Что объединяет музыку литературу и живопись
Литература — музыка — живопись. Опыт прикосновения к проблеме интегрирования школьных предметов
Разделы: Литература
«В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры». [6]
В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.
« Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся». [1]
Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия» [5]. Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.
Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.
Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). Литература – единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Актуальность и перспективность
Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией – будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.
В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет – русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку – научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.
Литература – 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма )[7]. Выяснили, что литература – это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы – живописи – музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности». [6] Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений, иногда играю на пианино. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они играют на музыкальных инструментах, создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок – творческий поиск. Главное – интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.
Особенности интегрирования на уроках литературы
Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.
Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.
В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись». [3]
Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.
В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).
Музыка на уроках литературы
Наиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». [4] Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).
А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.
Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.
Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.
Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.
1. Чьё выступление понравилось больше всего?
2. Кого можно назвать лучшим актёром?
3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?
Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.
Цикл интегрированных уроков
Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов.
Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.
К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Даём понятие о былине. Выясняем, каковы отличительные черты былин. Знакомимся с элементами композиции. Делаем вывод: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы – сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском».
После урока литературы дети идут на урок музыки, где прослушивают музыкальные произведения: Римский-Корсаков «Садко», Мусоргский «Как во городе было во Казани» (Из оперы «Борис Годунов»). Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки, знакомятся с Баяном – певцом-сказителем.
Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок.
Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение трёх уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок музыки помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом.
Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен.
Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети – душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств.
Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.
Маленькие трагедии.
Гений и злодейство – две вещи несовместные…
Цель каждой трагедии – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.
«Маленькие трагедии – вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.
Сообщения о Моцарте и Сальери (заранее готовят ученики).
А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.
Сальери, Моцарт – величайшие творцы.
И в этом убедились я и ты.
Пусть это был один урок,
Наука пригодится в срок:
Не будь завистлив никогда,
Будь смел и дерзок ты всегда.
Не бойся трудностей, держись,
За правду-матушку борись!
И пусть пройдут года, всегда
Ты помни – музыка нужна.
Она придаст вам настроенье,
Наполнит шумом и весельем!
Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили этот урок и узнавали музыку Моцарта. Не всегда, слушая её, мы испытываем печаль и скорбь. Музыку Моцарта узнаёшь по какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность (звучит «Симфония № 40»).
Конспект урока «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.
2. Расширить кругозор учащихся в 3-х областях искусства.
3. Усвоить с детьми понятие об общей жизненной основе музыки, литературы, живописи.
Вопросы для активного слушания: «Сейчас на входе вы услышали знакомую музыку. Какая картина природы вам представляется? В какой стране и климатической зоне?
( После входа и слушания музыки дети безошибочно отвечают: «Россия, средняя полоса».)
Учитель: « Да, эта музыка заставляет нас вспомнить картины русских пейзажистов.( Обращает внимание детей на доску, где развешены иллюстрации пейзажей И. Левитана, И. Шишкина, К. Васильева.)
Какая картина ближе вашему восприятию музыки?( Ответы детей.)
Теперь нам легче будет вспомнить музыку, она звучала в самом начале 5 класса».
Большинство ребят безошибочно отвечают: «Вокализ С.В.Рахманинова».
Вместе с детьми вспоминаем, что такое вокализ (пение без слов).
Учитель: «В данной записи кто-нибудь пел?»
Учащиеся: « Нет, исполнял музыку инструмент. Труба».
Учитель: « Молодцы, ребята! Рахманинов написал мелодию, как родные просторы, она кажется бесконечной. Русская протяжная песня всегда была такой. Скажите, созвучна ли эта музыка описанию степи в рассказе А.П.Чехова «Степь»: « Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается…»
Уч-ся: « Да! Здесь описывается тот же родной простор, бескрайность, беспредельность степи».
Учитель: « А сами вы не могли бы вспомнить стихи русских поэтов, где бы тоже воспевалась широта русских полей, степей?»
Ребята называют стихи П.А. Вяземского, И.С.Никитина, выученные на уроках литературы.
Учитель: «Прежде всего, давайте вспомним, как связаны между собой музыка и литература. Что литература дает музыке?»
Уч-ся: «Литература даёт музыке интересные сюжеты».
Учитель: «А как музыка помогает литературе?»
Уч-ся: «Музыка усиливает выразительность слова, даёт литературным произведениям вторую жизнь».
Учитель: «Молодцы! Теперь поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Взаимосвязь между музыкой и живописью осуществляется через внутренний слух и внутреннее зрение. Давайте вспомним, что мы называем внутренним слухом и внутренним зрением. (Ответы детей.) Взаимосвязь 3-х искусств мы рассмотрим на конкретных художественных примерах».
Римский-Корсаков, опера « Золотой петушок». Перед детьми портрет композитора и они вспоминают, какую живописную музыку уже слушали на предыдущих уроках. Учитель предлагает послушать музыку из оперы «Золотой петушок». Либретто написано по сказке А. С. Пушкина.
Увертюра. Прежде чем послушать музыку, давайте, ребята, вспомним персонажей сказки.
( Дети называют- царь Додон, царевич Гвидон, Афрон, воевода Полкан, Звездочёт, Шемаханская царица, Золотой петушок.
Учитель: «Всё действие начинает Звездочёт, он говорит:
Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
Мы будем слушать увертюру к опере, в которой композитор знакомит слушателей с главными героями спектакля. Установка на активное слушание: « Какие персонажи сказки и в каком порядке изображены в музыке? Запомните, какие инструменты их изображают?»
Учитель: Итак, мы в увертюре услышали только 3-х героев. Ответом на вопрос: « Почему именно этих героев выбрал композитор для увертюры?» будут слова Звездочёта, которыми завершается опера:
«Вот чем кончилася сказка,
Но кровавая развязка
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.
Разве я лишь да Царица
Были здесь живые лица,
Остальные – бред, мечта,
Призрак бледный, пустота»
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Перед учениками потрет М.И.Глинки, и учитель предлагает детям послушать музыку, которую Глинка написал на пушкинский сюжет. В опере, написанной по поэме А.С.Пушкина, много прекрасной музыки, проникнутой добром, любовью, богатырской силой.
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт…
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей
Высоким колпаком покрытой,
Вопрос: Где идут арапы, а где Черномор?»( При втором прослушивании отрывка даю задание некоторым детям пройти как арапы и как Черномор).
Эдвард Григ «Заход солнца ».
Учитель: « А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили ещё одну прекрасную музыку, эта музыка вокальная. (На доске нотная запись 2-х фрагментов из произведения Грига « Заход солнца»- мажорный и минорный). Дети, которые учатся в музыкальной школе, поют с названием нот эти записи и все участники узнают музыку Грига, с которой познакомились в 4 классе. Сравнивая звучание 2-х фрагментов, дети отмечают, что первый написан в мажоре, второй- в миноре.
Учитель: « У композитора 2 основные краски- мажор и минор, как свет и тень в природе. Художник, рисующий картину захода солнца, тоже не использовал бы только тёмные краски. Вот послушайте, что сказал наш воронежский художник Владимир Попов: « Цвета- те же ноты и как композитор складывает из них аккорды и диссонансы, так и художник пытается облечь их в какую-либо форму, сотворить гармонию.»
Смена мажора и минора в музыке Грига- это смена более светлых и тёмных тонов в картине « Заход солнца». Попробуем сейчас исполнить эту музыку. Одна ученица будет исполнять только мажорные эпизоды в произведении, а другая- минорные.(пение эстафетой)
Учитель: « Молодцы! Смена красок а музыке была слышна ярче, так как тембры голосов у наших певиц тоже разные.
И. Николаев « Маленькая страна».
Учитель: « Ребята, а какая песня нам знакомая, рисует прекрасную страну, где звери с добрыми глазами, где всегда весна?( Ответы детей). Исполняем выразительно, мысленно рисуем своим внутренним зрением картину этой чудесной страны» (Исполнение песни.)
Обобщение: Произведения литературы, музыки, изобразительного искусства по- своему отображают явления жизни, картины природы, исторические и сказочные сюжеты, характер и состояние человека. Жизнь- единая почва из которой они вырастают, поэтому сильно влияние одного искусства на другое».
Что объединяет музыку литературу и живопись
Изобразительное искусство, живопись и скульптура тесно взаимосвязаны между собой.
Если всматриваешься в скульптуру или картину то можно услышать музыку, а слушая музыку можно увидеть живописные картины.
В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые определяют эти виды искусства, есть много общего. Это ритм, темп, окраска, динамика, колорит, темп. Рассматривая на уроке взаимодействие трёх вдов искусства, учащиеся должны понять, почувствовать, что у них есть внутренний слух и внутреннее зрение, т.е. можно мысленно внутри себя услышать то, что на самом деле не слышно, или увидеть то, что в действительности они не видят. Развитие этих чувств формирует у учащихся умение мысленно представить живописный образ слушая музыкальное произведение, или услышать музыку, всматриваясь в живописное произведение изобразительного искусства. Уметь выявлять в музыке, литературе и живописи отличительные и сходные черты в средствах выразительности.
В творчестве многих композиторов отразились картины природы. Такие произведения называют музыкальными пейзажами, наполненные характером чувством и настроением.
Взаимосвязь трех видов искусства наблюдается в таких жанрах, как опера, балет, мюзикл и в произведениях религиозного искусства. Интегрированные уроки помогают учащимся выявить многостороннюю связь между музыкой литературой и изобразительным искусством.
Триединство – музыка, литература, живопись
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
( Цикл из 5 уроков, посвященных раскрытию взаимосвязи, взаимодополнения друг другом музыки, литературы и живописи, как форм искусства).
В пособии представлено поурочное планирование с мультимедийной презентацией уроков по музыке для 5 класса. Материал разработан в соответствии с программой
Учитель музыки, МХК
1 категории МОУ СОШ 65
(сл.1) В данном цикле уроков, посвященных триединству музыки, поэзии и живописи освещен ряд тем, по мнению автора, наиболее подходящих для раскрытия данной тематики, а именно: (сл.2)
1. Урок № 1 – «Можно ли увидеть музыку? Музыка и живопись тесно
связаны друг с другом.»
2. Урок № 2 – «Взаимодополнение музыки, литературы и живописи
в программной музыке (на примере «Картинок с выс-
3. Урок № 3 – «Что я знаю о песне?»
4. Урок № 4 – «Песни без слов».
5. Урок № 5 – Итоговый урок – викторина.
Каждая форма искусства не совершенно замкнута. Элементы, присущие всем формам, причудливо переплетены в каждой форме. Выдвигаясь на первый план, они образуют как бы центр этой формы. Во всех видах искусства наш ум будоражит смысл изображаемого.
Красота и отчетливость формы – это звено, соединяющее музыку, живопись и поэзию. В характере слов и способе их расположения мы усматриваем музыкальность, а в колоритности и красочности средств музыкальной выразительности – поэзию звуков и живописность музыки.
Стиль художника является бессловесным аккомпанементом в выражении образов и мыслей. Поэтому так важно и необходимо изучение классического музыкального, поэтического и художественного материала на уроках музыкального искусства.
(сл.3) Всякая форма искусства имеет исходным пунктом действительность, а конечным – музыку, как чистое движение. Поэтому можно представить некую пирамиду, где в основании лежит главный, по мнению автора, вид искусства.
Искусство отображает действительность и является отражением мира.
(сл.4) Искусство передает действительность во времени, создавая
(сл.5) Возникает замкнутый круг ЦЕЛЕЙ ИСКУССТВА :
Стоит обратить внимание и на тот факт, безусловно, говорящий о близости искусств, что в живописи существует 7 цветов спектра, а в музыке – это 7 нот и 7 октав!
В литературе символизма существует классификация так называемых «Священных цветов» ( Символизм как миропонимание.-М.,1974,с.201) которые характеризуют жизнь в ее изначальном понимании.
очень колоритно отобразил данную символику цвета в стихотворной форме (изображение Бога):
Пусть этот образ туманен, мы верим, что рассеется туман.
Его лицо должно быть бело, как снег.
Глаза его – два пролета в небо – удивленно-бездонные, голубые.
Как разливающийся мед – восторг святых о небе – его золотые,
Но печаль праведников о мире – это налет восковой на лице.
Кровавый пурпур – уста его, как тот пурпур, что замыкал линию
Как тот пурпур, который огнем истребит миры (…)
Зная отблески Вечного, мы верим, что истина не покинет нас,
Итак, хотелось бы еще раз сказать о том, что все виды искусств не только взаимодополняют, но и не могут существовать друг без друга.
Автор надеется, что данное пособие поможет решить эту проблему в рамках общеобразовательного учреждения, на уроках музыки.
(сл.7) «КТО ЖЕ БУДЕТ ХУДОЖНИКОМ БУДУЩЕГО?
НО КТО ЖЕ БУДЕТ ПОЭТОМ?
А КТО ЖЕ БУДЕТ ИСПОЛНИТЕЛЕМ?
ОБЯЗАТЕЛЬНО – СОДРУЖЕСТВО ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ».
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Урок по музыкальному искусству
ТЕМА: «Можно ли увидеть музыку?
Музыка и живопись тесно связаны друг с другом».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – творческая игра.
Разработала:
Учитель музыки, МХК
1 категории МОУ СОШ 65
Но речь о музыке вольна глаголить…
Искусство рождено жизнью. В ней, как в живительном роднике, и композитор, и поэт, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими средствами воздействуют на нас
Цель урока: 1. Развитие творческих способностей учащихся через аудио
визуально-кинестетическое восприятие музыки и
воплощение их в рисунке.
Задачи урока: 1. Развивающая
— раскрепощение детей через урок-игру.
— умение анализировать музыкальный, живописный и
— знакомство с новыми картинами, стихотворениями.
1. Музыкальный материал: Ф. Шопен «Ноктюрн» до-диез
2. Репродукции картин: Ф. Матвеева «Итальянский пей-
заж», Г. Мясоедова «Лесной ручей», В. Поленов «За-
росший пруд», И. Шишкин «Дубовая роща», А Саврасов
«Вид на Кремль», С. Щедрин «Озеро Альбано…».
3. Стихотворения: Б. Ахмадулиной, В. Брюсова, Ф. Ницше.
1. Организационная часть. Вступительное слово учителя (5мин.).
2. Работа по теме урока (творческая игра): (30 мин.)
Учитель приветствует детей, нацеливает их на предстоящий ход урока:
а) прослушивание «Ноктюрна» Ф. Шопена
— краткий анализ музыкальной миниатюры;
б) попытка создать мини-рассказ на основе прослушанного
в) анализирование и сравнение просмотренных картин и
г) создание и воплощение музыкального образа
1. Вступительное слово учителя. Читая книги, слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что эти виды искусств помогают нам увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью внутреннего зрения мы можем представить себе разнообразные картины жизни, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем идет речь, но и без них. У человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях то, что на самом деле в этот момент не звучит. Мне кажется, что существует музыка красок, что картины, хорошие картины, звучат всевозможными красками. (сл.4-9)
2. Именно поэтому урок хочется продолжить диалогом с вами, ребята, по поводу музыкального произведения, которое мы сейчас услышим (учитель исполняет «Ноктюрн» Ф. Шопена. После – диалог с элементами анализа средств музыкально выразительности).
Работа над смысловым и эмоциональным содержанием музыкального произведения.
Давайте вспомним примерный план анализа средств музыкальной выразительности: (сл.10)
2. Жанр (песня, танец, марш).
3. Разбор средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, фактура, ритм, тембр, темп, динамика).
4. Мое личностное восприятие музыкального материала
( что я слышу, как я вижу).
(далее предлагается приблизительный диалог, рассмотрен 4 пункт плана):
Учитель: Ребята, как вы считаете, какой эмоциональный настрой присут-
ствует в этой миниатюре?
Ученики: Это грустная и печальная музыка.
Учитель: А если мы подключим воображение, то какую картину можно
Ученики: Я представляю теплый осенний вечер. Дует легкий, убаюкиваю-
щий ветерок, который иногда позволяет себе задувать языки пламени у костра, одиноко мерцающего в дымке вечера. Листья на деревьях ещё не опали полностью, поэтому всё вокруг в нежных золотых тонах.
Учитель: А сейчас, давайте посмотрим картину и решим – перекликается ли музыка и живописное полотно? (сл.11,12)
пламени у костра, одиноко мерцающего в дымке вечера.
Листья на деревьях еще не опали полностью, поэтому
все вокруг в нежных золотых тонах.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим картину и решим – перекликаются
ли музыка и живописное полотно?
рассказ, который можно было бы положить на музыку «Нок-
Ученик: Наступил вечер. Легкий туман покрыл аллею, утопающую в золо-
те листвы. Вокруг тихо и спокойно, все словно в тающей дымке.
Но вдруг, совсем неожиданно, дунул ветерок. Он все ярче и
ярче раздувает пламя костра. Ветерок случайно принес неверо-
ятной красоты бабочку – ее сине-желто-красные крылышки
легко и безмятежно парят в воздухе. Она словно из сказки –
маленький огонек, заблудившийся в вечернем сумраке.
Чем более смеркалось, тем менее заметней она становилась…
Исчезла… Закапал дождь. Вокруг ночная тишь.
Учитель: Отлично! А теперь я предлагаю вам послушать отрывки
из стихотворений и давайте решим, подходят ли они по
эмоциональному настрою к увиденным вами картинам и
прослушанному «Ноктюрну» (сл.13).
Словно змеи, словно нити,
Вьются, путаются, рвутся,
На волнах огни луны.
Желтым шелком, желтым шелком
По атласу голубому
Шьют невидимые руки
К горизонту золотому
Сходит солнце в час разлуки.
Золотея, эфир просветится
И в восторге сгорит.
А над морем садится ускользающий
И на море от солнца
Золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
Среди всплесков тоски.
Встали груды утесов
Средь трепещущей солнечной ткани
Солнце село. Рыданий
Учитель: Итак, давайте теперь приступим к увлекательной и интересной
Это может быть рисунок, а может быть и небольшое стихотво-
рение посвященное, напоминаю вам, прослушанному
музыкальному произведению – «Ноктюрну» Ф, Шопена.
В процессе самовыражения учащихся, учитель снова исполняет «Ноктюрн»
и передает к просмотру следующие картины.
Домашнее задание (сл.17,18).
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Урок по музыкальному искусству
ТЕМА: « Связь музыки, литературы, и
живописи в программной музыке.
( на примере «Картинок с выставки» )
Учитель музыки, МХК
1 категории МОУ СОШ 65
УРОК № 2. ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И
ЖИВОПИСИ В ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ.
( НА ПРИМЕРЕ «Картинок с выставки» )
— проследить связь музыки, литературы и живописи;
— знакомство с новым музыкальным материалом.
— изо мат-л : « Картинки с выставки».
Ход урока: 1. Музыкальное приветствие, распевка (5 мин.).
2. а) Рассказ о программной музыке:
— понятие «Программная музыка»;
— классификация программной музыки;
— композиторы, писавшие программную музыку.
в) Творческое задание (30 мин).
3. Итог урока (5 мин.).
Первоначально педагог приветствует учеников, после – небольшая распевка,
Пропеть ее на p, mp, mf, f, staccato, legato, non legato.
(сл.2) ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – род инструментальной музыки, а так же музыкального произведения, имеющие словесную ( нередко стихотворную) программу и раскрывающие ее содержание. (сл.3) Программой может служить заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не переданное самой музыкой. В программной музыке широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.
(сл.4) Простейший вид программной музыки – КАРТИНАЯ ПРОГРАММНОСТЬ
( музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п.)
(сл.5) В СЮЖЕТНО-ПРОГРАММНЫХ произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета заимствованного из художественного произведения.
ТИПЫ ПРОГРАММ :
содержания каждого литературного отсутствует сюжетная канва,
эпизода произведения источника музыка рисует 1 образ, картину
(Римский- ( или пейзаж.( симф.
«Кикимора») полудня на море», 2. «Игра
волн», 3. «Разговор ветра с
«Картинки с выставки»)
(сл.9) Этот цикл пьес можно назвать СЮИТОЙ ( последовательность 10 самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом). Каждая пьеса – музыкальная картина, отразившая впечатления Мусоргского, навеянного тем или иным рисунком Гартмана. (сл.10)
(сл.11)
Далее учитель рассказывает и музыкально иллюстрирует каждую из пьес цикла. (сл.13)
Итак, сегодня мы познакомились с тремя видами программной музыки и с новым музыкальным произведением – «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Урок по музыкальному искусству
ТЕМА: «Что я знаю о песне?»
Учитель музыки 1 категории МОУ СОШ № 65
— показать взаимосвязь речи и музыки;
— дать понятие «вокальная музыка». Жанры вокальной музыки.
— А. Стихарёва «Оранжевая планета».
ков и поэтов серебряного века русской поэзии.
1. Организационная часть. Распевка (5мин.).
2. Объяснение понятий «Песня» и «Вокальные жанры».
4. Анализирование и прослушивание песни А. Стихарёвой «Оранжевая планета». Ее разучивание (30 мин).
5. Итог урока (5 мин.).
(сл.2) ПЕСНЯ – это вершина и одновременно исток музыки. Она – соединение
слова, звука, ритма, интонации.
Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придает словам разнообразный смысл. Мелодия рождается из интонации слова, его ритма. (сл.3) Песня – это мост между поэзией и музыкой.
— куплетной с припевом (А –р – В – р – С – р)
(сл.5) Музыка и литература очень схожи друг с другом:
поэзия
Самым древним видом искусства была вокальная музыка. Вокальная
музыка исполняется голосом. Очень давно, когда человечество было молодым, а искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг о друга – они были соединены в жанре песни.
Песня рождалась из общественной жизни человека – в игре, обряде, шествии, труде – и поэтому была неотделима от танца, движения, жестов, закличек, мимики.
Только спустя многие-многие годы, все виды искусств приобрели самостоятельность, но все же их родство сохранилось до наших дней.
( сл. 6) ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.
А сейчас давайте повторим замечательную песню «Кубань – наш отчий дом», которую написали композитор М. Шишов и поэт Л. Косин. (сл.7)
1) Пропойте 1 куплет и припев без слов на слог «ля». Как вы считаете,
в содержательном плане изменилась ли мелодия (стала ли она легкомысленной, потеряла ли она смысл)?
2) О чем эта песня? Какая она по характеру? Давайте вспомним план анализа музыкального произведения:
Вокально-интонационная работа над песней А. Стихарёвой «Оранжевая планета»: (сл.8)
1) Прослушивание песни.
2) Обсуждение по вопросам:
— Услышали ли вы в песне обращение? Какое? К кому?
— Как вы думаете, где находится ее смысловая кульминация?
— Какими средствами она достигается?
— Чем отличаются интонации припева и куплета?
— Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот
Сейчас эта песня прозвучит еще раз. (Далее – разучивание песни).
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Урок по музыкальному искусству
ТЕМА: « ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ »
Учитель музыки 1 категории МОУ СОШ № 65
— ознакомление с жизнью и творчеством композиторов
Ф. Мендельсона и С. Рахманинова.
Музыкальный материал: «Вокализ», Ф. Мендельсон «Песни
б) репродукции картин художников-
передвижников на тему времен года.
1. Вступительное слово учителя, музыкальное приветствие (5 мин.).
2. Работа по теме урока (30 мин.):
а) вокально-интонационная работа;
б) прослушивание следующего музыкального материала –
Э. Григ «Утро», Ф. Мендельсон «Песни без слов» №№ 1-5, 8;
в) рассказ о жанре «Песня без слов» и вокализе;
г) творческое задание.
3. Итог урока (5 мин.).
(сл.2)
На сегодняшнем уроке мы продолжаем разговор о взаимодействии музыки и литературы. Всем вам хорошо известно, что без стихотворения нельзя написать песню, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить такие крупные сценические сочинения, как опера или балет.
Этот жанр фортепианной миниатюры ( в переводе – «маленький» ) возник в эпоху романтизма ( 18-19 вв.) в творчестве Ф. Мендельсона. Им было написано очень большое количество «Песен без слов», каждая из которых отличается глубоким содержанием, изысканной простотой, за что в свое время и были любимы современниками. Это на самом деле песни, где очень ярко выражено ведущее солирующее мелодическое начало и аккомпанемент.
А сейчас давайте все вместе прослушаем и попытаемся проанализировать некоторые из них. (В исполнении учителя звучат отрывки, или полностью, пьесы №№ 1-5,8).
Давайте вспомним план анализа музыкального произведения:
Ребята, давайте сейчас поговорим о том, какими же по содержанию, душевному настрою могут быть эти «Песни без слов»?
Вспомните, на одном из уроков мы пели песню «Звездный король» на слог «ля». Ощущали ли вы какие-нибудь изменения? Какие именно?
Сейчас на слог «ля» мы пропоем следующие музыкальные фразы, а после – со словами.
«Утро» Э. Григ. Учитель исполняет пьесу.
Вопросы после разучивания мелодии «Утра» Э. Грига:
3. Вспомните, исполняли ли вы какие-нибудь произведения без слов?
( Мелодия из концерта №3 – он сочинил ее не только без слов, но и вообще не для пения, а для фортепиано с оркестром).
4. Давайте пропоем на звук «а» эту мелодию:
— Что характерно для жанра «Песня без слов?»
— Какие композиторы писали «Песни без слов»?
Задание на дом – 1.подготовить доклад по биографии С. Рахманинова и Ф. Мендельсона. 2. Попробовать сочинить свою «Песню без слов» (по желанию).
Город Краснодар Прикубанский административный округ
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара
Имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича
Урок по музыкальному искусству
Учитель музыки 1 категории МОУ СОШ № 65
Цели и задачи: 1. Закрепление и повторение изученного материала на уроках
цикла «Триединство – живопись, литература, музыка.
2. Привитие любви и заинтересованности в уроках
Обеспечение: Разнообразные варианты игровых и наглядных пособий
(домино, карточки, кроссворды, и т. д.)
Ход урока: 1. Музыкальное приветствие, распевка (5 мин.).
2. Опрос учащихся с помощью подготовленных пособий
3. Подведение результатов урока (5 мин.).
Учитель приветствует учащихся с помощью распевки типа –
( вариант распевки может быть разнообразным – по желанию учителя)
Пропеть её на форте, пиано, стаккато, нон легато.
ЗАДАНИЯ на урок (возможны и другие варианты):
1. «ПРОПУЩЕНЫЕ БУКВЫ».
Учитель по желанию вводит слова из темы цикла.
2. СОБЕРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
3.НАЗВАНИЯ ПЬЕС ЦИКЛА «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»:
4 СОБЕРИ ПАЗЛЫ (АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).
2 Вокальное произведение для голоса без слов.
3 Композитор, автор сюиты «Картинки с выставки».
4 Скорость движения (средство музыкальной выразительности).
5 Жанр вокальной музыки.
7 Громкость звучания (средство музыкальной выразительности).
10 Главное средство музыкальной выразительности.
6 Угадывание на слух музыкальных фрагментов из цикла «Триединство – музыка, литература, живопись».
В заключение урока давайте подведем итоги и выявим лидеров.
(Необходимо поощрение ребят, которые заняли призовые места).
(сл.1) Завершая данный цикл уроков по теме: «Триединство – музыка, литература»
хотелось бы процитировать великого композитора и мыслителя Рихарда Вагнера:
«КТО ЖЕ БУДЕТ ХУДОЖНИКОМ БУДУЩЕГО?
НО КТО ЖЕ БУДЕТ ПОЭТОМ?
А КТО ЖЕ БУДЕТ ИСПОЛНИТЕЛЕМ?
ОБЯЗАТЕЛЬНО – СОДРУЖЕСТВО ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ».