Что объединяет религию и науку религию и искусство

Самый ТОП в обществознании

Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть фото Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет религию и науку религию и искусство. Картинка про Что объединяет религию и науку религию и искусство. Фото Что объединяет религию и науку религию и искусство

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть фото Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет религию и науку религию и искусство. Картинка про Что объединяет религию и науку религию и искусство. Фото Что объединяет религию и науку религию и искусство

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть фото Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет религию и науку религию и искусство. Картинка про Что объединяет религию и науку религию и искусство. Фото Что объединяет религию и науку религию и искусство

В этом высказывании автор затрагивает проблему обобщенности трех направлений духовной культуры. Альберт Эйнштейн говорит о том, что Религия, Наука и Искусство имеют одну основы и взаимосвязаны друг с другом. Согласно его высказыванию, все перечисленные три элемента имеют общую основу, общие корни, а именно являются элементами духовной сферы общества. Одновременно с этим и Религия, и Наука, и Искусство являются формами познания мира. Все три представленных элемента в высказывании автора являются источниками духовных ценностей

Я полностью согласен с высказыванием автора.

Таким образом мы доказали на теоретическом уровне то, что все три элемента являются источниками духовных ценностей и способствуют удовлетворению духовных потребностей человека, следовательно являются частями духовной культуры.

В качестве примера, подтверждающего позицию автора мне вспоминается Древняя Греция. В начале ведь вообще не разделяли религию, искусство и науку. Это все относилось к философии. возьмем например Платона, который всю свою жизнь изучал одновременно и религию, и науку и искусство. Его жизнь была пронизана этими формами познания. Собрав свои знания воедино, он передал их Аристотелю, который вывел уже науку на новый уровень.

Другой пример можно взять из программы средней общеобразовательной школы. Так на протяжении всего школьного курса мы изучаем науку (математика, химия, физика и т.д.), изучаем искусство (музыка, ИЗО), изучаем и религию (раздел обществознания, МХК).

Источник

Есть раздел философии, который именуется философией науки. В этом разделе излагаются взгляды философов науки 19-20 веков, потому что в это время и формируется современное естествознание. (В данной статье под наукой мы имеем в виду именно естествознание). В 20 веке наиболее известными философами науки стали Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун. Эта область взаимодействия науки и философии возможна потому, что сами ученые-естествоиспытатели, оперируя огромными массивами эмпирических данных, выстраивая сложнейшие теоретические конструкции, волей-неволей должны становиться философами и осмысливать самым общим образом те результаты своих наук. Поэтому мы встречаем философские работы у Макса Планка, Альберта Эйнштейна, Вернера Гейзенберга, Макса Борна и многих других. С другой стороны, философы, видя успехи естествознания, и то, какое огромное влияние оказывают успехи естественных наук на все стороны нашей жизни: мира и войны, экологии, здравоохранения… вынуждены с этим считаться. Возникают «философии родительного падежа» (Мишель Фуко) – философия техники, философия технологии, философия медицины, которую называют деонтология или биоэтика. Конфликтов философии и науки по сути не возникает в силу их длительного совместного существования. В средневековье эта область их слитного сосуществования именовалась натурфилософией (natura – природа). Начиная с Милетской школы (VI век до нашей эры) до Исаака Ньютона, который написал «Математические основания натуральной философии», ученые были и философами, и естествоиспытателями одновременно.

Философия и религия

В XIX веке рождается и другая наука на стыке философии и религии, которую называют философией религии. Несомненно и то, что и накануне этого времени появлялись работы, осмысливающие религию с философских позиций, равно как и религиозная философия пыталась осмысливать философию с религиозных позиций. И тут можно назвать сотни имен, представляющих философию религии как в старой Европе, там и в США. Религиозных философов еще больше, ибо религиозная философия, как и натурфилософия имеет седую древность. Религиозных философов гораздо больше, чем философов-атеистов, как и в среде простых людей верующих больше, чем неверующих. И поэтому философствуя, религиозные философы, они не забывали кто они (смертные люди) и куда они идут (на Суд Божий). То есть, философствуя, они принадлежали, чаще всего, к какой-либо религиозной традиции.

В нашей диаграмме в этой области стоит знак вопроса. В этой области, как ни в какой другой, ярко проявляются конфликты. (Как согласовать миллиарды лет Вселенной и шесть дней творения, как библейский рассказ о творении человека из земли объяснить с эволшюционных позиций и т.д.) Поэтому если бы спорящим сторонам предложить данную диаграмму, они бы отодвинули эти круги Эйлера (модель независимости науки и религии), либо слили вместе (оккультисты, теософы, масоны), либо нарисовали один в другом (представители модели ассимиляции, интеграции, гармонии – соответственно позитивисты О.Конт, Г. Спенсер, русские космисты – К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, Чижевский, поклонники творчества А.Бегссона, Т. Де Шардена). Мы же поставили вопросительный знак, чтобы обозначить модель диалога. Серия статей, написанная нами прежде, пытается доказать перспективность данной модели взаимодействия в современных условиях. Представителем естествознания и религии, теологом и естествоиспытателем необходимы встречи, конференции, форумы для прояснения позиции по общезначимым вопросам. Патриарх Кирилл, когда был еще митрополитом и возглавлял ОВЦС, однажды писал о перспективности координационных советов, в которых бы были представители церкви и науки, например как в Папской академии наук. Так в Дубне прошло более 15 конференций «Наука, религия, философия», в которой участвуют и представители Русской Православной Церкви (профессора МДА), науки (объединенный институт ядерных исследований РАН), философии (институт философии РАН).

Общее между наукой, философией и религией

Источник

Наука, искусство, религия

от непосредственного единства к опосредованному единению познания

Наука, религия, искусство, несмотря на огромные расстояния, разделяющие их, интуитивно воспринимаются нами как нечто целое, принадлежащее к одному уровню отношений человека к Миру — отношений не непосредственно вещественных, а опосредованно идеальных. Хотя наука, религия, искусство и разнесены по разным полюсам, мы неизбежно приходим к пониманию, что эти полюса принадлежат одному пространству, и как три точки задают в нем единую плоскость познания.

Прежде всего, мы можем констатировать, что и наука, и религия, и искусство — это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к Миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования — добычи пищи, защиты от природных стихий и т.д. или, если говорить о современном обществе — от производственно-экономических отношений.

Другой особенностью, объединяющей искусство, науку, религию и одновременно отделяющей их от внутренних переживаний и мыслей единичного человека, является их обязательная внешняя человеку фиксация. То есть, говоря о науке, искусстве, религии, мы имеем в виду не просто обдумывание, чувствование, созерцание мира человеком, а обязательное представление этих процессов в виде текстов, звуков, вещей. Благодаря этой внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, наука, религия, искусство имеют не только личностную, но и общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.

Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил – и зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме: в словах, линиях, звуках. Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека. Оно не может быть отделено от чистых восприятий, чувствований, ощущений и поэтому лежит вне искусства, науки, религии. Сугубо внутреннее, непосредственное (не выявленное) индивидуальное познание предшествует им или, наоборот, может рассматриваться как частный сухой остаток, послевкусие.

Следовательно, рассматривая искусство, науку, религию как способ познания мы, прежде всего, должны иметь в виду не внутренний мимолетный акт прозрения, а процесс его внешнего закрепления, фиксации в форме, доступной для передачи другим людям. Поэтому точнее было бы говорить об искусстве, религии, науке как о формах общественного познания. Этим уточнением подчеркивается не только необходимость внешней реализации внутреннего чувствования, но и констатируется обязательная социальная значимость формы закрепления индивидуального познавательного порыва. Ни пророчество, ни поэма, ни теорема произнесенные на неведомом языке не имеют познавательной ценности, то есть не являются элементами религии, искусства, науки. И реликвия, и картина, и научный метод до общественного признания их таковыми являются лишь частными предметами, хотя и имеют форму реликвии, картины, научного метода.

Итак, мы констатировали, что наука, религия, искусство являются способами общественного познания. Или, если рассматривать их с точки зрения отдельного человека – способами фиксации индивидуального познания, средствами представления этого познания в общественно значимых формах. При этом само индивидуальное познание – это всего лишь вздох, задержка дыхания в момент прозрения, предчувствия истины, ощущения всеобщности. По своей природе все разнообразные «вздохи познания» – вызванные и ощущением всеобщности Мира как целого, и видением единства Человека и Мира, и пониманием тождественности разрозненных явлений – близки и даже, более того, неразличимы. Радость открытия, экстаз творчества, восторг причастности едины для всех – для ученого, художника, проповедника.

Различия же начинаются тогда, когда человек пытается зафиксировать момент прозрения, передать другим свое предчувствие истины. Он может взять в руки музыкальный инструмент, кисть, перо и попытаться в звуках, красках, словах запечатлеть свои ощущения. Такую сугубо личностную, субъективную форму выражения индивидуально познанной истины мы называем искусством.

Если человек ощущает внутреннюю истину, как нечто всеобщее, мировое, ему не принадлежащее, единое для множества людей, он начинает проповедовать. В отличие от художника (поэта, музыканта), верующий человек не придумывает, не изобретает новых оригинальных форм фиксации своего прозрения, а находит подкрепление, подтверждение ему в уже предзаданной системе ритуалов, символов, текстов. Религия, по сути, и является набором исторически сложившихся, строго зафиксированных форм (ритуалов), предназначенных для выражения индивидуальных познавательных актов. Унифицированность и абсолютность религии как способа познания мира, с одной стороны, отражают (констатируют) всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, предлагают единый язык для выражения индивидуальных «вздохов», язык человеческого взаимопонимания.

Ученый же уверен, что проблеск истины, ощущение некоторой взаимосвязанности, тождественности различных явлений есть не только единичное отражение абсолютной всеобщности Мира (как в религиозном познании) и не только его индивидуальное, субъективное ощущение гармонии (как в искусстве), но и выражение некоторой конкретной объективной закономерности. Он пытается однозначно закрепить это понимание взаимозависимости явлений мира в виде формальной системы – научной теории. (Когда мы говорим «художник», «верующий», «ученый», то, конечно, имеем в виду разные сферы деятельности, при этом понимая, что реально все они могут воплотиться в одном человеке.)

Для терминологического однообразия все возможные формы фиксации человеческого познания (этого вздоха предчувствия истины) будем обозначать словом «высказывание». Так вот, высказывание художника (мелодия, картина и т.д.), вызванное каким-либо явлением, вернее, чувством, порожденным этим явлением – абсолютно субъективно и уникально. Пробудит ли это явление такое же чувство у других художников, никто не знает, но можно гарантировать, что их высказывания будут другими (не рассматривая, конечно, случаи плагиата или редких совпадений). Кроме того, что все высказывания художников об одном и том же явлении мира уникальны, так еще и восприятия этих высказываний другими людьми совершенно не однозначны. Именно эта мимолетность, случайность, уникальность (и со стороны творения, и со стороны восприятия) являются отличительными чертами искусства как способа познания. Оно запечатлевает Мир в мгновенности и неповторимости его явлений и индивидуальных восприятий.

Проповедник, в отличие от художника, не выражает личное отношение к миру в самостоятельных, уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует их в предзаданных, уже существующих терминах одной из религий. Для такой унификации религия изначально строится как некая абсолютная система, на языке которой возможно выразить любой познавательный порыв, любое чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств фиксируется в терминах единой формализированной схемы. Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность характеризует религию как способ познания вневременного единства Мира, его общности во всех его явлениях и нашем восприятии его.

Если высказывания художника отражают лишь его субъективное отношение к явлениям, а религиозные высказывания констатируют вневременное единство всех элементов Мира, то научные высказывания, прежде всего, формулируют отношения отдельных явлений Мира друг к другу, их некоторое относительное единство, их взаимозависимую последовательность. Высказывания в искусстве и религии абсолютно истинны. Первые – потому, что тождественны самим себе; вторые – потому, что тождественны абсолютной системе религиозных постулатов. Научные же высказывания, как выражающие относительное единство различных явлений мира, не являются абсолютно истинными. Но именно эта неабсолютность придает научным высказываниям познавательную ценность – позволяет распространять их с той или иной долей достоверности на другие явления, или, что равносильно, подводить другие явления под готовые высказывания. То есть реальным результатом (и смыслом) научного познания является не создание индивидуальных субъективных высказываний (произведений искусства) и не констатация тождества всех явлений в рамках абсолютной системы высказываний (религии), а получение, генерация новых относительных высказываний о явлениях мира в терминах конечных систем (теорий). Именно эта относительность, текучесть, преемственность науки делает ее инструментом для познания ограниченных во времени и пространстве элементов Мира.

С представленной точки зрения науку, религию, искусство можно рассматривать как закономерное расслоение, разветвление изначально единого, синкретического человеческого познания. Желание зафиксировать, закрепить, передать другим тот первобытный «вздох», то перовое, неопределенное, непосредственное понимание Мира, предчувствие истины как единства Человека и Мира неизбежно привело к появлению трех, все более удаляющихся друг от друга способов познания, трех форм его представления. То есть для отражения всей полноты индивидуального познавательного порыва человеку потребовалось три разных языка: язык всеобщей, индивидуальной и относительной истин; потребовалось три разных формы: религиозная система, произведение искусства, научная теория.

Но с другой стороны, внешне столь явно различимые, разнесенные по разным полюсам, эти три формы воплощения человеческого познания – религия, искусство, наука – всегда оставались и остаются в непосредственном единстве. И как дополняющие друг друга, дополнительные друг другу. И как реально единые в единичном сознании — та изначальная синкретическая целостность познавательного потенциала сохранилась в непосредственной неразличимости индивидуального внутреннего творческого порыва.

Человек сочиняет стихи, музыку, исследует просторы вселенной, изобретает новые устройства, верит в Будду, Аллаха, Христа… и пока он не произнес ни единого слова, пока перо не прикоснулось к листу бумаги, переполняющие его предощущение истины, чувство единения с Миром и являют собой те отзвуки архаического синкретического познания, а также прообраз будущего познания, не разделенного на способы, методы, области, сферы.

Это познание не будет религией – оно не будет ссылаться на регламентированные ритуалы, канонизированные истины, предписанные ответы, хотя в фундаменте его будет лежать вера в Единство Мира, которую невозможно исчерпать, выразить, запечатлеть ни словами, ни формулами, ни красками, ни звуками.

Это познание не будет искусством – оно не будет переполнено самостью, эгоцентричной уверенностью в истинности частного видения, но по своей сути оно будет эмоциональным, эстетическим восприятием каждого мгновения Мира, его красоты и гармонии.

Это познание не будет наукой — оно не будет приписывать каждому элементику мира свое определение, в надежде заменить реальный мир его формальной моделью, но оно будет основано, выстроено на всем рациональном знании, являющимся не только средством выживания цивилизации, но и способом ее развития.

Источник

Религия, Искусство и Наука — это ветви одного и того же дерева (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании автор поднимает проблему связи религии, и искусства, и культуры, их единства. Безусловно, данная проблема будет актуальной в любое время, потому что данные понятия всегда будут связаны между собой, оказывая влияние на общество, личность, формируя её мировоззрение.

А. Эйнштейн утверждает, что религия, искусство, наука базируются на одном и том же, имеют общие корни и основы, являясь источниками духовных ценностей личности.

Чтобы более верно интерпретировать авторскую мысль, в первую очередь, пожалуй, следует дать определения понятием, фигурирующим в высказывании физика. Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, познании, имеющая непосредственную цель получения нового знания и открытия объективных законов.

Обществоведами обозначены такие функции науки, как познавательная, мировоззренческая, прогностическая. Религия — форма духовной жизни, форма практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом. Она выполняет определённые функции: например, мировоззренческую, регуляторную, интегрирующую и коммуникативную. Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности в художественных образах. К выполняемым искусством функциям относят эстетическую, психологическую, мировоззренческую, познавательную. Таким образом, можно понять, что религия, наука и искусство тесно взаимосвязаны. Это можно заметить по отношению каждого понятия к духовной жизни личности и выполнению во многом схожих функций.

Пожалуй, самой простой иллюстрацией данного тезиса может стать современный подход к обучению в школах: все дети, получающие начальное общее образование в России, независимо от специализации класса, изучают и точные науки, и искусство, и религию, об основах которой рассказывают в некоторых школах.

В древние времена взаимосвязь религии, искусства и науки прослеживалось особенно хорошо: все представления человечества были основаны на религии. Это проявлялось в том, что различные природные явления, образование всего, что нас окружает, связывалось исключительно с представлениями о Боге. Впрочем, как и искусство: оно появилось, конечно, с целью самовыражения, но, в большинстве случаев, было использовано в религии, строились церкви, расписывались храмы, писались иконы.

Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать, что религия, и наука, и искусство действительно имеют общее начало и достаточно схожих аспектов, тесно взаимосвязаны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Религия, Искусство и Наука – это ветви одного и того же дерева (А. Эйнштейн)

Смысл данного высказывания состоит в том, что религия, искусство и наука тесно между собой связаны и составляют единую систему. Известный ученый Альберт Эйнштейн в высказывании поднимает проблему источника культурного развития.

Нельзя не согласиться с автором, ведь все элементы культуры берут начало от одного источника. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что наука занимает главенствующее положение в обществе, а культура и наука отошли на второй. Эти три понятия связаны между собой, но на данный момент развиваются отдельно друг от друга.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Духовная культура – это результат творческой умственной или физической деятельности. Элементами духовной культуры являются религия, искусство и наука. Религия – это взгляды, основанные на вере в сверхъестественное. Она возникла еще тысячелетия назад, когда не было ни науки, ни морали, ни политики. У религии есть множество функций:

1) регулятивная, которая заключается в установлении моральных рамок;

2) мировоззренческая, которая формирует картину окружающего мира;

3) коммуникативная, которая обеспечивает общение между верующими.

Искусство – это форма деятельности, в результате которой образуется новый совершенный продукт. У искусства множество функций:

1) повествовательная, которая заключается в передаче информации о текущем времени;

2) информационно-коммуникативная, которая обеспечивает общение между людьми;

3) эстетическая, которая заключается в художественном мышлении.

Наука – это форма духовной жизни, в которой открываются новые знания об окружающем мире. Она имеет схожие функции с религией и искусством, но способы постижения истины отличаются. Главной целью науки является нахождение абсолютной истины с помощью проведения экспериментов. В то время как главная цель религии основана на вере в бога, а искусства – на отображении субъективного взгляда на жизнь.

Обратимся к примерам из истории. В XVI веке Джордано Бруно отстаивал теорию Николая Коперника, которая гласит о том, что наша планета вращается вокруг Солнца. Это мнение послужило его инквизиции. В тот отрезок времени наука полностью зависела от религии и искусства. Люди отдавали большее предпочтение религии.

Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть фото Что объединяет религию и науку религию и искусство. Смотреть картинку Что объединяет религию и науку религию и искусство. Картинка про Что объединяет религию и науку религию и искусство. Фото Что объединяет религию и науку религию и искусство

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль Эйнштейна. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» есть фрагменты, где повествуется о Иисусе Христе. Прежде чем писать данное произведение, автор изучил Библию и жизнеописание Христа по церковным источникам. В результате симбиоза религии, искусства и науки родился роман, известный по всему миру.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что все элементы духовной жизни общества имеют один источник и составляют единое целое. Религия, искусство и наука похожи и имеют схожие функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *