Что объединяет древние цивилизации
10 загадочных древних цивилизаций, о которых многие никогда и не слышали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Цивилизация долины Инда
Цивилизация долины Инда располагалась в области, которая охватывает части современных Пакистана, Афганистана и Индии, на равнинах у реки Инд. Археологи обнаружили свидетельства существования в этих местах фермерских сообществ, а также целых городов. Двумя самыми известными городами, которые были раскопаны, являются Мохенджо-Даро и Хараппа. Оказалось, что здесь во многих домах были собственные колодцы и ванные комнаты, а также существовала сложная подземная канализация. В документах, найденных в Шумере, были зафиксированы различные коммерческие, религиозные и художественные события, происходящие в районе цивилизации долины Инда, а также описаны их «экзотические изделия».
Одной из самых интересных найденных структур является Великая баня в Мохенджо-Даро площадью 83 квадратных метра, которая, как полагают, использовалась для ритуального омовения. Причина упадка цивилизации остается загадкой. Историки выдвинули ряд возможных теорий, в том числе пересыхание реки или наводнение, торговые трудности с Месопотамией или вторжение неизвестного врага.
2. Аксумское царство
Аксум был царством в современной Северной Эфиопии. В своем расцвете оно простиралось от края Сахары на западе до пустынь Аравийского полуострова на востоке. Аксумиты разработали свой собственный письменный язык геэз и торговали с другими народами по всему Восточному Средиземноморью. Эту народность персидский писатель назвал одной из четырех величайших сил в мире. Несмотря на это, сегодня сравнительно мало что известно об Аксуме, и он обычно считается «утерянной» цивилизацией.
Считается, что это общество было структурированным, основанным на иерархии царей и дворян. В четвертом веке нашей эры Аксум принял православие (правителя убедил сделать это бывший сирийский заключенный, который впоследствии стал епископом Аксума). Аксум считается родиной царицы Савской и местонахождением Ковчега Завета. Говорят, что ковчег был привезен сюда Менеликом I, сыном царицы Савской и царя Соломона. Бесценный артефакт якобы находится в местной церкви.
3. Конар-Сандал
Конар-Сандал расположен возле Джирофта, города в южной части Ирана. В 2002 году здесь был обнаружен зиккурат (храмовый комплекс с террасами), один из крупнейших и старейших в своем роде в мире. На сегодняшний день в Конар-Сандале были раскопаны два кургана, где нашли большое двухэтажное здание с очень толстыми стенами (это позволяет предположить, что оно являлось какой-то разновидностью фортификационного соружения). Открытие зиккурата заставило ученых предположить, что в этом месте жила структурированная цивилизация, основанная на ритуале и вере.
Считается, что она датируется примерно 2200 г. до н.э. и, возможно, была создана Араттой, страной бронзового века, которая была описана в шумерских текстах, но местонахождение которой так и не было обнаружено. Глава археологических раскопок описал раскопки как «независимую, автохтонную цивилизацию бронзового века со своей архитектурой и языком». К сожалению, Конар-Сандал подвергся мародерству и несанкционированным раскопкам, и неизвестно, сколько сокровищ было утеряно. Несмотря на это, считается, что данная цивилизация может служить доказательством древнейшего письменного языка в мире.
4. Шанлыурфа, Турция
Шанлыурфа, город в современной Турции, первоначально называемой Урфой или Ургой, может похвастаться длинной и сложной историей, а также множеством религий. Здесь был найден ряд интересных археологических памятников, таких как пещера, которая считается местом рождения Пророка Авраама. Шанлыурфа была крупным центром сирийской культуры. В непосредственной близости от города находится Гёбекли-Тепе, где были вырезаны и установлены мегалитические резные камни задолго до известного изобретения металлических инструментов (и за 6000 лет до появления Стоунхенджа).
В Гёбекли-Тепе находится старейший в мире храм. Камни, высотой до 5 метров и весом от 7 до 10 тонн, были расположены по кругу. Самый большой круг имеет диаметр 20 метров, а на некоторых камнях вырезаны изображения существ, таких как лисы, львы, скорпионы и стервятники. Предполагается, что люди отправлялись из Урфы в храм Гёбекли-Тепе для религиозных церемоний, хотя до настоящего времени не было найдено никаких доказательств того, что эти 2 места взаимосвязаны.
5. Цивилизация Винча
Цивилизация Винча (также известная как Цивилизация долины Дуная) может похвастаться тем, что некоторые считают одной из самых ранних систем письменности в мире. Она насчитывает около 700 символов, большинство из которых были найдены изображенными на глиняной посуде. Хотя язык не был переведен, принято считать, что он содержит как цифры, так и буквы. Продвинутая система земледелия цивилизации Винча сделала ее одной из самых сложных неолитических культур, которые известны людям. Доказательства, найденные вдоль берегов реки Дунай, позволяют предположить, что эта культура существовала задолго до великих цивилизаций Месопотамии и Египта.
Первые археологические находки были обнаружены в 1908 году на холме Бело Брдо близ Белграда. Считается, что поселения просуществовали более 1000 лет, а затем были заброшены. В каждом населенном пункте размещалось несколько тысяч человек, живущих в домах из переплетенных прутьев и глины. Они держали животных, выращивали урожай и даже пользовались плугом. Также была найдена медная посуда, примерно на 1000 лет старше времен, когда она начала повсеместно использоваться в Европе. В некрополе под Варной было обнаружено «Золотое сокровище Варны» возрастом невероятные 6500 лет. Неизвестно, почему цивилизация Винча исчезла, но когда она это сделала, то «забрала с собой» свои знания и инновации.
6. Арийское царство
7. Мехргарх
Найденные артефакты свидетельствуют о высокоразвитом обществе с налаженными торговыми связями с различными регионами. Считается, что Мехргарх существовал около 7000 г. до н.э., за тысячи лет до цивилизации долины Инда в том же регионе. Население Мехргарха составляло около 25 000 человек, но многие из останков погребены глубоко в земле, и их обнаружение представляет собой проблему. Во время проведенных раскопок были найдены комплекс хорошо сохранившихся зданий из глиняных кирпичей и даже кладбище.
8. Ниневия
Ниневия (современный Мосул в Ираке) была родиной одной из древнейших и величайших цивилизаций. Ранний город был поврежден в результате серии землетрясений, при одном из которых был разрушен первый храм Иштар, но Ниневия все равно продолжала расти. Царь Синаххериб (704–681 г.г. до н.э.) сделал Ниневию столицей Ассирийской империи, построив вокруг города великую стену с 15 воротами, а также парки, акведуки, каналы и дворец из 80 комнат. Некоторые ученые считают, что знаменитые Висячие сады Вавилона были на самом деле расположены в Ниневии и сделаны по заказу царя. Также была построена библиотека, содержащая более 30 000 глиняных табличек с надписями, что являлось огромным количеством для того времени.
Ученые и писцы стекались в город, и он стал центром развития искусства, науки и архитектуры. Одна из самых необычных табличек, найденных на месте раскопок, рассказывала историю о большом потопе, который уничтожил весь мир, и о человеке, который выжил, построив лодку, и выпустил голубя в поисках суши. Эта версия истории Ноева Ковчега была частью эпической поэмы, написанной в 1800 году до нашей эры, за 1000 лет до того, как она была включена в еврейскую Библию. Большая часть содержимого библиотеки Ниневии сейчас находится в хранилищах Британской библиотеки. После распада Ассирийской империи, в 612 г. до н.э. Ниневия была сожжена дотла объединенными силами персов, вавилонян и других наций, которые разделили территорию империи между собой. Руины начали раскапывать в 1846 году, и работы продолжаются до наших дней, хотя они пострадали во время недавних волнений и были повреждены вандализмом.
9. Нубия
Нубия, расположенная к югу от Египта в Судане, была цивилизацией, которая когда-то правила Египтом. У Нубии были свои пирамиды, остатки 223 из которых все еще можно увидеть сегодня. 25-я династия Древнего Египта, также известная как Черная династия из-за темной кожи нубийских фараонов, была периодом стабильности и процветания, во время которого большой акцент делался на культуру и искусство. В царстве были свой письменный язык и культура, а также земли нубийцев были богаты золотом. Эпоха могущества Нубии подошла к закату, когда фараон Снофру совершил набег на Нубию и объявил ее форпостом для добычи полезных ископаемых. Она была лишена статуса страны и стала просто регионом Египта, находящимся под контролем фараона. Нубийцы в значительной степени были ассимилированы в египетское население, хотя археологические свидетельства их цивилизации сохранились до сих пор.
10. Цивилизация Норте-Чико
Поселения Норте-Чико были расположены к северу от современной Лимы. Интересно, что Норте-Чико была одной из немногих цивилизаций, которая, похоже, не знала, как изготавливать глиняную посуду, поскольку не было найдено никаких подобных артефактов. Считается, что вместо этого они использовали выдолбленные тыквы. До настоящего времени, среди артефактов Норте-Чико было найдено всего несколько образцов искусства или украшений. Поселения были заброшены где-то около 1800 г. до н.э., но пока не ясно, почему это случилось. Нет никаких доказательств того, что данная цивилизация когда-либо была вовлечена в войну или конфликт, или что она пострадала от стихийного бедствия. Поселения были сосредоточены вокруг трех основных рек, поэтому вполне возможно, что продолжительная засуха вызвала миграцию населения в другие места, но это не могут доказать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что объединяет древние цивилизации
Первая Цивилизация возникла 81 в. назад.
Последняя Цивилизация остановилась 60 в. назад.
Древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, — доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.
Единство признаков Древних цивилизаций определяется их культурным взаимодействием, способностью воспринимать и реализовывать полезные достижения. Появилась торговля между удалёнными просторами. Единство Древних цивилизаций определялось также и в том, как их учредители понимали свои цели и задачи в цивилизационном устроительстве. По всей видимости, вызовы окружающего мира для всех Древних были схожими.
Время Древних цивилизаций отличалось относительным спокойствием на социокультурном поприще, когда цивилизации переживали полный круг своего развития, непрерываемый инородными включениями.
Конец этой цивилизационной идиллии приходится на эпоху Шумерской цивилизации, ворвавшейся в Двуреченский патриархальный цивилизациум.
Цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы.
Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.
Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм.
Основой первоначального общества древних цивилизаций был род. Родовое общество является главной характеристикой, отличающей древние цивилизации от современных, построенных по классовом или политическим признакам. Это два различных типа социальной организации.
Древние цивилизации характеризуются склонностью к коллективной собственности.
Принцип власти Древней цивилизации также построен по родовому признаку.
Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили вглубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения городских цивилизаций.
Самые ранние признаки Древних цивилизаций проходит на границе 5-6 тыс. лет до н.э. До этой границы возникали Первобытные и Древнейшие цивилизации, которые овеяны мифологическими рассказами.
Они наследовали от первобытных культур характерные для последних мифологические модели мышления, речи и действия гораздо более непосредственно, чем более поздние цивилизации.
Древние цивилизации, распознаваемые с помощью археологии, стали возникать в течение 3 тысячелетии до н.э. в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ.
Хотя некоторые цивилизации возникали и раньше, Трипольская, Анунаков, Древнейшая Европейская.
Древние цивилизации — это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, — доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.
Первобытное общество называли доисторическим, если понимать историю в изначальном, геродотовском смысле слова: как расспрашивание устного предания.
От древних цивилизаций сохранились остатки дописьменной культуры: пещерные и наскальные изображения, мегалиты Стоунхенджа.
Географические границы Древних цивилизаций называют просторами.
Единство признаков Древних цивилизаций определяется их культурным взаимодействием, способностью воспринимать и реализовывать полезные достижения. Появилась торговля между удалёнными просторами. Единство Древних цивилизаций определялось также и в том, как их учредители понимали свои цели и задачи в цивилизационном устроительстве. По всей видимости вызовы окружающего мира для всех Древних были схожими.
Ранние цивилизационные культуры Северной и Тропической Африки различны по времени и темпам формирования, но заметна и их близость к культурам Древнего Египта, что объединяет цивилизации Африки друг с другом, несмотря на их различия. Исследователи отмечают сходства цивилизационных культур Египта и Аравийской пустыни, культур Верхнего Египта и Северной Нубии, рисунки на скалах Сахары и Аравийской пустыни имеют сходства с изображениями додинастической египетской керамики. Египет был связан с Африканским цивилизациями торговыми и сословными связями. Взаимодействий цивилизаций было взаимной.
Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.
Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.
В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.
Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.
Первые индейские цивилизации развивались самостоятельно, в своей собственной среде, не испытывая никакого, кроме мифологического влияния цивилизаций других материков. Встреча двух разных цивилизаций, Америки и Европы, была яркой и драматической.
Путь, пройденный древними цивилизациями, объединенными узами преемственности и культурного обмена, необычайно долог и многообразен.
Это путь мифологических представлений к мировым религиям, к логике Аристотеля, к морали Конфуция, к метафизике, к абстракциям — дао.
Это путь от ритуальных форм творчества к авторскому утончённому искусству.
Это путь от созерцательности к концепциям мироздания.
На поздней ступени развития древние цивилизации выдвинули принцип научности, принцип рационализма. Это античный рационализм софистов, научность Евклида и Архимеда; с самой сутью раннего рационализма связано наличие гносеологической проблемы в основных школах древнеиндийской мысли и первых опытах древнекитайской.
В недрах Древних цивилизаций зародились мировые религии. Но мир Древних цивилизаций не был ещё разделён по конфессиональному признаку. Это было уже достижение современных цивилизаций.
В образовании древних цивилизаций большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную «культурную» традицию.
Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.
Главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрной революции». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.
Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.
Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики.
Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал своих поступков, ощущений. Его мышление было «нерасчлененным», он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.
Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации.
Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции, шаблону. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий.
Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций.
При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит вопросов больше, чем дает ответов на них.
Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности.
Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции.
Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной.
Древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии.
Западная и восточная цивилизации имеют много отличий, прежде всего в путях развития, перехода от первобытности к древности, в культуре, отношении к религии и философии.
Первая особенность Востока от Запада состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
В отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь с развитием цивилизации не утеряло связи с природой.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага.
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.
Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами.
В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.
Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.
Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.
Несколько иная ситуация складывалась в других регионах мира. Государство Древнего Египта, например, занимало узкую полосу плодородных земель вдоль реки Нил, которая определяла всю жизнь египтян. От ее разливов зависела судьба урожаев и людей, ему поклонялись как божеству, приносили жертвы. Жрецы, молившиеся о добром поведении реки, были прекрасными астрономами и могли делать правильные прогнозы погоды.