Что объединяет устную и письменную речь
Русский язык. 9 класс
Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда выражается в письменной речи (например, речь оратора), а разговорный — в устной речи (например, диалог в художественном произведении).
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Монолог — это высказывание одного лица.
Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ее черты, такие как:
краткость высказываний, широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление
высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений
Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание
высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
Ключевые слова:
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Основные понятия:
o Устная речь — речь звучащая.
o Письменная речь — речь, зафиксированная на письме.
o Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
o Монолог — это высказывание одного лица.
Разбор типового тренировочного задания
Определите высказывание, в котором содержится диалог.
а) Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.
б) Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно.
в) Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит.
§ 1. Устная и письменная речь
Что вы знаете об устной и письменной речи?
Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?
Что объединяет устную и письменную речь? Чем они различаются?
7. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.
Воспринимается одновременно с процессом говорения.
Есть возможность многократно обращаться к тексту.
Есть больше времени для отбора оптимальных* языковых средств.
Создаётся в считаные секунды в момент говорения, на глазах у всех.
Средства смыслового выделения: паузы, сила голоса, изменения тональности, громкости, убыстрение или замедление темпа речи и т. д.
Средства смыслового выделения: знаки препинания, шрифт, цвет; выделение ключевых слов, частей высказывания (разделов, глав, параграфов, абзацев и т. д.).
Используются голос, жесты, мимика, телодвижения.
8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».
9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.
Взаимодействие устной и письменной речи
Известно, что между устной и письменнойречью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет.
Да, правы те, кто считает, что это сложный вопрос. Действительно, устная речь возникла и существует как звуковая, произносимая. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге, а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть стихотворения мы воспринимаем звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т. п., эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова. Характерно, что естественный диалог гораздо менее артикуляционно интенсивен, его темп в среднем выше, чем театральный1. И в тех случаях, которые анализировались, мы имели дело с произносимой вслух, озвученной письменной речью, со всеми присущими ей (т. е. письменной речи) особенностями. В одном случае это была озвученная письменная стихотворная речь, во втором – озвученная письменная научная речь.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Отличие устной формы литературного языка от письменной не только в том, что последняя записана. Письменная речь использует другие структурные формы и средства выразительности, отличные от устных. Ничего неожиданного и разрушительного современные языковые явления не несут. Происходит сближение разговорной и книжной речи – это главная тенденция развития многих языков в наше время. Проблема лишь в том, чтобы своевременно разобраться в новых, возникающих сегодня нормах разговорной речи, чтобы определить необходимость их интерпретации в литературную речь.
Для этого необходимо практическое владение традиционно сложившимися нормами современного литературного языка, чтобы органично включить в эту систему новые элементы.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Диалогическое взаимодействие» Программные задачи: О: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником (объединяя в пары в.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.
НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.
НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.
§ 1. Устная и письменная речь
Что вы знаете об устной и письменной речи?
Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?
Что объединяет устную и письменную речь?
Чем они отличаются?
8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».
9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.
10. Подготовьтесь прочитать вслух текст упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения (пустышки).
11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?
Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению, важную сторону.
В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на машинке или компьютере.
В английском языке слово Letter обозначает и букву, и письмо. Так подчёркивается, что письмо пишется буквами (хотя и не исключена возможность писать письма картинками, рисунками).
В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо как сочинение должно быть коротким.
(По Е. Крашенинниковой.)
14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения примерами.
§ 1. Устная и письменная речь
Что вы знаете об устной и письменной речи?
Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?
Что объединяет устную и письменную речь?
Чем они отличаются?
8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».
9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.
10. Подготовьтесь прочитать вслух текст упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения (пустышки).
11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?
Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению, важную сторону.
В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на машинке или компьютере.
В английском языке слово Letter обозначает и букву, и письмо. Так подчёркивается, что письмо пишется буквами (хотя и не исключена возможность писать письма картинками, рисунками).
В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо как сочинение должно быть коротким.
(По Е. Крашенинниковой.)
14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения примерами.