Что объединяет общество и культуру
Общество и культура
В процессе своей жизнедеятельности общество создаёт материальные блага и духовные ценности, т.е. творит культуру.
Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа». Т.е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что всегда существовало естественно. Поэтому культуру часто называют «второй природой» человека, то есть искусственно созданной средой, необходимой для его полноценной жизни.
Общество не может существовать без культуры.
Мы каждый день действуем на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняемся под воздействием культурных ценностей (мода, молодёжная субкультура), накапливаем и передаем другим поколениям достижения культуры (сокровища музейных коллекций), создаем ее новые формы (новые музыкальные жанры).
Без культуры жизнь общества мало чем отличалась бы от животного мира.
Общество воплощает в себе различные взаимодействующие формы объединения людей. Это могут быть целые нации, профессиональные или религиозные группы, творческие объединения, группы по интересам в социальных сетях. Все эти формы объединения людей отличаются друг от друга своей особой культурой. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, манере общения и предпочтениях. Но абсолютно всем культурам присуще общие черты или формы, которые принято называть «культурными универсалиями».
Во всех национальных культурах есть нормы, связанные с почитанием старших, заботой о детях и стариках, религиозные ритуалы, представления о семье и браке. Но в каждой культуре эти представления находят своё особое, ни на что не похожее, отражение.
Многие народы в мире празднуют приход весны и пробуждение природы от зимнего сна. В христианских странах сохранился языческий обычай сжигать чучело зимы в преддверии 40-дневного поста перед Пасхой, например, в России и Германии. Во многих мусульманских странах, например, в Иране, Афганистане, Узбекистане, Турции и Азербайджане – это языческий по своему происхождению праздник Новруз, который празднуется 21 марта каждого года. И в той, и в другой традиции празднество сопровождается разжиганием костров после захода Солнца, то есть огонь с языческих времен сохранил ритуальное значение как средство очищения от всего плохого и греховного
Согласны ли Вы со следующими утверждениями:
Общество и культура взаимно влияют друг на друга
Культура и общество — определение и взаимосвязь понятий
Соотношение культуры и общества — это одна из самых сложных теоретических проблем, решаемых в рамках социологии культуры. Эти понятия практически тождественны – таково мнение, распространённое в обиходе.
Взаимосвязь понятий культуры и общества
Представление о культуре
Однако теоретики заявляют о конкретном тождестве понятий культуры и общества, или таком тождестве, которое, кроме совпадения, предполагает и различие, не жёсткое, не возводящее между понятиями глухой преграды.
В литературе встречаются различные трактовки отношения культурного и общественного.
Так, в сочинениях М. Кагана
культура предстаёт как продукт деятельности общества, само общество представляется как субъект этой деятельности.
Иначе видит это соотношение Э. Маркарян, представляя культуру как одну из функций общества.
Понятие общества
Неоднозначно понимается и само общество, воспринимаемое как специфическая часть бытия или самобытная реальность.
Различные социально-философские концепции примиряет общее положение:
общество – не просто совокупность людей, не собрание индивидов, а определённая система, внутри которой люди объединены комплексом различных отношений, связей.
В частности марксистская формула, определяющая общество не как простое собрание индивидов, а как сумму отношений и связей, в которых они пребывают между собой, не теряет актуальности и поныне.
Взаимодействие людей – необходимое условие деятельности человека. Младенец, едва появившийся на свет, наделённый совокупностью индивидуальных качеств, унаследованных от родителей, попадает в общественную среду, не зависящую от него. Проходя жизненный путь, человек находит место в конкретной системе общественных связей, обретает социальные роли, соотносит себя с определёнными культурными традициями и получает возможность действовать в качестве субъекта культуры. Если воспринимать культуру как способ деятельности людей, то общественные отношения следует считать основой, полем, плацдармом для этой деятельности. Общество – основа, на которой создаётся обоснованное – культура.
Культура и общественные отношения не соотносятся как целое и часть, они тесно переплетаются, взаимопроникают.
Социальное бытие культуры
Теоретики выделяют традиционные (срединные) и специфические культуры.
Традиционная (срединная) культура
Срединные культуры доминируют в обществе, определяя образ жизни большей части людей.
Традиционный или срединный тип определяют как устойчивую сумму ценностных ориентаций общества, обусловливающих его единство. Или своего рода культурное ядро, не позволяющее специфическим крайностям изменять сложившийся способ жизнедеятельности.
Традиционная культура препятствует расколу общества на субкультуры, возникновению контркультуры. Именно в недрах срединного типа происходит формирование системы идеалов и ценностей, которые выражают интересы большинства людей и обеспечивают передачу социального опыта.
Срединная культура воплощает тип культурной жизни, доминирующий в конкретном обществе и в конкретное время. Разрушение традиционного культурного типа недопустимо, поэтому в любом нормальном обществе (государстве) принимаются меры для его надёжной защиты и укрепления как основы жизни и самоидентификации конкретного социального организма.
Специфические культуры — маргинальная, субкультура и контркультура
Маргинальный культурный тип начинает формироваться при отходе людей от срединного типа. Это происходит при резком изменении жизненных условий, когда люди переезжают, например, из города в деревню или в другую страну. Люди, оказавшиеся в иной культурной среде, становятся маргиналами, испытывающими затруднения с самоидентификацией, часто не могут определённо заявить о своей принадлежности к той или другой культуре.
Термин «субкультура» принято применять для характеристики специфической формы организации жизни людей и социальных групп, которые стремятся к созданию внутри доминирующего, традиционного культурного типа собственного, достаточно обособленного культурного пространства.
Социальной базой для формирования субкультуры выступают следующие социальные группы:
Различные общественные образования стремятся оптимальным образом приспособить под себя доминирующую культуру, поэтому есть смысл говорить о субкультуре как способе адаптации господствующего типа для социальных групп. Специфическая субкультура выступает также как альтернативная общепринятой форма социальной активности, позволяющая социальным группам придать смысл своему обособленному культурному существованию. В качестве примера субкультуры можно привести разные групповые культуры: молодёжные, спортивные, профессиональные, музыкальные и другие.
Субкультура не посягает на изменение традиционной культуры, довольствуется относительно автономным положением, изолируя при этом свои ценности и специфические признаки. Причём, эти ценности и идеалы не противоречат срединному типу, они взаимодействуют с ним.
Когда периферийные, локальные культурные ценности не вмещаются в рамках субкультуры, выходят за них, стараются подменить собой фундаментальные ценности срединной культуры, имеет смысл говорить о формировании контркультуры.
Характеризуя проблему культуры и общества, исследователи обращаются также к анализу этнической и национальной культур, организующих органическое единство. В основе этих культур лежат национальные и этнические ценности.
Наша презентация:
Основные взгляды на связь культуры и общества
Можно выделить две стороны в этом вопросе:
1. Определение понятия «культура»
2. Взаимодействие культуры и общества
3. Культура духовная и материальная
Список использованной литературы
Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.
Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.
Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.
1. Определение понятия «культура»
1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;
2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
— опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;
— это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;
— это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд);
— и наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.
Культура как понятие представлена на рисунке 1.
Одним из основных свойств культуры является ее системность. Системность культуры состоит в том, что каждый элемент культуры связан с каждым другим; изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры.
Понятие «системность культуры» относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества (рис.4). Субкультура не обладает свойством системности потому, что многие ее элементы представляют более широкие социальные общности и не обязательно меняются вместе с изменением отдельных элементов данной группы. Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов, или форму договора и оплаты.
Культуру в ее сущностном бытии невозможно понять без ее соотнесенности с обществом, взятом как целостность.
Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).
Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Взаимоотношение культуры и общества рассмотрим в следующей главе.
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.
Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Общество создает условия для социального развития человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал существование индивида, составлял несколько соседних очажных групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность максимальных групп возрастала, усложнялась и их структура.
Утрата обществом качеств, перечисленных в этом определении, сопровождается распадом культуры как целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества. Почему же именно общество является носителем целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)? Прежде всего, потому, что ни одна из перечисленных групп не обеспечивает полного цикла удовлетворения основных потребностей индивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие социальные классы, и тем более совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия других социальных групп. Население области не может быть гарантировано от вооруженного вторжения, без участия всего государства.
Многие большие социальные группы в современном обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое. Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные роли), впитать в. себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.
Выясняя вопрос о связи культуры и общества, мы можем ответить еще на два вопроса. Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества). Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.
Второй вопрос: в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? И тут мы видим наличие культурных феноменов. Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. Для одних культура предстает как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью, третьи считают, что некультурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.
В ином ракурсе выявляется вхождение культуры в общественную горизонталь, в собственно социальную структуру. Возникает вопрос о субъекте деятельности. Понятие об объекте деятельности трактуется в определениях различного уровня. Дело в том, что в целостном организме общества существуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и развитие собственно социальной структуры. С этих позиций социальный объект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование.
Через культуру человек постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия. Культура делает человека более гуманным, нравственным, т.е. формирует его родовую человеческую сущность.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.
Таким образом, культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты, поэтому в культуре принято различать материальную и духовную стороны, о чем поговорим в следующей главе.
3. Культура духовная и материальная
Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).
Исходя из этого критерия выделяют подвиды духовной культуры:
1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
2) театральное искусство (театральные образы);
3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).
Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.
Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
Основные элементы культуры:
а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;
б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;
в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;
г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.
Основные формы культуры:
— высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;
— развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.
Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами.
Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее.
Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.
Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.
Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.
Список используемой литературы
24 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
24 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.
Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.
Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).
Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.
Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.
Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.
Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.
Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.
Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Общество и культура при Ярославе
Общество и культура при Ярославе С именем Ярослава связано развитие русского законодательства.Законодательная деятельность Ярослава говорит о расширении и укреплении княжеской администрации. Княжие посадники, тысяцкие, данщики, вирники, мечники, ябетники, мостники
Общество
Общество Каждое общество в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству. Э. Дюркгейм С точки зрения социологии самоубийство — одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии — наряду с наркоманией,
Общество
Общество Каждое общество в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству. Э. Дюркгейм С точки зрения социологии самоубийство — одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии — наряду с наркоманией,
Общество
Общество См. главу «Гражданское общество».
4. Западнистское общество
4. Западнистское общество Словом «западнизм» я называю социальный строй современных стран западного мира. К числу этих стран относятся США, Франция, Германия, Англия, Италия, Канада, Австралия, Австрия, Бельгия и другие западноевропейские страны. Я не называю социальный
1. Культура и общество
1. Культура и общество Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение различного рода символов,
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,
23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре
Раздел III Общество, культура и масс-медиа
Раздел III Общество, культура и масс-медиа Если попытаться охарактеризовать в самом общем виде роль современных СМИ в сфере культуры и шире – их воздействие на общество в целом, то можно выделить по крайней мере две основные характеристики:1) медиа представляют собой
Современное общество, массовая культура и масс-медиа
Современное общество, массовая культура и масс-медиа Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным,