Что объединяет петербургские повести
В чем единство Петербургских повестей? (Гоголь Н. В.)
В каждой из этих повестей герой сталкивается с жестокостью мира, с какой-либо несправедливостью, но по-разному ей противостоит. Гоголь сквозь фантастичность происходящего указывает нам на простые вещи. Это те вещи, которые которые автор презирает и критикует, иронизируя над ними. Автор хочет, чтобы мы обратили внимание на них и задумались.
Все героя в повестях горят желанием скорее соприкоснутся с тем самым счастьем, испытать его. Хоть их представление о счастье различны, они все в равной мере хотят быть счастливыми.
В повести «Шинель» счастьем для героя становится шинель, благодаря ей он становится заметен, на него обращают внимание его коллеги и люди на улице. Он чувствует себя счастливым, но и это счастье исчезает, разбитое суровыми реалиями жизни.
В повести » Записки сумасшедшего» главная цель героя в том, чтобы сделаться заметным, важным для людей, но это стремление превращается в манию величия.
Гоголь показывает нам жизнь обыкновенных петербургских жителей. Через их трагедии передано то, как зависимы они от от чинов и денег, как они несчастны в своем стремлении быть счастливыми. Как они легко сдаются перед лицом трудностей.
Эти повести объединены в один цикл, потому что одинаково заставляют читателя задуматься о жизненных ценностях и целях.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Петербургские повести»
В повести «Портрет» Гоголь размышляет над властью денег, над тем, как желание обогатиться губит даже очень талантливых людей. Именно злое обаяние денег заставляет бедного художника Чарткова превратиться из творца прекрасного в ремесленника, угождающего вкусам богатых заказчиков. Талант и любовь к искусству соседствуют в художнике с тщеславием. Потому-то и посылается герою повести ситуация, заставляющая его сделать выбор в пользу лёгкого, но губительного жизненного пути. Живущий на грани нищеты Чартков, которого вот-вот должны выгнать на улицу за неуплату аренды квартиры, внезапно и, как ему кажется, случайно обогащается: в купленном им за двугривенный портрете ростовщика обнаруживается мешок, содержавший 1000 червонцев. Эти деньги позволили ли бы молодому художнику открыть мастерскую и безбедно жить несколько лет, посвятив себя искусству. Но Чартков делает иной выбор: желая компенсации за годы нищеты, он переезжает в дорогую квартиру в центре Петербурга, нанимает роскошную карету и становится художником, пишущим парадные портреты на заказ. Незаметно для самого себя он утрачивает свой настоящий талант. Позднее осознание утраты себя как художника приводит Чарткова к бесславной и скропостижной смерти. В финале повести истинный владелец злополучного портрета ростовщика рассказывает историю портрета, принесшего несчастье всем своим обладателям.
Повесть «Невский проспект» открывается описанием главной улицы Петербурга, по которой движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбардов, усов, но не видно человеческих лиц. На фоне этой обычной для большого города суеты рассказывается о приключениях художника Пискарёва и поручика Пирогова. Оба пытаются ухаживать за гуляющими по проспекту дамами. Художник следует за понравившейся ему брюнеткой и в своих романтических мечтаниях представляет её своей женой. Однако, войдя вместе с ней в четырёхэтажный дом, Пискарёв понимает, что юная красавица промышляет проституцией. Её прекрасный облик не уживается в сознании художника ни с её занятием, ни с её глупыми разговорами. Попытка Пискарёва образумить семнадцатилетнюю девушку, готовность жениться на ней приводят лишь к тому, что она высмеивает своего ухажёра. Художник внезапно осознаёт, что, подобно тому как за внешней красотой женщины скрывается пошлость и разврат, так и за внешним великолепием Петербурга скрывается его отвратительное дно, где растлевается женственность. Через неделю Пискарёва находят мёртвым в собственной комнате.
Трагический пафос повести усиливается противоположной историей поручика Пирогова, который следует за блондинкой. Он не думает о высоком и прекрасном, его ухаживания грубы и бесцеремонны. Однако и Пирогов терпит крах своих надежд: понравившаяся ему красавица оказывается хотя и глупой, но вполне добропорядочной женой немецкого ремесленника. Разгневанный супруг с друзьями подвергает поручика «секуции», и тот, поначалу суля ремесленнику плети и Сибирь, съедает пирожки в кондитерской, затем читает газету, веселится с друзьями и успокаивается. Таким парадоксальным образом Гоголь показывает в повести трагическую нелепость петербургской жизни.
Картина И.Е. Репина «Поприщин»
Памятник носу майора Ковалёва в Санкт-Петербурге
Повесть «Нос«, написанная в 1833 году, показалась современникам Гоголя настолько абсурдной и даже пошлой, что её отказывались печатать и подвергали жёсткой критике. Лишь А.С. Пушкин убедил Гоголя опубликовать «Нос» в журнале «Современник» в 1836 году. Писатель, прибегая, как и в других произведениях цикла, к мистике и фантастике, высмеивает бессодержательную внешнюю благопристойность, которая оказывается важнее личностных качеств человека. Герой повести майор (коллежский асессор) Ковалёв мечтает о карьере, но однажды утром обнаруживает, что его нос куда-то пропал. И поражает героя не столько сама невероятная пропажа носа, сколько невозможность дальнейшей общественной жизни. Отсутствие носа слишком заметно окружающим, и без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». По дороге к обер-полицмейстеру он встречает собственный нос, причём в мундире статского советника, то есть на три чина выше самого Ковалёва. Нос едет в Казанский собор и высокомерно отказывается общаться со своим бывшим хозяином. Возвращается нос к Ковалёву так же неожиданно, как и исчез.
Смысл произведения «Петербургские повести» Гоголя
«Петербургские повести» Н.В, Гоголя включают в себя пять коротких произведений. Их объединяет одна тема – жизнь «маленького человека». «Маленького человека» идентифицировать довольно просто – он почти всегда конформист, слепо верит тому, что говорят те, кого он считает выше себя, его мысли практичны и бездуховны, поступки мелки, сильные страсти ему чужды.
Цикл «Петербургские повести» включает в себя пять никак не связанных между собой произведений:
Невский проспект
История простая. Двое друзей прогуливаются по Невскому проспекту. Они замечают двух симпатичных девушек. Один из друзей, художник, решает пойти за брюнеткой, другой, поручик – за блондинкой. Темноволосая красотка дает художнику знак следовать за ней и приводит его, куда бы вы думали?, правильно — в бордель. Молодой человек в ужасе бросается прочь. Как натура мечтательная (он же человек искусства) художник решает вызволить свою избранницу из гнезда порока. Он по своей чистоте душевной считает, что таким благородным поступком завоюет ее сердце. Но он не знает, что такие женщины не стремятся к самореализации – жизнь для них лишь череда дней, проводимых в относительной безбедности и душевной пустоте. Разумеется, девушка ему отказывает. Художник не находит ничего лучшего, чем перерезать себе горло.
А вот друг его поручик мыслит гораздо проще. Даже если бы он оказался на месте художника, то не застрелился бы и через день забыл бы о несостоявшемся романе. Блондинка, с которой он познакомился, оказалась хоть и замужней, но вполне доступной женщиной. Во время их свидания появляется муж с приятелями, и поручик подвергается физическому воздействию с их стороны. Как ни в чем не бывало, пострадавший отправляется на светскую вечернику, где танцует мазурку. В одной небольшой повести Гоголь показал натуру некоторых женщин и различие в их восприятии мужчинами с разным менталитетом.
Фантастический рассказ о коллежском асессоре, нос которого зажил собственной жизнью. Один из вариантов истории о раздвоении личности. Нос, получивший независимость, ведет себя, как хозяин жизни, а бедный асессор гоняется за ним и умоляет занять положенное ему место. Даже заполучив нос, чиновник не может сделать его привычным атрибутом своего лица. Неожиданный орган обоняния сам оказывается на прежнем месте, и асессор получает душевное спокойствие.
Портрет
В данной повести прослеживаются две независимые истории. Одна из них про сам портрет, хотя по хронологии она является второй. Это история о проклятии, которое накладывает на человека несущее негативную ауру событие. Старый ростовщик заказывает художнику свой портрет, но умирает, так и не дождавшись окончания работы. С тех пор живописец теряет душевный покой, а у людей на всех его полотнах против воли оказываются жуткие глаза ростовщика. Лишь расставшись с портретом, художник обретает покой, уходит в монахи и начинает писать картины на божественные темы. Проклятие преследует и последующих его владельцев. Портрет же, в конце концов, куда-то исчезает.
Первая история рассказывает о художнике, променявшем свой талант на богатство. Хотя все произошло случайно, и он не заключал сделку с дьяволом, но последствия закономерные. Момент осознания своей бездарности совпадает с покупкой портрета ростовщика с жуткими глазами. Это становится толчком к разрушению разума. Художник сходит с ума и умирает.
Шинель
Квинтэссенция истории жизни «маленького человека». Ничтожный титулярный советник мечтает лишь об одном – о новой шинели. С великим трудом скопив денег, он шьет новую шинель. Но счастье его длится недолго — вскоре грабители отнимают у него сущность его жизни – новую шинель. Затем следует закономерный финал – чиновник простужается и умирает, хотя, как понятно, вовсе не от болезни, а от потери смысла жизни.
Записки сумасшедшего
Фантасмагорическая история о том, как человек лишается рассудка. Его сумасшествие произрастает из предшествующей жизни никому не нужного и не интересного «маленького человека», также титулярного советника. Все его мысли и поступки связаны с незавидным положением в обществе, которое досталось ему волей судьбы. Герой по-своему пытается выбраться из иллюзорного тупика. Вообразив себя королем Испании, он находит душевное успокоение.
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.
Содержание сборника «Петербургские повести»
В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
История создания сборника «Петербургские повести»
Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».
Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».
Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».
Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».
Главные герои
Петербург
Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.
Колокольня Владимирского собора
Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.
Маленький человек
И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.
В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…
Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.
Краткое содержание
«Невский проспект»
История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.
«Портрет»
К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.
Явление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко
С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…
«Нос»
Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.
На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.
«Шинель»
Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»
Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.
«Записки сумасшедшего»
Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.
Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений
Анализ произведения «Петербургские повести» Гоголь
Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России.
Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества.
На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и способности на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла.
Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство.
Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека.
В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.
Несколько интересных сочинений
Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений
Велик контраст между исполненной высокого смысла и поэзии жизнью прошлого и окружавшей писателя серой, безотрадной действительностью, атмосферой пасмурного чиновничьего Петербурга. Образ этого города, полного социальных контрастов, возник на страницах петербургских повестей, из которых «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего» были первоначально напечатаны в «Арабесках» (1835), «Нос» и «Коляска» — в пушкинском «Современнике» за 1836 г., а «Шинель» появилась в третьем томе сочинений в 1842 г.
Гоголевский Петербург — город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Человеческие отношения здесь опошлены и искажены; показное, фальшивое торжествует, а талант, вдохновение, порядочность обречены на гибель. Жертвой «вечного раздора мечты с существенностью» становится молодой художник Пискарев (повесть «Невский проспект»). Пленившая его воображение неземная красавица оказывается продажной женщиной, и пережить крушение иллюзий юноша не в состоянии. Зато другой герой повести — самодовольный, ограниченный и самоуверенный поручик Пирогов — не испытывает каких-либо нравственных терзаний. Высоко оценил это произведение Пушкин.
Панорама жизни Невского проспекта — «главной выставки» столицы — предстает в повести в чисто внешнем блеске и пышном великолепии. Бездушный мир «звезд и крестов», деспотической власти чина и денег ненавистен писателю своей бесчеловечностью, порою доходящей до абсурда. Бессмысленность существования общества, где мундир ставится превыше всего, а человеческая личность сведена до полного ничтожества, показана Гоголем в повести «Нос». С помощью фантастического допущения писатель отчетливо дает почувствовать трагикомическую ненормальность окружающей жизни. Нелепая история майора Ковалева, разыскивающего «сбежавший» от него нос, рассказана автором как происшествие совершенно бытовое, с реальными подробностями, характерными для чиновничьего Петербурга. Ковалев не поражен фантастическим фактом встречи с собственным носом в виде важного чиновника в мундире и шляпе с плюмажем. Он обеспокоен лишь тем, как подойти и обратиться к нему, ведь чин, занимаемый носом, — выше его чина. Комический эффект, извлеченный Гоголем из сложившейся ситуации, остер и злободневен. Недаром Белинский отметил социальную типичность образа майора.
Умение писателя схватить «резкие черты общества» сказалось и в повести «Коляска» — единственной в цикле петербургских повестей, где изображена не столичная жизнь. Герой этого произведения — помещик Чертокуцкий — в своем хвастливом ничтожестве близок Пирогову и Ковалеву. Анекдотический эпизод, лежащий в основе сюжета, как нельзя лучше помогает сатирически раскрыть нравы провинциального дворянства и офицерства, посмеяться над господствующей в этой среде пошлостью.
В каждой из петербургских повестей Гоголя освещается какая-либо существенная грань бытового или общественного уклада Петербурга. Растлевающая власть капитала, обреченность подлинного искусства в городе, где торжествует культ наживы, — тема повести «Портрет». Жалка участь художника Чарткова, прельстившегося славой модного живописца и продавшего свой талант. Страшная зависть ко всему прекрасному приводит Чарткова к духовному кризису, к сумасшествию. Фантастический колорит придает «Портрету» черты мрачности и безысходности.
Гнетущая атмосфера Петербурга, города-символа самодержавного государства, отнюдь не склоняла к веселости, скорее способна была лишить рассудка, особенно человека слабого, «маленького», лишенного богатства и чинов. «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал», — сетует приниженный и обездоленный чиновник Поприщин, герой повести «Записки сумасшедшего». «Ну посмотри на себя,— рассуждает Поприщин, — подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою». Это ощущение собственной социальной ущербности нравственно калечит людей. В душе маленького чиновника растет не только волна безумия, но и бунт против своего унижения, своей мизерной роли «вечного титулярного советника». Глубоким гуманизмом, болью за поруганное достоинство человека, неизбывной тоской проникнуты обращенные к матери и Родине заключительные слова несчастного страдальца, обретшего особую зоркость и чуткость благодаря безумию.
Обратившись к образу «бедного чиновника», Гоголь нарисовал его с подлинной человечностью, продолжил и развил традиции пушкинского «Станционного смотрителя». Робкий, пришибленный нуждой Башмачкин — безропотное, бессловесное существо, отупевшее до последней степени в беспрестанной переписке казенных бумаг. Чиновники зло подшучивают над ним. Доведенный до крайности, он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Украдена новая шинель Башмачкина, и не может он смириться с ее утратой, в фантастичной развязке повести восставая против «значительных лиц», карая тех, кто притеснял его при жизни. Повесть «Шинель» оказала большое воздействие на развитие отечественной прозы. Вдохновленные гоголевской «Шинелью», молодой Н. Некрасов, Ф. Достоевский, Д. Григорович, В. Соллогуб, И. Панаев и другие представители «натуральной школы», обратились «к самобытным источникам вдохновения и идеалов», и литература русская «пошла по пути истинному и настоящему» (Белинский).
Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988
«Петербургские повести»
«Петербургские повести» представляют собой особенный этап в творчестве Николая Васильевича Гоголя и очередной шаг в эволюции русской реалистической литературы. Работа над сочинениями, вошедшими в этот цикл, длилась в период с 1835 по 1842 год. Цикл объединяет место событий — город Санкт-Петербург, а также своеобразный образ главного героя.
Иногда в сборник включают ещё одну повесть «Коляска», написанную в 1835 г. и вышедшую в журнале «Современник». Действия произведения разворачиваются не в Питере, а в провинциальном и скучном городке Б., в который однажды прибывает кавалерийский полк.
Гоголь, Анализ произведения Петербургские повести
Анализ произведения
В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербургской жизни, которые полностью вошли в сборник под названием «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Основной для них является тема маленького человека, задавленного укладом окружающей действительности.
Повести петербургского цикла продолжают галерею так называемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сборнике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюбленность и различные искренние порывы встречают непонимание, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести «Невский проспект». Здесь человеческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть «Портрет»). Ведьмы здесь лишены своей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продажные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).
Показательно то, что Гоголь увидел и очень опасные черты в своих героях, причем не только в высокопоставленных чиновниках, взяточниках и казнокрадах, но и в так называемом маленьком человеке. Униженный и забитый, лишенный всякого достоинства и божественной души, герой может превратиться в нечистую силу, например в повести «Шинель», где Башмачкин после смерти в образе привидения пугает прохожих; или уйти в тот мир, где он представляет себя важным и значительным, как в «Записках сумасшедшего».
Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, переписывающий бумаги в департаменте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает.
Шитье шинели для него явилось не только спасением тела от холода, но и возвышением души, своеобразным утверждением человеческого достоинства.
«Маленький человек», по мнению Гоголя, страшен именно потому, что он настолько мал, что в него не умещается ни одна божественная искра.
Автор пытался в своих произведениях понять пути России, найти и показать ту дорогу, которая ведет к Богу, поэтому он и изображает «мертвые души», чтобы спасти души живые от погибели.
Таким образом, сатира Гоголя носит философско-эпический характер.
Гоголь, Анализ произведения Петербургские повести