Что объединяет мхамеджан сералин кошке кемергенов майлин и ж тилипбергенов

Творческие и обобщающие задания по истории Казахстана. 8 класс

I. Творческие и обобщающие задания по разделам с. 2-18

1. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке …………………………………………………………………….с. 2-5

2. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века …………………………………………………………….с. 6-7

3. Завершение присоединения Казахстана к России ……………………….с. 8-9

4. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в.
…………………………………………………………………………………с. 10-11

5. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века ………………………………………………………….с. 12-13

6. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века … с. 14-15

7. Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков с. 16-18

III. «33 – игра для грамотных» (по I разделу)………………………………с. 23-26

«33 – игра для грамотных» (по V разделу) …………………………….с. 27-28

IV. Индивидуальные и творческие задания к разделам учебника……….с. 29-32

Просмотр содержимого документа
«Творческие и обобщающие задания по истории Казахстана. 8 класс »

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»

Чудновец Надежда Андреевна

Область применения: уроки истории Казахстана, факультативные занятия, предметные внеклассные мероприятия

Творческие, обобщающие задания по истории Казахстана 8 класс

I. Творческие и обобщающие задания по разделам с. 2-18

1. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке …………………………………………………………………….с. 2-5

2. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века ……………………………………………………………..с. 6-7

3. Завершение присоединения Казахстана к России ………………………. с. 8-9

4. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в.

5. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века …………………………………………………………..с. 12-13

6. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века … с. 14-15

7. Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков с. 16-18

III. «33 – игра для грамотных» (по I разделу)………………………………с. 23-26

«33 – игра для грамотных» (по V разделу) ……………………………. с. 27-28

IV. Индивидуальные и творческие задания к разделам учебника………..с. 29-32

Творческие, обобщающие задания

по разделу I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

I. Найдите лишнее, объясните, почему лишнее

1. Торе, ханы, султаны, бии.

2. Раимбек. Богенбай, Кабанбай, Сырым Датулы.

3. Шерен, Убаши, Абылай, Нуралы.

4. Домбра, кобыз, жетыген, сыбызгы.

II. Укажите признак, по которому объединены слова

2. 1730, Ишпес Алакуль, Абулхаир

3. Анна Иоанновна, Тевкелев, Абулхаир, Майтобе

4. Есим, Нуралы, Айшуак.

III. Подберите русский вариант

6. «Ақтабан шұбырынды»

9. «Выслушай, господин».

10. Враг моих предков

11. «Годы Великого бедствия»

12. Движение Невидимки

13. Место гибели калмыков

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

IV. Укажите верный ответ, записав порядковый номер.

Роль личности в истории

Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства.

Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

Избран ханом в 1797 г.

Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

Начальник Оренбургской экспедиции.

Руководитель башкирского восстания 1740 г.

Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.

15. Хан, принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

Хан, убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

Этого батыра, за проявленные мужество и героизм, Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

Джунгарский правитель, совершивший крупный поход на Казахстан в 1741-1742 гг.

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

V. Укажите неверный ответ, записав порядковый номер

Роль личности в истории

Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства

Хан, убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

Руководитель башкирского восстания 1740 г.

Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

Начальник Оренбургской экспедиции.

Этого батыра за проявленные мужество и героизм Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.

Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

Хан принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

Избран ханом в 1797 г.

Джунгарский правитель, совершивший крупный поход на Казахстан в 1741-1742 гг.

Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

Раздел I. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке

VI. Соотнесите имя и роль личности в истории

Роль личности в истории

1 Хан убитый восставшими отрядами Сырыма Датулы

2 Хан Младшего жуза, избранный руководителем всеказахского ополчения в 1726 г.

3 Верховный би Старшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы».

4 Возглавил русское посольство, направленное в ставку хана для приведения казахов к присяге.

5 Верховный би Среднего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

6 Молодой батыр Сабалак был наречен этим именем полсе Аныракайской битвы.

7 Этого батыра за проявленные мужество и героизм Абылай назвал Дарабозом – Штурмующим небо.

8 Верховный би Младшего жуза, принимал участие в разработке «Жеты жаргы»

9 Джунгарский правитель, организовавший самые массовые и кровопролитные походы на Казахстан.

10. Генерал-губернатор Оренбургской губернии, предложивший проект реформирования ханской власти в 1786 г.

11. Избран ханом в 1797 г.

12 Стоял во главе крупного восстания башкир 1755 г.

13. Сподвижник калмыцкого князя Амурсаны, проводил агитацию по возвращению калмыков на родину.

14. Джунгарский правитель совершивший крупный позод на Казахстан в 1741-1742 гг.

15. Хан, принявший участие в восстании под руководством Емельяна Пугачева.

16. Начальник Оренбургской экспедиции.

17.Его правление называли «золотым веком» Казахского ханства.

18. Руководитель башкирского восстания 1740 г.

19. Влиятельный башкирский старшина, участник дипломатической миссии России 1731 г.

20. Князь, возглавивший калмыков во время попытки возвращения на историческую родину в 1771 г.

Творческие, обобщающие задания

по разделу II. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века

I. Восстановите последовательность событий

1. Приход к власти Жангира

2. Провозглашение ханом султана Бокея

3. Восстание под руководством Кенесары Касымулы

4. Отмена ханской власти в Среднем Жузе

5. Открытие Акмолинского окружного приказа

6. Образование Внутренней Орды

7. Восстание под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы

II. Найдите лишнее, объясните, почему лишнее

1. «Устав о сибирских киргизах», Тобольск и Омск, старший султан, П.К. Эссен

2. Область, округ, волость, район, аул

3. Средний жуз, «Устав об оренбургских киргизах», территория разделена на 3 части.

III. По какому признаку объединены слова:

1. 11 марта 1801 г, Павел I, султан Бокей

2. Султан-правитель, дистанционные начальники, оренбургский генерал-губернатор

3. Исатая Тайманулы, Кенесары Касымулы, Жоламан Тленшиулы.

IV Союзники или противники

1. Исатая Тайманулы и Караул-ходжа Бабажанулы

2. Исатая Тайманулы и Жунус Жантелиулы

3. К. Кудамендыулы, Жантореулы, Кенесары Касымулы

4. К. Кудамендыулы, Карбышев

5. Кенесары Касымулы, султанша Бапай, султан Наурызбай

6. Махамбет Утемисулы, В. И. Даль, Г. С. Карелин

1. В 42 года стал генерал-майором, в 43 – почетным членом Ученого совета Казанского университета, по его инициативе была открыта первая светская школа.

2. «Мятежный султан», «Митридат киргизской степи», так называли его исследователи. Все участники его уничтожения были награждены царским правительством, его голова была отправлена в Омск генерал-губернатору Западной Сибири.

3. Последний хан Младшего жуза, отстраненный от власти, которому было назначено российским правительством пожизненное ежемесячное жалование.

4. Предательски убит людьми султана-правителя Баймухаммеда Айшакулы, идейный вдохновитель национально-освободительного восстания.

VI. Укажите неверный ответ

Роль личности в истории

9. Император, осуществивший реформирование ханской власти в Среднем и Младшем жузах.

14. Руководитель национально – освободительного восстания в Букеевской орде.

3. Его именем стали называть Внутреннюю Орду.

4. Правитель Букеевской орды с 1815 г. по 1845 г.

7. Был награжден лично командующим М. И. Кутузовым

6. Есаул 1-го Тептярского полка, получил Орден Святой Анны 3-й степени в сражении под Вязьмой

13. Старший султан Акмолинского окружного приказа

8. Им был разработан «Устав о сибирских киргизах»

12. Император, санкционирующий открытие Акмолинского внешнего округа

10. Им составлен проект «Устава об оренбургских киргизах»

11. Последний хан Младшего жуза

1. Издал указ об образовании Внутренней Орды.

13. Конуркульджа Кудамендыулы

5За участие в Бородинском сражении награжден серебряной медалью.

14. Исатай Тайманулы

2. Руководитель национально –освободительного восстания в Младшем жузе.

15. Махамбет Утемисулы

15. Поэт, идейный вдохновитель восстания в Букеевской Орде.

19. Западносибирский генерал-губернатор

17. Саржан Касымулы

18. Кенесары Касыиулы

18. Последний хан Казахского ханства.

16. Оренбургский генерал-губернатор

20. Султан, батыр, сторонник и брат Кенесары Касымулы

Творческие, обобщающие задания

по разделу III. Завершение присоединения Казахстана к России

I. Восстановите последовательность событий

1. Примирение Есета Котибарулы с Российской империей.

2. Битва с кокандцами под Узунагашем.

3. Основание Раимского укрепления и форта Казалы.

4. Выступление Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства.

5. Основание укрепления Верное в урочище Алматы.

6. Образование Туркестанского генерал-губернаторства.

7. Борьба Жанкожи Нурмухамедулы с Хивой и Кокандом.

II. Найдите ошибки в тексте, дайте верный вариант.

1. Военная компания России на территории Старшего жуза началась из крепости Копал, В 1858 году отряд под командованием полковника Циммермана захватил кокандские крепости Токмак и Пишкек. 21 октября 1860 года под Ташкентом произошло решающее сражение, кокандцы потерпели сокрушительное поражение. Летом 1865 года был захвачен город Ташкент. Со второй половины 60-х годов военные действия перешли на территорию Среднеазиатских государств – Хивы, Коканда, Кыргызии. Военные действия царских войск на территории Старшего и части Младшего жуза привели к полному присоединению Казахстана к России. В 1867 году был издан указ об образовании Самаркандского генерал-губернаторства в центром в Ташкенте.

1. Сын Абылай хана, в 1819 году принявший российское подданство с 55,5 тысячью человек.

2. Инициатор переселения казаков и русских крестьян на территорию Семиречья.

3. Об этом отважном батыре Тынышпаев сказал: «не признавал ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев и никаких ханов».

4. В течение 20 лет вел вооруженную борьбу с царским правительством в Присырдарьинском регионе.

5. В возрасте 80 лет стал руководителем национально-освободительной борьбы казахского народа, погибший в сватке с царским карательным отрядом в 1860 г.

IV. Союзники или противники

1. Царское правительство и хан Арынгазы.

2. Султан Садык и Канат Ши

3. Жанкожа Нурмухамедулы и Есет Котибарулы

4. Жанкожа Нурмухамедулы, султаны Бори, Дабыл.

5. Султан Арыслан Жантореулы и Есет Котибарулы

V. Вставьте пропущенные слова

2. Кокандские религиозные деятели проводили активную идеологическую пропаганду о необходимости объявления …………………. против России.

3. В ……. году российский экспедиционный корпус занял столицу Хивинского ханства.

4. Крестьяне, переселяющиеся на территорию Семиречья в 60-е годы XIX века, получали по …….. десятин земли, освобождались от повинностей сроком на ………, получали ссуду в размере …… рублей.

5. Решающее сражение Есета Котибарулы с карательным отрядом произошло 9 января 1857 г в урочище ……………………., повстанцы потерпели поражение и вынуждены были отступить на территорию …………………, ……………….

Творческие задания, обобщающие задания

по разделу IV. Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX в

I. Завершите предложение

1. Как правило, аул носил название ………….

2. Почётное место в юрте напротив входа ….

3. Сборкой и разборкой юрт занимались ……

4. Оставался с родителями и наследовал состояние только ……………..

5. Мастер-уйши – мастер, изготавливающий ……..

II. Соотнесите название обычая и его содержание

1. Соотнесите название обычая гостеприимства и взаимопомощи и его определение

Традиция приглашения новоселов в гости к родственникам и соседям

Гость мог выбрать любую приглянувшуюся ему в доме вещь

Однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга

Совместный безвозмездный труд на благо общества

Предоставление бесплатного угощения и ночлега любому гостю

Угощение первым кумысом

2. Соотнесите название обычая приличия и вежливости и его определение

Обычай передачи гостинцев

Угощение лакомыми кусочками еды участников трапезы, родных и гостей

Подарок родных, друзей, человеку, ставшему обладателем какой-либо новой ценной вещи

Подарок человеку, принесшему радостную весть

Трапеза перед расставанием, переездом в другое местожительство

III. Распределите слова по графам

6. Азан шакырып ат кою

IV. Согласны ли вы с утверждением

1. Всякий степняк в случае крайней нужды мог воспользоваться лошадью из табуна любого казаха, специального разрешения хозяина не требовалось.

2. Родительский надел наследовал старший сын.

3. Неке кию – обряд бракосочетания

5. Усыновляли, как правило, детей близких родственников по обоюдной договоренности.

6. Игры, спортивные состязания устраивались на поминках.

7. В случае отсутствия хозяина дома никакой взрослый мужчина не имел право заходить в юрту или дом.

8. Во время охоты каждый имел право на убитую ими дичь.

9. Браки между членами рода запрещались до седьмого колена.

10. Замужние женщины в знак особого уважения должны были называть родственников мужа по имени.

Творческие, обобщающие задания

по разделу V. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине XIX века

I. Восстановите последовательность событий, укажите даты

1. Подписание Санкт-Петербургского договора между Россией и Китаем.

2. Образование на территории Казахстана пяти переселенческих района

3. Создание Семиреченского казачьего войска

4. Утверждение «Временного положения об управлении Закаспийской областью»

5. Восстание на Мангыстау

6. Утверждение «Временного положения об управлении Тургайской, Уральской и Семипалатинской областями»

7. Утверждение «Положения об управлении Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областями»

II. Найдите ошибки в тексте, дайте верный вариант.

1. Самым богатым казачеством было Семиреченское казачество. Оренбургское казачье войско возникло стихийно. Казачество юга Сибири получило официальное наименование Сибирского линейного казачьего войска в 1808 году. Военный губернатор Оренбургской области был одновременно и наказным атаманом.

2. В 1880-1884 гг. началось переселение уйгур и дунган на территорию Казахстана. Переселенцы селились преимущественно в Сырдарьинской области. Скотоводство в хозяйстве дунган было основным занятием.

3. По реформе 1867-1868 гг. на территории Казахстана создано три генерал-губернаторства: Оренбургское, Западно-Сибирское, Самаркандское. Главой уезда стал уездный начальник, назначаемый из числа казахского населения. В каждой волости от 100 кибиток избирали одного выборного, из которых затем на съезде выбирали волостного управителя.

III. «Узнай по описанию»

1. Проходило это событие ежегодно в июне-июле, в Талдинской степи, проводилось ежегодно до 1924 года.

2. В этом городе Казахстана, основанном в начале XVIII века, улицы освещались керосиновыми фонарями, функционировала общественная библиотека, работал подотдел Западно-Сибирского русского географического общества.

3. Построен город в местности Кызылжар. Город служил крупным складским местом фабричных товаров для всего Северного Казахстана, здесь был открыт первый в Казахстане банк.

IV. Вставьте пропущенные слова

1. В 1900 году в крае насчитывалось….. ярмарок, с оборотом 32,7 мил. рублей. Из европейской части России привозили халаты, …………, …………, …………., свечи, мыло.

2. К 1917 году из пользования автохтонного населения было изъято ………… млн. десятин земли. В Казахстан к этому времени переселилось ………… млн. крестьян.

V. Дайте иное толкование данного слова, термина, названия

1. Правобережные казахи

2. Горнозоводская власть

7. Ирригационные сооружения

8. Автохтонное население

Творческие задания, обобщающие задания

по разделу VI. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в начале XX века

I. Соотнесите автора и его работу

«Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз каркаралинского уезда»

А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев

Сборник стихов «Оян, қазақ!»

«Родословная тюрок, казахов и ханских династий»

Русский вариант Каркаралинской петиции

Учебники: «Чтение», «Учебник по языку»

Поэтический сборник «Маса» («Комар»)

Стихотворение «Кровавое воскресенье»

Сборник стихов «Шолпан»

Книга «Минувшие дни»

II. Соотнесите имя в общественно-политическом движении Казахстана

Руководительзабастовки в Зайсанском уезде.

Руководитель первого в Казахстане марксистского кружка, созданного в Атбасаре.

Член мусульманской фракции III и IV Государственной Думы.

П. Топорнин, Байчагиров

Провели активную работу по составлению и отправки каркаралинской петиции.

Один из организаторов демонстрации в Каркаралинске 15 ноября 1905 г., заключенный в тюрму.

Н. Смуров, Н. Покатилов

Основатели газеты «Казах»

А. Беремжанов, Салемгерей Жанторе, А. Калменов, А. Букейханов

Редактор первого казахского журнала «Айкап»

Член Центрального комитета партии «Иттифак-эл-Муслимин», созданной в 1905 г.

А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев

Руководитель «Русско-киргизского союза против капитала»

Руководители профсоюзного движения в Уральске.

Члены I Государственной Думы

III. По какому признаку объединены следующие имена:

1. Мухамеджан Сералин, Кошке Кемергенов, Майлин и Ж. Тилипбергенов

2. А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов

3. А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов

IV. Заполните пропуски в тексте

1. I Государственная Дума просуществовала …… дня и была распущена царем. Выступая на заседании II Государственной Думы депутат …………………. Сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В 1907 году вышел новый избирательный закон по которому представители многих национальностей, в том числе и казахи были ………………………..

2. Каркаралинскую петицию подписали ………. влиятельных казаха Каркаралинского уезда. 22 июля ………. года была отправлена на имя царя. В области земельного вопроса петиция выдвигала следующие требования: ………………………, …………., ………….

3. Газета «Туркестан уалаятын газеты» была печатным органом ……………………. Культурно-просветительская организация «Бiрлiк» была создана в городе …………., печатным органом этой организации был рукописный журнал «………………….»

1. Происходил из сословия султанов, выходец из Внутренней Орды, одним из первых получивший степень кандидата наук, приложивший много усилий по созданию школ и лечебных пунктов, соратник Букейханова.

2. Юрист, талантливый журналист, писавший на трех языках: русском, казахском и татарском, уроженец Семипалатинской области, создатель партии пробольшевисткого толка.

3. Уроженец сырдарьинской области, член мусульманской фракции Государственной Думы, получивший юридическое образование в Санкт-Петербурге.

4. Выпускник Санкт-Петербургского лесотехнического института, член кадетской партии, автор множества этнографических и исторических трудов, создатель газеты «Казах».

5. Лингвист, основоположник казахского языкознания, педагог, поэт, уроженец Тургайской области.

Творческие задания, обобщающие задания

по разделу VII Наука, образование и Культура Казахстана в XIX – начале XX веков

I. Завершите предложение

1. Одним из основателей джадидизма был известный тюркский просветитель…………

2. Первый новометодный мектеб был открыт в 1900 г. в городе …………..

3. Первые военные училища были открыты в городах ………….. и ……………

4. Первая светская казахская школа стала функционировать по инициативе хана Жангира в ………….. году.

5. Учительский институт в Ташкенте был открыт в …… г.

6. Ибраю Алтынсарину при рождении было дано имя …………………

7. Торжественное открытие школы с интернатом состоялось в ……….

8. Пушкин посетил Уральск с целью …………..

9. Самой известной работой В.И. Даля, повествующей о жизни казахов стала повесть «…»

II. По какому признаку объединены слова

1. «Галлия», «Хусания», «Расулия»

2. «Манас», путешествие в Кашгар», военная экспедиция генерала Чернява.

3. Жанак Сагындыкулы, Шоже Каржаубайулы, Суюнбай Аронулы

4. «Демон», «Выхожу один я на дорогу», отрывки из поэмы «Евгений Онегин».

5. Азиатская школа, Сибирский военный корпус, Учительская семинария, Ветеринарно-фельдшерская школа.

III. Соотнесите термин и его значение

Религиозное учебное заведение при мечетях

Религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *