Что объединяет литературу и фольклор

Фольклор и литература – что это и отличия

Каждый человек хотя бы раз слышал такие названия, как фольклор и литература. Термины связаны с культурой и самобытностью, но объяснить, в чем состоят отличия между ними, бывает достаточно сложно. Известно, что связь между понятиями существует и она достаточно сильная. Основа – специфика словесного (устного) творчества. В нем отображаются представления человека об окружающем мире, в котором нет ничего, кроме сил природы, а также находят свое место закономерности развития общественного сознания, как неотъемлемая часть бытия. В произведениях литературы и фольклора имеется принципиальная разница. Для того чтобы лучше понять, в чем она заключается, необходимо выявить характерные черты и особенности каждого из рассматриваемых терминов.

Определение понятий

Прежде чем сравнивать термины между собой, необходимо дать каждому из них определение. Это поможет лучше разобраться в художественных особенностях.

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Фольклором принято называть народные традиции и коллективное творчество, которое сложилось исторически. В произведениях этого жанра отсутствуют единый автор, а сами элементы фольклора – песни, сказки, стихи, игры, традиции, передаются в устной форме из поколения в поколение. Существует несколько фольклорных жанров, определяющие, какими будут произведения:

Выделяют малые формы устного народного творчества. В эту группу входят пословицы, поговорки, загадки, а также различные анекдоты.

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Литература – полноценный и самостоятельный вид искусства. Во многих культурах он появился под влиянием народного эпоса. Первые произведения – летописи и хроники, описания жизни правителей или святых. В основе описания заложены фольклорные традиции. В тестах присутствуют сюжетная составляющая, образы героев. Поэтическая составляющая возникла на основе песен и былин. Литературные произведения вышли за пределы канонов, определяемых фольклором. Они имеют сложную конструкцию, способствующую произвольному развитию сюжета. Произведения существуют только в письменной форме. В произведениях описывается не только внешний мир, окружение человека, но и его переживания, рассматриваются особенности личности и ее взаимодействие с обществом. В основу могут лечь социальные и бытовые проблемы. У текстов существует автор.

Сравнение

Для того чтобы лучше понять, чем отличается фольклор от литературы, необходимо провести сравнение их между собой по основным параметрам. Произведения литературного творчества являются сложными, так как используют имеющиеся и появляющиеся (современные) элементы словесного творчества. В основе литературы, как искусства лежит разнообразие жанров. Фольклор сохраняет устойчивые формы. В текстах используется определенная и неизменная композиционная структура. Внутренний мир героя закрыт от слушателя, понять его переживания сложно. В основе произведения в этом случае поступок или событие, которое определяет сюжетную линию. Рассматриваются принципы поведения, способные удержать равновесие между добром и злом, светом и тьмой.

Выводы

Фольклор является особой формой творчества народа. Основная составляющая – устное выражение образов. В произведениях передается общее представление об устройстве мира, законах природы. Общество рассматривается, как единое целое, а внутренние переживания людей остаются скрытыми от посторонних глаз. Литература позиционируется, как вид искусства, в котором произведения сохраняются в письменной форме. Тексты всегда являются авторскими. В них находят свое отражение такие составляющие, как внутренний мир человека, его личность и место в обществе. Социальные взаимодействия и отношения – составляющая многих сюжетов и жанров в литературе. Фольклорные произведения выстраиваются по устойчивым правилам. Сюжеты рассматривают обобщенные образы. В них нет сложных художественных подходов, призванных приукрасить происходящее или сделать образ героев более ярким и запоминающимся. Все тесты можно передавать устно, немного изменяя последовательность повествования.

В случае с литературным произведением передать его без искажения получится только в письменной форме. У текстов всегда имеется автор, реже соавтор. В фольклоре подразумевается, что произведение является плодом коллективного народного творчества, поэтому выявить и указать одного автора не представляется возможным.

Источник

Разница между фольклором и литературой

Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности.

Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении – для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.

Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.

Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.

Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.

Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.

В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.

Источник

Художественная литература и фольклор

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «художественная литература»

Художественная литература это один из видов искусства. Ее произведения имеют письменную форму и прямым или косвенным образом воздействую на сознание общества. Художественная литература представляет собой некий текст, который способен выполнять эстетическую функцию. Литературное произведение должно быть целостным и завершенным, в нем могут быть описаны совершенно любые события как реальные, так и нереальные. Оно несет в себе элемент новизны и уникальности. Произведение, которое написано автором всегда является адресованным специальной аудитории. Художественное произведение — это связующее звено между писателем и его читателями.

Художественное произведение всегда включает в себя элемент индивидуальности автора, его мнение, а также основной посыл, который он хочет передать своим читателям.

Понятие «фольклор»

В древности люди не разграничивали разные виды искусства. Постепенно происходило развитие сюжетов и мотивов. По мнению некоторых литераторов, поэзия произошла от народного обряда, то есть изначально люди воспевали богов и при этом танцевали. Сначала слова песен были не постоянными. Из раза в раз в песнопениях формировались постоянные элементы, которые затем стали традиционными.

Устное народное творчество подразделяется на:

Готовые работы на аналогичную тему

Со временем устное народное творчество изменялось, это не удивительно, так как фольклор имеет прямую связь с жизнью людей и их историей. Одно из отличий устного народного творчества от произведений художественной литературы заключается в том, что у фольклора нет устоявшейся формы, его форма периодически претерпевает видоизменения. Характерной особенностью фольклора является живая устная речь, яркие и красочные выразительные средства. Структура фольклорного произведения является традиционной, она состоит из:

Среди стилистических особенностей произведения устного народного творчества отмечаются в большом количестве:

Изначально народные произведения исполнялись строго в определенных ситуациях. Все отголоски жизненных устоев людей нашли свое отражение в песнях и обрядах.

Различия художественной литературы и фольклора

Безусловно, фольклор и художественная литература связаны неразрывным образом. Фольклор по своей сути это элемент литературы, одна из форм поэзии.

Конечно же основным отличием фольклора от художественной литературы является наличие у второй автора. Народные произведения не имеют единого автора, на формирование их оказал влияние не один человек, а множество.

Некоторые литераторы придерживаются мнения что фольклор имеет больше связи с обыденным народным языком, нежели с литературой. В этой точке зрения бесспорно есть рациональное зерно, так как на формирование фольклора оказывало влияние множество разных людей, сам язык никто не придумывал специально, он лишь является продуктом деятельности людей.

Отличие фольклора и художественной литературы так же кроется в различии форм существования и бытования. То есть способ распространения художественной литературы – это письменный способ, а способ распространения фольклора – устный способ. Иными словами, литературное произведение не претерпевает изменений, есть только два звена – автор и читатель – которые соединяются с помощью книги. Автор всегда один, читателей всегда множество. В устной народной литературе эти понятия видоизменяются. Здесь есть исполнитель и есть слушатель. Исполнитель рассказывает произведение, автором которого он сам не является, он лишь повторяет то, что слышал ранее, но повторяет он это не слово в слово, а внося свои собственные видоизменения. Литературное произволение является статичным, в отличии от произведения фольклорной направленности, которое постоянно претерпевает метаморфозы.

Взаимосвязь фольклора и художественной литературы

Фольклорные произведения всегда находи дорогу к людям и соединялись с литературными жанрами. Особая роль здесь принадлежит народной сказке, которую в последствии взяли на основу своих произведений такие известные русские писателя как Пушкин, Жуковский, Ершов, Толстой, Бажов, Маршак и многие другие. Горький, Чуковский и Маршак яро выступали за использование народных сказок в воспитательном процессе детей. Свои идеи они подкрепили тем, что обрабатывали на современный лад народные произведения. Особую взаимосвязь имеют народная и авторская сказка. Авторская сказка сформирована на основе народной, подчиняется ее традициям. Писателю необходимо в своем произведении достичь такой же лаконичности и мудрости в своем произведении, какими обладает сказка народная.

Писатели так же часто брали за основу своих литературных произведений сюжеты былин, легенд, сказаний. К примеру, в народе ходило сказание о Еруслане Лазаревиче, который имеет прямое сходство с Русланом, героем произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Колыбельные так же нашли отражение в творчестве русских писателей, например, у Лермонтова есть колыбельные на основе народного устного творчества.

Источник

Презентация по литературе «Взаимосвязь литературы и фольклора» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чем больше входишь в эпоху, тем меньше она кажется прошлым. Д.С. Лихачев Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Взаимосвязь литературы и фольклора Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Фольклор – это устное творчество народа, отражающее его идеалы. Особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность. Древнему искусству была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела. Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Корни устного словесного творчества Выдающийся русский ученый А.Н. Веселовский в своей «Исторической поэтике» видел корни не только устного словесного искусства, но и танца, музыки, в народном обряде. Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Литература Фольклор Художественная образность Взаимосвязь литературы и фольклора Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Взаимосвязь литературы и фольклора По мнению А.Н. Веселовского, лирика выросла из эмоциональных кликов древнего хора и выделилась из весенних обрядовых игр. Драму А.Н. Веселовский возводит к народному обряду, успевшему принять форму развитого культа. Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Трудовые песни Эй, ухнем! Эй, ухнем! Ещё разик ещё да раз! Разовьём мы берёзу, Разовьём мы кудряву! Ай-да, да ай-да, разовьём! Ай-да, да ай-да, кудряву! Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, ещё да раз! Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Психологический параллелизм в народной песне Как светил да светил месяц по полуночи, Светил в половину; Как скакал да скакал один добрый молодец Без верной дружины… Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Постоянные эпитеты Серый волк Добрый молодец Чёрный тучи Ясно солнышко Чёрный ворон Буйный ветер Чистое поле Синее небо Широкая степь Золотая осень Бархатная кожа буйна голова красна девица ковер узорчатый скатерти узорчатые столы дубовые белые лебеди темные леса дремучий бор острая стрела косой заяц Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Жанровая система русского фольклора Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Жанровая система русского фольклора (по Н.Кравцову) Обрядовый фольклор Календарно-обрядовая поэзия Семейно-обрядовая поэзия Необрядовый фольклор Эпический фольклор Необрядовая лирика Народная драма Малые фольклорные жанры Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Календарно-обрядовая поэзия: колядки, подблюдные песни, веснянки (весенние заклички) и т.д. Семейно-обрядовая поэзия: свадебные и похоронные причеты, плачи, заговоры и т.д. Эпический фольклор: былины, сказки, исторические песни. Необрядовая лирика: лирические песни, проголосные песни. Народная драма: театр Петрушки, раек, вертеп, собственно драма, скоморошины. Малые фольклорные жанры: детский фольклор, пословицы, поговорки, анекдоты, частушки. Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Похоронный плач Укатилося красное солнышко За горы оно да за высокие, За лёсушка оно да за дремучие, За облачка оно да за ходячие, За часты звезды да подвосточные! Покидат меня, победную головушку, Со стадушком оно да со детиною, Оставлят меня горюшу горегорькую, На веки-то меня да вековечные! Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Театр Петрушки Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Раек Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Вертеп Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Владимир Иванович Даль 1801-1872 Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка. Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Номер материала: ДБ-1595304

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть фото Что объединяет литературу и фольклор. Смотреть картинку Что объединяет литературу и фольклор. Картинка про Что объединяет литературу и фольклор. Фото Что объединяет литературу и фольклор

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературы для 5 класса на тему: «Понятие о словесности. Фольклор и литература»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Понятие о словесностию Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Цель: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

Приветствие. Объяснение темы и целей урока.

Читаем с. 3 учебника. Записывам:

Словесность — это творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.

Найти в тексте два вида словесности (с. 4), записать определения устной и письменной словесности.

? Что такое мифология? (записать опред. Со стр. 5).

Представления первобытн ого человек а об окружающ ей сред е.

А нтропоморфизм, а нимизм, табу.

II Работа по основной теме урока.

— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?

— Как вы понимаете термин «фольклор»?

Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.

— Есть ли между фольклором и литературой сходство?

Конечно, ведь они ветви единого дерева.

— Чем они отличаются друг от друга?

2. Построение таблицы «Фольклор и литература».

1. Создают художественные словесные образы.

1. Стадиальное (время появления)

Возник с появлением речи на земле.

Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).

2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

2. Функциональное (для чего существует)

Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.

Воспитывает в человеке чувство прекрасного.

3. Различие в характере творчества

Автор – народ, выражающий коллективные переживания.

Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.

4. Различие в условиях бытования

(в какой форме существуют)

Передавался из уст в уста

— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?

Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.

И фольклора и у литературы общая родовая система.

Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.

Пример

Жанр и его функция

Под лежачий камень и вода не течет.

Пословица. Воспитывает любовь к труду.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.

Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.

Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.

Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.

Примета. Учит определять погоду.

Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.

Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.

3. Различие в характере творчества.

Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).

Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?

Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.

Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.

— Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – образное определение.

Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №3. Творческая работа.

1. Закончите определение.

2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.

Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.

3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:

4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.

Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.

Работа с раздаточным материалом.

Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

Русская народная сказка

«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».

Русская народная сказка

«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».

«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».

Русская народная сказка

«Финист – ясный сокол»

«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».

«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».

Русская народная сказка

5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».

Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».

Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.

Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

1. Представление о пространстве.

— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?

Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.

— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?

Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.

В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.

2. Представления о времени.

— Как в сказках представлено время?

Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.

3. Фольклорные персонажи.

— На какие два типа можно разделить героев сказок?

Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.

— Как описываются герои?

Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *