Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства
Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, приведенные в этом разделе? 3. Почему «Перв
Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, приведенные в этом разделе?
3. Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями?
С малой октавы конечно)))
Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».
Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.
Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.
С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.
К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.
Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.
Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».
По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.
Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.
Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— многообразие музыкальной культуры;
— родство образов музыкальной и художественной изобразительности;
— анализ музыкальных произведений.
Вокализ – вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Лад – способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения.
Тембр – характерная окраска звука, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.
Ритм – организация музыки во времени; структура, образованная последовательностью звуков и пауз.
Динамика – сила, энергия звучания.
Регистр – это участок звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.
Диапазон – это объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. – ISBN 978-5-09-071651-2.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Великий скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.
В сцене кораблекрушения в балете «Корсар» стремительное звучание скрипок рисует картину разбушевавшегося моря с сильным ветром, а звучание ударных инструментов имитируют раскаты грома.
В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.
В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж.
Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.
Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.
Регистр бывает высокий, средний и низкий.
Диапазон объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.
Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.
Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.
Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.
Она учитывает акценты, пропорции, уравновешивание частей. Пример композиции, когда фигуры движутся к зрителю, картина Иллариона Прянишникова “Крестный ход”. Некоторые приёмы композиции в живописи применимы и к музыке, например, акцентирование – выделение чего-то важного, существенного.
В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.
Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.
К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.
Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.
Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.
У русского композитора 19 века, Пётра Ильича Чайковского, есть фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года».
В «Детском альбоме» Чайковский создаёт зарисовки, отражающие детские заботы того времени: «Утренняя молитва», «Новая кукла», «Нянина сказка» и другие сцены из жизни ребёнка. Во «Временах года» музыкальными средствами композитор показывает характерные приметы каждого месяца года.
Мелодия в пьесе «Апрель» стремится вверх, что придаёт музыке лёгкость и воздушность. В основе трёхдольный размер 6/8, что делаем музыку похожей на вальс.
Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.
Валерий Гаврилин создал оркестровую сюиту “Перезвоны”, один из номеров которой называется «Вечерняя музыка».
Композитор Георгий Свиридов так высказался о сюите Гаврилина: …” Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».
Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.
Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.
Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.
Шарль Франсуа Гуно – французский композитор 19 века написал мелодию к одной из прелюдий Баха, именно поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство. Поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство.
Ещё одно музыкальное обращение к Богородице создал итальянский композитор и певец Джулио Каччини. Хотя позднее авторство этого композитора, жившего в 16-17 веке, стали ставить под сомнение. Есть мнение, что эта музыка принадлежит советскому композитору Владимиру Вавилову.
Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.
Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.
Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№1. Что роднит музыку и изобразительное искусство?
Варианты ответа: цвет; размер; образность; громкость.
Достаточно вспомнить, что громкость относится только к музыке, а размер в живописи и музыке имеют разное значение. Исходя из этого, очевидно, что именно образность роднит музыку и изобразительное искусство.
№2. Какой цикл произведений не принадлежит авторству Чайковского?
Варианты ответа: «Времена года»; «Хорошо темперированный клавир»; «Детский альбом».
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Чайковский написал циклы «Времена года» и «Детский альбом». Поэтому Чайковский не является автором «Хорошо темперированного клавира».
Конспект урока музыки на тему «Что роднит музыку с изобразительным искусством»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства
— раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
— показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
— размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
— способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
— воспитывать любовь к искусству.
Оборудование и материалы
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
Таблица соответствия цвета и звука;
Чайковский «Баба Яга»
К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Прослушиваем песню Майданов «Оранжевое солнце»
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? Ответы детей
Совершенно верно. Слова «цвет», «оттенки цвета» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить .
Вопрос: Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Верно, тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
2) Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Цвет – дитя света. Без источника света цвета нет.
Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление.
Вопрос: А кто помнит из скольких цветов состоит радуга?
Ответ: Из семи цветов.
Вопрос: Кто сможет перечислить их по порядку?
(Для ответа можно вспомнить слова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета).
Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
3) Предлагается детям нарисовать радугу.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит песня «Семь дорожек»
Вопрос: Ребята посмотрите, что общего у радуги с музыкой?
Ответ: Радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд – из семи нот.
Распевание (пение звукоряда)
Молодцы. А теперь вернёмся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого возьмите таблицы и заполните их. Напротив каждого цвета пишем понятия из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук.
Словарь эстетических эмоций
Послушайте вначале стихотворение Е. Новичихина «Цвета радуги»:
Радуга устроена, как пирог слоенный:
Красный слой, оранжевый.
Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги –
Надо знать про это вам!
Работа учащихся в группах с таблицей.
Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют
— Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)
Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:
Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.
Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.
Си – неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.
Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.
Повторное слушанье, рисование
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского
Наводящие вопросы перед слушанием:
В каком характере звучит музыка?
О ком она рассказывает?
Какой характер у этого незнакомца?
Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
Вопрос: Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.
ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО.
Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка?
Ответ: Портрет Бабы Яги.
Действительно, это Баба яга. Посмотрите как её изобразил Известный художник Иван Билибин. В образе Бабы-Яги — ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Чёрное море»
— Какие краски он использовал?
— Какое настроение передал в нем художник?
— Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор Дебюсси, когда увидел море перед штормом, а заодно и проверим ваши предположения.
СЛУШАНИЕ: пьеса «Море» Дебюсси.
— Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)
ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.
Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.
На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.
Предлагаем вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.
Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют таблицу на доске.(приложение) В таблице изначально даны понятия в одном из видов искусства.Рядом с таблицей находятся карточки с недостающими понятиями из них выбирают нужные и заносят в таблицу
Дети читают высказывание М. П. Мусоргского:
«Художник верит в будущее, потому что живет в нем»
Вопрос:
Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал ХУДОЖНИКОМ? Только ли того, кто пишет картины?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель урока:
Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства
Задачи
— раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
— показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
— размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
— способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
— воспитывать любовь к искусству.
Оборудование и материалы
Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности;
Таблица соответствия цвета и звука;
Музыкальный материал
Чайковский «Баба Яга»
К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Номер материала: ДБ-1218429
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.