Что объединяет людей в один народ 6 класс
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
Конспект урока в 6 классе «Мы – многонациональный народ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ Сорокинская СОШ №3
Конспект урока в 6 классе «Мы – многонациональный народ»
Киселёв Денис Юрьевич – учитель истории и обществознания
I. Самоопределение к деятельности
— Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (Настроение должно быть хорошим.)
— Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее настроение. (Спасибо!)
— Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. (Улыбнулись, хлопки в ладони с соседом по парте.)
Цель: включение в учебную деятельность.
Деятельность учителя Высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи.
Деятельность обучающихся Высказывают добрые пожелания друг другу.
— Ребята, сегодня урок мне хочется начать отрывком из гимна РФ
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
-про что говорится в припеве нашего гимна
— братские народы, как вы это понимаете
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.
Деятельность учителя Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний.
Деятельность обучающихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.
III. Постановка учебной задачи
-Кто догадался, какая тема урока?
-Сегодня мы продолжим разговор о России.
— Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке? Чего мы ещё не знаем о России?
1. Узнать что такое национальность.
2. Какая между ними разница и что их объединяет.
3. Сколько национальностей в России
— Обратите внимание, какую книгу я держу в руке? (Конституция).
-Что означают эти слова?
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Создает готовность к предстоящей деятельности,
организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.
Деятельность учеников Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальные затруднения, дефицит знаний, осознают цель предстоящей деятельности.
— В нашей стране с давних пор живут разные народы. В России проживает 183 национальностей.
Все народы России отличаются друг от друга, но у них есть и кое что общее, в этом нам поможет разобраться сегодняшний урок
Цель: построение детьми нового способа действия и формирование способности к выполнению.
Деятельность учителя Организует диалог, использует приемы, способствующие активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в учебно-поисковой деятельности.
Деятельность обучающихся Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Фиксируют в тетради свое «открытие». Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.
IV ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1. «Что говорит закон»
Далее обращаемся к тексту Конституции и читаем слова, которыми она начинается:
«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов….принимаем Конституцию…»
Почему, по вашему мнению, эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны?
Какое это имеет значение?
Россия наша велика. Здесь представители самых различных этносов и религий ощущают себя единым народом. Нации и народности российского государства на протяжении исторически длительного пути стремились к сближению, сотворчеству, взаимопониманию.
Многолика Россия. Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно!
Работа с учебником (§ 18 стр. 180- 181).
Национальные отличия : внешние признаки (зрительный ряд)
Кухня (Чье это национальное блюдо: каравай, лаваш, плов, блины, вареники, чебуреки, шашлык)
Традиции : национальные (Зрительный ряд людей в национальной одежде, совершающих ритуалы (обряды): татары, русские, буряты, якуты), общие
Игры : национальные (Зрительный ряд: хоровод, борьба на поясах, катание на оленях), многонациональные: футбол, волейбол
4. «Что такое национальность?»
Ответ на вопрос «Что такое национальность» найдите в учебнике. Почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?
Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.
Работа с учебником (§ 18 стр. 187).
Вопрос классу: А теперь давайте поговорим о толерантности. Вам знакомо это слово? Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие ифмеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова “толерантность” с разных языков
Перевод на русский язык
Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
Проявление великодушия в отношении других
Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению
Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность. Давайте теперь попытаемся сами дать определение этому понятию
А сейчас я предлагаю вам составить блок схему «толерантность»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Люди разных национальностей внесли свой вклад в развитее культуры России. Мы гордимся ими, считая их русскими, не обращая внимания на национальную принадлежность.
Ведут народы в бой
Сейчас, в дыму войны, когда гремит оружье
И мчатся в бой стальные корабли,
С какою гордостью мы говорим о дружбе
Народов нашей сталинской земли…
Мы школы строили, мы города растили,
Но враг напал на сад моей страны.
В дни мирного труда — всегда мы вместе были,
Еще сильнее дружба в дни войны.
Я вижу светлый день Таджикистана.
Седой Памир раскинулся кругом.
Работают таджики неустанно,
Их цель одна: победа над врагом.
Я вижу белорусские равнины,
В песках Туркмении идущий караван,
И Грузии сады, и села Украины,
Армению и древний Ереван.
Узбеки, русские, якуты и чуваши —
Одна семья, один великий дом.
Все города и все народы наши
Куют сейчас победу над врагом.
На фронт карел с аджарцем уезжают,
Не страшен им фашистской пули свист.
И летчику-грузину помогает
Своим огнем казах-артиллерист.
И русские встают от края и до края,
Чтоб вместе с братьями в бою громить врага
И Волга провожает их родная,
И машет вслед ветвями им тайга
Над нашим счастьем хищный ворон кружит,
Но в грозном, несгибаемом строю
Ведут народы бой
За жизнь, за честь, за дружбу,
За Родину священную свою.
Источник: Виктор Гусев. «Избранное». Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1952 год. С. 99-100.
Вывод: наша Родина росла и пополнялась людьми разными путями и что мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы составляем один многонациональный народ России и у нас единая судьба.
Возвращаемся к целям и задачам и даём ответ достигли ли мы цели нашего урока
Как вы думаете, какое количество людей разных национальностей в нашей стране?
Конспект урока «Мы-многонациональный народ»
Содержимое разработки
Конспект урока «Мы – многонациональный народ». (5 класс) (2 часа)
Цели: выяснить и характеризовать основное значение многонационального народа Российской Федерации на ее государство и граждан. Познакомить с многонациональной культурой. Раскрыть понятия нация, национальность.
Задачи: характеризовать и конкретизировать примерами национальные различия. Показать на примерах истории и современности проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.
Предметные: учащиеся выявят важность установления диалога между представителями разных национальностей, научаться исследовать и понимать богатство многонациональной культуры, выполнять практические задачи.
Метапредметные: точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов, выделять признаки культурной неповторимости и богатства многонационального народа.
Личностные: формирование уважения к многонациональной культуре и ее представителям; развитие стремления быть толерантным.
Оборудование: ватманы и форматные листы для работы в группе, учебник, проектор, мультимедийная презентация, Конституция РФ, карта Российской Федерации.
Тип урока: открытие нового знания.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Мотивационно- целевой этап.
Вспомните, на уроках основ религиозных культур и светской этики вы читали библейскую легенду о Вавилонской башне.
Сейчас я напомню ее содержание, а вы ответите на вопросы.
Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.
Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.
Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». И наказал их, смешав язык, на котором они говорили.
Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Те кто говорил одинаково, объединялись. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи. Так из одного народа образовалось множество.
А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, люди разъехались по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.
— О чем идет речь в этой легенде?
— Какое отношение имеет она к нашей теме урока?
— Подумайте, почему говорят, что нет больших и малых народов?
Тема урока: «Мы – многонациональный народ»
— Давайте подумаем, на какие основные вопросы мы должны ответить?
— Какие цели мы с вами сегодня преследуем?
Многонациональная культура России.
Что такое национальность.
Цели урока: определить что такое национальность, нация, многонациональная культура, выявиться важность многонационального народа России и его культуры.
Проблемное задание: Подумайте, почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?
Работа по теме урока.
Мы выяснили, что Россия – многонациональная страна! Как строятся отношения между народами? Именно об этом мы и поговорим сегодня.
В России проживают более 180 народностей, национальностей и этносов. Все они называются россиянами и равноправны. Конституция об этом говорит так ( дети исследуют основной закон РФ):
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.»
Согласно все той же Конституции,»носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ» ( ст.3 Конституции РФ)
«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». ( ст.29 Конституции РФ)
Пользуясь картой Российской Федерации ( в учебнике на странице 94-95) ответьте на следующие вопросы:
1.Что значит словосочетание «многонациональный народ»?
2.Чем мы можем подтвердить факт многонациональности России?
3.Какой вывод мы можем сделать исходя из анализа карты?
Стало быть в России много национальностей, которые составляют один народ, одну нацию. С помощью учебника, давай определим значение слова народ и нация и схематично отобразим значение этих понятий. С. 117.
Граждане какой-либо страны
Большая группа людей, проживающих на одной территории, объединенных хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой
В начале урока мы пытались ответить на вопрос, почему нет малых и больших народов.
Сейчас мы можем сказать, что есть многочисленные и малочисленные. Давайте отправимся в прошлое и убедимся в этом!
В 9 веке в Восточной Европе складывается Древнерусское государство. С 9 по 13 века образуется единая народность из многочисленных славянских племен, после распада которой образовались три родственные народности – украинцы, русские, белорусы.
С начала 14 века Москва постепенно возвышается, а этническая территория русских расширяется за счет малонаселенных восточных, южных и северных районов.
В 16-17 веке границы Руси расширяются, присоединяя Поволжье, Урал, Сибирь и Северный Кавказ. В 18-19 веках расширение России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке, которые объединялись с коренными народами и оказывали большое влияние на культуры и хозяйственные навыки этих народов. Таким образом, многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.
Особую роль в сплочении народов играет русская культура. К примеру, произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, труды М.В.Ломоносова, музыка П.И. Чайковского, М.И.Глинки, картины И.Е.Репина, В.И Сурикова известны не только в нашей стране, они стали мировым достоянием.
Физминутка: (звучит отрывок из песни) дети выполняют ритмичные движения под песню гр. Непоседы «Я, ты, он, она.
Но, значит ли это что все остальные народы находятся в подчинении или они не важны для существования и процветания страны?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте небольшую притчу:
У одного старика было три сына. Они никак не могли вместе ужиться и старик перед смертью позвал их к себе. Он попросил сломать веник. Сколько каждый из сыновей не старался это сделать, ни у кого ничего не получалось. Тогда отец развязал веник и попросил сломать по несколько прутьев каждого из сыновей. С этой задачей они справились легко.
Отец сказал: «Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломи, а по отдельности вас также легко победить, как сломать несколько прутьев.
Ну а теперь, попробуйте объяснить смысл этой притчи и ответить на поставленный ранее вопрос.
Помните, не бывает плохих народов, бывают плохие поступки.
У народов, которые нас окружают есть обычаи и традиции, которые стоит перенять.
Например, чукчи никогда не убивают спящую нерпу, так как она в это время беззащитна.
Оцените урок по степени актуальности. (шкала от 1 до 5)
Что было наиболее важным и значимым, возникали ли трудности?
Домашнее задание: подумать о символе к празднику дружбы народов, подобрать стихи, пословицы и поговорки отражающие единство народов России.
Мы продолжаем изучение темы «Мы – многонациональный народ». Давайте определим что сегодня мы должны изучить и на какие вопросы ответить. (ответы)
3.Многонациональная культура России.
На с.114-116 изучите иллюстрации.
Какой символ вы выбрали бы к празднику дружбы народов? Назовите его. В чем его особенность и уникальность?
Разделитесь на 3 группы. Каждый член группы должен принять участие в составлении макета символа на ватманах.
Ваши задачи: распределить обязанности в группе, выбрать общую черту национального характера ; выбрать символ и его элементы; придумать слоган (можно использовать пословицы и поговорки, стихи) и презентовать работу.
Физминутка: Гимнастика для глаз:
Резко зажмурить глаза на 2-3 секунды, широко раскрыть глаза на 2-3 секунды и снова зажмурить. Повторить 10 раз.
Часто – часто поморгать глазами, повторить 10 раз.
Поднять глаза вверх, при этом голова остается неподвижной, на 2-3 секунды задержать взгляд, затем опустить глаза, задержать взгляд на 2-3 секунды. Повторить 10 раз.
4.Что такое национальность.
Работая с учебником на с. 117, отобразите схематично что же такое национальность и чем она определяется.
Итоговое сочинение: Что объединяет людей? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон считает, что людей объединяют общие ценности и цели. Свою позицию он выразил, написав итоговое сочинение на тему: Что объединяет людей? Аргументы он взял из книг «На дне», «Улыбка», «Капитанская дочка», «Война и мир».
Вариант 1
(409 слов) В современном мире людям важно уметь объединяться, чтобы защитить свои интересы. Но что может сблизить всех нас? Главным фактором консолидации можно назвать общие цели и интересы. Если все мы стремимся достичь одного и того же, то почему бы нам не действовать сообща? Эти доводы не раз становились движущей силой объединения народных масс. Рассмотрим характерные примеры.
Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как разрозненные и совсем далекие друг от друга жители России образовали «дубину народной войны». Их объединила общая цель — изгнать Наполеона и его войска с оккупированных земель. Тогда почти все, как один, встали на защиту своих границ. Люди бросали и сжигали все накопленное достояние, чтобы врагу ничего не досталось. Они покидали дома и уходили в леса, чтобы оттуда разить солдат французской армии и делать засады. Когда Наполеон занял Москву, все окрестные торговцы договорились не торговать с французами. Во время спешного бегства из города москвичи поддерживали и спасали друг друга. Очень интересен пример, когда богатые и знатные Ростовы бросили значительную часть своего имущества и отдали подводы для раненых. В их числе были и простые солдаты, получившие травмы на Бородинском поле. Но Наташа решительно выступила за то, чтобы родители пожертвовали ее же наследством и протянули руку помощи бойцам. Освобождение Родины стало общей целью, которая сблизила людей.
Вспомним и другой пример из литературы — произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил крупнейшее крестьянское восстание в царской России. Тысячи людей были объединены одной целью — улучшением условий жизни. Во времена правления Екатерины Второй усилилась тенденция закрепощения крестьян. Были ужесточены законы, согласно которым простой люд стал товаром и собственностью без прав, но зато с обязанностями. Увеличились рекрутские наборы и налоги, ведь страна вела бои, а у вельмож росли аппетиты. Народ не выдержал этого давления и взбунтовался. За Пугачевым он пошел не потому, что тот представился царем, а потому, что его направление совпало с тем, чего хотело большинство. Люди потянулись к справедливости и отмщению за свой рабский удел. Конечно, даже сам вожак действовал на удачу и не был уверен в успехе мятежа: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» — отвечает он на прямой вопрос. Но идея, которая легла в основу этого движения, объединила крестьян и заставила их бороться за свои права вместе.
Таким образом, общие цели и интересы — вот сила, способная сблизить людей и направить их по одному курсу. Если все мы стремимся к одному и тому же, то объединение будет логичным продолжением нашего дела. Вместе с единомышленниками человек чувствует себя уверенно и работает более эффективно.
Вариант 2
(368 слов) Ничто так не сближает людей, как общие трудности. Если человек имеет проблему, которая есть и у других, он легко найдет понимание и даже поддержку. Проблемы объединяют нас, ведь вместе проще с ними бороться и выстоять под ударами судьбы. Подтверждение этому мы находим как в жизни, так и в литературе.
Например, М. Горький в пьесе «На дне» показал читателю, как нищета сплачивает людей и заставляет их стать опорой друг для друга. Бедность смывает все знаки различия, все формальности и бывшие заслуги. Она уровняла помещика и торговку пельменями, артиста и продажную женщину. Так, Барон помогает Квашне торговать пельменями на рынке, за что получает помощь от нее. Сама Квашня из сострадания дает еду Анне — смертельно больной жене слесаря. Актер тоже не отказывает Анне и проявляет сострадание, выводя ее на свежий воздух и развлекая беседой. Настя, промышляющая проституцией, дает в долг то Барону, то Актеру. Вор Васька Пепел вступается за Наташу, сестру хозяйки ночлежки, когда сестра бьет ее. Все обитатели подвала общаются и кое-как поддерживают друг друга, ведь только общими усилиями они могут выжить. Бедняк всегда поймет бедняка, в то время как сытый человек пройдет мимо его беды. Общие невзгоды, общая безнадежность — вот что объединяет героев пьесы «На дне».
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка». Жители нового мира, уцелевшие в развалинах цивилизации, держались вместе и были объединены общими трудностями. В нищете и разрухе никто не мог бы выжить в одиночку. Чтобы консолидироваться и нащупать общее направление, люди собирались в толпы и ходили на своеобразные ритуалы. Они рвали, оплевывали и уничтожали последние памятники старины, которые напоминали им о прежней благоустроенной жизни. Они считали, что именно неразумные предки довели их до такого униженного состояния и нищенского существования. Чтобы выразить свой протест против прошлого, они не жалели сил и выстраивались в очередь, обсуждая свое житье с такими же несчастными глупцами, как они сами. Это общение в рамках одних и тех тем, одних и тех же проблем объединяло толпу, как и надругательство над картиной Да Винчи «Мона Лиза». В порыве мести за свои неудачи герои сближались и находили опору для новой надежды.
Таким образом, общие беды и злоключения способствуют объединению людей. Тот, кто страдал, способен на сострадание и понимание. Поэтому человеку, претерпевшему невзгоды и лишения, легко найти поддержку среди товарищей по несчастью.