Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 1 Что роднит музыку с литературой

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

5 класс. Что роднит музыку с литературой?

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

Описание слайда:

Какие виды искусства вы знаете?

Описание слайда:

Разные виды искусства часто взаимосвязаны.

Описание слайда:

Сопоставьте вид искусства и портрет его представителя. Добавьте верные подписи к изображениям.
«Портрет С. В. Рахманинова». Художник Константин Сомов.
Музыка «Портрет А. С. Пушкина». Художник Орест Кипренский. Литература
«Портрет писателя И. С. Тургенева». Художник Илья Репин. Литература
«Пётр Ильич Чайковский». Художник Николай Кузнецов. Музыка

Описание слайда:

Тема первого полугодия:
«Музыка и литература».
Тема урока:
«Что роднит музыку
с литературой?»

Описание слайда:

Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства –
музыки и литературы.

Описание слайда:

Что такое музыка?
Музыка — искусство звуков.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Василий Сухомлинский

Описание слайда:

Живопись
Живопись – искусство красок.
Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу.»
… Живопись – искусство выражения невидимого через видимое.
Эжен Фромантен
(писатель, художник, искусствовед)

Описание слайда:

Луи де Бональд
(французский философ, политик XVIII века)

Описание слайда:

Единым стержнем музыки и литературы является интонация. Ее мы слышим и в разговорной, и в литературной и в музыкальной речи.

Описание слайда:
Описание слайда:

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений.
Песня, романс, опера, балет, мюзикл…

Описание слайда:

Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.
Песня = музыка + слова

Описание слайда:

Что станет с песней, если в ней не будет слов?
Вокализ – это исполнение мелодии голосом без слов
С.Рахманинов «Вокализ»

Описание слайда:
Описание слайда:

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу – программу имеют многие инструментальные произведения.
Симфония, концерт, сюита…

Описание слайда:

Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке.
Сказка, рассказ, повесть, роман…
Древние мифы, народные сказки, легенды, предания…

Описание слайда:

Вопросы для повторения
2. Что такое вокализ?
3. Из каких составных частей состоит песня?
Вокализ – это исполнение мелодии голосом без слов
вспомнить
вспомнить
Песня = музыка + слова
1. Назовите общее связующее звено
у музыки и литературы

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Пояснительная записка по музыке за 2 класс

Статья «О мелодических особенностях напевов Саят — Новы на материале песни «Нет тебе подобной»

Разработка урока по музыке на тему «Полифония как язык барокко»

Пример исполнения песни «Микки Маус»

Пример исполнения песни «Песенка первоклассника»

Видеоматериал «Начинающий эстрадный вокалист»

Развитие техники пальцев при игре на флейте

Итоговое задание по музыке. Тема «Опера».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5391573 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Время чтения: 2 минуты

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Смотреть картинку Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Картинка про Что объединяет музыку и литературу 5 класс. Фото Что объединяет музыку и литературу 5 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

5 класс, 1 урок «Что роднит музыку с литературой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 1. Что роднит музыку с литературой.docx

Номер урока и четверть: 1:1

Тема раздела: “Музыка и литература”.

Цель урока: – Показать взаимосвязь музыки и литературы, выявить общие черты анализируя музыкальные и литературные произведения.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

Обогащение словаря музыкальных эмоций.

Воспитание умения работать в коллективе.

Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

Развитие музыкальной отзывчивости.

Развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

Учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Развитие творческого отношения к музыке.

Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

П.И.Чайковский «Сладкая грёза»,

М. И. Глинка «Попутная песня»,

Локтев «Песня о России»,

слова и музыка А.Иванова «Слово и нота».

Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Подготовка к новому материалу.

( слайд №1) – на фоне музыки «Сладкая грёза» читаю

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

3 этап. Изучение нового материала.

Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы? (дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов)

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

-Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом? (делают вывод, что это всё явления жизни).

-Давайте споем знакомую песню «Песни о России» В.Локтева, и покажем рукой мелодическую линию.

(Слайд №8) Поем 1 куплет «Песня о России » с пластическим интонированием.

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. (Слайд №10) Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Музыкальная переменка «Танцуй»

-В каких литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. (Читаю сказку). (Слайд №12)

— Вы просто молодцы! А сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании музыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение?

Звучит фрагмент музыкального произведения «Попутная песня» М.И. Глинки.

( Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «движения», «темпа», «стремление»).

— Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторское название. Композитор М. И. Глинка назвал это произведение «Попутная песня» .

Давайте ещё раз послушаем фрагмент этого произведения, попробуем изобразить движения, и вы подумаете, как в музыке отражается образ поезда. (Звучит музыка. Дети слушают и анализируют свои впечатления). Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием ? (С названием было проще понимать музыку.)

-Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название , литературная программа музыкального произведения . Слайд 13 Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста! (Вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и др. ).

А сейчас, ребята, я познакомлю вас с прекрасной песней «Слово и нота», в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Рондо». Слушайте внимательно и скажите о чём эта песня. (Слайд №12).

Слушаем песню «Слово и нота» Слайд №16-25

А теперь давайте все вместе с выражением прочитаем текст (обучающиеся читают по цепочке каждую новую строфу. Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте).

— Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера, надежда, любовь.

А что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая мелодия? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Как вы считаете, подходит ли мелодия к тексту? Как вы думаете, почему и слова и мелодия песни так гармонично подошли друг к другу?

Учим песню «Слово и нота»

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

4 этап. Подведение итогов урока.

я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока:

— О каких двух великих началах, двух стихиях искусства мы разговаривали на протяжении всего урока: Слайд 27

— Подберите две эмблемы для тех видов искусства, о родственности которых мы говорили на уроке… Слайд 28

— «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

-Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

— Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

— Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

– Что вам понравилось больше всего на уроке?

-Какие чувства вы испытали на уроке?

5. Домашнее задание. Задание по выбору:

1.Найти 2-3 литературных произведений, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.

Источник

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме: «Что роднит музыку с литературой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме: «Что роднит музыку с литературой»

Цель урока: на учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

1. З Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.

гладить щёчки ладошками

3раза хлопнуть ладошками

3 раза хлопнуть кулачками

Здравствуй, мой носик

3 раза нажать на кончик носа

3 раза нажать на кончик носа

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.

Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.

По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Для этого мы разобьёмся на 3 команды.

1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.

2 – составные части литературы. Ее особенности.

3 –что общего есть у музыки и литературы.

Ответы фиксируются на доске.

1 – Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

2 – Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни.

Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети читают стихи с интонацией или поют песню.

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?

Дети делятся своими мнениями.

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!

Распевка «Сел комарик на дубок»

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет,
Ой, люли, люли, люли,
Чёрных мушек забавляет.

Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела,
Ой, люли, люли, люли,
Грозным громом загремела.

Тут две мушки подлетали,
Комара под ручки брали,
Ой, люли, люли, люли,
Комара под ручки брали.

Комара под ручки брали,
В дом вели, в постельку клали,
Ой, люли, люли, люли,
В дом вели, в постельку клали.

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им по служить и стихом.

Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *