Что объединяет собачье сердце и роковые яйца
Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова
Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остроотточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что вы-ход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно рабо-тал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл.
Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле че-ловеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова.
Писатель поставил острейшие проблемы своего времени, отчасти не по-терявшие актуальности и в наши дни. Они наполнены раздумьями художни-ка-гуманиста о законах природы, о биологической и социальной природе че-ловека как личности.
Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабоще-ния человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яй-цах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.
Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому по-вернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает – нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.
Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран науч-но-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По сво-ему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира.
В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого ге-ния во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу не-понятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шари-ков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он об-новляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он – человек с собачьим нраовм и животными повад-ками.
В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.
В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоя-щих, полагали, что «на все имеют свое законное право».
Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных.
Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.
Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»? 12.11.2012 Aeon
Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска.
Против чего направлена сатира в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Сатира в повестях М. Булгакова направлена не только против конкретных необдуманных научных экспериментов, но против того громадного исторического эксперимента, которым явилась социалистическая революция в России.
Какие детали в повести М. Булгакова «Собачье сердце» демонстрируют разрушение культуры быта в послереволюционной России?
Профессор Преображенский замечает: «До марта 1917 года не было ни одного случая. чтобы из нашей парадной внизу при незапертой двери пропала бы хоть одна, пара калош. В марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Он отмечает, что убрали ковры с парадной лестницы, цветы с площадок, а электричество, которое за 20 лет тухло два раза, теперь гаснет раз в месяц. Это все происходит «из-за разрухи в головах».
Как можно определить специфику жанра романа М. Булгакова «Белая гвардия»?
«Белая гвардия» М. Булгакова начинается как семейный роман. Но затем пространство расширяется (Дом — Город — Родина), человек включается в Историю, и роман приобретает характер исторической хроники. В целом, в романе сочетаются черты социального, семейного и исторического повествования.
Откуда взяты и что означают эпиграфы к роману М. Булгакова «Белая гвардия»?
Роману «Белая гвардия» предпосланы два эпиграфа. Один взят из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Он показывает связь времен, укореняет происходящее в русской истории. Ключевые пушкинские слова («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о стихии мужицкого бунта. Второй эпиграф взят из Апокалипсиса: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Он подводит к идее личной нравственной ответственности.
Прием контраста в Роковые яйца и Собачье сердце
Повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» являлись отражением советской действительности в первые послереволюционные годы. Они носили злободневный характер и отражали все несовершенство того устройства общества, в котором довелось жить писателю. Более того, в различных аспектах обе повести являются актуальными и в наши дни, так как люди продолжают не выполнять свой долг, теряют честь, забывают об истинных ценностях, а научные открытия и эксперименты становятся все более опасными и необратимыми.
Исключительно благодаря приему контраста автор достигает такого результата. В первой главе данной работы отмечалось, что прием контраста подходит для произведений, которые пишутся в эпоху парадоксов и контрастов. Советская Россия того периода подходит под это описание. Сейчас же под это описание подходит весь мир. Вступив в новое тысячелетие, человечество не смогло оправдать своих ожиданий чего-то нового, и поэтому все мы сейчас переживаем кризис и дисгармонию глобальных проблем.
Таким образом, значение приема контраста в литературе сложно переоценить, потому что литература, как и другие виды искусства, является в некотором роде двигателем прогресса, заставляет человечество не только инертно мыслить, но и действовать, литература побуждает. А помогает ей в этом прием контраста, на котором основано большинство литературных приемов, благодаря которому можно точнее выразить замысел произведения и обличить и противопоставить различные аспекты. Ведь, как известно, истина познается в сравнении.
Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Что объединяет повести М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска.
Против чего направлена сатира в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Сатира в повестях М. Булгакова направлена не только против конкретных необдуманных научных экспериментов, но против того громадного исторического эксперимента, которым явилась социалистическая революция в России.
Какие детали в повести М. Булгакова «Собачье сердце» демонстрируют разрушение культуры быта в послереволюционной России?
Профессор Преображенский замечает: «До марта 1917 года не было ни одного случая. чтобы из нашей парадной внизу при незапертой двери пропала бы хоть одна, пара калош. В марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Он отмечает, что убрали ковры с парадной лестницы, цветы с площадок, а электричество, которое за 20 лет тухло два раза, теперь гаснет раз в месяц. Это все происходит «из-за разрухи в головах».
Как можно определить специфику жанра романа М. Булгакова «Белая гвардия»?
«Белая гвардия» М. Булгакова начинается как семейный роман. Но затем пространство расширяется (Дом — Город — Родина), человек включается в Историю, и роман приобретает характер исторической хроники. В целом, в романе сочетаются черты социального, семейного и исторического повествования.
Откуда взяты и что означают эпиграфы к роману М. Булгакова «Белая гвардия»?
Роману «Белая гвардия» предпосланы два эпиграфа. Один взят из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Он показывает связь времен, укореняет происходящее в русской истории. Ключевые пушкинские слова («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о стихии мужицкого бунта. Второй эпиграф взят из Апокалипсиса: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Он подводит к идее личной нравственной ответственности.
Собачье сердце и роковые яйца
Сергей Афанасьев, депутат областной думы:
— А произведение Булгакова «Собачье сердце», как вы считаете, подходит?
— А в чем вы видите сходство? Я вот даже не знаю. Скажите, в чем сходство? Дайте наводку, почему именно «Собачье сердце».
— Нет. Я так не считаю. Не вижу сходство. Я высказал свое мнение.
— Нет, если честно.
— Посмотрите. «Укротитель кроликов», трилогия. Я не думаю, что это только саратовская политика.
— А, например, с «Собачьим сердцем» не проводите аналогий?
— Одно из любимых моих произведений. Вы имеете в виду, что много Швондеров?
— В том числе. И Шариковых тоже хватает.
Валерий Козлов, начальник судебного департамента Саратовской области:
— Мы опрашиваем известных в Саратовской области людей. Хотим узнать их мнение.
— (смеется) Какое художественное произведение? Мне трудно ответить на этот вопрос. Неожиданно поставлен вопрос и неожиданная тематика для моего мышления.
— Ну, например «Собачье сердце» Булгакова.
— Нет. Я к нему, к «Собачьему сердцу», отношусь не очень хорошо. Я больше рассматриваю многие вещи, которые сегодня идут из классицизма, дореволюционного момента.
— Например?
— Я, например, очень здорово отношусь ко всем произведениям Толстого. Вот так вот, наверное, больше.
— Толстой Лев или Алексей?
— Спасибо большое, что поучаствовали в опросе.
— Приходите в гости. Я угощу вас чаем или кофе вкусным.
— Обязательно. Спасибо. До свидания.
— Пожалуйста. До свидания.
Владимир Синюков, министр культуры области:
— О, как интересно. «Война и мир»! Мир только в том смысле, как Лев Николаевич писал.
— Могли бы пояснить, почему?
— Потому что общество очень многообразное, широкое, глубокое, и процессы идут фундаментальные, и это очень нормальный, естественный процесс обретения консолидации, единства, понимания целей происходящего. Мне кажется, мы идем все-таки в положительном направлении.
— А что вы подразумеваете под войной?
— А война — это неизбежные, этапные проблемы, которые существуют, которые, может быть, и привнесены в том числе из инокультурных миров (смеется), да и из нашей истории тоже.
— Да. Но не через войну непосредственно, а через решение коллизий, проблем, противоречий.
Валерий Рашкин, депутат Госдумы РФ (КПРФ):
— Да типа Карабас-Барабас.
— Карабас-Барабас? А почему?
— Если это назвать политикой, то что такое гадость и пошлость? Потому что то, что творится на фоне выборов в Саратове, то, что творится в кадровой чехарде, то, что творится в судах, в прокуратуре — это политикой не называется. Это называется другим. Но жизнь есть жизнь. Солнце пришло, а все остается на месте.
— А вы согласны с вашим коллегой по Государственной думе Николаем Панковым.
— А кто такой Николай Панков?
— Депутат Государственной думы.
— Вроде бы да. Еще пока.
— Вот он недавно высказывался про «Собачье сердце». Вы согласны, что есть у нас такие персонажи?
— Да он очень похож на него.
— На кого?
— На главный персонаж. Николай очень похож на него. Я сожалею, что это так. Если он в ближайшее время не изменится, в чем я не уверен, ну что ж, это его путь.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы:
— Интересный вопрос. Я художественные произведения по саратовской политике особо не читал.
— А вот, например, есть такое произведение «Собачье сердце». Как считаете, оно подходит?
— Ну, если брать разруху в головах, тогда конечно (смеется). Ну, я не знаю. Так, навскидку, не скажешь. Я бы не стал проводить параллели с «Собачьим сердцем». Если только что по разрухе в головах, а так ситуация несколько иная у нас. Просто надо порыться в памяти, надо найти что-то, что соответствует моменту, но сразу так и не скажешь.
Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы:
— Вопрос несколько неожиданный. Если брать Булгакова, то больше «Мастер и Маргарита» подходит, если честно.
— Почему?
— С кем, например?
— Ну, вот начну сейчас перечислять. А вы какая «Наша версия»? Чуйченко или Фейтлихера?
— Мы «Газета Наша Версия», которая выходит на розовой бумаге.
— Понятно. Потому что одна газета может все напечатать, а другая не все.
— Мы можем все.
— А обязательно говорить, почему вот такое произведение?
— Хотелось бы.
— В результате тяжелых работ по поднятию целины, если называть вещи своими именами, то она в какой-то степени оказалась поднятая, эта целина, но поставленные цели все равно не достигнуты. Если только они ставились. Думаю, что и Макар Нагульнов, и уж тем более дедушка там такой есть очень прикольный, дед Щукарь. Под него хорошо очень подходят некоторые товарищи, даже занимающие статус депутатов (смеется). Нет, не хочу никого ругать, у меня сегодня настроение хорошее. Давайте я еще подумаю и попозже еще что-нибудь отвечу.
Василий Синичкин, депутат Саратовской областной думы:
— Последний год вообще некогда книжки читать, только газеты и читаю.
— Но до этого вы наверняка много прочитали.
— Сколько себя помню. Знаешь, первую книжку как прочитал? Раньше нас в школу отправляли, мы читать-писать не умели. И вот буквально месяц учебный прошел, я из библиотеки дошел до дома и книжку за это время прочитал. Вернулся назад в детскую библиотеку и говорю, что все прочитал.
— А «Собачье сердце» читали?
— Ну, «Собачье сердце» будет применимо ко всему.
— А если параллели проводить с этим произведением, то на каких персонажей похожи саратовские политики?
— Я считаю, что не совсем этично проводить такие параллели. Но вот когда вопрос касается критики ТСЖ и управляющих компаний, это же больной вопрос, он, может быть, даже больнее, чем нехватка 20 миллионов рублей в бюджете, я всегда говорю, что пока у вас не будет Швондеров в подъезде, в доме, не будет и порядка. Но я не сильно был готов к вашему вопросу, честно говоря.
Дмитрий Федотов, зампред правительства области:
— Вся Саратовская область.
— Если вся область, то это определенно Матисс, картина называется «Танец».
— Все в основном вспоминают о литературе, а вы живопись вспомнили.
— Да, я говорю про картину.
— А если о литературе поговорить?
— Это очень сложно, потому что я много чего читал, и аналогий можно найти сколько угодно.
— Вспоминают и «Поднятую целину», и «Собачье сердце».
— У меня таких аналогий нет.
Игорь Шопен, руководитель саратовского регионального отделения общественной организации «Зеленый патруль»:
— Вы надо мной, наверное, издеваетесь?
— Ни в коем случае.
— А если о литературе говорить?
— У меня сегодня настолько голова болит, что о литературе говорить затруднительно. Я могу, конечно, придумать черт-те что. Ты же говоришь о политике? А я ж не политик!
— А если в целом о ситуации в нашей области говорить? Вот вспоминают и «Поднятую целину», и «Собачье сердце». Вы читали «Собачье сердце»?
Дмитрий Аяцков, помощник руководителя Администрации Президента РФ, экс-губернатор Саратовской области:
— Сходство вы видите в персонажах или в действиях, которые они совершают?
— Со всем соглашаются?
— Да, у нас нету нормального журналистского пула, с которым, во всяком случае, приходилось мне работать. Это были очень дерзкие, инициативные, вездесущие. Таких осталось сегодня два-три, не больше. И это все печально.
Александр Паращенко, главный врач Саратовской областной психиатрической больницы Святой Софии:
— Ой, я вообще политикой не занимаюсь. Знаете, я так далек от политики.
— Ясно. А, может быть, «Собачье сердце» могло бы стать такой книгой, как вы думаете?
— «Собачье сердце», по-моему, отражает политику нашего государства на протяжении 70 лет и, наверное, еще лет 10 как минимум, а может, и 20. Оно вообще отражает взаимоотношения интеллигенции и. деформированного рабочего класса, я бы сказал так. Я могу сказать, что это произведение вообще отражает характер взаимоотношений между интеллигенцией и. ну вот, гегемоном.
— А властью?
Юрий Набатов, фотограф:
— Я никакую книгу не читал. Не знаю, какая книга саратовскую политику может отражать.
— Ну, какое-нибудь произведение?
— Не знаю, не знаю. «Война и мир» Льва Толстого! Самое главное.
— А вот «Собачье сердце», допустим?
— А почему именно «Война и мир»?
— Я только спрашиваю ваше мнение.
— Понятно. А могли бы пояснить, почему именно «Война и мир»?
— По вашему желанию. Я только спрашиваю, вы можете не отвечать.
Николай Никитин, руководитель СУ СК при Прокуратуре РФ по Саратовской области:
— (Смеется.) Я затрудняюсь ответить.
— Почему? Может быть, вспомните какое-нибудь произведение?
— Я затрудняюсь ответить.
— Не можете вспомнить такую книжку?
— Во-первых, не могу книжку вспомнить, во-вторых, я очень далеко от политики. Я следователь.
Кира Лукьянова, депутат Госдумы РФ («Справедливая Россия»):
— Мне почему-то в голову приходит Салтыков-Щедрин и город Глупов (смеется). Только такое. Особенно связанное с самим городом.
— Именно с городом или с городской властью?