Что объединяет людей науки и искусства
Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное».
Задачи урока: формирование у школьников представлений о глубоких взаимосвязях науки и искусства;
углубление первоначальных понятий о различии научных и художественных знаний, способов научной и художественной деятельности.
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
УЧ. Давайте вспомним – что такое искусство?
УЧ. А кто может ответить, что такое наука?
Дети делают предположения.
Слайд 1. Тема урока «Наука и искусство».
Наука и искусство это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на
всем протяжении его существования.
СЛ. 2. Немецкий поэт 19 века И.В. Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством.
И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра.
Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Людей науки и искусства объдиняют мысль и творчества
Однако наука и искусство решают разные задачи:
наука изучает объективные законы мироздания,
искусство — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
СЛ. 3. Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
СЛ.4. Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?
Дети делают предположения.
СЛ.5 Клио – богиня истории …прошлых времен дела вещает потомству…
Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
СЛ.6 Мельпомена – богиня трагедии «…трагический вопль исторгает печали…»
Атрибуты Мельпомены: корона, скипетр, палица, кинжал и трагическая маска.
Атрибуты – небесная сфера и циркуль.
СЛ.14. Науки, искусства и ремесла в античности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
СЛ.15. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».
СЛ.16. В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
Различие науки от искусства.
СЛ.17 Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения
существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.
СЛ.18 Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.
До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система).
СЛ.19. После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
СЛ. 20 В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности.
СЛ.21. Главной темой искусства во все времена был человек.
Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени.
И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые
песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.
Послушать народные песни.
1. Какие жизненные ситуации раскрывают эти песни, о каком человеке они рассказывают?
Д/З. Изучить главу, написать конспект.
Музы Древней Греции – 9 дочерей Зевса (презентация) по желанию
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?
Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.
Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.
Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.
Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.
Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.
Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.
Что объединяет людей науки и искусства
Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра.
Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе —отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
1.Эрато – покровительница любовной поэзии – атрибут Лира
3.Каллиопа (имеющая прекрасный голос) – муза эпоса и знания. Изображена с дощечкой и резцом.
4.Клио (дарующая славу тем, кого она заносит в свой свиток)- муза истории ( Свиток и палочка для письма).
5.Терпсихора (любящая танцы) – муза танцев и хорового пения. В ее руке Лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).
6.Мельпомена (поющая) – муза трагедии. Трагическая маска.
7.Талия – муза комедии. Комическая маска.
8.Полигимния (богатая гимнами) – муза греческой поэзии. Свиток в руке.
9.Урания – покровительница астрономии. Небесный свод и циркуль.
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».
Посмотри фильм о роли искусства в Древней Греции
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?
• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?
• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?
• Рассмотрите иллюстрации. Вспомните знакомые вам музыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.
Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент Наука и Музыка
Знание научное и знание художественное
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом.
Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в.На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Посмотри ЗДЕСЬ видео-фрагмент о Леонардо да Винчи.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде».
• Прочитайте басню Леонардо да Винчи.
Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы. и стал он размышлять:
— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием. служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые. были солнцем растоплены. Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина. и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Ответь на вопрос: Как можно трактовать мораль басни?
Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»
В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.
Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.
Послушайте ЗДЕСЬ Симфонию№ 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и музыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Одна из его первых работ — горельеф (фр. haut-relief, высокий рельеф) из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.
Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.
Послушай ЗДЕСЬ музыкальные фрагменты:
Что общего между наукой и искусством?
Что общего между наукой и искусством? Кто-то, наморщив лоб, ответит, что и то, и другое – изобретение человеческого разума, но по сути – совершенно несвязанные явления. Но это в корне неверно.
И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.
Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним.
Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ.
Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее.
Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств,о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце.
С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом.
Не станем же разделять Искусство и Науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения.
Симбиоз науки и искусства: почему сейчас наступает эпоха sci-art
[mybigtext]Наука и искусство — два огромных мира, которые развиваются по своим уникальным траекториям, лишь иногда вступающим в пересечение. И, несмотря на то что ученые и художники-творцы говорят на разных языках, их диалог нередко оказывается весьма интересен и плодотворен для обеих сторон. Как работает симбиоз науки и искусства, что такое sci-art и какие новые смыслы он привносит в развитие и популяризацию науки — рассказываем ниже.[/mybigtext]
История дружбы науки и искусства
И наука, и искусство — это попытки человека понять, описать и объяснить мир вокруг. Субъекты, методы и правила в этих сферах имеют разные традиции, их предполагаемая аудитория различна, но мотивации и цели в глобальном смысле довольно схожи.
Ведь одна из самых примитивных врожденных потребностей людей — это понять себя и все, что существует в мире, а затем поделиться этим знанием. Ученые проводят эксперименты снова и снова, пытаясь выявить новый аспект реальности. Художники рефлексируют над реальностью. И те, и другие в широком смысле выступают творцами, которые используют различные концепции и технологии для создания чего-то принципиально нового. Оба этих мира вращаются вокруг идей, теорий и гипотез, которые воплощаются там, где разум и руки объединяются — будь то лаборатория или арт-студия.
[myline]Даже в переводе на древнегреческий язык слово «искусство» будет τέχνη, что читается как «техни». Соответственно, понятия «техника» и «технология» являются производными от него.[/myline]
Примеров того, как проявлялся этот синергетический эффект науки и искусства, мы можем найти немало. Пожалуй, самый очевидный продемонстрировал Леонардо да Винчи, в котором неразделимо совмещались гениальный ум ученого и талант художника. Достаточно вспомнить его иллюстрации и графические работы, которые являлись существенной частью его разработок и экспериментов.
Знаменитый Пабло Пикассо говорил, что его работы — это не столько произведения искусства, сколько самостоятельные исследования. Наравне с Альбертом Эйнштейном он ставил своей задачей переосмыслить классические представления о пространстве и времени.
Технология камуфляжа для солдат была придумана американским художником Аббатом Тайером. А Эрл Баккен изобрел кардиостимулятор, вдохновившись работой музыкального метронома. Японские оригами подсказали медицинским инженерам технологические решения по созданию подушки безопасности в автомобилях. Даже Стив Джобс некогда описывал себя и своих коллег в Apple как художников.
Кстати, по этому поводу интересную фразу сказала в одном своем выступлении на TED Talks врач и астронавт Май Джемисон: [myquotes]Разница между наукой и искусством заключается не в том, что это разные стороны одной и той же монеты. Это просто разные проявления одного и того же явления — воплощения человеческого креативного потенциала.[/myquotes] Однако наука и искусство не всегда и не во все времена шли рука об руку.
Наука в глазах смотрящего?
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/Train_Liverpool_Manchester.jpg» subs=»Поезд на линии Ливерпуль-Манчестер»]
Определенный разрыв между искусством и естественными науками произошел в XIX веке. И тут, скорее, наука стала дистанцироваться от искусства, когда подавляющее большинство ученых перестали размышлять о художественности как о средстве, с помощью которого можно объяснять и распространять научную информацию. А вот творческие деятели наоборот с восторгом взаимодействовали с наукой в плане поиска новых средств и материалов. Например, французские химики в начале XIX века изобрели недорогие смешанные краски, упакованные в тюбики, и синтетические пигменты, которые художник мог сам смешивать между собой. Изобретение фотографии и вовсе высвободило возможность сосредоточиться на визуализации идей, а не на художественном отражении реальности. А, к примеру, художники-сюрреалисты XX века сосредоточились на выявлении бессознательного в своем творчестве, прямо вслед за теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.
Однако наука в то время стала с растущим скепсисом относиться к тому, чтобы вести и представлять исследования через эстетизацию. В 1959 году британский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу писал, что «интеллектуальная жизнь всего прогрессивного общества все больше разделяется на две полярные группы». Так он говорил о различиях между учеными и людьми искусства. [myline]Для многих наука тогда стала воплощать рациональный и аналитический аспект человеческого опыта, в то время как искусство стало четко ассоциироваться с эмпатией и самовыражением. [/myline]Эти различия усугубились еще и тем, что наука стала ответственной за официальное повествование о нашей жизни: через медицину, генетику, физику и т. д. А современное искусство приобрело статус исключительно субъективного высказывания.
Такую ситуацию прекрасно иллюстрирует история Ричарда Тейлора, известного физика и профессора из Орегонского университета. Во время собеседования при приеме на работу в вуз члены комиссии увидели в его резюме строчку о том, что физик увлекается живописью. Один из преподавателей даже заметил: «Ах, да, когда я прочитал, что вы ходили в художественную школу, я захотел бросить ваше заявление в мусорное ведро».
Прошло некоторое время, и в 1999 году Ричард Тейлор прославился на весь научный мир тем, что открыл в полотнах художника Джексона Поллока фрактальные структуры. Об этом написали многие авторитетные издания — от Nature до Scientific American, несколько телекомпаний сняли документальные фильмы, а сам Тейлор презентовал свое открытие на нобелевском симпозиуме по квантовой физике. Но перед этим ученый столкнулся с массой критики и сомнений относительно целесообразности своего подхода. К счастью, сегодня, как и последнее десятилетие в принципе, переплетение науки и искусства все чаще признается удачным способом осуществления научной коммуникации. Остановимся на этом поподробнее.
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/1024px-Modern_art_wall_splashed_handyman_dripped_free-form_painting.jpg» subs=»Джексон Поллок «Торнадо на закате»»]
Science art — научное искусство, помогающее популяризации знаний
Сегодня многие видят искусство и науку как полюса особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием sci-art, или science art.
Такова точка зрения Артура Миллера, профессора Лондонского университетского колледжа, который популяризировал эту идею в своей книге «Сталкивающиеся миры: как передовая наука переосмысливает современное искусство». [mydoubleline]Он считает, что sci-art — это новое авангардное движение, или «третья культура», рождающая работы, которые радикально отличаются от всего, что было раньше. Искусство становится неотъемлемой частью научной коммуникации, оно привлекает аудиторию на эмоциональном уровне.[/mydoubleline] Но, к примеру, научная иллюстрация или рентгеновские снимки цветов — это не сайнс-арт.
Сайнс-арт — это, например, магнитно-резонансная визуализация человеческого тела, изображение мухи на кристаллах сахара, захваченное микроскопом, или причудливый узор из кровеносных сосудов или раковых клеток, ярко светящихся благодаря внедрению в них гена флуоресцентной медузы.
Из наиболее громких проектов sci-art можно вспомнить прозрачные стеклянные скульптуры вирусов (вроде ВИЧ, гриппа H1N1, малярии и других патогенов), представленные в рамках проекта «Микробиология в стекле». Их автор Люк Джеррам таким образом показывает, насколько сложны структуры микроорганизмов, которые безжалостно уносят множество жизней.
Другая художница — Анна Думитриу — сотрудничает практически с каждым британским университетом и создает работы с использованием реальных бактерий. Тем самым она показывает аудитории, сколько микроскопических существ населяет наши тела, поверхности домашней мебели и не только. Так, один из ее авторских экспонатов представлял собой интерактивную панель, имитирующую чашку Петри. Любой желающий мог поднести руку к ее поверхности, «оставить» на ней микробы со своей ладони и посмотреть, как они будут себя вести. Так Анна Думитриу предложила поразмышлять о наших представлениях о чистом и грязном, о больших и самых маленьких организмах.
А, к примеру, лаборатория молекулярной физики в европейском CERN, где находится Большой адронный коллайдер, учредила целую программу под названием COLLIDE. В рамках этого проекта художники мирового класса приезжают в лабораторию и университетский городок в Женеве на срок до трех месяцев, чтобы пересказывать историю исследований арт-языком.
Не отстает и легендарный MIT (Массачусетский технологический институт). Там в 2012 году открылся Центр искусств, науки и технологий с целью интеграции искусств в научные исследования и инженерные разработки. Таким образом один из ведущих мировых вузов признает роль искусства в науке и технологическом образовании, а также в культивировании творческой атмосферы, которая помогает раскрыться потенциалу студентов и ученых.
Все эти примеры говорят об одном. Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются.