Что объединяет и отличает общество и природу

ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

ПРИРОДАОБЩЕСТВО
Сходство:

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

ПРИРОДАОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Природа и общество

Понятие «природа» имеет два основных значения:

Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:

Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.

Воздействие общества на природу

Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.

Влияние природы на общественные процессы

Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.

Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Антропогенное воздействие это все формы воздействия человека на окружающую природу.

Источник

Природа и общество: понятия и чем они отличаются

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Для того чтобы тандем сосуществования общества и природы был гармоничным, следует глубже понять сущность каждого из данных явлений. Выявив точки соприкосновения обоих понятий и грани их различия, удастся наилучшим образом способствовать позитивному развитию этих двух систем. Ведь именно системой является как общество, так и природа. Потому логично будет применить при детальном их рассмотрении системный подход. А начать следует, собственно, с дачи определения каждому из рассматриваемых явлений.

Общество и природа: определение данных понятий

Рассмотрение в самом широком смысле понятия «природа» приводит к выводу, что сюда включается вся окружающая реальность, к которой не приложена рука человека. Масштабы ее простираются до бескрайней Вселенной. Более узкий смысл – это биосфера, окружающая человека.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

«Общество» же – это совокупность человеческих индивидов, способных производить определенные видоизменения в этой самой окружающей реальности. Принято даже считать, что социум и есть продукт природы.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Как взаимодействует общество и природа

При введении В.И. Вернадским в научный лексикон понятия «ноосфера» стало более очевидно то взаимодействие, которое идет между человеческими индивидами и матушкой-природой. По большей части именно социум за последние столетия активно вносит преобразования в естественную среду обитания, создавая своим разумом и волей искусственную среду. Но природа чутко отвечает на все позитивные и негативные действия человечества, заставляя его приспосабливаться, а порой и даже выживать.

В чем точки соприкосновения и схожесть понятий «общество» и «природа»

При различных методах изучения данных явлений можно прийти к выводу, что природа включает в себя социум, т.е. из естественной среды вследствие объективных обстоятельств вычленился человек. Только индивид смог собственной волей и действиями, прилагая разумные усилия, преобразовывать, а иногда и просто подчинять себе природу.

На данном этапе развития общества (как совокупности людей) и окружающей среды можно говорить о параллельном их существовании. Потому так важно понимать, в чем они схожи:

В данный период времени невозможно представить одно понятие отдельно от другого. Но так было не всегда. Поэтому следует перейти к рассмотрению различий.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

В чем различия общества и природы

Есть фундаментальные отличия одного понятия от второго, а есть еле различимые. Но важно знать все нюансы для гармоничного развития и общества, и природы:

Задача общества улучшать окружающую реальность, развиваться самому и способствовать поддержанию гармонии в природе (в т.ч. заботиться о растительном и животном мире). Ведь если волей социума будут предприняты кардинальные меры, которые приведут к уничтожению природы, то и жизнь человечества будет фактически невозможна.

Источник

Общество и природа

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Всего получено оценок: 649.

Всего получено оценок: 649.

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Природа

Существует два определения данного понятия:

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

В современном обществе можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука – экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

которые читают вместе с этой

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Экологические проблемы современности:

“Чумой” XX века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде, ее защите и охране:

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть фото Что объединяет и отличает общество и природу. Смотреть картинку Что объединяет и отличает общество и природу. Картинка про Что объединяет и отличает общество и природу. Фото Что объединяет и отличает общество и природу

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.

Источник

Что объединяет и отличает общество и природу

Выберите верные суждения о взаимосвязи природы и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Природа и общество — это взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты материального мира.

2) Общество и природа исторически сложились и развиваются по единым законам.

3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил.

4) Степень и характер воздействия общества на природу остаются неизменными на всех этапах общественного развития.

5) Общество, в отличие от природы, является творцом культуры.

1) Природа и общество — это взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты материального мира. Да, верно, общество открытая система, которая находится во взаимодействии с природой.

2) Общество и природа исторически сложились и развиваются по единым законам. Нет, неверно, общество развивается не только по физическим законам, но и по социальным.

3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил. Да, верно, наличие залежь полезных ископаемых определяет возможность предпринимателей их разрабатывать, строить заводы по переработке.

4) Степень и характер воздействия общества на природу остаются неизменными на всех этапах общественного развития. Нет, неверно, на стадии традиционного общества люди сильнее зависели от природы, чем на стадии индустриального и постиндустриального.

5) Общество, в отличие от природы, является творцом культуры. Да, верно, культура — это все, что создано человеком.

Автор пишет, что для раскрытия различий между социальным и несоциальным необходимо понять, чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

Приведите три содержащихся в тексте определения понятия «общество» в узком смысле и три определения понятия «общество» в широком смысле.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определения понятия «общество» в узком смысле:

— добровольные объединения людей по профессиям и интересам;

— социальное окружение человека.

2) Определения понятия «общество» в широком смысле:

— системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный;

— специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов;

— социальность вообще, выступающая как антитеза природы и природного.

На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три положения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены три положения:

— раскрытие различий между социальным и несоциальным;

— установление отличия надорганической реальности от царств живой и неживой природы;

— понимание отличий деятельности людей от физических взаимодействий, химических реакций или поведения животных;

— понимание отличий устройства любых человеческих сообществ от устройства планетарной системы или животной стаи.

2) Дано объяснение понятию, например:

— наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— «..большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу.. »

3) Пример из текста:

— могут быть названы гидростанции, симфоническая музыка или совесть.

4) Собственные примеры:

— города, моральные нормы.

Могут быть приведены иные уместные примеры.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

В правильном ответе могут быть названы следующие отличия деятельности человека от поведения животного:

1) человек сознательно ставит перед собой цели, животные действуют на основании инстинктов;

2) человек в ходе деятельности преобразует окружающий мир, животные приспосабливаются к условиям существования в соответствии с видовой специализацией;

3) деятельность человека носит конкретно — исторический характер, а поведение животных единообразно на протяжении всего существования биологического вида.

Могут быть приведены другие отличия.

Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию — да, верно.

3) забота о потомстве — нет, неверно.

4) приспособление к условиям окружающей среды — нет, неверно.

5) стремление понять окружающий мир — да, верно.

6) общение с помощью членораздельной речи — да, верно.

Разве п.3 не относится к социальной природе человека?

Нет, это характерно и для животных

целеполагание присуще животным, для человека свойственна целеНАПРАВЛЕННАЯ деятельность

Целеполагание присуще только мыслящим существам, животным нет.

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указаны следующие различия:

— различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации;

— в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе;

— в различии субъектов, применяющих санкции.

2) Объяснение смысла понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должна быть указан следующая специфика правовых санкций:

— специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

2) Могут быть приведены следующие институты:

Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указана позиция выпускника:

— согласия или несогласие.

2) Приведены аргументы в защиту своей позиции:

— аргументы в подтверждение:

1) только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;

2) право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида, он сам принимает решение следовать им или нет;

3) право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.

— аргументы в опровержение:

1) в государствах где свобода выбора индивида очень сильно ограничена существуют и правовые и моральные нормы, очень часто более жёсткие;

2) в большей мере право направлено на ограничение воли индивида и лишение его свободы выбора;

3) Люди вынуждены подчиняться правовым и моральным нормам, чтобы оставаться полноправными членами общества, даже если они не хотят следовать этим нормам.

Могут быть приведены и иные аргументы в защиту своей позиции.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:

1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.

3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,

4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.

В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:

1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.

3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,

4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.

В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указаны следующие различия:

— различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации;

— в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе;

— в различии субъектов, применяющих санкции.

2) Объяснение смысла понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указана позиция выпускника:

— согласия или несогласие.

2) Приведены аргументы в защиту своей позиции:

— аргументы в подтверждение:

1) только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;

2) право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида, он сам принимает решение следовать им или нет;

3) право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.

— аргументы в опровержение:

1) в государствах где свобода выбора индивида очень сильно ограничена существуют и правовые и моральные нормы, очень часто более жёсткие;

2) в большей мере право направлено на ограничение воли индивида и лишение его свободы выбора;

3) Люди вынуждены подчиняться правовым и моральным нормам, чтобы оставаться полноправными членами общества, даже если они не хотят следовать этим нормам.

Могут быть приведены и иные аргументы в защиту своей позиции.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должна быть указан следующая специфика правовых санкций:

— специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

2) Могут быть приведены следующие институты:

Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:

1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.

3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,

4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.

В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указаны следующие различия:

— различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации;

— в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе;

— в различии субъектов, применяющих санкции.

2) Объяснение смысла понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должна быть указан следующая специфика правовых санкций:

— специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

2) Могут быть приведены следующие институты:

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указана позиция выпускника:

— согласия или несогласие.

2) Приведены аргументы в защиту своей позиции:

— аргументы в подтверждение:

1) только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;

2) право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида, он сам принимает решение следовать им или нет;

3) право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.

— аргументы в опровержение:

1) в государствах где свобода выбора индивида очень сильно ограничена существуют и правовые и моральные нормы, очень часто более жёсткие;

2) в большей мере право направлено на ограничение воли индивида и лишение его свободы выбора;

3) Люди вынуждены подчиняться правовым и моральным нормам, чтобы оставаться полноправными членами общества, даже если они не хотят следовать этим нормам.

Могут быть приведены и иные аргументы в защиту своей позиции.

В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.

Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.

Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.

В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:

1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.

2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.

3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,

4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.

В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Должна быть указан следующая специфика правовых санкций:

— специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

2) Могут быть приведены следующие институты:

Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указана позиция выпускника:

— согласия или несогласие.

2) Приведены аргументы в защиту своей позиции:

— аргументы в подтверждение:

1) только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;

2) право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида, он сам принимает решение следовать им или нет;

3) право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.

— аргументы в опровержение:

1) в государствах где свобода выбора индивида очень сильно ограничена существуют и правовые и моральные нормы, очень часто более жёсткие;

2) в большей мере право направлено на ограничение воли индивида и лишение его свободы выбора;

3) Люди вынуждены подчиняться правовым и моральным нормам, чтобы оставаться полноправными членами общества, даже если они не хотят следовать этим нормам.

Могут быть приведены и иные аргументы в защиту своей позиции.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Указаны следующие различия:

— различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации;

— в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе;

— в различии субъектов, применяющих санкции.

2) Объяснение смысла понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.

Используя текст и личный социальный опыт, назовите три социальных института, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.

Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.

Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.

Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности компьютерных, технологий обучения.

(По материалам работы С. А.Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю.Савиновой «Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО образование для всех: российское видение», Санкт-Петербург, 2007.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *