Вспомните, какие народы России вы знаете.Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России.
На рисунках мы видим представителей разных народов нашей страны. Они отличаются друг от друга как внешне, так и по национальным костюмам.
У каждого народа своя история, свои обычаи и традиции. В том числе, у каждого народа свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а костюм чукчей из меховых шубок и шапок, особых меховых сапожек — унтов.
Все народы России связывает общая Родина.
Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?
У каждого народа России есть свои собственные национальные праздники.
Например, у русских таким праздником является Масленица, проводы зимы. Это веселый праздник, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары и башкиры отмечают праздник Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, во время которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
Я тоже принимал участие во многих национальных праздниках. Мне нравится праздник — Масленица.
Урок 1. «Что такое Родина и что мы знаем о народах России?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Окружающий мир – это всё, что нас окружает.
Наблюдение – то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания, изучения кого-либо, чего-либо.
Опыт – воспроизведение какого-либо явления в определённых условиях.
Эксперимент – метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.
Условные знаки – подскажут, что нужно делать, как организовать работу.
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо явления, понятия, идеи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Окружающий мир – это всё, что нас окружает. Он красив, загадочен и интересен. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» – писал автор детских рассказов о природе Виталий Бианки. Открывать тайны мира нам поможет учебник. Рабочая тетрадь, где вы сможете выполнять задания, закреплять свои знания и умения. Атлас-определитель «От земли до неба» будет вам верным другом в различных исследованиях. В книге «Зелёные страницы» вы найдете ответы на свои многочисленные вопросы. Книга «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» расскажет вам об отношении человека к природе. Все эти школьные пособия помогут вам проводить опыты, наблюдать за природой. А для того, чтобы узнать что-либо, надо нам научиться задавать вопросы. Вот с помощью этих слов люди обычно спрашивают, задают вопросы: ЧТО? КТО? КАК? ОТКУДА? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Эти слова — наши помощники.
Наша страна – Россия. Она самая большая страна в мире.
Много разных народов населяют Россию: русские, удмурты, башкиры, калмыки, ногайцы, татары, чеченцы, аварцы, осетины, черкесы, якуты и многие другие.
Представители каждого народа отличаются чертами лица, языком, национальной одеждой, обычаями, праздниками.
Но всех их объединяет единый государственный русский язык, любовь к своему Отечеству. Народы России – одна семья.
Столица нашей Родины – город Москва.
У каждого человека есть малая родина. Малая родина – это родное село, дом, двор, родители, друзья. Это леса и луга, деревья, небо и облака.
Каждая страна имеет свой герб, флаг, гимн. Слово «герб» означает «наследство». В нём отражена история государства.
Следующий один важный символ государства – флаг.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Государственный гимн слушают стоя.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Важную роль в жизни каждого народа играет религия. Среди религий народов России есть христианство, ислам, буддизм, иудаизм. В России представители всех религий имеют равные права.
Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Планируемые результаты (предметные)
Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Образовательные ресурсы
Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация
Этапы урока
Ход урока
Формы контроля
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний
Повторение
— На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — Какие главные символы страны запомнили? — Что означают три цвета флага? — Что символизирует герб?
Дети повторяют пройденный материал
Формулированиетемы, планирование деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. — Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы. (Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах) — Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? — Какова тема нашего урока? — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» — Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Высказывают свое мнение
Формулирование темы и цели урока
2 группа— Кавказ (Слайд) — Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ. Какие особенности костюмов народов Кавказа? Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)
Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д
3 группа— Уральские горы (Слайд) — Наш самолёт летит к Уральским горам. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
— Уральские горы
4 группа— Крайний Север (Слайд) — Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны — Чем отличаются люди разных национальностей? — Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи — Много различий между народами, но еще больше между ними общего. — Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России? — А сейчас отправимся в главный город нашей страны.
— внешний вид, костюмы
Проверка домашнего задания
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди? — В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край? — Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью. Все они являются равноправными гражданами России. В нашем городе проживают люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями. — Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?
Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома
Итог. Рефлексия
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Узнали, почему Россию называют союзом братских народов? — Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» на тему «Народы России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Народы России
Тип урока : изучение нового материала
Цель : формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
— способствовать пониманию единства народов России на примере многонационального народа Осетии;
— учить вступать в учебный диалог.
1.Мотивация познавательной деятельности
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
— Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной.
— Как называется страна, в которой мы живем?
— А как называется Столица нашего государства?
-Назовите город и область в которой вы живете.
— Какие главные символы страны запомнили?
— Что означают три цвета флага?
— Что символизирует герб?
— Отвечают на вопросы
2.Актуализация необходимых знаний
— Каждый из нас принадлежит к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Отвечают на вопросы, выдвигают предложения.
3.Организация познавательной деятельности
— Откройте учебник на стр.12
Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
На рисунках мы видим представителей разных народов нашей страны. Они отличаются друг от друга как внешне, так и по национальным костюмам.
У каждого народа своя история, свои обычаи и традиции. В том числе, у каждого народа свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а костюм чукчей из меховых шубок и шапок, особых меховых сапожек – унтов.
Все народы России связывает общая Родина.
Русский народ: Русские составляют большую часть Российского населения. Девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Татарский народ : Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ. В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатныйкалфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –
Бурятский народ : Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения.Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Люди одеваются в одежду из оленьего меха.
Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны. Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Работа в рабочей тетради по заданиям 1,2.(стр 5,6)
Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие? У каждого народа России есть свои собственные национальные праздники.
Например, у русских таким праздником является Масленица, проводы зимы. Это веселый праздник, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары и башкиры отмечают праздник Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, во время которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
Я тоже принимал участие во многих национальных праздниках. Мне нравится праздник – Масленица.
_ Какие национальности живут в нашей республике?
Русский народный праздник-Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) Пасха-(Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
— Давайте ответим на вопросы.
1) Назовите несколько народов России. Примеры народов России: русские, башкиры, татары, чуваши, буряты, карелы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, ненцы, чукчи, калмыки.
2) Чем различаются представители разных народов? Представители разных народов отличаются разными чертами лица, традициями и обычаями, национальными костюмами, религией, народными праздниками.
3) Что связывает народы России в единую семью? В единую семью народы России связывает общая Родина, история, уважение и дружба