Что объединяет танцы классической сюиты
танцы Сюиты
Со стародавних времен зародилась традиция исполнять отдельный танец. Небольшую зарисовку на важное событие или бытовые дела. Это и стало основой для танцев сюиты, медленный и быстрый контраст мелодий интригует исполнителей и зрителей.
В статье, раскрываются разные жанры и особенности исполнения данной категории хореографического искусства.
Разнообразие сюжетов
Сформировались танцы старинной сюиты из сочетания парных композиций, где один вид исполнялся быстро, а следующий за ним медленно либо наоборот. Разнообразие сюжетов происходит под влиянием танцев собранных со всего мира.
Танцы, входящие в сюиту делятся либо на одну или две пары, зависит от количества сюит в одном исполнении. Как правило, входит чередование 4 танца сюиты:
Именно их сочетание сформировало танец классической сюиты, кто первый автор этого сборника история не сохранила. А продолжилось дело в Германии. А далее распространилось по всему миру.
Танцы французской сюиты исполнялись на придворных балах. В составлении сюит в дополнение к четырем основным жанрам, добавлялись арии, бурре, менуэты, гавоты. С течением времени, открывать произведение и представления стали увертюры, фантазии и симфонии.
Сюита молдавских танцев несет в себе традиционные черты. За основу взяты танцы: жок, хора, чиокырлия. Исполняется в духе народного искусства. Наполнен номер весельем, яркими нарядами и зажигательным ритмом.
Традиционный танец сиртаки стал интересным дополнением сюиты греческих танцев , быстрые, яркие движения в духе свободного народа. Исполняется парные партии, отдельно мужчины и женщины. Все это переплетается и дополняет друг друга.
Сюита мексиканских танцев
Сюита старинных русских танцев
Тонкое искусство исполнения
Классический танец требует тонкого искусство исполнения, необходимо своевременно улавливать переходы и перестраиваться на новый уровень. Так же чувствовать своих партнеров и работать с ними воедино, так сохраниться четкость линий.
Программы школа хореографии формирует пошагово. На новом занятии ученики разучивают отдельные элементы. Только после отработки всех движений, формируется полноценное представление. На экзамене нужно отработать все четко и ровно, только после этого исполнитель будет призван достойным для данного жанра.
Наполнит праздничное мероприятие духом свободы, яркости, веселья. Раскроит тайны многих народов. Удивит яркими, необычными костюмами. Ведь танцы это древний общий язык всей планеты. Можно ни чего не знать про культуру народностей, но после изучения или просмотра понять его душу.
Что объединяет танцы классической сюиты
Творческое Движение «Вдохновение» запись закреплена
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Сюита — хореографическая композиция, состоящая из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих танцев, объединенных общим художественным замыслом.
Классический тип танцевальной сюиты сложился в середине XVII в. и состоял из 4 танцев:
— умеренно быстрой алеманы
— быстрой куранты
— медленной сарабанды
— стремительной жиги.
В сюиту XVII—XVIII вв. включались менуэт, гавот, бурре, лансье, полонез.
Сюиты бывают двух видов:
1) монохарактерные, построенные на одном национальном материале (сюита молдавских танцев хора, табаке ряска, жок);
2) разнохарактерные, объединяющие танцы, построенные на разном материале: «Хоровод друзей», «Пусть всегда улыбаются дети», «Школьные годы».
Выделяются сюжетные и бессюжетные сюиты.
Сюита — это большая хореографическая форма, занимающая по длительности от 5 до 10—12 минут, чаще всего состоящая из массовых танцев. Сюита относится к сложным жанрам, так как может включать разные по жанру танцы (шуточные, лирические и т. д.), но стиль всех входящих в сюиту танцев должен быть единым. В сюите может быть несколько идей, но общая тема.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СЮИТЫ
1. От простого к сложному:
а) от более простых по технике танцев к более сложным; б) чередование темпов (медленный, быстрый);
в) от меньшей эмоционально-смысловой нагрузки к большей.
2. Принцип контраста.
3. Сочетание 1 и 2 принципа.
Вся сюита и отдельные ее номера строятся по законам драматургии. Форма танцевальной сюиты позволяет хореографу раскрыть многокрасочность танцевальных культур разных народов.
Отношение к подбору музыки должно быть очень серьезным: музыка должна быть в одном стиле, как правило, в одной тональности. Примерами могут служить «Сюита национальных танцев» Дворжака, «Шехеразада» Римского-Корсакова (программная сюита).
Танцевальные жанры в сюитах И.С. Баха
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУДОД «Новичихинская ДМШ»
«Танцевальные жанры в сюитах И.С. Баха»
Выполнила преподаватель ДМШ
Цель: обобщение знаний по данной теме, для последующей работы с учащимися ДМШ по предмету «Музыкальная литература».
Задачи: изучить литературу по данной теме, выявить характерные черты танцевальных жанров (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и т.д.)
Творчество И.С.Баха – итог развития предшествующей и современной ему полифонии. Основное содержание его музыки – мир живых человеческих чувств и мыслей, для которого характерно возвышенное этическое и философское начало. Этому искусству нужно учиться у Баха, так как полифония остается всегда, во все эпохи важнейшей проблемой для музыканта.
В детской музыкальной школе мы знакомим учащихся с творчеством И.С.Баха по его сборникам: «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции», «Французские и английские сюиты», на примере которых мы и покажем особенности исполнения полифонических произведений И. С. Баха.
Сюита как многочастное произведение была создана музыкантами-трубачами XVII столетия, которые в своих выступлениях исполняли ряд танцев различных национальностей. От них сюиты перешли к немецким клавиристам, у которых получили дальнейшее развитие. Как правило, сюиты включали 4 части: аллеманду, куранту, сарабанду и жигу.
Куранта – старинный танец французского происхождения. Характер куранты оживленный: темп быстрый или умеренно быстрый. Размер 3-х дольный: ¾, 3/2, 6/4.
Сарабанда – старинный испанский танец. В средние века сарабанда исполнялась во время совершения торжественного обряда в честь умершего знатного человека. Таким образом, сарабанда первоначально играла роль как бы похоронного траурного марша. Это и определяло ее характер. Та сарабанда, что утвердилась как бальный танец, была величавой и торжественной и напоминала менуэт. Размер ее – 3/2, ¾, 6/4.
И.С.Бах перенимает эту богатую сюитную форму от своих французских предшественников. Следуя традиции, между сарабандой и жигой он включает в сюиту танцы, первоначально не входившие в нее, так что жига образует заключение. Свободно сочиненные части он помещает вначале. Так, английские сюиты начинаются с прелюдий. Конечно, некоторые танцы преобразовались в клавирной сюите. Например, жига как часть сюиты отличалась довольно большим размером, как танец же она состояла из 2-х восьмитактных повторяющихся предложений.
Бах одухотворяет форму и придает каждой из основных танцевальных пьес отчетливо выраженную музыкальную индивидуальность. В аллеманде он передает полное силы спокойное движение; в куранте – умеренную поспешность, в которой объединяются достоинство и изящество; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее свободной форме, главенствует полное фантазии движение. Так создает он из сюитной формы высочайшее искусство, не нарушая при этом старый принцип объединения танцев.
Танцы в сюите располагаются по принципу контраста. Они как бы оттеняют друг друга. Но, кроме контраста, заключают в себе и единство: все части сюиты объединены одной общей тональностью и у них есть общая интонация.
Английские сюиты отличаются тем, что все они начинаются с прелюдий. Прелюдии имеют, в сущности, совершенно самостоятельный характер; их большие размеры, концертный стиль, ярко индивидуальная характерность каждой связывают прелюдию с последующими частями сюиты только единой тональностью. Форма этих прелюдий – то развернутая 3-х частная с репризой (2,5,6), то напоминающая построение итальянских концертов grossi (в 3,4) – помогает созданию впечатлений законченности, обособленности и самостоятельной значимости этих пьес.
Эти большие клавирные сюиты получили название «Английские». Считалось, что они были заказаны знатным англичанином и поэтому получили такое название. Но позднейшие исследователи ставят под сомнение правдоподобие этого сообщения хотя бы потому, что если бы они были написаны для одного лица, то трудно представить себе, чтобы совершенно не сохранилось никаких подробностей, связанных с этой историей. И в то же время это название возникло не случайно. Стиль этих пьес казался музыкантам баховского круга близким произведениям, пришедшим из Англии.
Браудо И. Артикуляция. – М.: Музгиз, 1960.
Вопросы фортепианной педагогики. – М.: Музыка, 1963.
Как исполнять Баха. – М.: Издательский дом «Классика- XXI », 2007.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1967.
Скудина Г. Рассказы о И.С.Бахе. – М.: Музыка, 1985.
Музыкальная литература 1 год обучения (М. Шорникова), занятие 21, тема: «Сюита».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Музыкальная литература 1год обучения
(учебное пособие для ДМШ М.Шорникова)
1.Как переводится слово «сюита»?
Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Слово это произошло от французского suite – последовательность. Форма сюиты возникла в XVI в. как объединение медленного танца и быстрого – гальярды. Такие сюиты писали для самых различных инструментов. Но уже к началу XVIII в. сложилась форма так называемой старинной сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Эти танцы объединялись по принципу контраста: после медленного, плавного шел подвижный, прыжковый.
2.Назовите четыре основных танца старинной сюиты.
Аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
3.Какие танцы стали включать в сюиту позже?
Со временем в сюиту стали включать и другие танцы – менуэт, гавот, бурре, ригодон, экосез. Из глубины веков дошли до нас их названия. Когда-то их исполняли на балах, но все они народного происхождения.
4.Что объединяет танцы классической сюиты?
Аллеманда, куранта, сарабанда и жига объединялись по принципу контраста: после медленного, плавного шел подвижный, прыжковый.
5.Какие сюиты, появившиеся в XIX и XXв., вы знаете?
Широко известны оркестровые сюиты П.И.Чайковского, сюиты для двух фортепиано С.В.Рахманинова. Другие носят программный характер, например, «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Большой популярностью пользуются сюиты из оперных отрывков (музыкальные картинки «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), балетных номеров (из «Золушки» или «Ромео и Джульетта» Прокофьева), музыки к драматическим спектаклям («Пер Гюнт» Грига), из киномузыки («Овод» Шостаковича) и т.д.
Старинные танцы
МЕНУЭТ – это старинный французский, крестьянский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий. Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора. Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Один из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из менуэтов. В них сочинения 8-летнего мальчика проявилась поразительная наблюдательность, в интонации, изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви менуэту принесли композиторы и XIX, и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).
ПОЛОНЕЗ – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами – геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца – 3/4. Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные польской шляхте надменность и вместе с тем галантность.
Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом «Полонез» («Польский»).
В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли «ходячий разговор», так как во время несложного танца можно было вести беседу.
МАЗУРКА – этот танец впервые появился в Польше. Название его исходит от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых и появился этот танец. Для него характерен трёхдольный размер, быстрый темп, частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).
В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф.Шопену – великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие – тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.
Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И.Глинка, А.К.Лядов, А.Н.Скрябин, П.И.Чайковский, С.Прокофьев и другие.
О ВАЛЬСЕ сказано немало
За три столетия подряд.
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!
Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине XVIII века. Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений – плавное поступательное кружение парами. Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер. И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приём не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского. Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства.
Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса – отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула «короля вальса» был удостоен младший. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на «употребление пляски, вальсом именуемой». И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали и романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.
КУРАНТА (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века.
В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно была вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4. Изначально Куранта пришла из Италии во Францию через Катерину Медичи (1518-1589) и исполнялась с 16 века по 1800 год при французском дворе. В собрании Philidor – несколько Курант, исполненных при дворе Медичи. Мужчинам высокого ранга предполагалось хорошо танцевать ее, иначе их образование считалось неполным. После 1650 года Куранта стала придворным танцем, изначально будучи пантомимой, она являлась одним из самых старых фигурных танцев. Это было любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед любым другим танцем.
САРАБАНДА – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда (Sarabanda) впервые в истории был представлен при французском дворе Кардиналом Ришелье (1585-1642 ), который хотел понравиться Королеве Франции «Анне Австрийской» (1601-1666) в 1635 году и матери Луи XIV. Сарабанда (в значении шум) имела мавританское происхождение и происходила из Испании, где была известна с 12-ого столетия. Испанское название La Zarabandasounds происходило от персидского «Sar-Band» (Венок, головной убор), но не была связана с головными уборами вообще. Сарабанду назвали в честь Zarabanda (крючковатый музыкальный инструмент в виде флейты), которая была привезена в Португалию в 1586 году, и, наконец, во Францию в 1750 году. Хотя согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера, и сопровождала свой танец только звуком кастаньет. Этот танец или вызывал симпатию, или глубокую ненависть. В частности, Филипп II Испанский издал запрещающий указ в 1583 году из-за того, что «музыка имела демонический звук». Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
ЖИГА – старинный народный танец кельтского происхождения, который до сих пор сохранился в Ирландии. На Британских островах появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Английская жига – матросский танец, несколько грубоватый и очень веселый. Название «жига» появилось благодаря тому, что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали «жига» (окорок) или от старофранцузкого giguer («танцевать»). В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться размером 6/8 с пунктированными восьмыми.
Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами устраивались состязания на лучший «перепляс». В 17-18 веке жига (с названием по-французски – gigue ) появилась в инструментальной сюите и являлась финалом после четырех основных танцев так называемой французской сюиты. Жиги часто сочиняли в форме полифонии, при этом во втором разделе была тема, которая представляла собой обращение темы первого раздела.
ГАВОТ – (от франц. gavotte ), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII веке получает второе рождение, но приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота – «венгерский шаг» – состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.
Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII века, часто обращались к изображению именно этого танца.
Гавот (Gavotte) (от провансальского слова gavoto – «житель области Овернь») – старинный французский танец XVI-XVIII века. Очень изящный. Судя по названию, приходится родственником Буре, поскольку происходит из той же провинции Овернь. Первоначально был частью бранля (тоже старинный французский хороводный танец). В XVII веке исполнялся небольшими группами, считался хороводным танцем, в XVIII века превратился в парный танец с разнообразными фигурами.
В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты. Популярности гавота способствовал Ж.Б.Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха. Композитор Глюк применил этот танец в своей опере «Ифигения в Авлиде». Так же гавот встречается в творчестве Рамо, Корелли, И.X.Баха, Генделя и многих других классических композиторов.
БУРРЕ (от франц. bourrer – набивать, колотить) – старинный французский народный танец.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и движения танца – более или менее тяжеловесные, парные или хороводные. Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.
Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа (которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги; поэтому ввела бурре, в котором подпрыгивали).
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой.
ПАВАНА – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом «паво», что означает «павлин». Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.
КОНТРДАНС – старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII–начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократичный характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 году он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750-1762 гг., вытеснив из быта многие танцы.