайте определение права с точки зрения исторической школы права:

(?) право – «исторически сложившаяся система норм социального порядка, регулирующих жизнедеятельность союзов»

(?) право – «ограничение свободы каждого условием его согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону»
118. Укажите работу Георга Фридриха Пухты:

(?) «История государства и права»

(!) «История римского права»

(?) «История философии права»
119. В чем заключается суть политико-правового учения марксизма? (?)государство и право – базис по отношению к экономической структуре общества

(?) государство не нуждается в правовом самоограничении

(!) государство и право – надстроечные элементы по отношению к экономической структуре общества
120. Дайте определение права по Марксу:

(?) право – есть совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный характер

(!) право – есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса

(?) право – есть система самопроизвольно сложившихся норм социального порядка, регулирующих жизнедеятельность союзов
121. Определите государство с позиций марксисткой теории:

(?) государство – «есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»

(?) государство – «есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан»
122. Назовите работу Энгельса:

(!) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (?)«Юридическая логика»

(?) «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»
123. Назовите основные положения нормативистской теории:

(!) юридическая наука призвана заниматься нормативным содержанием права; право – совокупность правовых норм

(?) право – это божественное установление; право – это результат психобиологический свойств человека
124. Основателем нормативистской школы является:

(?) Фрэнк Джером
125. Укажите работы Г. Кельзена:

(?) «История государства и права», «Этика гражданского общества», «Государство и гражданское общество»

(!) «Чистое учение о праве»; «Общая теория государства»

(?) «История политических и правовых учений», «О государственном правлении», «Теория государства и права»

(?) «О законодательстве», «Монархическое устройство и организация власти», «Учение о праве»
126. Определите государство по Г. Кельзену:

(!) государство – есть «относительно централизованный правопорядок»

(?) государство – есть такая власть «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению»
127. Дайте определение права по Г. Кельзену:

(?) право – это божественное установление

(?) право – возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса

(!) право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке
128. Назовите работы Л.И. Петражицкого:

(?) «Введение в теорию государства и права»; «Введение в философию»

(!) «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»; «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии»

(?) «Учение о государстве и праве»; «Критика чистого разума»

(?) совокупность правил поведения, установленных государством и охраняемых его принудительной силой

(!) совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный характер
129. Источником права, по убеждению Л.И. Петражицкого, являются:

(?) обычаи
130. Интуитивное право по Л.И. Петражицкому – это:

(?) совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев

(!) совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев
131. Позитивное право по Л.И. Петражицкому – это:

(?) совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев

(!) совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев
132. Основателем социологической теории права является:

(!) Эрлих
133. Определите право по Е. Эрлиху

(?) совокупность правил поведения, установленных государством и охраняемых его принудительной силой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *