Что объединяет людей в народ
Народ, этнос, нация. Что объединяет людей в народ? Что определяет принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ?
Объединяющей и цементирующей силой является его история, которая сохраняется в социальной памяти, в культуре. Исторический подход обусловливает необходимость раскрыть понятие «народ» в двух контекстах:
— народ как этническая (этногенетическая) общность;
— народ как этносоциальная общность.
Можно выделить следующие этнообразующие факторы (по А. И. Кравченко, Культурология, М., 2000):
— устойчивая межпоколенная преемственность;
— общность исторической судьбы;
— общая культура и традиции;
— общее самосознание (этническая идентификация).
В ходе исторического развития формируется этническое и национальное самосознание. Но если этническое зависит от происхождения и не меняется в связи с изменением, например, места жительства, то национальное определяется включением в семиотическое поле культуры. В процессе миграции человек может оказаться в другой стране, в поле действия иной культуры, и от него зависит, сохранит ли он свою национальную культуру или ассимилируется с новой. Особенно остро эти проблемы возникают в многонациональных государствах, например, в США.
В настоящее время созданы организации, призванные решать национальные конфликты: Организация Объединенных Наций, Комиссия ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и т. п. Приняты основополагающие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсинский акт (1975), Парижская хартия (1990) и другие. В этих документах воплощаются идеи Бодуэна де Куртенэ.
У каждого народа есть свои этнические символы (кимоно у японцев, клетчатая юбка у шотландцев, «рушник» у украинцев, самовар у русских и т. д.), характерные жанры народного творчества (думы у украинцев, былины у русских, саги у ирландцев и т. д.), традиционные блюда национальной кухни (овсяная каша у англичан, хот-дог у американцев, спагетти у итальянцев, борщ у украинцев, «дары моря» у японцев, «щи да каша» у русских и т. д.). У каждой этнической группы есть и свойственные только ей черты характера: предприимчивость у американцев, рационализм у немцев, эмоциональность у итальянцев и т. д.
Автостереотипы являются частью национального самосознания. Они влияют на формирование общих нормативов поведения, которым следует человек как представитель народа, что способствует объединению и самоутверждению нации. Нередко в автостереотипе народ возвышает себя, вносит в него положительное начало (трудолюбие, взаимопомощь, мужество и т. п.). Но есть и другая сторона: ссылками на стереотипы люди стремятся иногда оправдать свои недостатки (русское «авось да небось» и т. д.).
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
Итоговое сочинение: Что объединяет людей? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон считает, что людей объединяют общие ценности и цели. Свою позицию он выразил, написав итоговое сочинение на тему: Что объединяет людей? Аргументы он взял из книг «На дне», «Улыбка», «Капитанская дочка», «Война и мир».
Вариант 1
(409 слов) В современном мире людям важно уметь объединяться, чтобы защитить свои интересы. Но что может сблизить всех нас? Главным фактором консолидации можно назвать общие цели и интересы. Если все мы стремимся достичь одного и того же, то почему бы нам не действовать сообща? Эти доводы не раз становились движущей силой объединения народных масс. Рассмотрим характерные примеры.
Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как разрозненные и совсем далекие друг от друга жители России образовали «дубину народной войны». Их объединила общая цель — изгнать Наполеона и его войска с оккупированных земель. Тогда почти все, как один, встали на защиту своих границ. Люди бросали и сжигали все накопленное достояние, чтобы врагу ничего не досталось. Они покидали дома и уходили в леса, чтобы оттуда разить солдат французской армии и делать засады. Когда Наполеон занял Москву, все окрестные торговцы договорились не торговать с французами. Во время спешного бегства из города москвичи поддерживали и спасали друг друга. Очень интересен пример, когда богатые и знатные Ростовы бросили значительную часть своего имущества и отдали подводы для раненых. В их числе были и простые солдаты, получившие травмы на Бородинском поле. Но Наташа решительно выступила за то, чтобы родители пожертвовали ее же наследством и протянули руку помощи бойцам. Освобождение Родины стало общей целью, которая сблизила людей.
Вспомним и другой пример из литературы — произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил крупнейшее крестьянское восстание в царской России. Тысячи людей были объединены одной целью — улучшением условий жизни. Во времена правления Екатерины Второй усилилась тенденция закрепощения крестьян. Были ужесточены законы, согласно которым простой люд стал товаром и собственностью без прав, но зато с обязанностями. Увеличились рекрутские наборы и налоги, ведь страна вела бои, а у вельмож росли аппетиты. Народ не выдержал этого давления и взбунтовался. За Пугачевым он пошел не потому, что тот представился царем, а потому, что его направление совпало с тем, чего хотело большинство. Люди потянулись к справедливости и отмщению за свой рабский удел. Конечно, даже сам вожак действовал на удачу и не был уверен в успехе мятежа: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» — отвечает он на прямой вопрос. Но идея, которая легла в основу этого движения, объединила крестьян и заставила их бороться за свои права вместе.
Таким образом, общие цели и интересы — вот сила, способная сблизить людей и направить их по одному курсу. Если все мы стремимся к одному и тому же, то объединение будет логичным продолжением нашего дела. Вместе с единомышленниками человек чувствует себя уверенно и работает более эффективно.
Вариант 2
(368 слов) Ничто так не сближает людей, как общие трудности. Если человек имеет проблему, которая есть и у других, он легко найдет понимание и даже поддержку. Проблемы объединяют нас, ведь вместе проще с ними бороться и выстоять под ударами судьбы. Подтверждение этому мы находим как в жизни, так и в литературе.
Например, М. Горький в пьесе «На дне» показал читателю, как нищета сплачивает людей и заставляет их стать опорой друг для друга. Бедность смывает все знаки различия, все формальности и бывшие заслуги. Она уровняла помещика и торговку пельменями, артиста и продажную женщину. Так, Барон помогает Квашне торговать пельменями на рынке, за что получает помощь от нее. Сама Квашня из сострадания дает еду Анне — смертельно больной жене слесаря. Актер тоже не отказывает Анне и проявляет сострадание, выводя ее на свежий воздух и развлекая беседой. Настя, промышляющая проституцией, дает в долг то Барону, то Актеру. Вор Васька Пепел вступается за Наташу, сестру хозяйки ночлежки, когда сестра бьет ее. Все обитатели подвала общаются и кое-как поддерживают друг друга, ведь только общими усилиями они могут выжить. Бедняк всегда поймет бедняка, в то время как сытый человек пройдет мимо его беды. Общие невзгоды, общая безнадежность — вот что объединяет героев пьесы «На дне».
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка». Жители нового мира, уцелевшие в развалинах цивилизации, держались вместе и были объединены общими трудностями. В нищете и разрухе никто не мог бы выжить в одиночку. Чтобы консолидироваться и нащупать общее направление, люди собирались в толпы и ходили на своеобразные ритуалы. Они рвали, оплевывали и уничтожали последние памятники старины, которые напоминали им о прежней благоустроенной жизни. Они считали, что именно неразумные предки довели их до такого униженного состояния и нищенского существования. Чтобы выразить свой протест против прошлого, они не жалели сил и выстраивались в очередь, обсуждая свое житье с такими же несчастными глупцами, как они сами. Это общение в рамках одних и тех тем, одних и тех же проблем объединяло толпу, как и надругательство над картиной Да Винчи «Мона Лиза». В порыве мести за свои неудачи герои сближались и находили опору для новой надежды.
Таким образом, общие беды и злоключения способствуют объединению людей. Тот, кто страдал, способен на сострадание и понимание. Поэтому человеку, претерпевшему невзгоды и лишения, легко найти поддержку среди товарищей по несчастью.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Отношение к родному языку и к родной истории – это главный показатель культуры любого человека. Очень многие пока ещё этого не понимают, потому что спят. Но уже пришло время просыпаться и вспоминать, кто мы есть на самом деле…
Прогуливаясь по улицам родного города, я частенько задаю себе вопрос: «где я?». И не получаю ответа. Русь, Ты ли это? Где же наша родная речь? Повсюду виднеются надписи на английском. Но дело в том, что сейчас единственное, что отличает английский язык от русского – латиница вместо кириллицы.
|||
Русский язык загажен англицизмами настолько, что в период отчаяния думаешь: «неужели это – язык, вдохновивший Тургенева на написание своих бессмертных строк?» Попробуйте отыскать среди десятка слов, бросающихся в глаза всюду, хотя бы одно русское. Маркетинги, лизинги, консалтинги… Употребление заимствований из «американского английского» (представьте себе, такой «язык» официально существует) стало уже культом и происходит безо всякой надобности. Например, вместо исконно русского «гостиница» все вдруг начали говорить «отель». Известный учёный-языковед Л.И. Скворцов в своё время писал: «Разве не похожи на покорённые чужими странами наши города, улицы которых пестрят иноязычными рекламами и вывесками, к тому же нередко на латинице?».
Отношение к родному языку и к родной истории – это главный показатель культуры человека. Чтение и изучение еврейских мифов, собранных в Библии, и игнорирование своих сказаний и сказок – это предательство своих предков и своего народа. Почему чудеса, описанные в Библии, считаются проявлением божественной воли, а чудеса, описанные в русских сказках, считаются ложью и фантазиями? А ведь в русских сказках также есть сакральные (скрытые) знания.
Война началась. Идёт она уже давно и, к сожалению, успешно. Подойдите на улице к первому попавшемуся русичу и спросите, чем он гордится. Если получите внятный ответ, могу лишь вас поздравить. Но в большинстве случаев вы его не получите. Люди наизусть знают имена нескольких сотен пресловутых «звёзд», олигархов и прочих новоявленных кумиров, но смогут ли они назвать хотя бы несколько десятков русских полководцев? Десяток русских учёных? Если вы найдёте человека, который может вам их назвать, а потом с высоко поднятой головой добавить «горжусь и помню», немедленно приставьте к нему вооружённую охрану, ибо он – редкий и вымирающий вид. Таких мало.
Большинство потерпело поражение в этой духовной войне. Но не всё ещё потерянно. Помните: будущего нет без прошлого.
Вернёмся к истокам этой войны. Они уходят корнями в глубь веков. Вспомним первых князей, о которых мы узнаём со школьной скамьи (о том, являлись ли они на самом деле первыми, будет сказано позже): Олег прибивает щит к воротам Константинополя. Кто ещё мог совершить такое? Владыки «цивилизованного» мира не могли простить этой дерзости, но они были бессильны: гнилость их цивилизации обнажилась ещё во времена Рима, но его падение ничему их не научило. А с севера смотрел на них гордый, сильный и мудрый народ – Русичи. Никак не хотел этот народ быть «цивилизованным»: правителей он избирал себе сам на собраниях народных, перед богами на колени не падал, природу чтил, не стараясь себе её подчинить, волю свою любил, чужую уважал, рабства не признавал, даже захватчиков, в плен взятых, отпускал, заставив трудом искупить свои злодеяния. Одним словом, варвары.
Но подчинить их «цивилизации» не получилось – вместо этого они нагло прибили свой щит к воротам второго Рима. Тогда в ход пошёл излюбленный приём «цивилизации» – уничтожить их чужими руками. Иудеи-хазары, издревле славян не любившие, подходили идеально. Но и каганат был смят славным войском Светослава. И поняли они: не покорить силой этот народ. И тогда началась война. Война иная, не мечом острым страшная, но речами лживыми, сладкими, как мёд, и ядовитыми, как жало змеи.
Что вы знаете о дохристианской жизни ваших Предков?
В учебнике вы увидите именно то, что хотели видеть «цивилизованные»: немытых дикарей, поклоняющихся кровавым идолам. О древней Вере сейчас отзываются очень неохотно. Но она – отдельный и очень долгий разговор. Достаточно прочесть лишь Велесову Книгу, чтобы убедиться в мудрости ведического учения наших предков. Если же читатель мудр, он поймёт, что именно ведическое учение было взято за основу христианства и извращенно иудеями до неузнаваемости. Христианство же пошло по стопам не своего ведического прародителя, но своего иудейского создателя, показав себя превосходным орудием закабаления.
Война разгорелась со страшной силой. Христиане начали ожесточённо истреблять память и всех, кто отказывался отречься от неё даже под страхом смерти. Вся история Руси до крестивших страну кровью Рюриковичей была попросту стёрта. Сам Русский Дух объявился пороком, новая религия рабов – блажью. И никакой пощады не было памяти от иуд, от Предков отвернувшихся. «Прежде мы были как звери и скоты…» – писал митрополит Илларион в XV в.
Но и этого было мало. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» – гласит пословица. Церковь покусилось на святое – Имена, Пращурами данные. Утратив имена, народ теряет память, теряет Предков, становится сиротой. Так и появились вместо гордых Ратиборов и Светославов рабы божии Иоанны, Михаилы да Гавриилы. Но народ ещё долго хранил память и презрительно звал «иванами» людей, добровольно принявших новую веру. Так возникли всем известные «Иваны, не помнящие родства».
Территория проживания славян – от островов восходящего солнца! Японские острова, Япония? Какие же там славяне? А вот древние японские легенды так и говорят: живут в горах белокурые, голубоглазые гиганты – айны. Кстати, когда заселяли Японию китайские народы, они принимали активное участие в уничтожении айнов. Япония до сих пор сохранила легенды, что когда последний айн уйдёт, Япония утонет (подробнее см. статью «Айны – настоящие люди»).
И территория славян – до оловянных островов, Шотландия! Сыны Велеса – Скотты, именно там сохранились легенды о Велесе, как о скотьем боге – «Скотланд».
Страна Ирия – Ирий-ланд, Ирландия. Кстати, легенды о волшебной стране, где нет смерти, болезней и печали, об Ирие, наиболее полно сохранились именно у ирландских кельтов – гэлов.
«Ланд» – это земля, если перевести. Это часть земли, не вся земля, как шар, а часть земли, надел. «Лан» – это наше слово. «Ланы широкополи» – это наделы. В украинском языке очень много древних слов сохранилось, их очень легко переводить.
Ободриты – это племена, которые жили на берегах реки Лабы. На сегодняшний день – это Эльба, а город Берланд на сегодняшний день – Берлин. Бер-Ланд – Земля Бера. И сказочный остров Буян – это остров Рюген, сегодня существующий, и город Аркона – столица с величайшим храмом Световида (у западных славян – Свентовита). Символ Световида и храм Световида – это великое учение о миропонимании. Этот храм находился на острове Буяне. На острове Руяне. Руян, сегодняшний Рюген – это территория Германии. Это земля славянских племён (подробнее об этом читайте сайт «Пища Ра»).
Была великая каста витязей, именуемая Вара-Ягой или варягами, и путь из варяг в греки – это не торговый путь, как нас учили думать, это падение древнейшего рода витязей, уничтожение этой касты, превращение варягов в греки.
Славяне – прямые потомки богов. И в каждом из нас есть силы личные, силы предков, силы богов и силы природы, столько, чтобы каждый из нас ценою собственного выбора принял решение стать родителем Рода, прародителем целого Рода, направления, идеи, открытия.
Вот, например, колесо. Знали его Египтяне, знали его Майя, Инки, Ацтеки? О колесе знали Арии, дети Ария. Прародина Ариев на Земле – Арктида, Великая страна Беловодье. Эта страна находилась в полярной зоне планеты. Именно там воочию можно наблюдать, как Солнце катится по горизонту. Колесо: коло – солнце. Коло – кол (центр) и вокруг него. Именно в полярной стране можно видеть центр Неба над головой. Центр, вокруг которого вращается ВСЁ НЕБО, все звёзды. Колесо и сварга (свастика) – это неотъемлемая часть Веды всех арийских народов.
Задумайтесь, мечи… Нам говорят – мечи у нас норманские. Но почему-то наши – на 15 см длиннее норманских, а главное – изготовлены не из обычного сырого железа, а из булата!
Или ещё: как нам рыцарей короля Артура описывают? Все рыцари короля Артура одеты в доспех… XVII века! А король Артур – это VI век! А в IX веке русич, русский гридень, ходил в кольчуге, не пробиваемой булатной (!) стрелой. Это русские кольчуги потом распространились по миру.
Русский воин владел мечом, кистенём, сражался пешим, сражался конным. А нам говорят, что не было здесь рукопашного боя, не было здесь школы искусства борьбы. Как не было? Исторический факт: князь Игорь ходил на печенегов и принудил их к дани. А кто такие печенеги в то время? Печенеги – это кочевое племя, жившее в сегодняшних степях наших сарматских до самой Волги и державшее в великом страхе все наши народы. Печенеги в то время – это кочевой народ достаточно большой силы, совершающий набеги на оседлых.
Ходил Игорь на печенегов, т.е. ходил князь оседлого народа, живущего на земле, ходил на кочевников и принудил их к дани – печенеги после этого похода платили дань русам и славянам.
Удивительный факт: когда Дарий, великий царь с гигантским войском пошёл на скифов – сгинул. Потому что пошёл на кочевников со своим оседлым войском. Пришёл, потоптался, всех воинов здесь положил, и сам еле ноги унёс. И история мировых войн доказывает, что осёдлые войска, идущие на кочевников, не могут победить. А Игорь победил! А Святослав, взявший за один год и уничтоживший страшнейший Крымский каганат, т.е. империю, которая жировала на продаже людей – работорговле! Крым в IX-X вв. был крупнейшим рабовладельческим рынком в мире. И перестал таковым быть именно благодаря князю Святославу Игоревичу.
В дохристианской Руси почти все обладали ведическими знаниями в той или иной степени. Ведуны и ведьмаги были и среди плотников, и среди кузнецов, и среди гончаров, и среди других специалистов. Магическими знаками украшены многие предметы древнего быта: дома, прялки, мебель, посуда… А что такое вышивка на одежде, как не знаки-обереги на разные случаи жизни? Выходит так, что любая женщина дохристианской Руси обладала ведическими знаниями, достаточными для того, чтобы сделать вышивку на рубашке своего мужа или своего ребёнка не просто украшением, а оберегом от всяких неприятностей. Поэтому и мужчины в дохристианской Руси были «…не то, что нынешнее племя. Богатыри…»
Свобода выбора – непреложное качество славянина. И нам выбирать: быть пробуждёнными или уснуть, быть живыми или спать дальше, и морочиться дальше. Пришло время пробуждения. Земли славян – это огромная территория, и только от нас зависит, насколько мы – хозяева этой земли – будем расширять своё собственное пространство, не будучи гостями здесь, на этой земле. От нас зависит то, насколько мы сможем воссоздать пространство наших предков и улучшить его для себя самих…
Наши предки совершенно точно знали, что Боги умирают тогда, когда мы их забываем. Поэтому вложили удивительные знания в то, что мы называем Родной речью. Можно сжечь рукописи и древние книги нашего народа (что и было сделано). Можно уничтожить Требища, Капища, Святилища (что и было сделано). Можно стереть с лица земли все материальные носители нашей с вами традиции. Отобрать и уничтожить одежду, утварь, рухлядь. Можно вырезать и заморить в застенках всех людей, носителей знания. Но до тех пор, пока мы говорим на Родной речи, мудрость наших предков неуничтожима, наши Боги живы. И каждый из нас, кто пожелает вспомнить, может это сделать самостоятельно, пользуясь законами словообразования, построения предложений, постигая сокровенный смысл корневой основы Родных слов. Именно корень Родного слова включает нашу Родовую память.
Мы говорим не о мёртвом фольклоре, когда перед выходом на сцену одевают шаровары, веночки, сапожки, костюмы, ничего не имея в душе. Мы говорим о живой Традиции, о живой мудрости, которую нам оставили наши Предки… Необходимо скорректировать свою понятийную базу, посмотреть на свои знания жизни с позиции Родной речи. Восстановить свою память о Богах и сопоставить эти знания со значением родных слов. И нам очень многое в жизни станет понятным, нас трудно будет обмануть.
«Возникает вопрос: народы России такие разные, а что нас объединяет?»
Этнограф о стереотипах, русско-чукотских войнах и привычках, которые мы сами не понимаем
На территории России проживает почти 200 народов, каждый из которых обладает своей самобытной культурой. И как-то умудряются уживаться. Сотрудник Музея кочевой культуры, этнолог и антрополог Станислав Терешков подобрал для «URA.RU» самые яркие примеры того, какие россияне разные, и объяснил, почему мы вместе.
У славянских народов особое отношение к хлебу — эти культуры издревле были земледельческими — хлеб нельзя выкидывать, а гостей встречают хлебом-солью. У кочевых скотоводческих народов (буряты, тувинцы и хакасы) такое же почтительное отношение к «священной белой пище» — молоку и продуктам, полученным из него: соленому молочному чаю, сыру, кумысу, молочной водке.
Очень часто расходится и этикет. К примеру, есть русский обычай приходить в гости не с пустыми руками — мы с порога протягиваем конфеты или бутылку вина. А в ряде культур это может быть расценено хозяином как оскорбление — намек на то, что он не может накормить своих гостей.
На культурную разницу между народами накладываются различные негативные стереотипы.
При этом самые неприятные стереотипы у человека складываются о тех народах, с которыми он ни разу не контактировал.
В свое время проводился эксперимент — людей просили дать краткую характеристику ряду народов, и в этом списке присутствовали народы, никогда не существовавшие. Так вот, они «удостаивались» самой негативной характеристики.
Здесь уместно вспомнить о чукчах, про которых рассказывают много анекдотов, но «чукчу из анекдота» вам не найти. Чукотка до сих пор — одно из самых суровых мест не земле (а не только в России) — очень низкие температуры, постоянные бураны (Чукотка расположена между двумя океанами), нет дерева, которое могло бы служить топливом. И в таких условиях чукчи на протяжении многих поколений не просто выживают (что уже не тривиальная задача), но живут — кочуют в тундре с оленями, охотятся в море, занимаются искусством — очень интересны чукотские танцевальная, песенная традиции и искусство резьбы по кости.
Все мы проходили в школе историю России, но вы вряд ли знаете о русско-чукотских войнах. А ведь они продолжались сто лет, и чукчи одержали победу — русские срыли Анадырьский острог и ушли с Чукотки. Лишь позже Чукотка была мирно присоединена к Российскому государству.
Рассказать в одном тексте, пусть даже коротко, про каждый народ, живущий на территории России, невозможно. Изучать культуры довольно увлекательно.
Часто возникает вопрос — если народы нашей страны настолько разные — то что же нас все-таки объединяет?
Ответ очень простой — Россия и объединяет.
Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны — помимо этнической идентичности, имеют еще и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот — борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую.
Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей — только так мы сохраним наше единство. Как во время одной из экспедиций представитель одного из малых народов сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди — люди».