Что объединяет приведенные ниже понятия денежная эмиссия
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. Школьный этап. 8 класс. Ключи. 2018-2019 учебный год (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС. КЛЮЧИ.
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Время выполнения: 60 минут
Общее количество баллов – 100
Задание 1. (По 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 8 баллов.)
Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.
1.1. Какой из примеров демонстрирует гуманное поведение?
1) отказ от употребления в пищу мяса животных
2) добровольное дежурство в хосписе
3) уход в монастырь
4) призыв к свёртыванию вредного производства
1.2. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности, называется
потребностью способностью ценностью деятельностью
1.3. Двое друзей одинаково любят хоккей, но болеют за разные команды. Во время игры этих команд между собой они решили посмотреть по телевизору мультфильмы. Это пример
1) сглаживания конфликта
2) ухода от конфликта
3) эскалации конфликта
1.4. Основная черта социального государства это:
1) преобладание закона над традицией;
2) поддержка бизнесменов и среднего класса;
3) создание доступных для населения систем здравоохранения, образования и социального обеспечения;
4) стремление обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни, равные возможности для самореализации.
а) наличие постоянной цели совместной деятельности
б) наличие определенного юридического статуса
в) наличие единого демографического признака
г) наличие эмоциональных отношений между членами группы
д) наличие однородного состава
е) длительные и постоянные контакты между членами группы
2.2. Выберите из списка гражданские права.
а) получение образования
б) соблюдение законов
в) выбор места отдыха
г) забота о детях и престарелых родителях
д) неприкосновенность жилища
е) служба в рядах Вооруженных сил
2.3. Выберите из перечисленного характерные черты искусства.
б) типизация действительности
2.4. Какие из перечисленных властных решений должны были быть приняты
а) осуществление помилования
б) принятие законов
г) назначение на должность председателя Центрального банка РФ
д) решение вопроса о доверии Правительству РФ
е) денежная эмиссия
Задание 3. (По 1 баллу за слово и 2 балла за объяснение. Максимум за задание 12 баллов.)
Что объединяет приведённые ниже понятия, какое из них является лишним по данному основанию? Дайте объяснение.
3.1. классы, группы, первичные коллективы, неравенство, сословия.
Ответ: ___Это элементы социальной структуры, кроме неравенства – это соотношение социальных структур____
3.2. Театр, архитектура, иконопись, армия, музей, балет.
Ответ: ___Это явления духовной сферы общества, кроме армии – это социальный институт и силовой инструмент государства____
3.3. Наблюдение, классификация, предубеждение, описание, экспериментальное исследование, теоретическое объяснение.
Ответ: ___Это этапы (способы) научного познания, кроме предубеждения – это форма иррационального познания____
3.4. законодательство, государство, власть, фиск, полиция, суверенитет.
Ответ: _____Это всё выражение функций государства, кроме государства, т. к. данное понятие включается в себя остальные_____
Задание 4. (По 2 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 10 баллов.)
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
4.1. Образование во многом обеспечивает конкурентоспособность страны на международной арен.
4.2.
«Если вы ещё не твёрдо
В жизни выбрали дорогу,
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах ‒
Люди скажут вам: «Спасибо».
Вы поможете народу
В данном отрывке говорится об административной ответственности.
4.3. Налоги являются основным источником для пополнения государственного бюджета.
4.4. Конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное начало.
4.5. С ростом доходов семьи, как правило, растёт и сумма её сбережений.
Обществознание 10 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу
Задание 1.1
К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:
Задание 1.2
К методам денежной реформы относятся:
Задание 1.3
К юридическим событиям относятся:
Задание 1.4
К признакам постиндустриального общества относятся:
Задание 1.5
К методам теоретического познания относятся:
Ответ :
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5 |
25 | 125 | 134 | 24 | 156 |
2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.
Ответ: виды источников права.
2 балла за верный ответ.
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.
Ответ: прямые налоги.
2 балла за верный ответ.
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм
Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.
Ответ: Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Задание 6.1
Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.
Задание 6.2
Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.
Задание 6.3
Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.
Задание 6.4
Девальвация является противоположностью ревальвации.
Задание 6.5
В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.
Задание 6.6
Антропогенез предшествует социогенезу.
Ответ :
6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. | 6.6. |
да | нет | нет | да | да | нет |
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.
1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.
Ответ: 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.
По 2 балла за каждый тезис.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 8
Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.
Как называется категория наследников, к которым относится Андрей? При каком условии он сможет вступить в наследство? Смог бы он вступить в наследство, если бы Большова не оставила завещания?
Ответ: Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.
Критерии оценивания
2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 9
Решите экономическую задачу.
Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.
Ответ:
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА | БАЛЛЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) расчёт прибыли и вывод: · – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.; · – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.; · – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная). | · 2 Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов. Максимум за задание 9 баллов. Задание 10Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.
Ответ :
Критерии оценивания1 балл за каждое правильное соответствие. Максимум за задание 5 баллов. Задание 11Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.
|