Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная
Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная
Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная
Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная
Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Источник

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

— является постоянно действующим органом;

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

— утверждение изменения границ;

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

— назначение выборов Президента РФ;

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

— отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов;

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

— Председателя Правительства РФ;

— заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

— организует охрану собственности и общественного порядка;

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят :

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

— система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

— не вступивших в силу международных договоров;

— споры между федеральными органами власти;

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

— споры между высшими гос. органами власти субъектов;

— проверяет конституционность законов;

— дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

— судья не может быть привлечен к административной ответственности;

— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Источник

Законодательная, исполнительная и судебная юрисдикция

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

Законодательная юрисдикция относится к верховенству конституционно признанных органов государственной власти устанавливать общеобязательные правовые нормы на территории данного государства. Действие таких нормативно-правовых актов при определенных условиях может распространяться за рубежом. Государство имеет законодательную исключительность во многих областях. Например, государство устанавливает общие правила организации деятельности различных органов власти таких как суды, но никоим образом не может оказывать влияние на порядок осуществления иностранного судопроизводства. Даже если национальный суд может отказать в признании судебного решения иностранного суда на основании явной предвзятости, национальные нормы не могут быть затем перенесены с целью изменения процессуальных условий проведения разбирательства в иностранном суде.

Международное право признает, что государство может взимать налоги с лиц, находящихся за пределами территории этого государства, пока существует какая-либо реальная связи между государством и предлагаемым налогоплательщиком, например, гражданская принадлежность или постоянное место жительства. Государством может быть национализировано имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное в его территориальных пределах, но оно не в праве претендовать на имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное за границей. Очевидно, что такое решение не может быть исполнено за рубежом, но рассматривается здесь как предписывающая юрисдикция или способность принимать действующие законы.

Вопрос о том, насколько суд будет учитывать иностранное законодательство вызывает трудности главным образом в рамках международного частного права, но на практике редко встречается ситуация, когда одно государство обеспечивает исполнение штрафных санкций или налоговых норм другого государства.

Несмотря на невозможность отрицания законодательного верховенства государства, оно может быть оспорено. Государство, которое принимает законы, противоречащие положениям международного права, например, в отношении обращения с иностранцами или иностранной собственностью внутри страны, само по себе несет ответственность за нарушение норм международного права на международной арене и, несомненно, столкнется с протестами и другими действиями со стороны иностранного государства. Также возможно, что государство, которое злоупотребляет законодательно закрепленными правами владения для своих граждан, находящихся за границей, могут быть признаны виновны в нарушении международного права. Например, если Франция регламентирует своих граждан, проживающих за рубежом, ездить только на французских марках автомобилей, это, безусловно, явилось бы нарушением суверенитета и независимости государств, в которых проживают эти граждане, и представляло бы собой незаконное осуществление французской законодательной юрисдикции.

Исполнительная юрисдикция имеет отношение к способности государства действовать в пределах территории другого государства. Поскольку государства являются независимыми друг от друга и имеют территориальный суверенитет, то отсюда следует, что в целом государственные должностные лица не могут выполнять свои функции на территории иностранного государства (при отсутствии выраженного согласия со стороны государства пребывания) и не могут обеспечивать соблюдение законов своего государства на иностранной территории. Это также противоречит международному праву, касающемуся государственных служб по задержанию лиц или аресту имущества за рубежом. Захват нацистского преступника Эйхмана израильскими агентами в Аргентине в 1960 году является наглядным примером нарушения территориального суверенитета Аргентины и незаконного осуществление израильской юрисдикции. Аналогичным образом, несанкционированное проникновение в состав вооруженных сил другого государства, несомненно, является преступлением в соответствии с международным правом.

Судебная юрисдикция касается полномочий судов той или иной страны на рассмотрение дел, осложненных иностранным фактором. Есть целый ряд причин, на основании которых суды государства могут считать себя в праве осуществлять такую юрисдикцию. В уголовных делах они варьируются от территориального принципа до принципа универсальности, а по гражданским делам от простого присутствия ответчика в стране до принципа гражданства и постоянного местожительства. Судебная юрисдикция – самый обсуждаемый аспект юрисдикции, а уголовные вопросы являются наиболее важным ее проявлением.

Источник

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Смотреть картинку Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Картинка про Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная. Фото Что объединяет законодательная федеративная исполнительная судебная

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *