Что объединяет предложение и спрос
Спрос и предложение
Спрос – это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. Потребность, превышающая платежеспособность спросом, не является.
Предложение – готовность предоставить в собственность (пользование) объект спроса за определенную плату.
Оба понятия могут совпадать между собой по объему и цене, что приводит к заключению сделки купли-продажи или остаться неудовлетворенными.
Что такое спрос и предложение интуитивно понятно любому взрослому человеку. В то же время для экономиста эти термины представляются сложной системой множества элементов со своими взаимосвязями и зависимостями.
Спрос как обозначение единичной потребности на товар или услугу обычно интересен только потенциальным участникам сделки, но сумма отдельных случаев представляет собой уже совокупный спрос – одну из важнейших характеристик экономической системы.
Рассматривая взаимосвязь спроса и предложения, следует признать первичность именно спроса. Случаи, когда вновь появившееся предложение чего-то приводит к появлению нового вида спроса можно объяснить тем, что новинка оказывается способной удовлетворить уже существующую, хотя, возможно, еще не заявленную потребность (так называемый скрытый спрос). На понимании первичности спроса основывается рыночная экономика. Непонимание – приводит к затовариванию складов.
Отдельные составляющие совокупного спроса можно классифицировать исходя из разных критериев в зависимости от целей исследования. В повседневном же обиходе часто используются такие понятия как:
Суть перечисленных понятий довольно точно определена в их названиях. Кроме того, можно выделить еще негативный спрос – такое определение применяют к товарам отвергаемым большинством потребителей при любом уровне цены и качества этих продуктов (пример – иголки для патефонов)
Весь объем спроса можно разделить на три большие категории исходя из характеристик покупателя:
Две последние категории проще для прогноза и моделирования т.к. более основываются на экономических факторах. В потребительском спросе сравнительно большую роль играют спонтанные, эмоциональные мотивы.
Поскольку главной функцией предложения является удовлетворение спроса, классификация этих понятий во многом совпадает. Разумеется, при сходстве названий предложение имеет собственные внутренние закономерности. Главным правилом формирования предложения можно назвать способность удовлетворять спрос по цене превышающей затраты продавца на производство и реализацию товара/услуги.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения – это существующая на практике и теоретически обоснованная зависимость величины совокупного спроса и совокупного предложения от уровня цен на соответствующий продукт установившихся на рынке. Если не принимать во внимание прочие факторы то: снижение цены вызывает рост объема спроса и уменьшение соответствующего предложения; повышение цены становится причиной обратных процессов. Такое утверждение принято называть эластичностью спроса/предложения по цене.
Очевидно, что интересы покупателя и продавца (потребителя и производителя) в отношении уровня цен прямо противоположны. Это можно наглядно показать на графике, где изменения спроса и предложения изображены в виде разнонаправленных кривых. Любая из точек каждой кривой обозначает определенный уровень продаж при соответствующем уровне цен. Место, где кривые пересекаются, является точкой равновесия, т.е. означает равенство спроса и предложения при определенном уровне цен.
Кроме описанной закономерности на изменение величины спроса и предложения оказывает влияние множество других факторов, в том числе неценовых, действие которых может быть прямо не связано с деньгами, но иметь последствия поддающиеся учету в денежных единицах.
Спрос или предложение? Курица или яйцо?
Привет! Меня зовут Вадим Володькин и я один из создателей портала о маркетинге и стратегии Quokka Media. И в этой статье мы наконец определим, что первично: спрос или предложение.
Извечный вопрос для мысленных экспериментов — дилемма курицы и яйца. Что появилось раньше? Если курица, то как она появилась? Если яйцо, то кто его снес?
Аналогичная проблема возникает в ситуации со спросом и предложением. Да-да, все мы знаем крылатое выражение про то, что спрос рождает предложение. И с этим трудно, да и глупо, спорить. Если есть спрос на садовые инструменты, то рано или поздно найдется тот, кто сможет предложить этот инвентарь.
Но что будет если предположить обратную ситуацию?
Не спешите с ответом! Каким бы он ни был. Давайте разберемся. Начнем с того, что вспомним с вами базовые понятия. Опустим всем известные определения спроса и предложения.
Итак, если упрощенно, то спрос уменьшается по мере увеличения стоимости товара. Соответственно, если цена снижается, то спрос растет.
При этом есть факторы, помимо цены на рассматриваемую продукцию, влияющие на спрос:
Фактически, чем дороже покупатели готовы потреблять товар, тем производители будут поставлять больше продукции по высокой цене, чем по низкой.
Разумеется, здесь необходимо учитывать сложность и стоимость производства.
Объединяя в себе два предыдущих пункта в общий Закон спроса и предложения, получим с вами логичный вывод, что цена на продукцию формируется примерно на среднем значении между минимальной ценой, по которой хочет продавать производитель и максимальной, по которой готов приобретать покупатель.
Именно поэтому максимальное разнообразие и широкий ассортимент можно встретить на нижней границе среднего ценового сегмента или верхней границе низкого ценового сегмента.
Для примера можно взять автомобильную промышленность. Сколько существует премиум автомобилей и сколько автомобилей среднего ценового сегмента?
Если рассматривать предложение как готовность продавца реализовывать некий объем продукции по установленной цене, то рано или поздно придем к ситуации, когда товар впервые появляется на рынке либо локальном, либо глобальном.
В таком случае можно ли сказать, что спроса на эту продукцию нет и он формируется предложением? Сложно ответить на абстрактном примере. Перейдем к примерам конкретным.
По одной из версий не так давно крайне популярная обувь из овечьей шкуры современный вид приобрела в шестидесятых годах прошлого века в Австралии. Серферы использовали ее для того, чтобы ноги не мерзли на суше.
Как вы думаете, был спрос именно на такую обувь у американцев и европейцев, когда угги только появились в продаже? Конечно, нет. Интерес возник после появление на рынке и популяризации известными законодательницами моды.
Вряд ли кто-то мог предположить, что вторая волна популярности пройдет по СНГ в начале второго десятилетия этого века. По сути пляжная обувь эксплуатировалась зимой в слякоть и разъедалась реагентами.
Сейчас популярность этой игрушки, конечно, сильно упала. Вслед за популярностью упали и продажи. Но в магазинах эта продукция до сих пор встречается.
А когда триумфальный путь этого антистресса только начинался, о нем мало, кто знал. Спроса, как такового, не было. Но вирусный эффект (как по-другому стало звучать это выражение!) сделал свое дело. Спрос стал просто сумасшедшим, что повлекло за собой появление новых предложений. Новые виды, расцветки, материал заполнили рынок быстро его пресытив.
По одной из версий «земляные яблоки» появились на территории современного СНГ в середине восемнадцатого века. Картофель был призван решить проблемы с голодом из-за неурожаев. Однако, крестьяне противились насаждению этой культуры, предпочитая репу. Сейчас сложно себе представить, но возникали даже целые серии «картофельных бунтов» в середине девятнадцатого века из-за политики Российской Империи, которая принуждала высаживать картофель.
В данный момент многие уверены, что картофель — исконно русская еда, а прошло меньше двухсот лет. Можно ли сказать в этом случае, что предложение со временем родило спрос?
Здесь речь пойдет о блогерах YouTube и TikTok. В качестве цены потребитель здесь платит своим свободным временем, поэтому с долей условностей такие примеры также можно рассматривать.
Те видео, которые генерируются массово на данный момент и часто становятся популярными, попадают в тренды и рекомендации — моя отдельная боль. Вряд ли изначально пользователи вбивали в поиске запрос, чтобы узнать, что будет, если обмотать себя сотней слоев скотча или вылить расплавленную медь в арбуз.
Сначала появилось предложение, а только потом появился спрос?
У меня на этот счет есть мнение.
Предложение может создавать спрос тогда и только тогда, когда потребитель осознанно или неосознанно ассоциирует продукцию с решением своих потребностей.
Пропустим Маслоу, обратимся к психологии. А именно к инстинктам:
Если товар затрагивает хотя бы несколько инстинктов и при этом соответствует закону спроса и предложения, то тогда можно смело говорить о том, что предложение побудит спрос.
Из тех примеров, что я приводил выше, можно отметить, что все они в конечном итоге относятся минимум к двум инстинктам.
Теперь, когда на утрированных примерах мы постарались провести мысленный эксперимент и разобрать получившийся результат, настало время сформулировать для себя банальную вещь. Человек все еще нерационален, в большинстве своем, и гораздо ближе по поведению, в том числе и потребительскому, к животному, чем он сам про себя думает.
А если так, то и прогнозировать или объяснять спрос нужно гораздо проще. В других статьях я уже приводил пример с истерией массовых закупок круп в первые дни и даже недели так называемой «самоизоляции». Но это очень показательно.
Ведь в этом случае срабатывает целый ряд инстинктов. Купить в большом количестве продукты длительного хранения, чтобы дольше не выходить из дома (самосохранение), было что приготовить (пищевой инстинкт), а то другие разберут (стадный инстинкт).
Если отвечать на вопрос из начала статьи, что появилось раньше спрос или предложение, то можно с уверенностью сказать, что изначально появился неосознанный спрос, а часть предложений просто адаптируется под инстинктивные запросы.
Да, существуют товары, которые на первый взгляд не решают таких задач, но скорее всего они являются составными частями другой продукции. Что тоже является интересной темой для обсуждения.
Рынок. Спрос и предложение
В этой статье мы рассмотрим важнейшие экономические понятия – рынок, а также напрямую связанный с ним механизм спроса и предложения.
Определений рынка множество, приведем некоторые из них:
Рынок – это совокупность отношений, форм организации сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Рынок – это механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемых в сферах производства, распределения, обмена и потребления через механизмы купли-продажи.
Важным условием возникновения рынка является экономическая обособленность субъектов рынка. Хозяйственная автономность означает, что только сам производитель принимает решение о количестве, типе выпускаемой продукции и способе производства. К примеру, в современной России фирмы сами принимают экономические решения, а в СССР все было подчинено государственным директивам, и производитель был полностью зависим от тех указаний, которые ему давали «сверху».
1) По сферам деятельности:
2) По характеру продаж:
4) По географическому признаку:
Поговорим о субъектах рынка, или, как их еще называют, рыночных агентах.
Субъекты рынка – участники рынка, которые самостоятельно принимают решения и вступают между собой в экономические отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектами рынка.
Иначе говоря, рыночные агенты – это те игроки, которые задействованы в экономических отношениях.
Домохозяйство состоит из одного и более человек. Имеющиеся средства оно расходует для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, а также является собственником какого-либо фактора производства.
Фирма – это деловое предприятие, изготовляющее экономические продукты/услуги с помощью факторов производства с целью максимизации прибыли.
Государство представлено правительственными учреждениями, цель этого рыночного агента – регулирование деятельности хозяйствующих субъектов и рынка в целом для достижения общественных целей.
Объекты рынка – это то, вокруг чего складываются отношения купли-продажи.
В качестве товаров в данной классификации выступают не только произведенная продукция и услуги, но и факторы производства – труд, земля и капитал. Под деньгами подразумеваются все финансовые средства, главными среди которых являются деньги.
Спрос. Предложение. Цена
Спрос, предложение и цена – это основные параметры, регулирующие поведение субъектов рынка, и между ними существуют определенные закономерные связи, которые будут описаны далее.
Спрос – это платежеспособная потребность, т. е. то количество товаров, которое потребители хотят и могут приобрести в данный момент времени по данной цене.
Чем больше цена блага, тем ниже спрос на него. Эластичность спроса по цене – показатель, отражающий, на сколько процентов увеличится спрос при увеличении цены на 1%. Как правило, товары характеризуются отрицательной эластичностью спроса по цене.
На графиках в осях «количество-цена» спрос изображается кривой с отрицательным наклоном (отрицательная зависимость от цены) и обозначается буквой D (от англ. demand – спрос).
На графиках такого вида по горизонтальной оси откладывается количество товара (Q от англ. quantity), а по вертикальной – его цена (P от англ. price).
Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.
Рассмотрим влияние летней жары на рынок мороженого. В жару спрос на этот товар повышается. При этом кривая спроса сдвигается вправо: при той же цене потребители готовы купить больше мороженого. Точно так же при неблагоприятных изменениях кривая спроса сдвигается влево (в случае мороженого это может быть похолодание).
Предложение – это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю за определенную цену в конкретном месте и в конкретное время.
При более высокой цене продавец стремится продать большее количество товара. Поэтому кривая предложения имеет положительный наклон; на графике она обозначается буквой S (от англ. supply – предложение).
Снижение предложения означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.
Цена – это денежное выражение стоимости; количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги.
Есть два вида цены: цена спроса (потребителя) и цена производителя. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар. Соотвественно, цена производителя – минимальная цена, за которую продавец готов реализовать свой товар.
Рынок способствует синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. Происходит взаимодействие продавцов и покупателей, цены же играют роль носителя информации и делают условия обмена простыми, ясными и едиными для всех участников рынка.
Равновесная цена – цена, уравнивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Точка рыночного равновесия определяет равновесную цену и объем продукции, то есть то, какое количество продукции и по какой цене будет продано на рынке. В этой точке совпадают интересы продавцов и покупателей: по данной цене производители готовы продать, а покупатели – купить.
На графике рыночное равновесие выглядит следующим образом:
Рыночное равновесие будет смещаться в том случае, если произойдут сдвиги кривых спроса и предложения, и тогда параметры цены и количества будут «подстраиваться» под новые условия. Рассмотрим несколько случаев.
Предположим, произошло изменение спроса на товар.
1) D 0 →D 1 (спрос сократился). Кривая сдвинулась влево, поэтому точка равновесия сместилась вниз и влево относительно изначального положения. В таком случае получается, что равновесная цена и количество снизились.
2) D 0 →D 2 (спрос вырос). Кривая сдвинулась вправо, поэтому точка равновесия сместилась вправо и вверх относительно первоначальной. Таким образом, равновесная цена и количество тоже увеличились.
До какого-то момента модель ноутбука, которую производит ваша компания, оставалась лидером на рынке. Но затем у фирмы-конкурента появилась в продаже более функциональное и доступное по цене устройство, поэтому многие покупатели отдали предпочтение именно ему. В какую сторону изменится ситуация для вашей компании? (Куда сдвинется рыночное равновесие?)
Цена на ноутбук вырастет, количество вырастет
Цена на ноутбук упадет, количество вырастет
Цена на ноутбук вырастет, количество упадет
Цена на ноутбук упадет, количество упадет
Ничего не изменится
Теперь рассмотрим случаи, когда изменяется предложение товара.
1) S 0 →S 1 (предложение сократилось). Кривая сдвинулась влево, поэтому точка равновесия сместилась вверх и влево относительно изначального положения. В таком случае получается, что равновесная цена увеличилась, а количество снизилось.
2) S 0 →S 2 (предложение выросло). Кривая сдвинулась вправо, поэтому точка равновесия сместилась вправо и вниз относительно первоначальной. Таким образом, равновесная цена снизилась, а количество увеличилось.
В 2014 году Россия ввела запрет на ввоз определенных сельскохозяйственных продуктов из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Как это решение повлияло на ситуацию на рынке сыра в России?
Цена выросла, количество выросло
Цена выросла, количество упало
Цена упала, количество выросло
Цена упала, количество упало
Ничего не изменилось
Кроме того, сдвиги кривых спроса и предложения могут происходить одновременно (когда у сдвигов, например, разная природа), при этом как разнонаправленно, так и однонаправленно.
Выберите из списка все возможные причины произошедшего:
1) Рынок гречки: произошло сильное падение цены на пшено
2) Вышла новая модель культового смартфона
3) Из-за кризиса фирме стало гораздо дороже закупать швейцарские часы на продажу
4) Кроссовки разрекламировал очень известный и успешный футболист
5) Модный ресторан уличили в несоблюдении санитарных норм, а также норм по хранению продуктов
6) Ситуация на цветочном рынке в преддверии 8 марта
7) Открытие новых нефтяных месторождений, богатых этим ресурсом
Закон спроса и предложения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
полезность и необходимость товара;
ожидания изменения цены;
уровень доходов населения;
наличие товара на рынке;
предложение альтернативных товаров и их цены;
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Что такое предложение
Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
ожидания по будущей цене и потребности товара;
цены на аналогичные товары;
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
пропорциональное развитие производства;
рыночное регулирование цен;
отражение общественных отношений;
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
Q1 — спрос в начале;
Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале;
P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
Снизить налог на прибыль.
Уменьшить ставки по кредиту.
Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.