Что объединяет романс сирень и вокализ
Презентация по музыке на тему «Счастье в сирени живёт» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Здравствуйте, уважаемые любители и ценители искусства!
8 Н 2 О В К 9 1 А 4 6 Т М М Р Т 5 Т 7 Ю Е 10 А И 3 Е Л А Р Р Л У Р А Х М А Н И Н О В Ш Ц О П Д Е Т Д Е И Р Ц М И Р И Я Т Ю Р А
К. Сомов «Портрет С.В. Рахманинова»
С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода.
1917 Но в 1917 году в рассцвете творческих сил Рахманинов навсегда покинул Россию.
В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе
«От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную победу. Сергей Рахманинов, 25 марта 1942 года».
Рахманинов не дожил до Победы. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», ― говорил о себе композитор.
Победитель первого конкурса пианистов имени П.И. Чайковского Ван Клиберн вместе с дирижёром К. Кондрашиным, специально приехав на могилу Рахманинова, посадили там куст белой сирени.
Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Слушаем романс «Сирень» на стихи Е. Бекетовой
Ответьте на вопрос: Что такое кульминация? Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.
Какая же главная мысль этого сочинения? Повторное слушание романса «Сирень» Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души. РОМАНС
Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.
Вспомните, какие произведения С. Рахманинова мы слушали? Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Вокализ. Посвящение великой русской певице А.В. Неждановой. Что объединяет романс «Сирень» и Вокализ? Это вокальная музыка и она пронизана русской песенностью, широтой мелодического развития.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-436343
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок музыки в 4 классе «Счастье в сирени живёт»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок музыки в 4 классе.
Тема: «Счастье в сирени живёт…»
Раздел: «В концертном зале»
Фролова Инесса Владимировна
Тема урока: «Счастье в сирени живёт»
Раздел: «В концертном зале»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С. В. Рахманинова.
Обучающая: закрепить понятие музыкальных жанров: песня, романс, вокализ.
— развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова.
— пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
знать, что такое романс, вокализ; соблюдение певческой установки; устойчивый интерес к музыке и различным видам деятельности на уроке.
В ыражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
выразительно исполнять песни; высказывать личные впечатления от
общения с музыкой разных жанров, стилей; иметь представления об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
эмоционально- ценностное отношение к музыке;
Виды деятельности на уроке: Слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.
Комплексно – методическое обеспечение: ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Учитель читает на фоне музыки:
«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».
Учитель : Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?
Дети: Это Сергей Васильевич Рахманинов – «Вокализ».
Учитель: Да, это Сергей Васильевич Рахманинов.
— С какими произведениями этого композитора вы уже знакомы?
Дети: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.
Послушайте стихотворение Екатерины Бекетовой «Сирень».
-Какую картину вы увидели в этом стихотворении?
— Какие чувства переданы в нем?
( образ природы в неразрывном единстве с человеческими чувствами.)
-Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку вы написали к этим стихам?
— Какому жанру в музыке наиболее близко это стихотворение?
Небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Учитель : Откройте учебник на стр. 80
Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных романсов С.В.Рахманинова – «Сирень».
Множество удивительных мелодий написано этим композитором. Многие из них, по выражению А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы.
Романс «Сирень» был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Натальей Александровной Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.
-Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Пользуясь эмоциональным словарём, дайте характеристику этому романсу.
Звучит запись «Сирень»
(покоя, умиротворения, созерцания, нежности, любование красотой родной русской природы)
— Кто исполнял романс?
Высокий женский голос – сопрано.
Напоминаю о певческой посадке.
— Споем первых два предложения романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике – стр.80. (Добиваюсь кантилены, лёгкого, нефорсированного звука. Работаю над звукоизвлечением, фразировкой).
— Исполним еще раз – только спокойно и непринужденно.
— Какова роль аккомпанемента в этом романсе?
Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.
Аккомпанемент играет важную роль. В нем – легкое дуновение ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса.
С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.
Посмотрите на портрет С. В. Рахманинова – художника К. Сомова в вашем учебнике на стр. 80. Что вы видите на этой картине?
«ПОРТРЕТ РАХМАНИНОВА» СОМОВ
Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?!
Учитель : Попробуйте проинтонировать романс «Сирень» пластическими движениями.
— Какими будут ваши движения и почему? (движения плавные, покачивающиеся)
Повторное слушание «Сирень» Пластическое интонирование.
Рахманинов – это прирожденный поэт и певец России. Композитор глубже и проникновеннее других своих современников-музыкантов выразил вечное и прекрасное чувство Родины, являющееся источником его творческих сил, его нравственной опорой.
В 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
Документальный фильм о С.В.Рахманинове
В пейзажной музыке композитора встает лирически обобщенный образ Родины-«Красавицы России»!
— Ребята, а кто такой патриот?
А ведь мы с вами помним, что тема патриотизма – одна из самых главных тем в искусстве. У нас с вами есть песня о России.
«Песня о России» или «Красно солнышко»
Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.
1. Что такое «романс»?
2.Любимые цветы Рахманинова?
3.Как называется романс, который написал Рахманинов?
4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?
5. Чем романс отличается от песни?
6.Что дал вам пример этого композитора?
Учитель: Вы молодцы!
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее на доске.
Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.
Сейчас у вас есть большие информационные возможности, зайдите в интернет, узнайте ещё что-нибудь про Сергея Васильевича Рахманинова, послушайте его музыку.
Нарисуйте дома любимый цветок, символ Родины для Рахманинова – сирень.
Домашнее задание: выучить слова двух предложений романса «Сирень».
Конспект урока по музыке на тему «Счастье в сирени живёт» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Уроки музыки в 4 классе
Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
III (третья) четверть
Раздел: «В концертном зале»
Тема: «Счастье в сирени живёт»
знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.
знакомство с творчеством С.В. Рахманинова. Продолжить знакомство с музыкальными жанрами.
формировать художественно – образное мышление учащихся.
воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Формы организации урока:
устный опрос (индивидуальный, групповой)
Комплексно – методическое обеспечение:
Технология становления ассоциативно – образного мышления.
Музыкальное приветствие. Распевание.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Ребята посмотрите на экран – ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете фамилию композитора, о творчестве которого мы будем говорить на уроке. В ваших тетрадочках точно такой же кроссворд. Итак, начинаем работать.
Как называют музыку с чётким ритмом, под которую удобно ходит строем? (марш)
Форма музыки, в которой тема видоизменяясь повторяется несколько раз (вариации);
Как называется коллектив, одновременно исполняющий вокальное произведение под руководством дирижёра? (хор);
Он бывает быстрым, умеренным, медленным… (темп);
Он бывает весёлым, бывает грустным…(лад);
Он есть у сердца, есть и у музыки… (ритм);
Вступление к опере, балету, спектаклю, кинофильму… (увертюра).
Вот мы и ответили на все вопросы кроссворда. Теперь давайте хором прочитаем фамилию композитора, творчеству которого мы посвятим урок:
Дети читают вместе: Рахманинов.
На экране – портрет Рахманинова работы художника К. Сомова.
С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.
С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней.
Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию.
1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.
В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.
Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.
Рахманинов не дожил до Победы. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).
Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманинского творчества.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», ― говорил о себе композитор.
Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.
А теперь давайте снова вернёмся к портрету Сергея Васильевича Рахманинова работы К. Сомова.
на выражение глаз композитора.
Как изображён великий мастер?
Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразить его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко-зелёная трава».
С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.
Сирень и весна – это символы творчества Рахманинова.
Победитель первого конкурса пианистов имени П.И. Чайковского Ван Клиберн вместе с дирижёром К. Кондрашиным, специально приехав на могилу Рахманинова, посадили там куст белой сирени.
Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться.
Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова на стихи Бекетовой
У.: Чем наполнена музыка? –
Ответы учеников: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
У.: Что отличает мелодию?
Ответы учеников: она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.
У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –
Ответы учеников: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.
У.: и ещё очень важно обратить внимание на рисунок аккомпанемента, который имеет чисто зрительное сходство с формой цветка, и при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада.
У.: Какое главное качество музыки романса? –
Ответы учеников: Песенность.
спеть мелодию романса «Сирень» (учебник стр.81):
Спеть первую и третью строки.
Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций: 1-я – фа, ми, ля; 2-я ― си, до, до.
У.: Что такое кульминация?
Ответы учеников: Вершина в музыке.
Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.
На какие слова отмечена кульминация?
Ответы учеников: «Моё бедное счастье…»
Как звучит музыка в кульминации?
Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».
Правда, в Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым. Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до
слез, до изнеможения.
Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич [Зилоти] покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.
— Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти. — Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти, — разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.
— Так что же он, лучше вас? — наивно спросила Верочка.
— Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.
— Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы. как пианист, какой по счету?
— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.
— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны. Рахманинов будет первым.
— А какую музыку он сочиняет?
— Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант. »
Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова
Какая же главная мысль этого сочинения?
Ответы учеников: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.
Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя
Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору
(связь музыки и литературы).
А какой жанр мы услышали песню или романс?
Ответы учеников: Романс.
А что такое романс?
Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом « романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.
Мы знакомились с музыкой С.В. Рахманинова в 1-й четверти.
Вспомните, какие произведения мы слушали?
Ответы учеников: Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Вокализ».
Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов?
Ответы учеников: Великой русской певице
Это инструментальная или вокальная музыка.
Ответы учеников: Это жанр вокальной музыки.
Ответы учеников: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.
Слушание «Вокализ» С.В. Рахманинова.
Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?
Ответы учеников: Э то вокальная музыка и она пронизана русской песенностью, широтой мелодического развития.
А теперь запишите домашнее задание:
Слушать романс «Сирень» С.В. Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой.
Выучить определение романса.
Закончить наш урок мне хотелось бы словами Сергея Васильевича Рахманинова: „ Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством “ .
Спасибо за работу на уроке, дорогие любители и ценители искусства.