Что объединяет положительных персонажей комедии приведите примеры их высказываний в которых кратко
Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»
Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».
Цитаты положительных героев
Стародум
Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наличные деньги — не наличные достоинства
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Правдин
Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.
Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..
Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Милон
Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.
В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…
Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.
А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…
Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…
Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…
Я влюблён и имею счастие быть любим…
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…
Софья
В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…
Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.
Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…
Отрицательные
Простакова
Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Без наук люди живут и жили.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда.
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка.
Да ныне век другой, батюшка!
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Митрофан
Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.
Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Ты так устала, колотя батюшку.
Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…
Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.
Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…
Скотинин
Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.
На своё счастье грех пенять.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.
Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Еремеевна
Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.
Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!
Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…
По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Ох ты чушка проклятая!
Цыфиркин
Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.
Дела не делай, от дела не бегай
Дал мне Бог ученичка, боярского сынка
Сам, не заслужа, век не потребую…
Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…
За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…
А кто виноват? Лишь он грифель в руки, а немец в двери. Ему шабаш из-за доски, а меня ради в толчки.
А наш брат и век так живёт. Дела не делай, от дела не бегай. Вот беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодни к здешнему обеду провианту не стало…
За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
И! Ваше благородие. Я солдат.
Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Цыфиркин замыкает группу отрицательных персонажей не зря, ведь, он, в отличие от других героев, имеет много хороших качеств. В финале произведения он отказывается брать деньги за свои труды, ведь ему так и не удалось ничему научить Митрофана. Стародум и вовсе называет Цыфиркина добрым человеком. Таким образом, автор произведения показывает кризис образования в современной ему эпохе, когда нанимали не профессиональных педагогов, а солдат. Следовательно, они не могли воспитать сильную образованную личность.
Роль положительных героев в комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)
Сатирическая комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году, в эпоху господства классицизма в русской литературе. Это литературное направление требовало от авторов соблюдения определенных правил при создании романов, пьес и произведений малых форм. Читая комедию Фонвизина, мы можем легко заметить эти особенности: действие пьесы разворачивается в одном месте, длится в течение одних суток; герои делятся на положительных и резко отрицательных.
Однако фонвизинская комедия отличается наличием остросоциальной тематики, в ней подняты темы крепостного права, образования, культуры. Авторскую позицию по поводу главных вопросов, затронутых в пьесе, выражают, прежде всего, положительные герои комедии.
Главным из них является в «Недоросле» Стародум — шестидесятилетний дядя Софьи, оставивший ей богатое наследство. Его имя, как и у многих персонажей комедии, говорящее: он выразитель «старых» идей, олицетворяющих петровскую эпоху. Стародум — носитель вечных идеалов, которые недалеким Простаковым и им подобным кажутся устаревшими. Больше всего в человеке он ценит душу: «Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». Стародума можно назвать истинным патриотом своей Родины: он «степень знатности» рассчитывает «по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Из-за своих взглядов Стародум не смог ужиться при дворе, сделав при этом печальный вывод: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. ». Но в екатерининской России такому высокодуховному человеку, как он, вряд ли воздадут по заслугам.
Второй положительный герой комедии — честный и совестливый чиновник Правдин. О своей работе он говорит так:
Бесчеловечность и бездушность Простаковых возмущает Правдина, и это — прямой выпад против крепостничества и помещиков-самодуров, превращающих людей в безвольных рабов.
Софья, племянница Стародума, также является положительной героиней. Эта образованная, начитанная девушка кроме всего прочего имеет доброе сердце, почтительна и вежлива со старшими. Недаром её имя означает «мудрая». Ей принадлежат прекрасные слова, ставшие афоризмами: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть. », «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью».
И, наконец, четвертым положительным героем комедии является офицер Милон, буквально вырвавший Софью из рук Простаковой и спасший девушку от произвола бездушной помещицы. Стародум с радостью дает своё благословение на женитьбу Софьи и Милона, и офицер, уверенный, что истинная неустрашимость «в душе, а не в сердце», становится мужем девушки.
Итак, положительные персонажи играют в комедии «Недоросль» немаловажную роль: они — выразители идей самого автора. В их уста вложены прекрасные и мудрые афоризмы, раскрывающие значимость идеалов честности, доброты, любви, просвещения и других положительных человеческих свойств и качеств.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
НЕДОРОСЛЬ. Что объединяет положительных персонажей комедии? Приведите примеры их высказываний, в которых раскрывается позиция с
Что объединяет положительных персонажей комедии?
Приведите примеры их высказываний, в которых раскрывается позиция самого автора.
Это когда сердце не видит и не слышит чужую боль! Когда оно полностью равнодушно к бедам. Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.
Это когда сердце не видит и не слышит чужую боль! Когда оно полностью равнодушно к бедам.
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя
Что объединяет положительных персонажей комедии приведите примеры их высказываний в которых кратко
Установите соответствие между персонажами «На дне» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЯ |