Что объединяет хорошее отношение к лошадям и о чем плачут лошади
Чем сходство и различие проблем поднятых авторами Абрамова О чём плачут лошади и Маяковского хорошее отношение к лошадям
Сходство в том что оба автора поднимают историю о лошадях. ведь давно лошади были на вес золота но в произведениях люди описываемые авторами относились к лошадям как мухам. не кому не нужны и пользу не приносят. и в обоих произведениях авторы защищают лошадей и напоминают людям как тогда были востребованы лошади.
Различие заключается в временных отрезках. так же в том что в произведении о чём плачут лошади лошади разговаривают а в хорошее отношение к лошадям нет. так же различие заключается в том что лошади сами отказывались верить что они были нужны(Произведение о чём плачут лошади)
Я надеюсь что помог
Я согласен с пословицей «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
Так как человек, познавая новое и имея интерес и стремление к знаниям, всегда будет успешен. В наше время человечеству предоставлено масса возможностей, нам нужно лишь учиться, тем самым прокладывая дорогу в хорошее будущее.
Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте.
Его первыми учителями стали такие музыкальные педагоги, как Джон Филд и Карл Цейнер.
Во время учебы в пансионе Глинка познакомился с Александром Пушкиным, с которым дружил вплоть до самой смерти поэта.
В поисках постоянного вдохновения Глинка сближается с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским. Долгое время композитор чувствовал себя неудовлетворенным и считал свои работы неудачными.
С 1830 года начинается европейское турне Глинки: он посещает Италию, Германию и прочие европейские страны.
Идею для написания русской национальной оперы в виде предания о русском герое Иване Сусанине Михаилу Глинке подсказал поэт В. Жуковский.
Жена Глинки Мария Иванова, с которой он обвенчался в 1835 году, приходилась композитору дальней родственницей.
Огромный прижизненный успех композитору принесла премьера оперы «Жизнь за царя».
Личная жизнь композитора была очень несчастной. В 1840-году у Глинки появилась любовь – Екатерина Керн. В 1841 году девушка забеременела от композитора, но была вынуждена сделать аборт, за который Глинка корил себя всю свою жизнь, ведь именно он настоял на этом. В конечном итоге роман ничем и не закончился, композитор предпочел разорвать отношения со своей любовницей.
В 1825 году великий русский поэт написал красивое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и посвятил его своему предмету обожания – Анне Керн, годами позже Глинка переработал стихотворение в романс и посвятил его дочери Анны – своей любимой Катеньке Керн.
С супругой Глинке тоже не повезло. Она увлеклась корнетом Н. Васильчиковым, с которым тайно обвенчалась. После развода Глинка остаток своей жизни прожил в одиночестве, так как боялся повторно заключать брак.
Творчество Глинки очень часто подвергалось критике. Именно она стала мотиватором для свершения второго европейского музыкального турне, которое композитор начал с Франции, затем он отправился покорять Испанию.
В 1848 году в Варшаве гений русской классической музыки создает симфоническую фантазию Камаринскую, в основу данного произведения легли мотивы русских народных песен. П. Чайковский позже напишет, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в Глинке, словно дуб в одном лишь желуде.
В Париже Глинка начинает работать над симфонией «Тарас Бульба», которая является незаконченным произведением.
Михаил Глинка увлекался церковными напевами и пытался их обработать в русском стиле.
До конца жизни композитора его верным спутником была родная старшая сестра Людмила.
Глинка является автором музыкальной оперы, написанной по произведению его товарища А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Многие современники Глинки вспоминали о том, что в молодости композитор обладал прекрасным голосом. Его тенор восхищал публику. Однажды пение Глинки так очаровало князя Кастриото Скандеберка, что юноша был уже близок к обмороку. Когда его привели в чувство слуги, он рассказал, что слышал пение ангела и подумал о том, что начинается Страшный суд.
Теща Глинки всегда называла его при посторонних людях «мой маленький Моцарт». Когда друзья однажды спросили композитора о том, является ли его теща поклонницей Моцарта, тот ответил, что она даже и знать не знает об этом человеке. Теща Глинки, прослышав, что Моцарт стал богатым человеком благодаря музыке, считала, что ее зятя непременно должна ожидать подобная судьба.
Глинка из всего перечня известных композиторов признавал лишь Шопена, Глюка и самого себя, наряду со своими произведениями он играл сочинения и этих композиторов. Блестящих пианистов того времени он просто не переносил на дух. Однажды он высказался негативно по поводу игры Ф. Листа. Глинка сказал, что внешность Листа является не примечательной, да и от его игры у беременных женщин случаются выкидыши.
Что общего между рассказом Абрамова «О чём плачут лошади» и стихотворением «Хорошее отношение к лошадям»
К теме общения человека с «братьями нашеми меньшими» обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет большую роль. Стихотворение В.В.Маяковского помогает увидеть мысли,вопросы,волнующие поэта,понять,близки ли его взгляды учащимся. Проектная деятельность открывает большие возможности: глубокое «вживание» семиклассников в произведение посредством межпредметной связи(изо,музыка,история,мхк),наблюдение за ритмом,лексикой,звукописью,ассоциативными рядами. Система таких уроков позволяет подвести учащихся к обобщению: Маяковский сегодня. Интересен ли он мне?
Статья «Определение способов позитивного влияние учебных текстов на развитие личности детей» поможет определить основные ступени работы над словом художественного произведения,а также способы позитивного влияния текста на развитие личности ребёнка.
Витю гложет совесть за этот обман. Он долго мучается, решает признаться. и узнает, что опоздал: бабушка уехала в город продавать ягоды. Витя отлично понимает последствия своего поступка, и от этого ему становится еще горше. Мальчику ужасно стыдно.
«О чём они плачут?» (по рассказам Л.Н.Андреева «Кусака», Ф.А.Абрамова «О чём они плачут» и стихотворению В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 7 классе
(по рассказам Л.Н.Андреева «Кусака», Ф.А.Абрамова «О чём они плачут» и стихотворению В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
1. Введение учащихся в круг литературных произведений русских писателей, посвящённых взаимоотношениям человека и животного.
2. Обучение анализу текста художественного произведения.
3. Включение в читательский опыт учащихся первичного представления о сравнительном анализе художественных произведений.
Предметные задачи урока:
— проанализировать рассказ Л.Н.Андреева «Кусака», рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» и стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
— раскрыть тему взаимоотношения человека и животного на основе изучаемых произведений.
— формировать умение глубокого анализа текста;
— вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
— развивать творческие способности, монологическую речь.
— вызвать интерес к творчеству русских писателей и поэтов;
— формировать нравственные ценности личности.
В процессе урока происходит формирование следующих УУД:
• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе сотрудничества;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• формирование основ гражданской идентичности личности;
• формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений);
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийных ресурсов.
Форма урока: урок-практикум с элементами анализа текста.
Используемые педагогические технологии :
— традиционная педагогическая технология;
— технология метода проекта;
— элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, устные и письменные задания, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем, рефлексия.
Средства обучения: проектор, компьютер, иллюстрации к произведениям, аудиозапись, тексты художественных произведений, раздаточный материал.
Подготовительная работа (в группах по 2 человека ):
1 группа – Как человек приручил собаку.
3 группа – Кто обидел Кусаку? (образы людей в рассказе Л.Н.Андреева)
4 группа – Раньше Рыжуху любили, а теперь…(образы людей в рассказе Ф.А.Абрамова)
Этапы подготовительной работы:
перечитать художественное произведение;
собрать материал по теме;
— составить мини-презентацию из иллюстраций по своей теме.
Организационный момент. Приветствие.
1 этап. Введение в тему урока.
Учитель: Прослушайте фрагменты из двух известных вам рассказов, вспомните названия этих рассказов и авторов, имена главных героев. (Учитель читает фрагменты).
Фрагмент 1: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своей принадлежностью к дому…»
Фрагмент 2: «Но чаще всего лошади вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними… Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус, а в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.»
(Ответы учащихся: первый фрагмент из рассказа Л.Н.Андреева «Кусака», главная героиня рассказа – бесхозная собака. Второй фрагмент из рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», главная героиня – лошадь Рыжуха).
Учитель: Почему эти рассказы можно объединить на одном уроке? Чем они похожи? Над какими вопросами можно подумать при обсуждении этих рассказов?
(Ответы учащихся: эти рассказы имеют общую тему – нелегкая жизнь животных, их сложные взаимоотношения с человеком. Дети формулируют вопросы для совместного обсуждения на уроке).
Учитель : Итак, определим тему урока и круг обсуждаемых вопросов, исходя из ваших предложений. Мы объединим эти рассказы под общей темой «О чём они плачут?» Мы сравним образы Кусаки и Рыжухи, подумаем о роли человека в их жизни, поищем ответы на трудные вопросы: каким должно быть отношение человека к прирученным животным? Какими главными принципами должен руководствоваться человек, который решил погладить собаку или угостить лошадь? Что утрачивает человек, немилосердно обращающийся со своими «меньшими братьями»?
Мы знаем, что собака и лошадь были приручены человеком в давние времена и много сотен лет служат ему верой и правдой. Послушаем ребят, которые подготовили небольшие сообщения на эту тему и нашли интересный иллюстративный материал.
(Заранее подготовленные ученики 1 и 2 группы выступают с сообщениями и презентациями. Класс оценивает сообщения. Дети говорят о своём личном опыте общения с домашними питомцами ).
2 этап. Работа с текстами произведений.
Учитель: Человек, приручивший животное, должен заботиться о нём как о близком и родном существе. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал в сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но в рассказах Андреева и Абрамова люди нарушили этот принцип. Обратимся к текстам рассказов, чтобы проанализировать образы Кусаки и Рыжухи: найдём их портретные характеристики, посмотрим, чем заполнены их дни, и узнаем, как складываются их отношения с человеком. Для этого разделим класс пополам, а каждая половина поделится на три группы (всего 6 групп по 3-4 человека). (Группы получают задание заполнить таблицу цитатами из текстов рассказов, таблицы распечатаны и выданы рабочим группам):
Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Сам человек только в зеркале природы может
увидеть своё настоящее лицо.
М. М. Пришвин
– выяснить особенности раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе Ф.А. Абрамова;
– показать на примере рассказа Ф.А. Абрамова “О чём плачут лошади”, что отношение человека к природе – характеристика его нравственных качеств;
– развивать умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
– развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;
– воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других
– воспитывать любовь к литературе.
Формы урока: групповая, индивидуальная.
Методы: поисковый, исследовательский, проблемный.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИК-технология.
Оформление: фотографии Ф.А. Абрамова, фильм о лошадях, презентация учащихся “Лошади в жизни человека”, песня “Лошади в океане”, на доске таблица сравнения стихотворения В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” и рассказа “О чем плачут лошади”, к доске прикреплены надписи об особенностях раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе.
Урок проходит в форме ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
1. Организационный момент: Здравствуйте, те, кто прочитал интересный рассказ Ф. Абрамова; здравствуйте, те, кто хочет найти ответ на вопрос: “О чем плачут лошади” в рассказе; те, кто сегодня на уроке будет журналистом.
2. Тема и цели урока. На нашем уроке будет проходить расследование. Вы журналисты, я главный редактор журнала о животных. Материалом исследования является рассказ известного писателя ХХ века Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”. Вы найдете ответы на вопросы: “Что же случилось такого в деревне, что лошади плачут” и на вопрос: “Как раскрывает тему взаимоотношений человека и природы писатель?”
Мотивация: Это нужно для того, чтобы узнать себя через отношение к природе, проверить себя на человеческие качества.
3. Знакомство с писателем. Заседание журналистов началось. Послушайте рассказ о писателе. Запишите, какие нравственные качества отличают писателя (учитель кратко рассказывает о биографии писателя):
Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году, а умер в 1983 году. Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, то есть такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.
Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.
Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.
После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное село (1942 г.).
Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.
После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.
Трудной была и писательская судьба. Много произведений не было опубликовано при жизни, много было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.
Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Его известные произведения “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Старухи” и т.д. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.
4. Актуализация знаний. Любое журналистское расследование начинается со сбора материала. Проверка задания: какой материал вы собрали про писателя?
– Чтобы высказывать свое мнение, нужно хорошо знать предмет обсуждения. (1 ученик пересказывает сюжет рассказа).
– Работа по группам:
1-я группа учащихся должна собрать материал на тему “Как относились к лошадям в старину”. (Показ презентации, заранее приготовленной учащимися, “Лошади в жизни человека”.
2-я группа – “Как относятся люди в деревне к лошадям”.
3-я группа – “Как главный герой относится к лошадям”.
Учащиеся готовят ответы (5 минут), обсуждая в группах и помогая друг другу, отвечают, добавляя друг друга.
Вопросы главного редактора:
1) 1-й группе – от кого вы узнали об отношении к лошадям в старину? (От Рыжухи.)
2) 2-й группе – почему изменилось отношение к лошадям?
3) 3-й группе – изменилось ли отношение лошадей к рассказчику?
5. Анализ рассказа. Гл. редактор: Картина ясна: лошади стали жить хуже, потому что изменилось время и лошади стали не нужны.
– А скажите, рассказ только о лошадях? (О людях, людях глазами животных). И 1 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ ЛОШАДЕЙ”.
Перечислите всех героев рассказа. (Каждый у себя в тетради.)
(Герой-рассказчик, Рыжуха, Карька, старая кобыла Забава, другие лошади.)
Любой журналист должен понять суть, психологию героев, уметь сравнивать, делать выводы.
По группам рассказать 1 группа – о Рыжухе, 2 – о Карьке, 3 – о Забаве, нарисовав психологический портрет.
Вы обратили внимание, что вы рассказывали не о человеке, а о животных как о людях?
И 2 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ПИСАТЕЛЬ СРАВНИВАЕТ ЛОШАДЕЙ С ЛЮДЬМИ”.
(Автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия, ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых, борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.)
– События, описанные в рассказе, были давно, и рассказ написан в 1973 году, но что в нем не связано со временем? (Человеческие качества, выбор человеком своих поступков.) Отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других. И как хорошо, если поможет вам в этом добрые и мудрые наставники, такие как Ф.А. Абрамов и другие писатели, а также поэты.
Предлагаю вам сейчас послушать песню, положенную на стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Исполняют Т. И С. Никитины http://www.audiopoisk.com/track/sergei-i-tatana-nikitini/mp3/lo6adi-v-okeane/.)
У учащихся перед глазами тексты.
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
Глория по-русски значит Слава, –
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. Кто виноват гибели лошадей? А в их плаче? (ЛЮДИ.) Журналисты умеют ориентироваться в материале.
– Группы находят и зачитывают:
1-я группа – Как сначала встречали героя лошади.
2-я группа – Как повел себя герой.
3-я группа – Как ведут себя лошади после ответа?
– А почему так получилось? Журналисты умеют понять поведение человека, объяснить его поступки. Для ответа на этот вопрос сравним рассказ Ф. Абрамова со стихотворением В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” (на прошлом уроке после изучения стихотворения Маяковского была заполнена 1 колонка таблицы): группы заполняют по строке (с 1 по 3).
Вывод формулируется вместе.
В.В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям” | Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади” |
У лошади – горе Глаза – слезы | У лошади что-то случилось. В глазах слезы |
Отношение людей: Все смеются, кроме героя | Не берегут, не ухаживают, людям они не нужны. |
Поведение героя: Звериная тоска, “все немножко лошади…” | Герой не жалеет, правду не сказал, потерял доверие, не дает надежду. |
Вывод: обратиться в мир детства, дать надежду, поэтому стоит жить и работать. | “Лошадиная тоска” (не поставил себя на место лошади). |
И 3 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ – СПОСОБ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА”.
А что бы сделали вы? Как можно было ответить Рыжухе? Устное обсуждение.
– Вот теперь, я думаю, можно ответить на вопрос “О чем плачут лошади”. Журналисты должны иметь свое мнение. Все группы обсуждают одинаковые вопросы: “Почему в конце названия рассказа нет вопросительного знака?” и “В чем разница названий: “О чем…” и “Почему…”?
О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними, о неблагодарности.)
Слово гл. редактора:
“И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне – это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь!” Эти слова принадлежат известному натуралисту Юрию Дмитриеву. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.
Посмотрите видеоролик о лошадях, и вы убедитесь в справедливости этих слов. http://video.yandex.ru/users/ed5033/view/910
6. Наше расследование окончено. Правду найти трудно, но свое мнение иметь надо. А я считаю, что животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.
И этому нас учит рассказ Ф.А. Абрамова. У писателя было такое жизненное кредо – «Будить, всеми силами будить в человеке Человека».
7. Дома: написать заметку в журнал на тему “О чем плачут лошади”, “Нужны ли сейчас лошади?” “Человек и природа” или ответить на вопрос: “Чему учит рассказ Ф.А. Абрамова?”.