Что объединяет рассказы бунина легкое дыхание и чистый понедельник
Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечного. Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. Рассказы «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник
«Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечного. Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. Рассказы «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».
Цель урока: показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, выяснить философию отношения писателя к любви, к жизни, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.
Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
«Легкое дыхание», 1916 год.
— Как построен рассказ? Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте – у надгробного памятника героине? Каков его сюжет?
Несколько раз в тексте упоминаются глаза героини: «радостные, поразительно живые», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глаза так бессмертно сияют», «чистый взгляд». Обаяние Оли действует на всех, оно искреннее, естественное, потому «никого так не любили младшие классы, как ее». «Детское» в героине говорит о ее внутренней чистоте, непосредственности.
Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы. И о чём? О любви!
(Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь)
Учитель. Верно. Но не день недели определяет поворот в жизни, а внутренние часы человека, которые идут по своим законам. К смыслу заглавия мы вернёмся чуть позже, а сейчас давайте прочитаем отрывок из рассказа:
«Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».
Учитель. Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили? (Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.)
Учитель. Почему нет имён у главных героев рассказа?
(Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое: важно показать внутренний мир человека, отношения между людьми, переживания героев.)
Учитель. А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?
(Есть. Это фамилии, названия улиц, каких-то московских местечек.)
Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Каким же образом писатель связывает историю любви с историей страны? Давайте обратимся к героям. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?
( Натура очень сложная, загадочная, во многом она непонятна герою. Она зачем-то училась на курсах, разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого.
А на вопрос: «зачем?» пожимала плечами: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в своих поступках?» Всё, что делает героиня, похоже на поиск себя; но её ничто не удовлетворяет).
Учитель. Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?
(Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр).
Учитель. Как относится к такой жизни героиня?
(Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать»).
Учитель. Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?
(Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом. »)
Учитель. А герой? Он нужен?
(Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».)
Она. У неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы.
Он. Я был красив, южной, горячей красотой, даже неприлично красив.
2. Внешние проявления, поведение. Она. Чаще всего молчалива.
Он. Склонен к болтливости.
Мариинская обитель, Собор Василия Блаженного, Новодевичий
Он. «Метрополь», капустники, трактир, кабак.
Она. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Он. Брюсов «Огненный ангел».
Она. «Она чудная. краски тёмные, глаза светлые».
Учитель. В чём смысл противопоставления героев? (См. вывод.) Бунин ставит героиню перед выбором? Что она выбирает?
(Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.)
Учитель. Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник.
Почему так назван рассказ?
(В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь).
считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник» он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
2.Ответ на вопрос учебника: «Спасёт ли монастырь человека от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?»
Что объединяет рассказы бунина легкое дыхание и чистый понедельник
Каждое произведение Бунина по-своему уникально.
Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен, несмотря на прозаическую форму. В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь, олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы. В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».
Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит… Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в нашей памяти, часто связанные с ароматами.
Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.
Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.
В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида», что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных пассажиров на фальшивую жизнь.
На корабле три этажа, которые символизируют социальную лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний – обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».
Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.
Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.
Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них любовь мимолетна и трагична.
В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью окружающего мира, что приводит ее к гибели.
Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.
В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу, отказываясь от любви.
Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека, возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает любовь на высшей точке, на ее пике.
Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все времена.
Урок литературы на тему: Тема любви в рассказах «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» (11 класс, профильный уровень)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Тема любви в рассказах «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».
· раскрыть значение темы любви в творчестве И. Бунина; показать своеобразие рассказов писателя о любви из цикла «Темные аллеи», новизну в изображении психологического состояния человека в период влюбленности; развивать умение анализировать художественное произведение, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;
· развивать образное мышление, монологическую речь учащихся;
· воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.
Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено.
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний учащихся
На протяжении столетий поэты, писатели, художники, композиторы и философы искали ответ на вопрос: «Что такое любовь?». С античных времён не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.
Любовь принято считать не подвластной рассудку. Нередко случается, что один человек просто не может жить без другого, хотя прекрасно осознает его недостатки.
Тема Вечной любви занимает в мировой литературе значительное место. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Многие поэты и писатели размышляли в своих произведениях о любви.
— Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали.
Тема любви – одна из постоянных и главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»- в этой фразе пафос изображения любви писателем. Почти во всех его произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых И. Бунин видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут.
Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали», «Легкое дыхание», «Кавказ» и др.
2. Сообщение заранее подготовленного ученика
Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.
Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.
Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В СССР рассказы впервые начали печатать с 1955 года.
3. Беседа по рассказам И.А. Бунина о любви.
«Легкое дыхание» (1916 г.)
Писателя всегда влекло стремление разгадать тайну непостижимого женского очарования. Что так магически действует на мужчину, всецело подчиняя себе его разум, лишая его воли, толкая на роковые поступки.
— Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?
— Как построен рассказ? В чем особенности композиции?
Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно. Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании) представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком. Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.
Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, в обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.
— Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?
Действительно, многие детали в развитии действия остаются неизвестными: так, неизвестно, к чему приводит самоубийство Шеншина, чем завершается разговор Оли с начальницей после ее скандального признания, что стало с убийцей Оли, с Малютиным после того, как раскрылась правда о совращении Оли. С другой стороны, очень ярко и крупно в рассказе представлена не имеющая отношения к действию подруга Оли Субботина, в подробностях описан царь на портрете, упоминается в дневнике Оли некий Толя, о котором далее нет ни слова, можно только догадываться, кто это.
Получается, что сюжет движут вовсе не относящиеся к фабуле факты. Все события в рассказе происходят как бы случайно, неожиданно. Так, и красота к Оле пришла “без всяких забот и усилий”, и роковой выстрел прозвучал “вдруг”.
— Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?
— Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?
— Как вы понимаете название рассказа?
Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение».
Из дневника героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу. День начинался многообещающе: «было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Последние строчки записи: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход. Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. » — обрывают так счастливо начавшийся день.
После этого понятно, почему «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Это уточнение, «как говорили в гимназии», касается внешнего впечатления, которое производила Оля на окружающих. Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной.
«Казалась» не значит «была» беззаботной и счастливой. В палачи себе Оля выбирает «некрасивого и плебейского вида, не имевшего ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала» сама, казачьего офицера. Она как будто мстит самой себе за тот летний день, когда красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном моложавый друг отца сделал ее женщиной.
Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».
Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире» Л. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
— Название рассказа яркое, точное, вместе с тем многозначное. Что значит для человека этот день недели – понедельник?
Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь.
«Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».
— Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили? Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.
— Почему нет имён у главных героев рассказа?
— А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?
— Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?
— Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?
— Как относится к такой жизни героиня? Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».
— Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо? Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом. »
— Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт? Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».
Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью. Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.
— Бунин ставит героиню перед выбором. Что она выбирает? Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.
— Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник. Почему так назван рассказ? В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.
– Обратите внимание на первое предложение?
После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.
– Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.
– Впереди была темнота и огни. Так темнота или огни? Противоположные понятия, едва ли не оксюморон. Но мы легко себе представляем это, потому что видели такое не раз.
– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?
– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит: Это было странно!
– Какая часть больше?
– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.
Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.
Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей
1 часть –ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд
простой прелестный смех, горячая щека, большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер солнечный, жаркий, счастливый, в лёгком и счастливом духе, легко, беззаботно…возвратился
Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре
Большой и пустой номер
Возбуждённое, сумасшедшее выражение
Юное и глубоко несчастное
Опустевший безмолвный волжский мир
Какие звуки и запахи есть в рассказе?
Рука, маленькая и сильная, пахла загаром
Запахи ночного летнего уездного города
Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город
Запах её загар и холстникового платья
Живой, простой и весёлый звук её голоса
Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?
Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)
После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…
Огромная река, безмерный волжский простор,
Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.
Опустевший безмолвный волжский мир
– Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)
Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать
И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватил ужас, отчаяние.
Всё было хорошо, во всём было безмерное счастье, великая радость… а вместе с тем сердце просто разрывалось на части. ( У Ахматовой: сегодня я с утра молчу/А сердце пополам..) …он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её…
… и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад
Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. (последнее предложение в рассказе)
IV. Подведение итогов урока.
В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» И.А. Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.
V. Домашнее задание: читать рассказ «Антоновские яблоки».