Что объединяет устную и письменную речь чем они различаются
Письменная и устная речь — что это такое и отличия
С раннего детства человека начинают обучать сначала устной, а затем и письменной речи. Знать особенности каждого из этих видов полезно, чтобы понимать тонкости. Первоначально о существовании письма, как способа выражения собственных мыслей, не знали. Причина в том, что люди не имели способов выражения на бумаге или любой другой твердой поверхности. С появлением букв или символов, возникла и письменная разновидности речи, которая стала также своеобразным способом сохранения информации. Не многие люди задумываются над тем, что разница между этими способами общения заключается не только в применяемых для этого средствах, но и имеет ряд дополнительных отличий, которые позволяют специалистам работать над улучшением каждой разновидности речи.
Определение понятий
Письменная речь представляет собой способ общения, выражающийся в изложении своих мыслей и знаний с помощью элементов письменного языка. Служит она для того чтобы человек смог сохранить, передать, а также закрепить имеющуюся у него информацию. Используется этот вид речи в письмах, которые могут быть личными, деловыми, книгах различного жанра, документах.
Под устной речью принято понимать форму языка, выражаемую в произношении слов и предложений. Общение с применением этой разновидности общения может происходить при непосредственном контакте между людьми (пример — беседа). Слова можно произносить и опосредованно, когда собеседники не видят друг друга (пример – телефонный разговор).
Сравнение
Для лучшего понимания, что же представляют собой речь письменная и устная, нужно провести масштабное сравнение этих двух форм между собой. Первое, на что следует обратить внимание – развернутость. Речь, которая выражается в письменной форме, контекстная. Вся необходимая информация предоставляется человеку в виде готового текста. Речь в этом случае может быть обращена к определенной личности или абстрактному читателю с большей степенью вероятности незнакомому для того, кто написал текст. Во втором случае описание приводится максимально простым, но подробным языком, так как задачей является сделать так, чтобы суть сказанного стала понятна любому человеку. Письменная речь предстает в более развернутом виде, чем устная. В ней наиболее полно и подробно раскрываются все существенные, значимые и ценные моменты, описываются подробности, особенности и нюансы, которые остаются за пределами, когда люди общаются с помощью слов и предложений.
Если инструментом для общения выбирается устная речь, то собеседники выбирают вариант личного общения, который подходит каждому из них в равной степени. Используются понятные слова и выражения, исключаются обороты и формы, которые могут вызвать непонимание или способны исказить суть того, о чем идет речь.
Применяемые средства также являются предметом для сравнения этих двух разновидностей речи. Отличие письменной речи от устной: писатель не может воздействовать на читателя. В момент проговаривания текста человек может использовать интонации и жесты. Письменная речь может пользоваться только знаками препинания, чтобы выделить самые важные или значимые места. Также можно изменять написание шрифта. Это позволяет сделать текст наиболее привлекательным и приятным визуально.
Устная речь дополняется мимикой, можно следить за выражением глаз, чтобы уловить истинную суть того, что хочет сказать собеседник. В процессе разговора даже пауза может быть источником информации и многозначительным посланием.
Особенности построения – еще один момент, который требует сравнения. Если выбрана форма письма, то построение предложений должно быть простым. Смысл сказанного необходимо донести до всех. Особенность состоит в том, что пояснить написанное будет невозможно. К письменной речи предъявляются дополнительные требования, такие как грамотная орфография и соблюдение правил пунктуации, синтаксиса. Возможность обдумывания – еще одна составляющая, которую можно сравнить: если выбрана письменная речь, то содержание является зоной ответственности автора. Устная речь открывает возможности для споров и обсуждений.
Выводы
Для общения можно выбирать любые формы речи. Как в письменной, так и в устной присутствуют свои плюсы и минусы, которые нужно принимать во внимание, чтобы процесс изложения стал приятным. Важно следить за тем, чтобы смысл сказанного стал понятным для всех участников беседы. Особенности письменной формы позволяют не только передавать знания и накопленную информацию другим людям, но и сохранять определенные сведения на длительное время. В случае с устной формой открывается возможность для прямого общения с людьми. В процессе присутствуют живые эмоции, которые способны внести в беседу новые краски.
Русский язык. 9 класс
Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда выражается в письменной речи (например, речь оратора), а разговорный — в устной речи (например, диалог в художественном произведении).
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Монолог — это высказывание одного лица.
Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ее черты, такие как:
краткость высказываний, широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление
высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений
Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание
высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
Ключевые слова:
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Основные понятия:
o Устная речь — речь звучащая.
o Письменная речь — речь, зафиксированная на письме.
o Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
o Монолог — это высказывание одного лица.
Разбор типового тренировочного задания
Определите высказывание, в котором содержится диалог.
а) Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.
б) Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно.
в) Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит.
Чем именно устная речь отличается от письменной и сравнение понятий
Речевое общение осуществляется в 2 формах – устной и письменной. Каждая из них отличается своими характерными особенностями. При этом они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга. Чем же конкретно устная речь отличается от письменной? В первом случае дело касается звучащей речи, создаваемой во время разговора, во втором – знаковой системы, которая применяется для фиксации звуков.
Понятие устной и письменной речи
Под устной речью понимают форму языка, выражающуюся в высказываниях, которые произносятся и воспринимаются на слух. Устное общение осуществляется при непосредственном контакте или опосредованно. В первом случае это касается дружеской беседы или объяснений учителя, во втором – телефонного разговора.
Под письменной речью понимают графическую систему, которая применяется для закрепления и передачи информации. Она представляет собой один из способов существования языка. Такая форма представлена в книгах, служебных документах, личной и деловой переписке.
Чем отличается?
Для рассматриваемых понятий характерны вполне конкретные особенности и отличия. Они затрагивают целый ряд аспектов.
Развернутость
Письменную речь характеризуют как контекстную. Это значит, что все необходимые сведения заключаются в самом тексте. Этот вид речи зачастую обращен к неизвестному человеку. В этом случае в ней нельзя использовать дополнительные детали, которые, как правило, ясны без слов при прямом контакте. Потому письменный формат считается более развернутым. В нем в полной мере раскрываются важные моменты и значимые нюансы.
Устная речь часто подразумевает объединение собеседников конкретной ситуацией, которая ясна для них обоих. В этом случае большинство деталей остается несказанными. Если произносить вслух очевидные вещи, речь будет казаться скучной или даже нудной. Она станет неоправданно длинной и приобретет нотки педантизма.
Иными словами, устная речь обладает ситуативным характером. Потому она считается не столь развернутой, как письменная. При этом виде общения для понимания друг друга часто хватает только намека.
Возможности коммуникации
Отличием устной речи от письменной считается то, что у пишущего человека отсутствует возможность оказывать воздействие на адресата средствами, присутствующими у того, кто говорит.
Сделать письменные тексты более выразительными удается при помощи знаков пунктуации, изменения шрифта, применения абзацев.
При устном общении многое можно продемонстрировать при помощи интонации, мимики, взглядов или жестов. При ведении устной беседы даже паузы бывают весьма многозначительными. В одних случаях произнесенные слова производят на слушателей сильнейшее впечатление, в других – оставляют их совершенно равнодушными.
Изложение мысли
Мысли на письме должны излагаться предельно понятно. В личной беседе слушатель может переспросить, а говорящий человек – уточнить или объяснить что-то. При этом на письме такая регуляция невозможна.
При письменном изложении мыслей требуется придерживаться требований синтаксиса и орфографии. Также тут имеется стилистический компонент. Так, в речи, которая непосредственно обращена к слушателю, допустимо использовать неполные предложения, так как остальное можно понять по контексту. При этом незавершенные конструкции в письменной речи зачастую воспринимаются как ошибка.
Возможность обдумывания
Ответственность за содержание письменного текста несет автор. Однако при этом он обладает большим количеством времени на обдумывание фраз, их исправление и дополнение. Однако это во многом касается и таких видов устной речи, как лекция и доклад, которые готовятся заранее.
При этом разговорная речь появляется в конкретный момент общения. Она направлена на определенных слушателей. В отдельных случаях эти условия вызывают у говорящего человека сложности.
Проблемы с выражением мыслей, непонимание, что требуется дальше сказать, желание исправить произнесенное или сказать все сразу провоцирует заметные ошибки. К ним относят прерывистость речи или нерасчлененность фраз. Также проблемой становится ненужное повторение слов или неверные ударения. Как следствие, содержание текста может оставаться непонятным.
Время существования
Важной особенностью письменной речи считается то, что текст после написание будет долгое время существовать вне зависимости от присутствия автора. Даже если человека уже нет в живых, он сможет донести информацию до читателя.
Течение времени не оказывает влияния на письмо. Потому человечество может передавать накопленные знания из поколения в поколение и фиксировать историю в летописях. При этом устная речь живет лишь во время звучания. В данном случае присутствие автора является обязательным. В качестве исключения стоит привести высказывания, которые записаны на носители.
Таблица-сравнение
Важные особенности и отличия двух видов речи приведены в таблице:
Критерий | Устная | Письменная |
Способы кодирования | Является звучащей, слышимой, произносимой. Она выражается звуками, или акустическим кодом. | Считается видимой, написанной. Она выражается буквами, или графическим кодом. |
Механизмы порождения | Появляется спонтанно и создается во время говорения. При этом от человека требуется высокая скорость выбора слов, автоматизм при синтаксическом конструировании, хорошая тренированность. | Письменный текст обычно является подготовленным. Он подвергается редактированию и совершенствованию. |
Механизмы восприятия | Должна восприниматься сразу. | Осмысливается при многократном чтении. |
Грамматические и лексические особенности | Могут присутствовать повторы, неполные или простые предложения. | Более четко подбираются слова, преобладает книжная лексика и сложные предложения, используются страдательные конструкции. |
Виды норм | Предъявляются орфоэпические требования. | Предъявляются пунктуационные, каллиграфические и орфографические требования. |
Выразительные возможности | Подразумевает использование средств звуковой выразительности, отличается разнообразием интонаций, паузами, логическими ударениями. Также часто применяются жесты и мимика. | Отличается меньшей экспрессивностью. Это компенсируется использованием кавычек, знаков препинания, шрифтов. |
Характер адресата | Собеседники не только слышат, но и видят друг друга. | Как правило, обращена к отсутствующим. |
Выводы
Устная и письменная речь имеют много отличий. Однако эти виды речи нельзя назвать противоположными. При взаимодействии одна форма может перетекать во вторую и наоборот.
Русский язык
Разновидности речи.
1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.
Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Русский язык и культура речи.
7. Устная и письменная разновидности русского языка.
Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.
Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:
1) правил референции;
2) правил предикации.
Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение. При этом выделяют два понятия:
Язык изучают как явление социальное. Действительно, язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку его слова понятны другим.
Основой речевой деятельности является мышление. Наши мысли мы можем передавать посредством органа говорения – языка. Из биологии мы знаем, что это подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.
Лизать языком, попробовать на язык (т. е. на вкус).
Язык также понимается как исторически сложившийся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:
1) свобода в выборе лексики;
2) использование простых предложений;
3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;
5) незаконченность выражения мысли.
Устная форма представлена в двух своих разновидностях:
1) разговорная речь;
2) кодифицированная речь.
Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего. Разговорная речь имеет свои нормы, которых каждый говорящий должен придерживаться.
Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т. д.).
Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.
Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.
Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.
Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная речь разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную.
Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика.
Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать интонацию.