Что объединяет все перечисленные науки
ВОШ муниципальный этап по обществознанию ответы и задания 2018-2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2018–2019 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП в г. МОСКВЕ: 21.10.2018 ( 21 октября)
Ответы и задания для 7 класса:
№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие.
Культурология, экономика, политология, социология
Ответ: Социальные науки (также принимается «общественные науки»).
№3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Светское государство, правовое государство, федеративное государство, социальное государство, социалистическое государство, демократическое государство.
Ответ: Все – основы конституционного строя РФ, кроме социалистического государства.
№4. Решите задачу. Объясните свой ответ, составив логическую цепочку рассуждений
Сумма трёх пар боксёрских перчаток равна 30. Из этого следует, что одна пара – это 10, а одна перчатка – это 5. Исходя из этого вычисляем, что пара кроссовок равна 4, а одна кроссовка – 2 (10 + 4 + 4 = 18).
В третьем примере вычисляем, что пара носков равна 2, а один носок соответственно равен 1 (4 – 2 = 2). В четвёртом примере необходимо сначала умножить одну кроссовку на один носок и к произведению прибавить одну боксерскую перчатку (5 + 2 × 1 = 7). Итого получается 7.
Ответы и задания для 8 класса:
№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие. Чек, облигация, вексель, акция.
Чек, облигация, вексель, акция.
Ответ: Виды ценных бумаг
№3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Постановление Правительства России, закон Республики Татарстан (Татарстан), указ Президента России, федеральный закон.
Ответ: Нормативные акты федеральных органов власти и органа власти субъекта федерации. Лишнее – закон Республики Татарстан (Татарстан)
№4. Решите задачу. Объясните свой ответ, составив логическую цепочку рассуждений.
Какая птица останется сидеть на дереве, если госпожа из Бразилии, пересчитав птиц, начала махать руками и их распугивать? От каждого взмаха руки с деревьев улетали ровно две птицы. Если улетали две галки, то одна галка всегда возвращалась. Если улетали две сойки, то одна сойка всегда возвращалась. А если улетала одна галка и одна сойка, то возвращалась только галка.
Одна госпожа из Бразилии Бывала немного разинею. Считала птичек на кустах И получила второпях: 16 галок на калине, 15 соек на малине.
Какая птица останется сидеть на дереве, если госпожа из Бразилии, пересчитав птиц, начала махать руками и их распугивать? От каждого взмаха руки с деревьев улетали ровно две птицы. Если улетали две галки, то одна галка всегда возвращалась. Если улетали две сойки, то одна сойка всегда возвращалась. А если улетала одна галка и одна сойка, то возвращалась только галка.
Ответы и задания для 9 класса:
№2 Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие
Акциз, НДС, таможенная пошлина, гербовый сбор.
№3 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Гераклид, Платон, Авиценна, Сократ.
№4 Что объединяет все перечисленные понятия? Продолжить ряд, добавив одно понятие.
Президент, король, эмир.
Ответы:
Ответы и задания для 10 класса:
№2. Предложите обобщающее для данных терминов (названий) понятие.
Шахада, закят, ураза, намаз, хадж
№3. Дайте краткое обоснование ряда ( что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Лишение свободы, штраф, обязательные работы, строгий выговор, ограничение свободы.
№4 Что объединяет все перечисленные государства, если в основе объединения — принцип территориально-политического устройства? Продолжите ряд, добавив, одно название.
Великобритания, Испания, Казахстан, …..
Ответы:
Ответы и задания для 11 класса:
№2 Предложите обобщающее для данных терминов ( названий) понятие.
Повышение ключевой ставки, повышение нормы обязательных резервов, повышение налогов, уменьшение государственных расходов.
№3 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Сансара, нирвана, синто, карма, Махаяна
№4 Что объединяет все перечисленные государства, если в основе объединения- форма правления? Продолжите ряд, добавив одно название.
Что объединяет все перечисленные науки
Подробное решение параграф § 18 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Углубленный уровень 2016
Что такое рекреационные ресурсы?
Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые можно использовать в целях отдыха, туризма, лечения.
На развитие какой отрасли хозяйства влияет обеспеченность страны рекреационными ресурсами?
Обеспеченность страны рекреационными ресурсами влияет на развитие туризма, курортологии.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ
Почему в последние годы стал развиваться экологический туризм?
Экологические проблемы приобретают общемировые масштабы, население большей частью ставшее городским, живущее в высоком стрессовом напряжении, в загазованной городской среде, нуждается в восстановлении своего здоровья. Желание дышать чистым воздухом, пить чистую воду, употреблять в пищу натуральные свежие продукты питания, созерцать нетронутую человеком природу — причины обусловившие развитие экологического туризма.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Что такое рекреационные ресурсы?
Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые можно использовать в целях отдыха, туризма, лечения.
Какие существуют виды рекреационных ресурсов?
Существуют следующие виды рекреационных ресурсов:
— природно-рекреационные (объекты и явления природы, используемые для отдыха, туризма и лечения).
— культурно-исторические (достопримечательности посещаемые туристами: памятники истории, археологии, архитектуры, искусства).
Какие виды отдыха являются наиболее популярными?
Самыми распространёнными в мире видами отдыха остаются отдых на побережье тёплых морей, горный туризм, связанный с пребыванием на горнолыжных курортах, и посещение культурно-исторических достопримечательностей.
Что такое объекты Всемирного наследия?
Объекты Всемирного наследия — это культурные и природные ценности, которые Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) своей международной Конвенцией по охране памятников Всемирного культурного и природного наследия занесла в свои списки и объявила достоянием всего человечества.
Какая организация приняла международную Конвенцию по охране памятников Всемирного культурного и природного наследия?
Международную Конвенцию по охране памятников Всемирного культурного и природного наследия приняла ЮНЕСКО в 1972 г.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
При каком условии историко-культурная достопримечательность может стать рекреационным ресурсом?
Чтобы историко-культурная достопримечательность стала рекреационным ресурсом, она должна вызывать общественный интерес, быть доступна, надлежащим образом охраняема от разрушений, иметь развитую окружающую инфраструктуру, а так же немаловажную роль играет реклама самой достопримечательности.
Почему международную Конвенцию по охране памятников Всемирного культурного и природного наследия подписали не все страны мира?
Конвенция о Всемирном наследии — это самая известная конвенция ЮНЕСКО в области культуры и защиты природных ценностей. К сентябрю 2012 ее ратифицировали 190 стран.
Почему в странах Европы преобладают культурно-исторические достопримечательности?
Европа со времен Древней Греции и Рима на протяжении многих веков была «Центром» мировой жизни: торговли, политики, моды, образования. Здесь зародились культуры европейских народов, создавались мировые шедевры архитектуры, искусства, ландшафтов. Поэтому в любой европейской стране множество культурно-исторических достопримечательностей.
В каких регионах мира преобладают природно-рекреационные ресурсы?
Особенно славятся такими объектами страны Европы, имеющие древнюю богатую
культуру: Италия, Греция, Франция, Россия, а также Египет, Израиль, страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Что объединяет объекты Всемирного наследия, перечисленные в тексте параграфа?
Все объекты Всемирного наследия относятся к памятникам архитектуры.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Используя дополнительные источники информации, найдите Список объектов Всемирного наследия в мире. Классифицируйте внесённые в него объекты.
Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. По состоянию на 2017 год в Списке Всемирного наследия — 1073 объекта, из которых 832 являются культурными, 206 — природными и 35 — смешанными.
Обозначьте на контурной карте объекты Всемирного наследия на территории России.
К объектам Всемирного наследия на территории России отнесены 28 объектов: исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и окрестностей Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» Белокаменные памятники Владимира и Суздаля Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (Московская область, Сергиев Посад) Церковь Вознесения в Коломенском Девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, «Золотые» Алтайские горы, Западный Кавказ (Адыгея, Карачаево-Черкессия) историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль», Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Куршская коса, центральный Сихотэ-Алинь (Приморьеы), Убсунурская котловина (Тыва, Монголия) Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан), Остров Врангеля, Новодевичий монастырь (Москва), Исторический центр Ярославля, Геодезическая дуга Струве (2 пункта) (Кингисепп), Плато Путорана, Ленские столбы (Якутия), Булгарский историко-археологический комплекс (г. Болгар Татарстан), ландшафты Даурии (Забайкалье), Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (Свияжск Татарстан) Древний город Херсонес Таврический и его хора (Крым, Севастополь).
Подготовьте презентацию об одном из объектов Всемирного наследия.
Составьте туристический маршрут по объектам Всемирного наследия одной из стран Европы.
В России 28 объектов Всемирного наследия, они расположены неравномерно: северо-западный район — основная часть объектов, два в Татарстане, по одному на Алтае, в Забайкалье, Якутии, Приморском крае, Камчатке.
Исходя из большой территориальной разбросанности можно составить несколько туристических маршрутов:
Москва — Коломенское — Ярославль — Сергиев Посад — Владимир — Суздаль — Кижи.
Санкт-Петербург — в Соловки через Ладогу — Ферапонтово (Вологда) — леса Коми — Новгород — Куршская коса.
Дорогостоящий через авиаперелеты: Ленские Столбы- Сихоте-Алинь — Камчатка (долина гейзеров, вулканы)
Итоговые задания по теме раздела
(задания выполняются в тетрадях)
*** Указаны только правильные ответы
Причиной уменьшения ресурсообеспеченности является
б) сокращение имеющихся запасов
Минеральные ресурсы земной коры, свойства которых позволяют эффективно использовать их в хозяйстве — это
в) полезные ископаемые
Ресурсообеспеченность нефтью составляет около
К исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам относят
б) минеральные топливные
Наибольшая доля обрабатываемых земель характерна для
в) Зарубежной Европы
В пределах северного лесного пояса расположена
В пределах аридного пояса расположена
в) Саудовская Аравия
Наибольшим разнообразием природных ресурсов отличаются.
Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
а) Бразилия, в) Россия, г) Индия д) Австралия.
Главными районами добычи нефти являются.
Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
б) Персидский залив, в) Западная Сибирь, д) район Мексиканского залива, е) Аральское море
Наибольшие запасы железных руд характерны для.
Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
Обществознание 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
Задание 1.1
К основным видам экономических отношений относят
Задание 1.2
Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?
Задание 1.3
Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:
Задание 1.4.
Формами рационального познания выступают
Ответ :
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. |
346 | 24 | 256 | 134 |
Критерии оценивания
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.
Ответ: участники социального конфликта.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.
Ответ:
Общее: формы социальной динамики.
Лишнее: стагнация.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.
Ответ:
Общее: теоретические методы научного познания.
Лишнее: описание.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.
Ответ:
Общее: представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому признаку.
Лишнее: сибиряки.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Задание 6.1
В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.
Задание 6.2
В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.
Задание 6.3.
Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.
Задание 6.4
Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.
Задание 6.5
Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.
Задание 6.6
В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.
Ответ :
6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. | 6.6. |
да | нет | да | нет | нет | нет |
Критерии оценивания
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?
Ответ : владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов уменьшится.
Критерии оценивания
Максимум за задание 4 балла.
Задание 8
Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.
В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.
Ответ:
ВОПРОС | ОТВЕТ | БАЛЛЫ |
1 | Гражданский кодекс РФ | 1 или 0 |
2 | в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора) | 2 или 0 |
3 | никак не повлияет, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения, право на произведение возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4) | 1 или 0 |
4 | 1) ответ: да, сможет; 2) пояснение: вне зависимости от наличия завещания она является наследницей первой очереди, которая в данном случае имеет все права на наследство | 1 или 0 1 или 0 |
5 | 1) ответ: элитарная культура; · целью является самовыражение автора, а не получение коммерческой выгоды (гражданин В. продал книги по себестоимости); · ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась среди членов клуба любителей исторических романов); · необходимость специальной подготовки для восприятия (вставки на древнегреческом языке) | 1 или 0 по 1 баллу за каждый названный признак, по 1 баллу за каждое приведённое пояснение. |
Максимум за задание 13 баллов.
Задание 9
Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.
ПРИМЕР | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в 2017‒2025 гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России | 1) материально-производственная Ответ :
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 5 баллов. Задание 10Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.
Ответ :
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 5 баллов. Задание 11Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты. Список терминов:Ответ:
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Задание 12Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: Ответ : Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 7 баллов. Задание 13Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Ответ : мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор, участник Крестовых походов. Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 5 баллов. Задание 14Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» Б. два отличия между ними, например: Могут быть приведены другие отличия. 2. Два смысла: | А. 1 балл Б. По 2 балла за каждое отличие (всего 4 балла) По 2 балла за раскрытие содержания каждого смысла (всего 4 балла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Характерен для современной массовой культуры. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция, консолидация общества. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснение, например: «Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности». Может быть приведено другое положение текста, поясняющее интегрирующую функцию мифа. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Современные мифы могут создаваться с целью разжигания вражды между членами общества, утверждения превосходства одних народов или социальных групп над другими, оправдания антигуманной политики. Могут быть высказаны иные предположения. | 3 балла |
Максимум за задание 18 баллов
Задание 15
Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ПОНЯТИЯ | |
1) | *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-Каддафи) | конституция |
2) | *** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) | банкротство |
3) | Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) | выборы/ голосование |
4) | *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) | мораль |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Критерии оценивания сочинения-эссе:
Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 125 баллов.