Что объединяет приведенные ниже понятия дайте максимально точный ответ демократия олигархия
Обществознание 10 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
Содержание
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 130.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1.1. К типам политической культуры относятся
1.2. Что из перечисленного является типом мировоззрения?
1.3. К видам безработицы относятся
1.4. Составными частями нормы права являются
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
24 | 235 | 15 | 236 |
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Ответ: формы правления по классификации Аристотеля.
2 балла.
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Ответ: формы монополистических объединений.
2 балла.
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Ответ: примеры гражданско-правовых договоров, лишнее – патент.
2 балла.
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Ответ: философские дисциплины (или общественные науки), лишнее – астрофизика – естественная наука.
2 балла.
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
6.1. Республиканская и Демократическая партии в США являются примерами кадровых партий.
6.2. Согласно УПК РФ при голосовании присяжных по вопросу о виновности подсудимого в случае равенства голосов подсудимый объявляется оправданным.
6.3. Инфляция является одним из обязательных признаков экономического кризиса.
6.4. Результатом восстания декабристов стала вертикальная социальная мобильность участников восстания.
6.5. Буддизм, синтоизм, брахманизм возникли в Древнем Китае.
6.6. Миф о том, что Земля имеет плоскую форму и покоится на трёх китах, является примером лженаучного знания.
Ответ:
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6 |
да | да | нет | да | нет | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании.
Основания | Права |
А) несение военной службы противоречит убеждениям |
Б) осуществление ухода за близкими родственниками
В) наличие учёной степени кандидата или доктора наук
Г) обучение в высшем учебном заведении
Д) наличие близких родственников, погибших при прохождении срочной военной службы
Е) принадлежность к коренным малочисленным народам
2) право на отсрочку от призыва на военную службу
3) право на прохождение альтернативной гражданской службы
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 8
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся.
Характеристики | Виды ценных бумаг |
А) удостоверяет долю владения компанией и закрепляет права владельца на получение части прибыли |
Б) удостоверяет право получить от лица, выпустившего ценную бумагу, её номинальную стоимость в оговорённый срок
В) удостоверяет право на получение от должника определённой суммы в указанный срок
Г) содержит распоряжение банку произвести платёж указанной суммы предъявителю
Ответ:
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 9
Решите правовую задачу.
Правильно ли были квалифицированы действия Крупина? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Нет, действия Крупина были квалифицированы неправильно. В дневнике содержались лишь мысли Крупина, а уголовное преследование за мысли не допускается. Уголовное должно быть возбуждено лишь в том случае, если Крупин начал реальные приготовления к совершению преступления.
2 балла за указание неправильной квалификации действий Крупина.
3 балла за верное обоснование.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Решите экономическую задачу.
Владимир выбирает банковскую карту для ежедневных операций. Банк А предлагает ставку 12 % годовых с ежегодной капитализацией, бесплатное обслуживание карты и 10 % кэшбэк с каждой покупки. Банк В предлагает ставку в 24 %, 2000 рублей в год за обслуживание и 5 % кэшбэк. Сколько денег должен тратить Владимир за год, если в течение года на его счету лежит в среднем 100 тысяч рублей, чтобы предложение банка А было более выгодным? Приведите необходимые расчёты.
Решение:
Предложение банка А более выгодно, если выполняется неравенство
100 000 × 0,12 + 0,1Х > 100 000 × 0,24 + 0,05Х – 2000, где Х – траты за год.
Получаем 0,05Х > 12 000 – 2000; Х > 200 000.
Ответ: более 200 000.
2 балла за верный ответ.
3 балла за приведённые расчеты.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 11
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Ответ внесите в таблицу.
В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается ________(А), то есть порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, гдето образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной системе можно назвать социальным ________(Б). Под этим термином понимается положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определённый набор прав и ________(В). Все статусы делятся на две большие группы. К первой относятся ________(Г) статусы. Среди них обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для ________(Д) обществ). Ко второй группе относятся ________(Е) статусы. Такой статус закрепляется только с учётом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, исполнительности или везению.
Раньше жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным ________(Ж), им и предоставлялись все основные права. И напротив, абсолютное большинство жителей страны было лишено гражданских прав.
Выделяют учёные-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: ________(З) (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); ________(И) (положение человека как представителя большой социальной группы); ________(К) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).
Список терминов
10) привилегия
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
13 | 18 | 1 | 9 | 2 | 20 | 4 | 5 | 8 | 6 |
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 12
Объедините следующие понятия в классификационную схему. Озаглавьте её.
Авраамические, иудаизм, буддизм, дхармические, ислам, индуизм, христианство, джаймизм.
Ответ:
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 9 баллов.
Задание 13
Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.
13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.
13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.
13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.
Ответ:
Обобщающее понятие: социальные санкции.
Объединяющее понятие | Буквенные обозначения изображений | |
Группа 1 | формальные позитивные | А, Е |
Группа 2 | неформальные негативные | Б, З |
Группа 3 | формальные негативные | В, Ж |
Группа 4 | неформальные позитивные | Г, Д |
2 балла за верно указанное обобщающее понятие. По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 14
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Экономика
Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства…
Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, – которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.
Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого – ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.
Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства…
Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.
14.1. О каких функциях государства говорит автор? Назовите не менее трёх функций, о которых идёт речь в тексте.
14.2. Почему, по мнению автора, для современного демократического государства неприемлема «ничем не ограничиваемая рыночная экономика»? Назовите две причины с опорой на текст.
14.3. Приведите три примера государственного регулирования экономических отношений, указанные автором.
14.4. Представители каких направлений политической идеологии активно поддерживают участие государства в регулировании экономических процессов? Назовите два направления.
14.5. Как Вы понимаете фразу, приведённую автором: «Дело каждого – ничьё дело»? Приведите ещё два примера, иллюстрирующие это высказывание, не указанные в тексте.
Ответ:
Элементы ответа | Баллы |
14.1. В тексте говорится о социальной, правоохранительной и оборонной функциях государства | По 1 баллу за каждую верно названную функцию. Максимум 3 балла |
14.2. Могут быть названы следующие причины. Нерегулируемая рыночная экономика ведёт к сильному социальному неравенству и не может гарантировать минимального жизненного уровня для определённой части населения. Рыночный сектор не может обеспечить необходимые для нормального существования государства и общества социальные услуги и социальную инфраструктуру. Причины могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях | По 3 балла за каждую верно указанную причину. Максимум 6 баллов |
14.3. Могут быть приведены следующие примеры. Примеры могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях | По 1 баллу за каждый верно приведённый пример. Максимум 3 балла |
14.4. Могут быть названы представители следующих направлений политической идеологии: Максимум 4 балла | |
14.5. Может быть дано следующее объяснение. Люди неспособны по отдельности решать проблемы, касающиеся всего общества, поэтому зародилось государство, которое, используя изымаемые у граждан ресурсы, решает подобные проблемы. Могут быть приведены примеры: Могут быть приведены иные примеры | 3 балла за объяснение. По 2 балла за каждый приведённый пример. Максимум 7 баллов |
Максимум за задание | 23 балла |
Задание 15
Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.
Высказывания | Понятия |
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр) |
Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер)
В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин)
*** – локомотивы истории. (К. Маркс)
*** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант)
Ответ:
Высказывания | Понятия |
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр) Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер) | правительство |
Б) *** – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (О. Холмс) В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин) | налоги |
В) *** – это варварская форма прогресса. (Ж. Жорес) *** – локомотивы истории. (К. Маркс) | революция |
Г) *** ________________ – это искусство добра и справедливости. (Цельс) *** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант) | право |
Могут быть названы слова—синонимы, точно отражающие смысл мысли автора.
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Критерии оценивания сочинения-эссе
Если сочинение—эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 130 баллов.
Помогите пожалуйстаЧто объединяет приведенные ниже понятия?
Что объединяет приведенные ниже понятия?
Дайте максимальный точный ответ.
Демократия, олигархия, аристократия, монархия, тирания, полития.
Всё это формы правления, названные и перечисленные древнегреческим философом Аристотелем.
Аристотель, как и его учитель Платон, интересовался вопросами политики, государства и права, и создал свою теорию о трех хороших и трёх плохих формах правления.
«Власть лучших» это : а)аристократия б)олигархия в)меритократия г)демократия?
«Власть лучших» это : а)аристократия б)олигархия в)меритократия г)демократия.
Что объединяет преведённые ниже явления?
Что объединяет преведённые ниже явления?
Дайте максимально точный ответ.
Определите лишнее в ассоциативном ряду : а) тирания ; б) монархия ; в) олигархия ; г) охлократия?
Определите лишнее в ассоциативном ряду : а) тирания ; б) монархия ; в) олигархия ; г) охлократия.
Определите лишнее в ассоциативном ряду а)тирания б)монархия в)олигархия г)охлоратия?
Определите лишнее в ассоциативном ряду а)тирания б)монархия в)олигархия г)охлоратия.
«Власть лучших» это : а)аристократия, б)олигархия, в)меритократия, г)демократия?
«Власть лучших» это : а)аристократия, б)олигархия, в)меритократия, г)демократия.
Запиши понятие которое объединяет приведенные ниже словаПлемена, народности, нации?
Запиши понятие которое объединяет приведенные ниже слова
Племена, народности, нации.
Дайте наиболее точный ответ
Плиз срочно надо что объединяет приведенные ниже понятия дайте максимально точный ответ?
Плиз срочно надо что объединяет приведенные ниже понятия дайте максимально точный ответ!
Пожалуйста просто что эти слова объединяет помогите!
Что объединяет приведённые ниже понятия?
Что объединяет приведённые ниже понятия?
Вексель, акции, облигации, чек.
Дайте максимально точный ответ.
Что объединяет приведённые ниже понятия?
Что объединяет приведённые ниже понятия?
Дайте максимально точный ответ.
Обычай, традиция, табу, мораль.
Да, поскольку для остановок есть специальные площадки, парковки.
Потому, что любые отношения строятся на взаимопонимании, заботе, о желании доставить друг другу счастье. Если нет заботы, любви, то рано или поздно отношения портятся.
Потребители, производители, государство.
Можно восхищаться Владимиром Владимировичом Путиным! За смелость, баланс в мире, и за многое другое.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и померились.