Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 90-112

Повесть о разорении Рязани Батыем

1. Какие черты жанра воинской повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

2. Приведите доказательства того, что она могла быть включена в состав летописи.

3. Внимательно прочитайте эпизод «Плач Ингваря Ингваревича». Что оплакивает герой? Что более всего печалит его душу?

Князь оплакивает павших «Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа провославного?», «словно труба, рать возвещающая, словно орган, сладко вещающий». Он хоронит убитых, собирает оставшихся в живых, утешает их. Плач князя Ингваря Ингваревича наполнен чувством глубокого уважения к погибшим. Более всего печалит его душу, что погибли люди рязанские: братья его, князья, бояре, воеводы и все воинство.

4. Что даёт надежду на восстановление жизни в городе?

Вера в Бога дает надежду на восстановление. Ингварь Ингваревич стал править после отца своего великого князя Ингваря Святославовича. «И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил.» «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».

5. Чем заканчивается повесть и каков смысл этой концовки?

Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «И была радость христианам. ». Эта концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его непоколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ

«ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»

1. Разделите повесть на части. Озаглавьте их словами из текста.

1. «. пришел на Русскую землю безбожный царь Батый.»

2. «И пришёл князь Фёдор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю.»

4. «И пошёл против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна.»

5. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости.»

6. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»

7. «Кто не восплачет о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного?»

8. «Благоверный князь Ингварь Ингваревич сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославовича. И обновил землю Рязанскую.»

2. Как передана битва рязанцев с войском Батыя? Выпишите ключевые слова.

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.

3. Как выражает автор любовь к родной земле?

Автор в этой великой повести выражает свою любовь к русской земле через различные слова, которые передают величественность Руси и ее народа. Автор упор делает на веру народа (христианскую), а также на веру в сам народ, веру в то, что он победит. Автор излагает следующим образом: «Пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый. «, тем самым говоря о том, что это царь нечестивый, страшный и не имеет веры. Автор в повести передаёт нам то, что народ готов пролить свою кровь, сражаться до последнего, даже умереть ради своей Родины, и не дать нечестивому царю её захватить и погубить. Они говорят: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть.» На протяжении всей повести выражается глубокая вера людей в Бога.

4. В каких словах передано отношение автора к героям?

«удальцы и резвецы рязанские», «Ни один из них не повернул назад»

5. Расскажите подробно, с использованием цитат из текста, о Евпатии Коловрате и его подвиге. Какими словами переданы чувства Евпатия Коловрата? Выпишите гиперболы, с помощью которых воссоздаётся богатырский образ Евпатия.

Слова, которые передают чувства Евпатия Коловрата: «И вскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своём».

6*. Прочитайте произведения, посвящённые Евпатию Коловрату. Подумайте, почему русские писатели XIX века обращались к образу этого героя.

Русские писатели XIX века обращались к образу Евпатия Коловрата, так как этот образ показывает моральную силу русского бойца, его удаль, отвагу, стойкость и преданность родине.

«Поучение» Владимира Мономаха (Фрагмент)

1. О чём говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, к чему призывает автор?

Владимир Мономах писал послание для своих потомков: детей, внуков и всех жителей княжества тогдашних и будущих. В первую очередь князь говорил о Боге и о том, что к нему надо стремиться всю жизнь, почитать его и молиться. Следующее — это труд. Даже минимальная работа лучше безделья, а Богу приятны труды человека.

2. На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?

Речь идет о «Поучении детям» Владимира Мономаха, в котором он подавал образ идеального князя: богобоязненного и высоконравственного. Известно, что в своем «Поучении…» князь большое внимание уделил религиозному аспекту. Владимир Мономах цитировал Псалтырь, а именно – 36 и 55 псаломы.

3. Какие мысли из «Поучения» не потеряли своей значимости и в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.

Мысли из «Поучения Владимира Мономаха» не потеряли своей значимости и в наши дни: Не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

4. Чем произведения древнерусской литературы похожи на фольклорные тексты?

5. Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами, когда вы читали тексты древнерусской литературы?

любовь к родине, мужество, отвага

6. Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы?

они все отображают бытовое хозяйство и исторические событие людей

7. Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?

1. Опираясь на вступительную статью к разделу «Из древнерусской литературы», подготовьте небольшой рассказ об особенностях литературы этого периода.

2. Опираясь на текст, представьте и устно опишите: а) картину осады и взятия Рязани; б) картину, которую увидел Евпатий после разорения Рязани.

3. Напишите изложение «Подвиг Евпатия Коловрата» или своё «поучение».

1. Вы прочитали несколько произведений древнерусской литературы. Составьте кроссворд, используя устаревшие слова, которые вы узнали.

2. Попробуйте сделать иллюстрации к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем». Вы можете создать стилизацию под древнерусскую миниатюру.

Источник

Что объединяет все произведения древнерусской литературы?

Что объединяет все прочитанные Вами произведения древнерусской литературы?

Задание по Литературе 9 класс.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Говоря о важнейших характеристиках, присущих всем древнерусским памятникам, считаю необходимым выделить следующие.

Далее. Героями древнерусских памятников являются реальные люди, совершившие подвиг во славу процветания Руси или те из них, чья жизнь достойна того, чтобы простые люди брали с нее пример («Повесть о Петре и Февронии»).

Ну, и наконец, во всех произведениях древнерусской литературы отчетливо прослеживается патриотическая тема, тема любви к Родине.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Произведения древнерусской литературы представляют собой отдельный особый пласт мировой культуры, со своими особенностями, со своим языком и своими принципами.

Все эти произведения объединяет несколько признаков. Попробую назвать основные.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Это приведет разве что к холивару.Нажить себе недоброжелателей-неплохой способ.

Минусуйте,меня более интересует моя репутация в реальной жизни.

Ну плевать кому-то на деньги,разве это нарушение?Или это должно быть осуждаемо?

Кстати,на Google ВиО пользователей не меньше,и там ни за что не платят-всё на голом «энтузязизме».Там тоже минусуют,и объяснений давать не нужно-почему.И к этому там относятся со всепрощающей улыбкой.Плюс война с троллями и флеймерами.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Источник

Тест по литературе за 1 полугодие 6 класс Меркин

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Тест по литературе за 1 полугодие.Для 6 класса,общеобразовательной школы. По учебнику Г.С.Меркина.На основе материала учебной программы.Автор:Мещерская Анна Николаевна,учитель литературы.

Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Смотреть картинку Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Картинка про Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин. Фото Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы 6 класс меркин

Содержимое разработки

1. Определите, о каких жанрах идет речь: 1) произведение, героями которого являются боги и герои; 2) произведение народного творчества, в основе которого лежит вымысел;

2. Напишите авторов произведений:

3.Определите авторов этих стихотворных строчек.

А) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

б) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

Б) художественное определение;

В)сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «… был один из числа коренных, старых полковников: весь он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

2) «. воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

6.По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.

«Ему было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать…»

А) Кирилла Петрович Троекуров

Б) Андрей Гаврилович Дубровский

7. Сколько подвигов совершил Геракл

8. Кто такой Крылов?

а) баснописец, б) писатель, в) поэт

9. В.А.Жуковский «Светлана»:

а) поэма б) баллада в) басня

10. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровом.

б) уважение к богатому соседу.

в) любовь к Марье Кирилловне.

11 Из какого произведения эти строки?

«…В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

А) элегия В.А. Жуковского «Вечер»;

Б) баллада В.А. Жуковского «Светлана»;

В) стихотворение А.С. Пушкина «Деревня».

12.Кто автор «Одиссеи» и «Илиады»?

а) Гомер, б)Евклид, в) Полифем

13. Где жили бессмертные Боги?

а) на горе Эльбрус, б) в долине Бессмертия, в) на горе Олимп

14. Кто главное действующее лицо легенды «Солдат и смерть»?

15. Из каждой пары выберите то, что составляет особенность древнерусской литературы6

а) авторство – анонимность,

б) рукописные книги – печатные книги.

16.На каком учении основаны наставления князя Владимира Мономаха? «Поучение Владимира Мономаха»

а) христианстве, б) мусульманстве, в) язычестве

17.Как ушёл Ломоносов из дома в Москву?

а) уплыл на судне «Чайка»,

б) уехал верхом на лошади,

в) ушёл с рыбным обозом

18. Где учился А. С. Пушкин?

а) в Московском благородном пансионе, б) в Царскосельском лицее, в) в Московском университе

19. Почему грустны сосна и пальма (стихотворение «На севере диком…»)?

а) они страдают от холода (сосна) и зноя (пальма),

б) они страдают от одиночества,

в) от невозможности покинуть своё место

20. Как встречает Тарас Бульба сыновей, приехавших из Киева с учёбы?

а) хлебом – солью, б) накрывает стол для гостей, в) смеется над их одеждой.

21.Что произошло с Андрием во время учёбы в Киеве?

а) его арестовали, б) он влюбился в полячку, в) его взяли в плен татары

22. Кто это? (Рассказ «Бирюк»)

«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу…»

Источник

ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 55-89

Как Бадыноко победил одноглазого великана

Возвраящаясь к теме

1. Какие народные сказки вы читали?

Волшебные: «Царевна Лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-Лебеди», «Волшебное кольцо», «Снегурочка»

Сказки о животных: «Кот и Лиса», «Теремок», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Коза-дереза».

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Мужик и барин», «Мена», «Жадный вельможа», «Пастушья дудочка»

2. Какие виды фольклорных сказок вы знаете? Приведите примеры.

Различают сказки волшебные, бытовые и о животных.

Примеры: «Царевна Лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-Лебеди», «Волшебное кольцо», «Снегурочка»

Примеры: «Кот и Лиса», «Теремок», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Коза-дереза».

Примеры: «Каша из топора», «Мужик и барин», «Мена», «Жадный вельможа», «Пастушья дудочка».

3. Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской (литературной).

Литературная сказка в отличие от народной имеет конкретного автора и неизменный текст. В ней, как правило, более подробно, детально, красочно описаны место действия, персонажи и события. Авторской сказке свойственен психологизм, т.е. в ней раскрываются чувства героев, их индивидуальные черты и характер. Кроме того, в литературной сказке проявляется авторское отношение к изображаемому, даются оценки персонажей, отражаются взгляды писателя.

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

1. О каких героях рассказывается в сказке? Какими чертами характера они наделены?

Герои Сказки о молодильных яблоках и живой воде: Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

2. Кто и почему помогает в пути Ивану-царевичу?

Бабушка задворенка помогла Ивану Царевичу найти нужного коня. Бабушка-задворенка это добрый персонаж, она часто помогает героям сказок.

Затем Ивану Царевичу помогала старшая баба-яга. Ей очень понравилось, что Иван Царевич разговаривал очень вежливо, не так как другие. Затем Ивану помогла средняя баба-яга. Затем младшая баба-яга. Они все были сестрами и к каждой из них наше геой нашел свой подход.

Затем девица Синеглазка, с которой Иван обручился. Иван Царевич нашел и к ней подход, показывая что не все нужно решать силой, иногда можно договорится с людьми и на словах.

Птица Ногай помогла Ивану выбраться из пропасти за то, что он спас ее птенцов, укрыв их кафтаном.

3. На какие жертвы идёт Иван–царевич, чтобы добраться до родной стороны?

Сначала Иван-царевич в сказке кормил птицу Ногай своей собственной плотью (запасённое для неё мясо закончилось до конца полёта), а потом, вместо того, чтобы явиться во дворец, становится бродягой.

4. Чему учит эта сказка?

Довольно длинная, но интересная сказка.

Она впитала в себя много разных смыслов. Здесь присутствуют и отношение к старшим, к родителям: сказка учит уважать старших, быть вежливым в общении с ними.

Здесь есть и трудности, которые преодолевает главный герой, при этом в самом конце он получает вознаграждение за свои усилия: сказка учит преодолевать трудности, а не убегать от них, а поможет в этом четкая и ясная цель.

Говорится здесь и о пользе честности, которая противопоставляется лжи: сказка учит быть честным и правдивым, ведь правда придает уверенность и смелость.

Ну и любовь здесь тоже присутствуют, впрочем, как и чудо. Оно тоже в жизни случается.

Перескажите текст «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», сохраняя напевность, характерную для русских народных сказок.

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

1. Большинство русских народных волшебных сказок строится по одному принципу: зачин, свершение какого–то события, отправка героя, уход, препятствия на пути, их преодоление, возвращение героя, счастливый финал (концовка). Соответствует ли «Сказка о молодильных яблоках. » этой схеме? Сколько раз повторяются в ней отдельные элементы? Какие?

Сказка о молодильных яблоках соответствует данной схеме. В ней есть зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына». Случилось одно событие – царь перестал видеть, и чтобы вернуть зрение, ему нужны были молодильные яблоки. Отправка героя происходила трижды. И в конце концов отправляют в поход Ивана-царевича: «Дал ему царь благословеньице». Затем происходит уход героя: «Отправился Иван-царевич в путь-дорогу». Путь царевича был нелегким, он встречает много препятствий и проходит их: долгий путь, стража, девица Синеглазка, бой с девицей, неверный путь. Но благодаря помощи бабы-яги и ее сестер, птицы все для Ивана заканчивается благополучно. И наступает счастливый конец, где рассказывается о том, что Иван «уехал с Синеглазкой в ее девичье царство».

2. Почему «Сказка о молодильных яблоках. » — волшебная сказка? Назовите признаки, по которым можно сделать такой вывод.

Признаки волшебной сказки:

6) чудесные превращения

3. В «Сказке о молодильных яблоках. » есть эпизод, где герой должен выбрать дорогу. Обратите на него внимание. С подобным мотивом вы будете встречаться в былинах, которые вам предстоит изучать в 7 классе. А сейчас объясните выбор каждого из трёх сыновей.

Первый сын Фёдор-Царевич повернул на дорожку «Прямо поедешь-женатому быть», второй сын Василий-Царевич также, а третий Иван-Царевич повернул туда, где «налево ехать-коня спасать, себя потерять

4. Что говорил конь Ивану–царевичу на просьбу остановиться? О чём свидетельствовала эта фраза?

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. Вдруг он и говорит коню: – Стой! Перчатку обронил. А конь отвечает: – В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал… *** Я думаю, она означает, меньше слов, а больше дела. Вместо того, чтобы говорить, нужно брать и делать. Так дело будет совершено быстрее.

5. Выпишите из текста сказки устойчивые обороты.

сад с молодильными яблоками, колодец с живой водой, съездил за тридевять земель, тридесятое царство, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец, избушка на курьей ножке, Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.

6*. «Магические» числа — обязательная примета волшебной сказки. Постарайтесь найти и зачитать все эпизоды с «магическими» числами.

1 Пример: в множестве сказках повествуется о трех сыновьях, например, «По щучьему веленью». «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий-дурак..»2)Сказка «Семь Симонов», думаю, тут даже зачитывать не надо.3)Разветвление дорог присутствует во всех сказках.

7. На ранней стадии развития человечества главой рода была женщина. Этот период назывался «матриарха́т» — вы об этом должны знать из уроков истории. Счастливый финал «Сказки о молодильных яблоках. » полностью зависит от героини, да и не только финал: вспомните эпизод схватки с Иваном–царевичем. Более того, Ивану–царевичу помогают три Бабы-яги, птица Нагай, наконец, героиня сказки. О чём это свидетельствует?

8. Подберите синонимы к словам, употребляемым в сказке: (царь) устарел; (царь) глазами обнищал; конь неезженый; росстань.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сказание о белгородских колодцах

1. Как белгородцы победили печенегов?

Белгородцы перехитрили печенегов. Вырыли два колодца и поставили в один из них кадь с болтушкой, а в другой кадь с пресладкой сытой из мёда. Привели печенегов и сказали, что осаждать город нет смысла, так как Белгородцев кормит сама земля. Печенеги поверили и сняли осаду города.

2. Как вы оцениваете поступок белгородцев?

Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю. Этот поступок говорит об уме и находчивости русского народа.

3. Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками?

Сказание завершается словами: «И, взяв своих заложников, а тех отпустив, поднялись от города и пошли восвояси.» В концовке есть сходство с народными сказками. Оборот «восвояси» очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

4. Составьте словарь устаревших слов, встретившихся вам в тексте «Сказания. ». Объясните их значение.

Устаревшие слова встретившиеся в сказании: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.

Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.

Лукошко (от лук, лука? — «изгиб, дуга») — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.

Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.

5. Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте предложение с этим выражением.

Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».

Его писали в три слова: «въсвоя си».

Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

Источник

ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 313-326

Николай Васильевич Гоголь

1. Повесть начинается своеобразным признанием Н.В. Гоголя в любви к отчему краю. Какие слова передают чувства писателя?

Я очень люблю, Я иногда люблю, образа жизни, уединённая жизнь, не могу позабыть.

2. Из каких деталей складывается в представлении читателя образ отдалённых деревень? На что Гоголь особо обращает внимание читателя?

«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей».

Перед нами подобие рая, который противопоставлен по своему образу жизни миру города, цивилизации.

3. Подготовьте подробную характеристику образов главных героев по следующему плану.

1. Взаимоотношения Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.

Взаимоотношения супругов Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны были проникнуты любовью, уважением, заботой, чистосердечием, добротой. Привычка друг к другу у Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны была так сильна, что они совершенно не могли существовать друг без друга. Детей у них никогда не было, поэтому всю привязанность и любовь они отдали друг другу. Ласково называя друг друга на «вы», старались они заботиться друг о друге и исполнять любое желание своей половинке.

2. Детали быта и обстановки в доме. Что они добавляют к образу старосветских помещиков?

Во всех комнатах помещичьего домика чего только не было! Различные вещички, которые никому и не нужны были, множество старых и скрипучих дверей, еще больше кладовых, в которых было столько припасов, что ими можно было накормить весь мир. Главные герои ни в чем не имели лишений, поэтому они старательно не замечали того, как и приказчик, да и просто лакеи их обкрадывали.

3. Мотив еды — один из основных в повести. Снижает ли он образ героев? Или художественная роль этих подробностей в другом? В чём, по вашему мнению?

Через еду они проявляли свою заботу и любовь. Любили они угощать кого-нибудь, кто гостем ненароком заглянет к ним. Но и сами себе не отказывали они в желании покушать. С утра до вечера жена предлагает Афанасию Ивановичу различные блюда, стараясь предугадать его желания.

4. Отношение к гостям. Что важно для героев повести?

Гости у героев бывают редко. Каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне.

5. Печальное событие. О чём беспокоится перед смертью Пульхерия Ивановна? Как переживает её уход Афанасий Иванович? Что меняется в его жизни? Как по-новому раскрываются герои в связи с трагическими обстоятельствами?

6. Сравнение помещиков с героями античного мифа Филемоном и Бавкидой (бездетность, гостеприимство, многолетняя любовь и воссоединение после смерти).

Гоголь сравнивает супругов Афанасия Ивановича Товстогуба и жену его Пульхерию Ивановну с Филемоном и Бавкидой, с героями греческой мифологии, бедными супругами из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня.

Супруги из «Старосветских помещиков» очень любили друг друга, были добры и гостеприимны, как и герои из греческой мифологии Филемон и Бавкида.

4. Можно ли считать характеры героев, их образ жизни и отношение к миру соответствующими тому значению слова «пошлость», которое приводится в словаре В.И. Даля?

Характеры героев, их образ жизни и отношение к миру можно считать соответствующим значению слова «пошлость», которое приводится в словаре В.И. Даля. В словаре В. И. Даля «пошлый» значит «избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая, тривиальный». Под это описание подходит мещанская жизнь без идеалов и стремлений, какую вели Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович.

5. Как Гоголь сам относится к героям повести — идеализирует их или развенчивает?

Мне кажется, что Гоголь не идеализирует и не развенчивает героев. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не идеализация жизни милых провинциальных старичков, но и не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

6. Какое значение для понимания идеи произведения имеет финал повести — описание разорённого имения?

7. Сделайте вывод, чем является повесть Гоголя — «пародией на человечество» или «трогательной идиллией», разоблачением пошлости или поэтизацией уходящего быта. Аргументируйте свою позицию.

Мне кажется, что повесть Гоголя является поэтизацией уходящего быта. В образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге. Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра.

Иван Сергеевич Тургенев

Какие качества русского крестьянина, по мнению учёного–литературоведа Ю.М. Лотмана, отражены в «Записках охотника»? Подберите и запишите для ответа на вопрос ключевые слова и словосочетания.

Тургенев выразил в своём изображении народа ощущение огромной содержательности и таинственности духовного мира простого человека, в народной среде он видит разнообразие характеров и «неожиданность» их проявлений.

В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные мнения крестьян о том или ином помещике, о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов.

Ключевые слова: огромная содержательность, таинственность духовного мира, разнообразие и «неожиданность» проявлений характеров, авторитетное мнение крестьян, высокие нравственные черты, мыслящие, тонко чувствующие личности.

Возвраящаясь к теме

Какие произведения И.С. Тургенева вы читали? О чём эти произведения? Какие идеи отражены в них?

Мы читали рассказ «Муму». Рассказ И. С. Тургенева «Муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу русского крепостного — Герасима. Главная тема произведения – тяжелое положение крепостных в России.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *