Что объединяет понятия искусство наука религия образование
Обобщение 4. По разделу «Духовная сфера общества»
1. Дайте определение следующим понятиям: веротерпимость, конфессия, наука, образование, религия, свобода совести, теория, философия, эмпирия, этика.
Веротерпимость — признание права на свободное существование любой религии, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий.
Конфессия — отдельное направление в пределах определенной религии, объединение верующих, которые придерживаются этого вероисповедания.
Наука — вид деятельности, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о человеке, обществе, мире.
Образование — целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития человека, который осуществляется на профессиональной основе специально подготовленными людьми.
Религия — система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, которая включает в себя свод моральных норм, обрядов, культов и объединение людей в организации.
Свобода совести — естественное право человека самостоятельно делать выбор убеждений и ценностей.
Теория — система знаний, описывающая и объясняющая свойства и закономерные связи определенной области действительности.
Философия — наука, изучающая вопросы развития природы, человека и общества.
Эмпирия — восприятие внешнего мира с помощью органов чувств.
Этика — философская дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.
2. Подготовьте визуальную азбуку «Духовная сфера общества от А до Я», включив в неё основные понятия и персоналии из раздела учебного пособия. Создайте мультимедийную презентацию, которая должна содержать слайды в алфавитном порядке. На каждом слайде расположите визуальный материал по тому понятию, которое вы хотите проиллюстрировать.
А — агностицизм
Б — Будный Сымон
В — вероисповедание
Г — гносеология
Д — долг
И — истина
К — конфессия
М — мораль
Н — наука
О — образование
П — политеизм
Р — религия
С — скептицизм
Т — тотемизм
Ф — философия
Х — христианство
Э — этика
3. Период с 1715 по 1770-е гг., когда во Франции правил король Людовик XV, получил название «Галантный век». Для него было характерно активное развитие моды и развлечений, постоянные балы, концерты и маскарады для придворных аристократов. Галантным считался изысканно вежливый, обходительный человек, имевший безукоризненные манеры, речь и костюм, демонстрировавший интерес к наукам и искусствам. Также этот период характеризует известная фраза «После нас хоть потоп», сказанная маркизой де Помпадур при получении королём Людовиком XV известия о поражении войск в одной из битв Семилетней войны (1756–1763). Сегодня исследователи задаются вопросом, что было причиной стремления аристократов к постоянному празднику и нежелания нести ответственность за свои поступки. Как можно назвать эту психологическую особенность человека Галантного века? Как вы понимаете принцип «После нас хоть потоп»? Можно ли утверждать, что принцип «После нас хоть потоп» и сегодня характерен для современного общества? Обоснуйте своё мнение.
Психологическую особенность человека Галантного века можно назвать инфантильность — нежелание взрослеть, постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, осознание возможности жить за счет других. Такая особенность характерна для людей, живущих в эпоху абсолютизма, когда король решал все вопросы в государстве, вмешивался в жизнь своих подданных.
Принцип «После нас хоть потоп» характеризует потребительское отношение человека к жизни. Люди Галантного века считали, что природные ресурсы неисчерпаемы. Это было связано с эпохой Великих географических открытий, которые способствовали обогащению европейских государств.
Такой принцип не характерен для современного общества. В настоящее время человечество решает глобальные проблемы: демографическую, экологическую, энергетическую. Оно осознает, что всё в мире связано и природные ресурсы планеты ограничены, поэтому необходимо их рациональное использование.
4. Выявите общее и различное между понятиями «свобода совести» и «свобода вероисповедания». Определите, какое понятие является более широким.
Общее: два понятия подразумевают свободный выбор нравственных идей, основанных на морали, праве и идеологии.
Различное: свобода совести позволяет человеку выбрать подходящий тип социального поведения и отношения к окружающему миру. Благодаря свободе вероисповедания личность получает возможность выбрать определенную религию, которая удовлетворяет его моральные принципы.
Свобода совести наиболее широкое понятие, так как свобода вероисповедания является одним из элементов свободы совести.
5. Охарактеризуйте науку как познавательную деятельность, социальный институт, фактор производства. Составьте и заполните таблицу.
Наука как | Характеристика |
Познавательная деятельность | Направлена на получение и систематизацию объективных знаний о человеке, обществе и мире |
Социальный институт | Совокупность разнообразных организаций и людей, которые подчинены общей цели познания окружающего мира. |
Фактор производства | Связана с поиском, исследованием и проведением экспериментов с целью получения новых знаний, расширения имеющихся, разработки и внедрения в производство новой техники и технологии |
6. Как вы полагаете, почему художник назвал свою картину «Разговором с Богом»? Может ли учёный быть религиозным человеком?
На картине «Разговор с Богом» изображен астроном Николай Коперник, сторонник гелиоцентрической системы мира и основоположник научной революции. Вдохновленный ученый ведет наблюдение за звездным небом в окружении астрономических инструментов. Коперник жил в XVI веке, когда господствовала религия, а наука в Европе только зарождалась. На картине он как будто договаривается с Богом о новой системе мира, отличной от религиозных представлений.
Ученый не может быть религиозным человеком. Он должен быть атеистом, свободным от различных религиозных положений.
7. В чём состоит социально-историческая обусловленность философских учений? Подготовьте сообщение об одном из философов.
Философские учения имеют социально-историческую обусловленность. На них оказывают влияния господствующие идеи и течения историческое эпохи, в которой они возникают. Также формирование философских учений и школ зависит от общего уровня развития общества, его культурной традиции.
Сымон Будный (1530-1593) — белорусский философ и просветитель. Он придерживался кальвинистских, а затем социанских взглядов. Будный закончил Ягеллонский университет, затем обучался в Италии и Швейцарии. Он занимался развитием белорусской культуры. В 1562 году Сымон Будный основал в Несвиже типографию, где напечатал свой труд «Катехизис», в котором высказал свои философские и религиозные взгляды. В 1570 и 1572 годах напечатал Библию. Сымону Будному установлен памятник в Несвиже, где он провел большую часть жизни и вел издательскую деятельность.
8. Объясните, как взаимосвязаны наука, философия и религия. Приведите примеры.
Наука, философия и религия взаимосвязаны. Философские учения опираются на научные и религиозные знания и обобщают их. Они также предлагают ученым методологию изучения окружающей природной и социальной реальности. Философия в свою очередь является наукой — системой обобщенных знаний о законах взаимодействия человека, общества и природы. Наука и религия содействуют друг другу в достижении определенных целей. Они представляют собой фундаментальные области культуры.
Примеры: средневековая наука находилась под властью религии, что замедлило развитие науки. Религия опирается на веру, в науке также есть аксиомы — положения, не требующие доказательств и которые необходимо принимать на веру.
9. Сравните образование и науку как социальные институты. В чём заключается их сходство, а в чём различие? Объясните взаимосвязь образования и науки в современном обществе.
Сходство: образование и наука способствуют развитию и реализации личности. Благодаря этим двум социальным институтам происходит социализация индивидов.
Различия: Образование носит практический характер, наука — теоретический. Цель науки – получение нового знания. Цель образования — передача полученного знания новым поколениям.
Образование и наука в современном обществе взаимосвязаны. Наука вырабатывает и систематизирует объективные знания о мире, которые через систему образования передаются обществу. А образование в свою очередь обучает будущих ученых, занимающихся получением и систематизацией информации о человеке, обществе и мире.
10. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
Какая религия была характерна для периода истории, изображённого на картине?
На картине Рафаэля Санти «Афинская школа» изображен период античности, для которого характерна вера во множество богов (политеизм).
Какой уровень развития научного знания был характерен для периода истории, изображённого на картине?
Для периода истории, изображенного на картине характерно зарождение научных знаний и философии.
Что в данном случае включает в себя понятие «школа»?
Понятие «школа» основывается на демократических принципах. Она включает в себя образование, воспитание и развитие физических природных данных. Картина воспевает философию и науку, так как на ней изображены научные светила античности, которые обсуждают свои достижения.
Каким образом через данную фреску можно проследить взаимосвязи между моралью, религией, наукой, искусством, философией, образованием?
Через данную фреску можно проследить взаимосвязи между моралью, религией, наукой, искусством, философией, образованием. Фреска, которая относится к искусству, создана для оформления Папского дворца (связь с религией). Ученые, изображенные на картине, представляют науку и философию. Они делятся своими знаниями (взаимосвязь с образованием и моралью).
Наука, искусство, религия
от непосредственного единства к опосредованному единению познания
Наука, религия, искусство, несмотря на огромные расстояния, разделяющие их, интуитивно воспринимаются нами как нечто целое, принадлежащее к одному уровню отношений человека к Миру — отношений не непосредственно вещественных, а опосредованно идеальных. Хотя наука, религия, искусство и разнесены по разным полюсам, мы неизбежно приходим к пониманию, что эти полюса принадлежат одному пространству, и как три точки задают в нем единую плоскость познания.
Прежде всего, мы можем констатировать, что и наука, и религия, и искусство — это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к Миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования — добычи пищи, защиты от природных стихий и т.д. или, если говорить о современном обществе — от производственно-экономических отношений.
Другой особенностью, объединяющей искусство, науку, религию и одновременно отделяющей их от внутренних переживаний и мыслей единичного человека, является их обязательная внешняя человеку фиксация. То есть, говоря о науке, искусстве, религии, мы имеем в виду не просто обдумывание, чувствование, созерцание мира человеком, а обязательное представление этих процессов в виде текстов, звуков, вещей. Благодаря этой внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, наука, религия, искусство имеют не только личностную, но и общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.
Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил – и зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме: в словах, линиях, звуках. Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека. Оно не может быть отделено от чистых восприятий, чувствований, ощущений и поэтому лежит вне искусства, науки, религии. Сугубо внутреннее, непосредственное (не выявленное) индивидуальное познание предшествует им или, наоборот, может рассматриваться как частный сухой остаток, послевкусие.
Следовательно, рассматривая искусство, науку, религию как способ познания мы, прежде всего, должны иметь в виду не внутренний мимолетный акт прозрения, а процесс его внешнего закрепления, фиксации в форме, доступной для передачи другим людям. Поэтому точнее было бы говорить об искусстве, религии, науке как о формах общественного познания. Этим уточнением подчеркивается не только необходимость внешней реализации внутреннего чувствования, но и констатируется обязательная социальная значимость формы закрепления индивидуального познавательного порыва. Ни пророчество, ни поэма, ни теорема произнесенные на неведомом языке не имеют познавательной ценности, то есть не являются элементами религии, искусства, науки. И реликвия, и картина, и научный метод до общественного признания их таковыми являются лишь частными предметами, хотя и имеют форму реликвии, картины, научного метода.
Итак, мы констатировали, что наука, религия, искусство являются способами общественного познания. Или, если рассматривать их с точки зрения отдельного человека – способами фиксации индивидуального познания, средствами представления этого познания в общественно значимых формах. При этом само индивидуальное познание – это всего лишь вздох, задержка дыхания в момент прозрения, предчувствия истины, ощущения всеобщности. По своей природе все разнообразные «вздохи познания» – вызванные и ощущением всеобщности Мира как целого, и видением единства Человека и Мира, и пониманием тождественности разрозненных явлений – близки и даже, более того, неразличимы. Радость открытия, экстаз творчества, восторг причастности едины для всех – для ученого, художника, проповедника.
Различия же начинаются тогда, когда человек пытается зафиксировать момент прозрения, передать другим свое предчувствие истины. Он может взять в руки музыкальный инструмент, кисть, перо и попытаться в звуках, красках, словах запечатлеть свои ощущения. Такую сугубо личностную, субъективную форму выражения индивидуально познанной истины мы называем искусством.
Если человек ощущает внутреннюю истину, как нечто всеобщее, мировое, ему не принадлежащее, единое для множества людей, он начинает проповедовать. В отличие от художника (поэта, музыканта), верующий человек не придумывает, не изобретает новых оригинальных форм фиксации своего прозрения, а находит подкрепление, подтверждение ему в уже предзаданной системе ритуалов, символов, текстов. Религия, по сути, и является набором исторически сложившихся, строго зафиксированных форм (ритуалов), предназначенных для выражения индивидуальных познавательных актов. Унифицированность и абсолютность религии как способа познания мира, с одной стороны, отражают (констатируют) всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, предлагают единый язык для выражения индивидуальных «вздохов», язык человеческого взаимопонимания.
Ученый же уверен, что проблеск истины, ощущение некоторой взаимосвязанности, тождественности различных явлений есть не только единичное отражение абсолютной всеобщности Мира (как в религиозном познании) и не только его индивидуальное, субъективное ощущение гармонии (как в искусстве), но и выражение некоторой конкретной объективной закономерности. Он пытается однозначно закрепить это понимание взаимозависимости явлений мира в виде формальной системы – научной теории. (Когда мы говорим «художник», «верующий», «ученый», то, конечно, имеем в виду разные сферы деятельности, при этом понимая, что реально все они могут воплотиться в одном человеке.)
Для терминологического однообразия все возможные формы фиксации человеческого познания (этого вздоха предчувствия истины) будем обозначать словом «высказывание». Так вот, высказывание художника (мелодия, картина и т.д.), вызванное каким-либо явлением, вернее, чувством, порожденным этим явлением – абсолютно субъективно и уникально. Пробудит ли это явление такое же чувство у других художников, никто не знает, но можно гарантировать, что их высказывания будут другими (не рассматривая, конечно, случаи плагиата или редких совпадений). Кроме того, что все высказывания художников об одном и том же явлении мира уникальны, так еще и восприятия этих высказываний другими людьми совершенно не однозначны. Именно эта мимолетность, случайность, уникальность (и со стороны творения, и со стороны восприятия) являются отличительными чертами искусства как способа познания. Оно запечатлевает Мир в мгновенности и неповторимости его явлений и индивидуальных восприятий.
Проповедник, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий. Для такой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.
Если высказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельных явлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, их взаимозависимую последовательность. Высказывания в искусстве и религии абсолютно истинны. Первые – потому, что тождественны самим себе; вторые – потому, что тождественны абсолютной системе религиозных постулатов. Научные же высказывания, как выражающие относительное единство различных явлений мира, не являются абсолютно истинными. Но именно эта неабсолютность придает научным высказываниям познавательную ценность – позволяет распространять их с той или иной долей достоверности на другие явления, или, что равносильно, подводить другие явления под готовые высказывания. То есть реальным результатом (и смыслом) научного познания является не создание индивидуальных субъективных высказываний (произведений искусства) и не констатация тождества всех явлений в рамках абсолютной системы высказываний (религии), а получение, генерация новых относительных высказываний о явлениях мира в терминах конечных систем (теорий). Именно эта относительность, текучесть, преемственность науки делает ее инструментом для познания ограниченных во времени и пространстве элементов Мира.
С представленной точки зрения науку, религию, искусство можно рассматривать как закономерное расслоение, разветвление изначально единого, синкретического человеческого познания. Желание зафиксировать, закрепить, передать другим тот первобытный «вздох», то перовое, неопределенное, непосредственное понимание Мира, предчувствие истины как единства Человека и Мира неизбежно привело к появлению трех, все более удаляющихся друг от друга способов познания, трех форм его представления. То есть для отражения всей полноты индивидуального познавательного порыва человеку потребовалось три разных языка: язык всеобщей, индивидуальной и относительной истин; потребовалось три разных формы: религиозная система, произведение искусства, научная теория.
Но с другой стороны, внешне столь явно различимые, разнесенные по разным полюсам, эти три формы воплощения человеческого познания – религия, искусство, наука – всегда оставались и остаются в непосредственном единстве. И как дополняющие друг друга, дополнительные друг другу. И как реально единые в единичном сознании — та изначальная синкретическая целостность познавательного потенциала сохранилась в непосредственной неразличимости индивидуального внутреннего творческого порыва.
Человек сочиняет стихи, музыку, исследует просторы вселенной, изобретает новые устройства, верит в Будду, Аллаха, Христа… и пока он не произнес ни единого слова, пока перо не прикоснулось к листу бумаги, переполняющие его предощущение истины, чувство единения с Миром и являют собой те отзвуки архаического синкретического познания, а также прообраз будущего познания, не разделенного на способы, методы, области, сферы.
Это познание не будет религией – оно не будет ссылаться на регламентированные ритуалы, канонизированные истины, предписанные ответы, хотя в фундаменте его будет лежать вера в Единство Мира, которую невозможно исчерпать, выразить, запечатлеть ни словами, ни формулами, ни красками, ни звуками.
Это познание не будет искусством – оно не будет переполнено самостью, эгоцентричной уверенностью в истинности частного видения, но по своей сути оно будет эмоциональным, эстетическим восприятием каждого мгновения Мира, его красоты и гармонии.
Это познание не будет наукой — оно не будет приписывать каждому элементику мира свое определение, в надежде заменить реальный мир его формальной моделью, но оно будет основано, выстроено на всем рациональном знании, являющимся не только средством выживания цивилизации, но и способом ее развития.
Культура. Наука. Образование. Религия. Искусство. Мораль
План темы:
I. Культура
1.1 Понятие «культура»
1.2 Основные формы культуры
1.3 Разновидности культуры
II. Наука
2.2 Функции современной науки
2.3 Научное познание и его особенности
2.4 Уровни научного познания
2.5 Формы научного познания
2.6 Методы научного познания
2.7 Социальные науки. Особенности и виды
III. Образование
3.1 Понятие «образование»
3.2 Функции образования
3.3 Общие тенденции в развитии образования
3.4 Формы образования
IV. Религия
4.1 Понятие «религия»
4.2 Признаки религии
4.3 Ранние формы религии
4.4 Религии в современном мире
4.5 Признаки мировых религий
4.6 Функции религии
V. Искусство
5.1 Понятие «искусство»
5.3 Функции искусства
VI. Мораль
6.2 Особенности норм морали
Культура.
В широком смысле | Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей |
В узком смысле слова | Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности |
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.
Основные формы культуры.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
О массовой культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается наибольшей распространенностью и динамичностью;
📍характеризуется лозунгом «искусство ради прибыли»;
📍действует как механизм «внушения и заражения»;
📍массовая культура является порождением технического прогресса;
📍массовая культура способна оказывать существенное влияние на фрмирование общественного сознания, ценностных ориентаций;
📍адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей;
📍создается выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняющимися законам производства;
📍осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта;
Об элитарной культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается замкнутостью, доступностью лишь незаурядным людям;
📍характеризуется девизом: «искусство ради искусства»;
📍опережает на десятилетия уровень восприятия среднеобразованного человека;
📍для понимания элитарной культуры ее потребитель должен владеть особым языком искусства;
📍элитарная культура характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов;
📍значение элитарной культуры заключается в апробации того, что через годы станет общедоступной классикой;
Разновидности культуры.
О субкультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется определенной изоляцией от иного культурного слоя;
✓ объединяет людей в конкретные общности;
✓ выступает промежуточным звеном между личностью и обществом;
О контркультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ создает альтернативные формы общественного бытия;
✓ формируется под влиянием потребности человека в самоуважении;
✓ является своеобразной революцией в сфере социальных ценностей;
О культуре (встречается в ЕГЭ):
📍чем шире оказывается комплекс освоенных личностью культурных достижений человечества, тем выше уровень ее культурного развития;
📍повышение уровня культуры порождает у личности новые и более сложные потребности и интересы;
📍культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности;
📍критериями деления культуры на материальную и духовную служат цель производства и ее продукт (результат);
📍культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса;
📍носителями культуры могут быть как общество в целом, таки отдельный человек;
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Функции современной науки.
📍 Культурно-мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры;
📍 Познавательно-объяснительная: осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
📍 Прогностическая: осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению;
О науке (встречается в ЕГЭ):
📌 наука представляет собой особую систему знаний о природе, обществе, человеке;
📌наука является не только видом деятельности, но и социальным институтом;
📌 наука осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития человечества;
📌 наука исследует объективные законы и закономерности, действующие в природе и обществе;
📌 наука обладает инструментальным характером;
📌 наука формирует систему логически упорядоченных знаний;
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания.
✔︎ Объективность добываемого знания;
✔︎ Развитость понятийного аппарата (категориальность);
✔︎ Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
✔︎ Высокий уровень обобщения знаний;
✔︎ Использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Уровни научного познания.
Формы научного познания.
📌 Научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка) – эмпирический уровень
📌 Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами) – эмпирический уровень
📌 Проблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа) – теоретический уровень
📌 Гипотеза (научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании) – теоретический уровень
📌 Теория (наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности) – теоретический уровень
Методы научного познания.
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение (эмпирика);
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация (теоретический уровень);
Анализ, синтез, дедукция (доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер), индукция (путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение), аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (универсальные методы);
С переходом к новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы;
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Особенности общественных наук.
🔻 Субъект и объект познания совпадают;
🔻 Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания;
🔻 Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде;
🔻 Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии;
🔻 В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется;
🔻 Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент;
Важнейшие социальные науки.
О научном познании (встречается в ЕГЭ):
📍чувственный опыт в рамках научного познания полностью подчинен рациональному началу;
📍научное познание нацелено на получение знания, максимально очищенного от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений и знаний, которые могу найти применение в будущем;
📍научное познание предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно;
📍для научного познания характерна воспроизводимость результата в одних и тех же условиях;
📍для научного познания характерна доказательность выдвинутых положений;
📍для научного познания характерен особый язык, четко фиксирующий значение понятий;
📍научное познание может сделать предметом исследования любой феномен, изучать все в человеческом мире, но с точки зрения его закономерностей и причин;
📍отличительной чертой научного познания является его стремление к объективности и доказательности;
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования.
📍 Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
📍 Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности);
📍 Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей;
Общие тенденции в развитии образования.
📚 Демократизация системы образования – доступность образования;
📚 Рост продолжительности образования;
О непрерывности (встречается в ЕГЭ):
✓ укрепление способности адаптированной к общественным преобразованиям;
✓ расширение профессиональных знаний и навыков;
✓ содействие выполнению социальной роли в процессе жизнедеятельности;
О гуманизации (встречается в ЕГЭ):
✓ реализация установки на сотрудничество учителя и ученика;
✓ учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника при выборе методов обучения;
✓ предоставление учащимся возможности выбора форм обучения;
✓ переход к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником;
✓ использование в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;
✓ сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека;
О гуманитаризации (встречается в ЕГЭ):
✓ повышение роли истории и литературы в образовательном процессе;
Об интернационализации (встречается в ЕГЭ):
✓ проведение обмена между учащимися разных стран;
Формы образования.
Об образовании встречается (в ЕГЭ):
📌 образование представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие;
📌 целью образования является передача постоянно умножаемого опыта и знаний человечества от поколения к поколению;
📌 общие цели и задачи образования связаны с социокультурными и духовными ценностями, идеалами общества;
📌 под образованием понимается целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности;
📌 образование как социальный институт призван обеспечить социальную стабильность и интеграцию общества;
📌 основным путем получения образования в настоящее время является обучение в системе образовательных организаций;
О тенденциях развития современной школы (встречается в ЕГЭ):
✳︎ использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба;
✳︎ гуманитаризация образования;
✳︎ интеграция образовательных систем;
Религия – вера в сверхъестественное, совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей;
Главные признаки религии.
✔︎ вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий;
✔︎ организованное поклонение высшим силам;
✔︎ стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала;
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Ранние формы религии.
🔆 тотемизм (поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику);
🔆 фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата;
🔆 анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
Религии в современно мире.
🔆 родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
🔆 национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
🔆 мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм);
Признаки мировых религий.
✔︎ огромное число последователей во всем мире;
✔︎ эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
✔︎ пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
✔︎ космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
Функции религии.
✳︎ компенсаторная (терапевтическая);
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины;
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
О религии (встречается в ЕГЭ):
📍религия сплачивает людей в единое сообщество, стабилизирует его и поддерживает определенный социальный порядок;
📍религия обеспечивает социальную защиту, поддержку и психологическую разгрузку;
📍религия позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы;
📍специфическим для религии как формы духовной культуры является вера в реальность чуда;
📍религия укрепляет действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль;
📍как социальный институт религия характеризуется набором определенных ценностей, норм и поведенческими образцами;
📍возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться;
📍в структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации;
📍религия восполняет недостаток знаний людей о мире, помогает человеку в его духовных исканиях;
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Все многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений;
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания.
📌 образность и наглядность;
📌 специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
📌 большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
Функции искусства.
✳︎ гедоническая (наслаждение)
Об искусстве (встречается в ЕГЭ):
✔︎ искусство воздействует на чувства и эмоции людей;
✔︎ содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры;
✔︎ границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются иди взаимопроникают друг в друга;
✔︎ отличается образным освоением действительности;
✔︎ характеризуется большой ролью в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
✔︎ восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности;
✔︎ нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими;
✔︎ искусство формирует эстетические вкусы, способности и потребности человека;
✔︎ в искусстве реальность переплетается с вымыслом;
✔︎ искусство служит для обобщения индивидуального опыта и его выражения через иные формы индивидуального;
✔︎ искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей;
✔︎ искусство учит видеть мир сквозь призму образности;
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Моральные требования и представления.
🔻 моральные качества человека
🔻 морально-психологические механизмы внутреннего контроля
Особенности норм морали.
✔︎ формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении;
✔︎ исполняются в силу привычки, внутренних побуждений;
✔︎ их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
✔︎ дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы;
✔︎ регулируют отношения, подконтрольные и не подконтрольные государству;
✔︎ регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого;
Функции морали.
✳︎ конститутивная (установленный, утвердившийся)
О морали (встречается в ЕГЭ):
✔︎ не имеет четко очерченных границ: она присутствует в любом общественном явлении;
✔︎ творцами, носителями и защитниками морали являются все общество и каждый его член;
✔︎ для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения;
✔︎ мораль — это совокупность поддерживаемых общественным мнением норм;
✔︎ мораль выражает оценку поступков с позиций добра и зла;
✔︎ мораль регулирует общественные отношения подконтрольны и неподконтрольные государству;
✔︎ мораль представляет собой особый способ духовного освоения человеком действительности;
✔︎ мораль предполагает способность человека свободно выбирать линию поведения и умение следовать этому идеальному порядку;
✔︎ мораль служит средством духовного сплочения и совершенствования общества посредством выработки норм и ценностей;
✔︎ особенность морали заключается в том, что она позволяет оценить поведение человека в каждой конкретной ситуации;
✔︎ мораль требует от человека определенного поведения;
О развитии норм морали (встречается в ЕГЭ):
табу — обычай — традиция — моральное правило
Об элементах духовной сферы жизни общества и их основных функциях (встречается в ЕГЭ):
📍формирование эстетических вкусов и потребностей человека — искусство;
📍воссоздание окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности — искусство;
📍создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы — образование;
📍формирование способности самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности — образование;
📍восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности — искусство;