Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок

Донские рассказы» М. Шолохова. «Нахалёнок», «Родинка», «Чужая кровь», «Жеребёнок». Своеобразие трагического осмысления действительности.

Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли яркое отражение на страницах его произведений.

Своеобразие творческой позиции Шолохова, вытекающее из его понимания действительности, определялось прежде всего тем, что человек в его произведениях показан не столько в столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько в непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А. С. Пушкина до Л. Н. Толстого исторические события являлись, как правило, фоном, на котором и разворачивались основные события повествования. На этом фоне герои соприкасались, объединялись или противостояли друг другу, но эти соприкосновения касались исключительно сферы нравственной.

В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.

История России никогда не протекала гладко и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX в., когда наша страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую, да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.

Войны начала века и Великая Отечественная война кардинально отличаются друг от друга и по характеру, и по содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению старою политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась нашествию иностранных интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось сохранить независимость и целостность государства.

Все эти трагические события отражены в цикле “Донские рассказы”. «Донские рассказы» наполнены кровавыми картинами расправы над непокорными, но, в отличие от рассказов Бабеля, в них все же сквозит доброе и вечное, что всегда привлекает в творчестве Шолохова. Писатель, как бы невзначай, вставляет красивые описания природы, как бы противопоставляя великолепие мира суете людей, которые слишком жестоки, чтобы решить все мирным путем. Произведения “Жеребёнок”, “Нахалёнок”, “Родинка” и “Чужая кровь” отражают жизнь людей до и во время Первой мировой войны, во время революции и гражданской войны.

В рассказе «Родинка», одном из самых проникновенных произведений этого цикла, белый атаман убивает красного командира, перерубив его шашкой; затем снимает сапоги с покойника, потому что обувь в то время была дорогим удовольствием, и замечает на ноге убитого родинку с куриное яйцо. Такая же есть и у него.

Но как же он не узнал родного сына? Дело в том, что судьба развела героев рассказа. Как сообщает автор, Николка вырос без папы, тяжелая судьба выпала ему: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой. До пятнадцати лет парень жил случайными заработками, а после ушел воевать с красными. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.

Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.

Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок». Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.

Героями таких произведений, как “Жеребёнок”, “Нахалёнок”, “Чужая кровь” “Родинка”, являются простые люди. Образ воюющего народа, который проявил стойкость и мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича. Он с психологической глубиной описал характеры сильных духом людей, которые не сломались на крутых поворотах истории. “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”, — говорил М. А. Шолохов.

Источник

Взаимодействие заглавия и текста в «Донских рассказах» М.А.Шолохова

Разделы: Литература

Цели урока:

Оборудование: “Донские рассказы” М.А.Шолохова; фотографии писателя, обложка к изданию рассказа “Нахаленок”, фотография дома Шолохова в Вешенской, вид на Вешенскую с Дона, крутояры Дона, кадр из фильма “Смертный враг” по одноименному рассказу.

Форма урока – аналитическая беседа.

Ход урока

Будучи компонентом текста, заглавие оказывается связанным с текстом довольно сложными отношениями взаимозависимости. С одной стороны, оно предопределяет в известной мере содержание текста, с другой – само определяется им, развивается, обогащается по мере развертывания текста.

Что говорит нам заглавие книги “Донские рассказы”?

Заглавие нацеливает нас на место действия – Дон. Слово “рассказы” определяет жанровые особенности повествований и их количество.

Историческая справка. Донское казачество всегда отличалось вольнолюбивым характером, и даже во времена империалистической России имело автономию. Революция 1917 года, гражданская война, события, происходящие в России в 1917 – 1918 гг, были присущи и территории Дона.

Первый рассказ М,Шолохова “Звери” (позднее опубликован под названием “Продкомиссар”) встретил непонимание: “ни вашим, ни нашим”. 14 декабря 1924 г. появился рассказ “Родинка”, явившийся прологом донского цикла. В.1926 г. выходит первый сборник “Донские рассказы”.

Обратимся к содержанию “Донских рассказов”. В книгу вошли следующие рассказы: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”, “Чужая кровь” [ 3 ].

Что подсказывают нам названия рассказов?

Названия рассказов “Родинка”, “Пастух”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Нахаленок”, “Жеребенок” указывают на молодость героев.

Повесть “Путь-дороженька” (единственная в цикле, состоит из двух частей) определяет действие главных героев в цикле – движение вперед, к счастью, к мирной жизни.

Так что же говорят нам названия в цикле “Донские рассказы”?

Место действия рассказов – Дон доказывается лексикой: казак, хата, яр, кочковатый летник, хутор, станица, кочет, бахча, бахчевник, станичники и др.; фразами “И поплыл на желтую косу, обнимающую Дон.”, “Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды.” (“Родинка”); “Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер”, “Степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор; свистят сурки протяжно и настороженно; из логов с травою приземистой стрепета взлетают, посеребренным опереньем сверкая”, “Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень” (“Пастух”); “Два лета подряд засуха дочерна вылизала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы” (“Алешкино сердце”); “встал Митька раньше раннего, обротал гнедого, к Дону поехал напоить и искупать коня-работягу”, “Через станицу утрами тянулись к Дону обозы со снарядами, патронами, колючей проволокой”, “Позавтракавши, уходил с удочками к Дону, сидя на берегу, смотрел, как по мосту двигалась пехота”, “Жил в шалаше на макушке горы. Видно оттуда молочно-белую ленту Дона, станицу, пристывшую под горою, и кладбище с бурыми пятнышками могил”, “Спустились к воде. Дон снова облизывал лица и шеи, отдохнувшие руки уверенней кромсают воду” (“Бахчевник”); “Вдоль Дона до самого моря степью тянется Гетманский шлях. С левой стороны пологое песчаное Обдонье, зеленое чахлое марево заливных лугов, изредка белесые блестки безыменных озер; с правой – лобастые, насупленные горы, а за ними, за дымчатой каемкой Гетманского шляха, за цепью низкоросых курганов – речки, степные большие и малые казачьи хутора и станицы и седое вихрастое море ковыля” (“Путь-дорога”); “Против старого монастыря Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками, и зеленые гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды вешним обвалом” (“Жеребенок”); “Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог” (“Чужая кровь”).

Описание природы Дона у Шолохова не только рисует картину окружающего мира, но и настраивает на определенный тон повествования, создает настроение.

Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для нашей страны время – время революции и гражданской войны. Рассказом, задающим тон повествованию, настраивающим на трагические события в жизни казаков, можно считать рассказ “Родинка”. Он первый в цикле, поэтому его название не предвещает ничего трагического. Но уже первые строчки повествования вводят нас в мир войны: “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба”. Все смешалось: предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николай Кошевой (член РКСМ) и атаман банды. Николка вырос без отца, пропавшего в германскую войну, мать умерла, и он ушел с красноармейцами воевать против Врангеля.

Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германская война, потом плен, армия Врангеля, теперь он бандит.

Они оба устали от войны. Николки мечтает учиться; закаменевшая душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну, которого последний раз видел совсем мальчишкой, таким помнил всегда, такого почему-то надеялся увидеть. Они встречаются в бою, полные ненависти друг к другу, не подозревая, что столкнулись в смертельной схватке отец и сын. Атаман убивал врага, но, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге…и узнал своего сына. Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные. Жизнь кончена, незачем жить; держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.

Так тема цикла “Донские рассказы” определяется уже первым рассказом – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди. В рассказе “Родинка” врагами оказались отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому делать вывод.

Идея цикла также задается первым рассказом – показать события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное. Именно здесь открылся у Шолохова “гуманизм непривычного масштаба” [ 1 ], некая “философская доминанта”.

Несмотря на мотив смерти, присутствовавший во всех рассказах, побеждает жизнь: продкомиссар спасает бездомного мальчишку, сестра Григория Дунятка идет в город учиться (об этом мечтал брат), Алешка спасает от смерти ребенка бандита, Митька и Федор уходят к красным, убивают Ефима, но остается жить его маленький сын (“Смертный враг”), спасая жеребенка, погибает Трофим (“Жеребенок”).

Все рассказы объединены образом главного героя: ребенок (“Нахаленок”, “Жеребенок”), подросток (“Пастух”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”), молодой человек (“Продкомиссар”, “Чужая кровь”, “Родинка”). Есть рассказы, герои которых не относятся к категории молодых, но сражаются они за Советскую власть, борются с бандитами, с противниками новой власти (“Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “О Колчаке, крапиве и прочем”).

Почему именно дети становятся героями “Донских рассказов” М.А. Шолохов?

Мы проследили взаимосвязь заглавий в цикле “Донские рассказы”, а теперь обратимся непосредственно к самим рассказам и найдем их внутреннюю связь.

Название рассказа “Бахчевник” не предвещает трагических событий. Бахчевник – самая мирная профессия: охрана станичной бахчи. Бахевником стал Митька – сын станичного атамана, человека властного и жестокого, не имеющего жалости ни к пленным солдатам, ни к собственным сыновьям, ни к жене. И опять перед нами столкновение отца и сына, двух сыновей. Казалось бы, сыновья должны поддерживать отца, помогать ему в борьбе с красными, но дети пошли против отца. Сначала старший сын уходит к красным, затем уходит из дома младший Митька. Не передалась детям жестокость отца, не приемлют они и его всепоглощающей ненависти, направленной как против врагов, так и против близких. Если в рассказе “Родинка” отец убивает сына, то в рассказе “Бахчевник” сын убивает отца. И опять автор не высказывает своего прямого отношения к поступкам героев, он предоставляет такую возможность читателю. Нам трудно найти правых и виноватых: убийство всегда остается убийством, а убийство отца – самое страшное преступление. Оно ведет к гибели семьи.

Тема семьи также объединяет все рассказы в цикле. Революция и гражданская война привели с самым трагическим последствиям: разрушили семью, непримиримыми и жестокими врагами стали близкие люди: отец идет против сына, сын против отца, брат против брата. В стороне не остается ни одна семья, изображенная в “Донских рассказах”: от голода умирают сестры и мать Алешки (“Алешкино сердце”, “Родинка”). Без родителей остались Григорий и Дунятка (“Пастух”), Петр (“Путь-дороженька”); лишились отцов, поддерживающих и защищающих новую власть, восьмилетний Мишка (“Нахаленок”) и совсем маленький сын Ефима (“Смертный враг”), не увидят отца дети Трофима (“Жеребенок”). Мы видим этих детей в настоящем, а что с ними будет дальше, не может сказать и сам автор, но одно ясно – детям без родительской помощи, наставлений, доброго слова будет тяжело. У них есть только надежда на счастливое будущее.

Нет такой надежды у героев рассказа “Чужая кровь”. Они старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне. Нет сына – нет смысла жизни. Старики выхаживают раненого красноармейца, даже называет именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной. Несмотря на все старания стариков, поправившийся солдат возвращается к себе на Урал. У него нет семьи, нет родителей, но и чужие родители ему не нужны.

Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны.

Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного прочтения авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Казалось бы, что нам может подсказать заглавие “Донские рассказы”? Невнимательному читателю оно не скажет ничего, но если вдуматься в заглавие, проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи гражданской войны, жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым. А самое главное, мы видим разных людей, понимаем их чувства, страдаем вместе с ними, радуемся их победам, вместе с ними терпим поражение и надеемся. Все это происходит потому, что Михаил Александрович Шолохов рассказывает о событиях не придуманных, а пережитых им. Обратимся к эпиграфу урока и попытаемся осмыслить его заново, после работы проведенной над “Донскими рассказами”: “Я за то, чтобы у писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы лицо его белело от сдерживаемой ненависти к врагу, когда он пишет о нем, и чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, которого он любит и который ему дорог. Только при этих условиях будет создано настоящее произведение подлинного искусства…”.

Нужно ли нам сейчас читать “Донские рассказы” М.А.Шолохова? Я думаю, что нужно читать все произведения Шолохова: они помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве. Самая страшная война – это война между отцом и сыном, между братом и братом, между гражданами одной страны, у нее нет победителей, есть только побежденные.

Домашняя работа: проследить взаимодействие заглавия и текста в рассказах “Пастух”, “Продкомиссар”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”.

Источник

Каков смысл финальных эпизодов в рассказах М. Шолохова «Жеребёнок» и «Чужая кровь»

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали всё для победы над врагом, был ли это Батый, Наполеон или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти были освободительными, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Но были и другие войны, более масштабные, вошли в историю под названием мировых. Наша многострадальная Родина прошла ещё одну войну – Гражданскую, войну, которая разделила нашу страну на два враждующих лагеря. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды – старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестёр, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

М. Шолохов, будучи очевидцем и участником Гражданской войны, видел, что она несёт страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что она калечит души.

Писатель, поражённый разливом жестокости, несоблюдением главных заповедей Божьих, заново переосмысливает все увиденное им. Так появляются «Донские рассказы».

В рассказе «Жеребёнок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой человеческого в человеке. В самом начале заявлена антитеза: только что родившегося жеребёнка охватывает ужас жизни на земле. «Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребёнка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче».

Жеребёнок спасён. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далёк от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему – эта заповедь стала актуальнейшей в годы войны. Но подняться до её исполнения было дано не многим, в народной массе она не восторжествовала. Только отдельные личности своим примером указывали путь выхода из тупика, смертельного тупика самоуничтожения. Таким был дед Гаврила из «Чужой крови».

Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному церковному календарю.

«В филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Первая фраза уже задала тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю.

Уходя, Петро берёт с родимого база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несломленность и бесстрашие: «Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шёл по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали».

М. Шолохов даёт выразительную картину фронтовых будней гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания у деда Гаврилы ненавидеть новую власть были веские. Они ещё более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына.

«А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.

Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишнёвых кустах.

Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».

М. Шолохов приходит к идее необходимости морали: любите врагов своих. Своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Почему люди должны гибнуть, так и не узнав правды.

Но несомненным кажется нам, что жизнь победила в этом противостоянии. В рассказе «Жеребёнок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребёнка – символ приближающегося будущего, светлого, а не горького. Оставшийся в живых жеребёнок – олицетворение новой жизни, даже после стольких убийств у людей есть будущее, поэтому они должны бороться за свое него.

Потеряли нравственные ориентиры люди, убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре» муж жену, оставляя сиротой ребёнка в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек». Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться.

Источник

Конспект урока по литературе «В мире, расколотом надвое» (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова, )

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дворницына Любовь Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Брединской СОШ №97

«В мире, расколотом надвое»

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова

показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;

привлечь внимание школьников к литературе о гражданской войне, расширять их литературный и общекультурный кругозор;

формировать у учащихся умение исследовательской работы, анализа прозаического текста, выявление особенностей языка и стиля рассказов;

развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся;

на примере исторического материала, судеб героев «Донских рассказов» проследить трагедию народа в годы гражданской войны и показать приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, духовности, любовь к поэзии, положительное отношение к предмету.

Возраст учащихся – 11 класс.

Оборудование: тексты «Донских рассказов» М.Шолохова у учащихся, компьютер, проектор, экран, мультимедиа презентация.

Ход урока

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя

— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Посмотрите на тему урока.

Подберите ассоциации, связанные со словом «война». Составление кластера Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок. Смотреть фото Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок. Смотреть картинку Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок. Картинка про Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок. Фото Что объединяет рассказы чужая кровь и жеребенок

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним стихи, песни, фильмы о ней: «Гренаду» М.Светлова, «Там вдали, за рекой. », «комиссаров в пыльных шлемах» Б.Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей»…

Мы не могли представить всей полноты картины того времени, потому что целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса. Возвращение публицистики и художественных произведений И.Бунина, М.Горького, В.Короленко, М.Булгакова, И.Бабеля, А.Платонова, книг эмигрантов И.Шмелева, М.Осоргина, М.Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века.

Художники стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль о России, которая, по словам Н.Бердяева, «бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала центральной в литературе века.

Художники не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностей в переломную историческую эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того времени непримиримость и остроту политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над исторической ограниченностью собственных убеждений и пристрастий.

Исторический вихрь разрушил не только прежние социальные отношения. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, зачастую мучительный процесс, о котором тоже рассказало искусство.

Борис Васильев писал об этом так: «…Гражданская война была войной за завтрашнюю Россию как с «красной», так и с «белой» стороны. Вчерашней России уже не существовало…

Населяющие ее народы раскололись не по социальному имущественному и т. п. признаку, а по своему представлению о завтрашнем дне Родины. …Гражданская война была отчаянным поиском утерянной родины для всего населения взорванной Российской империи… В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все. Весь народ, вся Россия».

Сейчас всем доступны такие публикации, как «несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Письма к Луначарскому» В.Г.Короленко. В каждом из них – предостережение, тревога, боль…

М.Шолохов – один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия.

Открытие донского цикла в том и состояло, что в своем сборнике «Донские рассказы» Шолохов показал преступность гражданской войны, ее губительные, разрушительные последствия не только для судеб «тихого Дона», но и для всей России в целом. Он показал бессмысленность и греховность братоубийства, которые потрясают душу читателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *