Что объединяет российский народ

«Возникает вопрос: народы России такие разные, а что нас объединяет?»

Этнограф о стереотипах, русско-чукотских войнах и привычках, которые мы сами не понимаем

Что объединяет российский народ. Смотреть фото Что объединяет российский народ. Смотреть картинку Что объединяет российский народ. Картинка про Что объединяет российский народ. Фото Что объединяет российский народ

На территории России проживает почти 200 народов, каждый из которых обладает своей самобытной культурой. И как-то умудряются уживаться. Сотрудник Музея кочевой культуры, этнолог и антрополог Станислав Терешков подобрал для «URA.RU» самые яркие примеры того, какие россияне разные, и объяснил, почему мы вместе.

Что объединяет российский народ. Смотреть фото Что объединяет российский народ. Смотреть картинку Что объединяет российский народ. Картинка про Что объединяет российский народ. Фото Что объединяет российский народ

У славянских народов особое отношение к хлебу — эти культуры издревле были земледельческими — хлеб нельзя выкидывать, а гостей встречают хлебом-солью. У кочевых скотоводческих народов (буряты, тувинцы и хакасы) такое же почтительное отношение к «священной белой пище» — молоку и продуктам, полученным из него: соленому молочному чаю, сыру, кумысу, молочной водке.

Очень часто расходится и этикет. К примеру, есть русский обычай приходить в гости не с пустыми руками — мы с порога протягиваем конфеты или бутылку вина. А в ряде культур это может быть расценено хозяином как оскорбление — намек на то, что он не может накормить своих гостей.

На культурную разницу между народами накладываются различные негативные стереотипы.

При этом самые неприятные стереотипы у человека складываются о тех народах, с которыми он ни разу не контактировал.

В свое время проводился эксперимент — людей просили дать краткую характеристику ряду народов, и в этом списке присутствовали народы, никогда не существовавшие. Так вот, они «удостаивались» самой негативной характеристики.

Здесь уместно вспомнить о чукчах, про которых рассказывают много анекдотов, но «чукчу из анекдота» вам не найти. Чукотка до сих пор — одно из самых суровых мест не земле (а не только в России) — очень низкие температуры, постоянные бураны (Чукотка расположена между двумя океанами), нет дерева, которое могло бы служить топливом. И в таких условиях чукчи на протяжении многих поколений не просто выживают (что уже не тривиальная задача), но живут — кочуют в тундре с оленями, охотятся в море, занимаются искусством — очень интересны чукотские танцевальная, песенная традиции и искусство резьбы по кости.

Все мы проходили в школе историю России, но вы вряд ли знаете о русско-чукотских войнах. А ведь они продолжались сто лет, и чукчи одержали победу — русские срыли Анадырьский острог и ушли с Чукотки. Лишь позже Чукотка была мирно присоединена к Российскому государству.

Рассказать в одном тексте, пусть даже коротко, про каждый народ, живущий на территории России, невозможно. Изучать культуры довольно увлекательно.

Часто возникает вопрос — если народы нашей страны настолько разные — то что же нас все-таки объединяет?

Ответ очень простой — Россия и объединяет.

Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны — помимо этнической идентичности, имеют еще и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот — борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую.

Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей — только так мы сохраним наше единство. Как во время одной из экспедиций представитель одного из малых народов сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди — люди».

Источник

Един ли русский народ и что определяет единство?

ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?

Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.

От реальности такое представление весьма далеко.

Приведу лишь наиболее яркие примеры:

1) Есть народы говорящие на двух и более языках:

— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.

— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,

— на португальском говорят португальцы и бразильцы;

— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.

Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.

— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).

Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).

Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).

Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.

Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.

Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.

Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).

Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:

— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).

— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).

Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.

Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?

Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?

Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?

А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?

Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.

Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.

Источник

В чем единство народов нашей страны?

Рассуждают пастыри

4 ноября (22 октября по ст.ст.) Церковь чтит Казанскую икону Божией Матери, а наше государство отмечает День народного единства. Мы решили спросить пастырей: состоялся ли на сегодняшний день этот праздник как истинно всенародный? И в чем вообще заключается или может заключаться единство народов нашей страны?

Что объединяет российский народ. Смотреть фото Что объединяет российский народ. Смотреть картинку Что объединяет российский народ. Картинка про Что объединяет российский народ. Фото Что объединяет российский народ

Чтобы День народного единства состоялся,
нужно наше постоянство в доброделании

– Неслучайно День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Через эту икону Пресвятая Богородица не раз являла нашему народу Свое особенное покровительство и защиту. Но при непременном условии крепкой веры, благочестия и покаяния. И вот сейчас особенно остро встает вопрос о возвращении нашего народа к ясному осознанию своего Богоначертанного пути.

Вообще всенародное приобщение важнейшим духовным смыслам – в силу нашей территориальной огромности и «разбросанности» людей по городам и весям, в силу разницы обстоятельств и условий их жизни, в силу известной инерции – требует времени и постоянства в утверждении этих смыслов.

Чтобы День народного единства укоренился, устоялся в нашем народе, чтобы понимание его действительного значения – духовного, культурного и нравственного – твердо вошло в сознание людей и стало действительно общенародным, нужно, чтобы прошло время при условии нашего постоянства в доброделании.

И прежде всего нам всем, православным верующим, нужно прилагать усилия к тому, чтобы самим жить по тем принципам, которые служат основанием нашего единства. А затем и доносить до как можно большего числа людей ту простую мысль, что единственное подлинное основание нашего всенародного единства – это наша причастность православной вере с ее богатейшей культурой борьбы со страстями, приобщения Божественной благодати, достижения единства и согласия с Богом во Христе Иисусе. Это есть наша цель и наше объединяющее начало. Другого нет и не будет. И чем раньше мы это поймем, чем раньше без ненужных уклонений и экивоков, без стремления угодить и потрафить иным народам и наднациональным структурам (зачастую чуждым нашей вере и культуре), чем раньше мы начнем строить свою личную, семейную и общественную жизнь на твердом фундаменте святой православной веры – тем лучше будет для нас всех и в духовном, и в душевном, и в житейском смысле.

Православная культура «уклонения от зла и сотворения блага» важна и в контексте страшных революционных событий и их катастрофических последствий в России. Потому что именно приобщение этой культуре может служить основанием общенационального примирения. Когда одни – власть имущие – станут прилагать особые усилия в борьбе с корыстолюбием, эгоизмом и жестокосердием, а другие – страждущие и озлобленные – станут сознательно бороться с нетерпением, ропотом и гневом. Когда первые будут с верою утверждаться в воздержании и милосердии, а вторые – в терпении и благодарности.

Если так будем строить нашу общую жизнь, можно с уверенностью сказать, что Господь нас не оставит, исполнит небесных и земных Своих благ и поможет воздвигнуть Отечество наше на добром основании веры, водворить в нем согласие, мир и порядок.

Нас могла бы объединить идея справедливости

Праздник единства будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира

– Мне кажется, что, когда придумали праздник народного единства, это была очень хорошая идея. Потому что если вы живете в деревне, где все друг с другом враждуют или находятся на грани между враждой и войной, и вы собираете всю деревню и говорите: давайте будем отмечать один день мира и примирения между нами, то любой нормальный человек ответит: давайте, это важно и нужно. А те люди, которые скажут, что этот праздник дурацкий или ненужный, они как раз мира не хотят. И такой праздник будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира.

Что же касается идеи, которая могла бы объединить людей нашей страны, как верующих, так и неверующих, то это, конечно, идея справедливости. Но, к сожалению, сегодня Россия – несправедливая страна. Плохо работают закон и суды. Страшная пенитенциарная система, чудовищное расслоение в обществе, социальное и финансовое. И идея справедливости, которая снизу возникнуть и реализоваться не может, если бы она исходила от руководства страны, то, я вас уверяю, она воодушевила и объединила бы практически всех. Но, к сожалению, пока этого не видно.

Так что как праздник единства, по вложенному в него смыслу, этот день скорее не состоялся. Он состоялся как просто еще один выходной день. Пока еще не осознали, какая угроза висит над всеми нами. Так и перед революцией 1917 года люди считали, что хуже быть не может. Хотя они страшно ошиблись на этот счет. Хуже может быть всегда. Тем же профессиональным революционерам расскажи году в 1912-м, как они закончат свою жизнь и во что превратят страну, они, конечно, одумались бы и перестали разваливать державу. Например, из 11 членов ЦК, которые принимали решение об Октябрьском восстании, к концу 1930-х осталось в живых лишь двое – Иосиф Сталин и Александра Коллонтай. «Что посеет человек, то и пожнет», – говорит апостол Павел (Гал. 6: 7). К человеку неминуемо возвращается то зло, которое он посеял.

Для подлинного народного единства
власть должна полюбить тот народ, из которого вышла

– День народного единства может быть народным праздником лишь тогда, когда народ как источник законной власти и избранная этим народом законодательная и исполнительная власть будут едины в своем понимании дальнейшего курса страны, как это было в дни Смутного времени. Тогда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского смогло преодолеть внутренние разногласия перед лицом интервенции. Сейчас нельзя закрыть глаза на тот факт, что недовольство народа своими выдвиженцами во власть достигло практически критического состояния. Как быть власти в этой ситуации, учитывая при этом сложную экономическую и геополитическую обстановку, я сказать не могу, но то, что для подлинного народного единства власти требуется полюбить тот народ, из которого она вышла и ради благополучия которого она должна трудиться, – это несомненно.

Исконным разделителем всех от всех является грех

– Прожив на Святой Земле практически полгода, в последние два месяца на Елеонской горе (в Спасо-Вознесенском монастыре), я как-то очевидно для себя заметил, что люди объединяются, когда тянутся к Богу, когда имеют одни и те же святыни, когда участвуют в одном богослужении. И неважна национальность, ибо Божия благодать объединяет всех.

Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми

То есть главное здесь то, что люди объединяются друг с другом, когда имеют единение с Богом. Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми – непременно вторгнутся скандалы, конфликты, потому что грех – он всегда разделитель.

Для меня много значит собственно праздник Казанской иконы Божией Матери. Он дорог по многим причинам, поскольку проходит сквозь личную жизнь мою, моей супруги, моих родителей. Для меня Днем народного единства и является сам праздник Божией Матери. И если бы все от самого сердца обращались к Божией Матери, то давно бы и объединились все.

Но вот еще чисто человеческие размышления. Единство народов нашей страны сейчас, к сожалению, не очень чувствуется. Если и чувствуется, то в недостаточной мере.

Во-вторых, общество оказалось разделено социальными и экономическими факторами. Одни быстро обогатились, другие, напротив, обнищали. Это повлекло отдаление друг от друга различных слоев общества. Люди перестают общаться друг с другом, когда экономические и социальные уровни расходятся. Преодолеть это трудно.

В-третьих, оказались резко противопоставлены друг другу мировоззренческие позиции современных людей. Уже лет двадцать в СМИ весьма популярны публичные дискуссии, споры, несогласие друг с другом, противопоставление своих позиций на ток-шоу и т.д. Редко когда мы видим мирный итог и обретение противоборствующими сторонами единого мнения. Главным стал сам по себе дух захватывающих зрелищ.

В-четвертых, к великому сожалению, люди противопоставлены друг другу и в своем отношении к религиозности. Одни стали глубоко верующими и не боятся исповедовать веру публично, другие над верой открыто смеются, цинично издеваются над религиозностью. То есть и в этом отношении единства не так много.

Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой

Однако общее восприятие всё же показывает, что Россия находится на новом витке своего существования и начинает идти вперед. В каком-то смысле это первые шаги. Пусть это начало пути, но уже делаются шаги к цели, к созиданию крепкой державы, в которой разные народы ощущают себя как единый живой организм. Дай Бог, чтобы всем прийти к единению. Дай Бог выстоять перед лицом внешних угроз.

Повторю, что исконным разделителем всех от всех является грех. Он отделяет людей от Бога, мир земной от мира небесного, на земле народ от народа, в семьях мужей от жен и детей от родителей. От нашей греховной натуры – ссоры, споры, осуждение, негодование, вражда.

Мое глубокое убеждение: подлинное единение рождается в чистом и любвеобильном сердце. Не будет враждовать с ближними или питать чувства ненависти к другим людям тот, кто приучился к духовному труду над собой, к преодолению в себе греховных навыков.

Чистому сердцу от Бога даруется благодать, и тогда для тебя каждый человек становится во Христе братом или сестрой, отцом или матерью, он теперь воспринимается как возлюбленное чадо Божие. Вот он, путь к подлинному единению.

Христианские качества русского народа привлекли к нему другие народы и составили великую Россию

Но есть единение в любви. К единомыслию нас призывают слова на Божественной литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Как одно единение отличить от другого?

В мире идут разнообразные процессы, и их описывает Евангелие следующими словами. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мк. 13:8). Интересно, что не сказано, что восстанут народы на народы, но народ на народ. Здесь говорится о едином народе Божием, собранном из всех народов Земли, начиная от евреев, к которым пришел Христос. Из всех народов, которым было проповедовано христианство, выделилась та часть, которая приняла эту проповедь и составила народ Божий. А из тех, кто не приняли этой проповеди, из каждого народа создается единый антихристианский народ, который ожидает пришествия Антихриста, который ему поклонится и будет стремиться установить на Земле его царство.

Нет ни одного народа, который целиком бы встал на ту или иную сторону. У нас та часть народа, которая приняла Христа, называется Святой Русью и составляет наш национальный идеал. Именно христианские качества русского народа, христианская любовь привлекла к нему другие народы и составила великую Россию. Эта любовь должна и может быть основанием единства народов не только нашей страны, но и всех народов мира, которым мы должны нести истину о Христе.

Что же касается праздника Народного единства, установленного в день празднования Казанской иконы Божией Матери, то надо помнить, что празднование Казанской иконы Божией Матери было установлено в честь освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Тогда именно единение перед этой чудотворной иконой, совместная молитва и пост прекратили раздоры в русском войске, когда бунтовали казаки и хотели отъединиться. Объединенными усилиями удалось тогда победить неприятеля.

Установление праздника народного единства на эту дату подчеркивает, что и новая смута, терзавшая Россию весь 20 век, может закончиться только при помощи Божией, при покаянии и молитве Пресвятой Богородице.

Вообще нам надо смотреть на мир глазами покаяния, как учит Ефрем Сирин: «Даруй мне зрети моя прегрешения». Если мы будем видеть свои грехи, то мир нам будет видеться прекрасным, как он, например, виделся Серафиму Саровскому, который встречал всех словами «Радость моя».

Источник

Мы – многонациональный народ

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Россия многонациональное государство

Россия — огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на территории государства более 30 раз.

На территории России проживает огромное количество людей разных национальностей. Даже Конституция начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

Но, не смотря на это, все мы являемся одним народом.

Даже если открыть любую энциклопедию, то можно заметить. что слова «народ» и «нация» употребляются в двух значениях. В некоторых случаях данные слова используются для названия большой группы людей, проживающих на одной территории, объединённых хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой. В других случаях, эти слова обозначают всех граждан какой-либо страны.

Национальность человека

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.

Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным. Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно.

Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей.

Практически у каждого человека есть чувство гордости за свой народ, культуру и Родину. Но эти все чувства являются патриотичностью. Данные чувства являются высокими. поскольку исходят от самого сердца. Настоящий патриот никогда не станет оскорблять другие народы, поскольку относится к ним с уважением.

Народы России — одна семья. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. ( 10 класс)

Россия является одной из самых крупных в мире многонациональных стран. На территории Российской Федерации проживает более 150 народов, у каждого из которых есть свои уникальные особенности как материальной. так и духовной культуры.

По законам России каждый из народов имеет право пользоваться своим родным языком.

самая большая национальная группа, которая включает в себя практически 150 миллионов населения — это славяне, из которых русских 81,5%.Государственным языком РФ является русский язык. На нём говорит 99% её населения, и оформляются официальные документы. Некоторые республики имеют свои дополнительные официальные языки, например, татарский, чеченский и некоторые другие. Всего учёные-лингвисты насчитали в нашей стране 150 языков. Русским языком владеет большинство жителей России, а вот на языке негидальцев, маленького народа, живущего на берегах реки Амур, говорят 620 человек.

Многонациональная культура России

Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, ненцы и чукчи, живущие на Чукотке и Крайнем Севере, или кубачинцы из горного Дагестана).

Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь.

Русские цари приглашали иностранцев — немцев, датчан, шведов, греков, итальянцев — на службу в Россию архитекторами, инженерами, военными специалистами, кораблестроителями, врачами. Селились они семьями и даже целыми посёлками. В Москве, например, была целая Немецкая слобода (немцами, т. е. немыми, не знающими языка, звали тогда всех иностранцев). Здесь жили, например, многие сподвижники Петра I.

Так же, после каких-либо военных столкновений захваченные в плен иностранцы оставались навсегда в России. Таким образом, после наполеоновского нашествия в 1812 году в России осело много французов.

Дальнейшая судьба иностранцев складывалась по-разному. Одни продолжали считать себя немцами, шведами, французами, сохраняли свой язык, религию, культуру. Другие принимали русскую культуру, становились русскими людьми, как, например, Владимир Иванович Даль.

Межнациональные отношения

Межнациональные отношения (процессы) – взаимодействие между нациями во всех сферах общественной жизни и внутреннее развитие каждого этноса.

Межнациональные отношения можно разделить на две разновидности:

Субъекты межнациональных отношений: большие и малые этносы (этнические общности).

Характер межнациональных отношений напрямую зависит от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей.

Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями.

Огромное значение в жизни и развитии каждой нации играет межнациональное отношение в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *