Что объединяет звенья апк в единый комплекс
Агропромышленный комплекс
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, доклад
Описание
АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке С/Х продукции и доведении её до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.
Работа состоит из 1 файл
Агропромышленный комплекс.doc
Агропромышленный комплекс (АПК).
АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке С/Х продукции и доведении её до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.
В составе АПК выделяют 3 основных звена, каждое из которых выполняет свою определённую функцию.
Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести с/х продукцию. Её нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. С/Х не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нём недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
С/Х техника достаточно громоздка, её трудно перевозить. Поэтому места её производства приближены к районам потребления. Зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону, льноуборочные – в Бежецке (Тверская область) и т. д.
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за последние годы обеспеченность С/Х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации в картофелеводстве составляет 50%, в овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.
Второе, центральное, звено АПК – это сельское хозяйство. От других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны;
Показатели развития АПК в некоторых странах мира (на душу населения).
Показатель | Россия | ФРГ | США | Япония | Франция |
С/Х угодья, га | 1,5 | 0,2 | 2,0 | 0,04 | 0,2 |
Пашня, га | 0,8 | 0,2 | 0,7 | 0,03 | 0,3 |
Зерно, кг | 576 | 532 | 1164 | 93 | 576 |
Картофель, кг | 259 | 112 | 66 | 20 | 104 |
Мясо, кг | 40 | 82 | 137 | 24 | 85 |
Молоко, кг | 226 | 345 | 275 | 64 | 394 |
Добыча морепродуктов, кг | 24 | 4 | 17 | 32 | 6 |
2) сезонность производства большей части С/Х продукции вследствие природных особенностей России; 3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определённым биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
Площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определённого предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн га. Но значительная её часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн га (13%) составляют С/Х угодья, т.е. земли, используемые в С/Х. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатель достаточно высоки. Но на уровень развития С/Х производства страны это оказывает незначительное влияние.
Значительная часть С/Х угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе (в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 50% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Сейчас мелиорировано всего 5% С/Х угодий.
Что объединяет звенья апк в единый комплекс
Агропромышленный комплекс (АПК)
§ 28. Состав и значение АПК
Агропромышленный комплекс — совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это — главная задача АПК.
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную функцию.
Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления. Зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону, льноуборочные — в Бежецке (Тверская область) и т. д.
? По рисунку 53 определите три основных звена АПК и их состав.
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за последние годы обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составляет 50%, в овощеводстве — около 30%, в скотоводстве — 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.
По картам атласа найдите центры: а) сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения; б) производства минеральных удобрений. Вспомните факторы, влияющие на размещение этих предприятий.
Второе, центральное, звено АПК — это сельское хозяйство. От других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны;
2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России; 3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
Площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью — 1709,9 млн га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые в сельском хозяйстве.
Доля же самых ценных земель — пашни — всего 7% (117 млн га). Однако в сравнении с другими раз витыми странами мира россииские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние (табл. 28).
Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе (в отдельные годы — до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация 1 земель. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.
Определите по рисунку 54 территории, наиболее благоприятные для ведения сельского хозяйства. Опираясь на знания по физической географии России, объясните их размещение. По карте атласа определите, какие районы страны наиболее мелиорированы.
1. Какие звенья входят в состав АПК? Приведите примеры взаимосвязи между звеньями.
2. Чем различаются сельскохозяйственное и промышленное производства?
1. Ежегодно в России площадь земель, подверженных эрозии, возрастает на 0,5 млн га. Потери верхнего плодородного слоя от эрозии составляют 1,5 млрд т. Например, в результате эрозии знаменитые российские черноземы за последние 40 лет потеряли 15 см плодородного слоя. Процессы эрозии особенно сильны в наиболее благоприятных для ведения сельского хозяйства районах (Центральном Черноземье, Поволжье, Европейском Юге), Следствие эрозии — овраги. Их в стране более 400 тыс. с общей площадью 500 тыс. га.
2. Негативно влияют на почву сельхозмашины. Они сильно уплотняют ее. Если в 1950-е годы трактор весил 5 т, то сейчас его вес уже — от 7 до 13 т. Вес дождевальной установки — 55 т. Уплотнение почвы снижает урожайность на
10—50%.
1 Мелиорация — система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования.
География за 9 класс бесплатно скачать, планы конспектов уроков, готовимся к школе онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Агропромышленный комплекс России, 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
I. Организационный момент.
Изучение новой темы
Широко раскинулась Россия,
Много бед Россия выносила. Путь развития России очень сложен, уникален и драматичен, но всё же в развитии экономики проявляются процессы и закономерности, характерные для страны. Современное хозяйство России является именно таким, каким оно есть сейчас. Предприятия объединяются в отрасли, а хозяйство имеет определённую отраслевую структуру. ( Слайд №3)
Какова отраслевая структура России?
Какова функция межотраслевых комплексов? (Слайд №4) Сегодня мы попытаемся дать характеристику одной из отраслей экономики России. — Как вы считаете, какая отрасль ближе всех к человеку, природе, земле? ( Сельское хозяйство ).(слайд) Начало урока
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Развитие АПК влияет на развитие благосостояния страны, так как обеспечивает государство продуктами питания.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).
Состав АПК (слайд №7)
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.
Что же объединяет все звенья в единый комплекс? ( проблемный вопрос)
работа с учебником стр118-119 группы
1 звено.
2 звено.119-120 3 звено. Стр 121 проблема
Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям (слайд №8)
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:
Ответы:
1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства. .
(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизмами
Работа с учебником.
Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.
1) зависит от природных условий;
2)производство С/П сезонно;
3)земля является одновременно средством труда и предметом труда;
4)Сельскохозяйственные предприятия занимают большую площадь.
Что такое земельные ресурсы.
– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.
? – Как по-вашему, почему они ухудшаются, (Так как заболачивается 20%сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.)
? – Основные пути решения данной проблемы:
Физкультминутка – игра «Верю – не верю»
— Ребята, на уроке мы говорили, что для занятия земледелием необходимы плодородные почвы, а чтобы улучшить их качество, необходимо проводить мелиорацию, сейчас я вам буду говорить определение различных видов мелиорации, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.
* Химическая мелиорация – это внесение удобрений в почву (да)
* Агро-техническая – очистка почвы от мусора и сорняков (нет)
* Водная – осушение или орошение территории, строительство оросительных или отводных каналов (да)
* Культурно-техническая – правильная распашка и вспашка почвы (нет)
* Лесная – посадка деревьев и кустарников вдоль поля (да)
Учитель: Почему сельское хозяйство является мощным фактором воздействия на окружающую среду? (ответы учащихся) Учитель: Знать особенности развития страны, в которой живешь- хорошо, но знать историю, традиции, культуру своей малой Родины, своего района или села хорошо вдвойне.
«Люблю и знаю,
Знаю и люблю,
И тем сильней люблю,
Чем больше знаю».
Закрепление
4.1. «Проверь себя»
Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)
а) зерновые
б) кормовые
в) технические
г) овощи и картофель
К техническим культурам относятся
а) чечевица
б) лён и сахарная свёкла
в) лён, сахарная свёкла и рожь
Рожь, лён и картофель выращивают в основном
а) в чернозёмной зоне
б) в нечернозёмной зоне
К зерновым культурам относятся
а) соя
б) пшеница и лён
в) пшеница, овёс, кукуруза
Ответы: 1. г, в, б, а. 2.б, 3.б, 4.в.
Ответ на проблемный вопрос.
Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли экономики по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя. От его развития непосредственно зависит уровень жизни населения, его обеспеченность продуктами питания.
Закончим наш урок словами : Растут, бессчетно множась города,
Но не прожить без сельского труда
Ни дня ни заводчанам, ни шахтерам,
Ни депутатам, ни большим актерам.
Всем людям на Земле нужна еда.
Где взять ее без сельского труда?
И трудится народ в деревнях, селах
На необъятных полевых просторах.
А за старательный к себе подход
Земля им с благодарностью дает
Все лучше урожай из года в год-
Сыт будет и доволен весь народ.
Агропромышленный комплекс России
Конспект урока в 9 классе на тему :»Агропромышленный комплекс России» представлен для более подробного узучения темы.
Содержимое разработки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Володарская средняя школа
Хозяйство и географические
тема: «Агропромышленный комплекс. Пищевая и лёгкая промышленность»
Тема урока: «Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса.
Изучить особенности предприятий пищевой промышленности и легкой промышленности.
Изучить факторы, влияющие на размещение пищевой и легкой промышленности ;
Закрепить навыки работы с картами атласа.
продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
совершенствовать приемы использования различных источников информации;
развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;
воспитывать умения и навыки уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других,
создать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности
(активность, увлеченность, настойчивость, любознательность)
совершенствовать коммуникативные навыки, умения адекватно мыслить и действовать.
Новая географическая номенклатура: Агропромышленный комплекс, трудоемкая отрасль,пищевая промышленность, лёгкая промышленность.
Региональный компонент: заинтересовать детей как же развивается пищевая и лёгкая промышленность в Ульяновской области, с помощью вопросов на которые они должны ответить дома.
Оборудование: настенная физическая карта России, географические атласы для 9 класса, контурные карты, учебник географии (География России Хозяйство и географические районы.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под редакцией А.И. Алексеев – М.: Дрофа, 2005. – 286 с.), раздаточный материал.
Тип урока: урок с элементами проблемное изложения.
I. Организациооный момент.
Долгожданный дан звонок –
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Опрос домашнего задания.
Устный фронтальный опрос.
1) Что такое животноводство? Какие главные области животноводства?
2) Что такое скотоводство? Какие особенности разведения коров?
3)В каких естественных условиях развиваются отрасли животноводства? (примеры)
4) Какие отрасли животноводства есть в Ульяновской области?
5) Чем отличаются отрасли сельского хозяйства от других отраслей народного хозяйства?
1) зависит от природных условий, которые у нас очень разнообразны.
2) Производство с/х продукции сезонно.
3) Земля в сельском хозяйстве является и средством труда и предметом труда одновременно.
4) Сельскохозяйственные предприятия занимают большие площади.
Следующим домашним заданием было подготовить индивидуальные сообщения по рядам о таких отраслях животноводства как: коневодство, оленеводство, пчеловодство. С каждого ряда заслушивается по 1 короткому сообщению, остальные сдаются на проверку.
Общий вывод по сообщениям. Активным учащимся выставляются оценки.
III Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, а называется она: «Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.».
На доске написан план урока:
1. АПК и его задача.
3. Сельское хозяйство и его особенности.
4. Сельскохозяйственные угодья.
АПК – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке с/х продукции и доведение её до потребителя.
— Как вы считаете, какова главная задача этого комплекса?(Обеспечить население страны продовольствием и лёгкую промышленность сырьём.)
Развитие комплекса очень сильно влияет на благосостояние нашего народа, поскольку его продукция составляет 80% товаров торговли.
1 звено: Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство:
а) с/х машиностроение,
2 звено: Собственно сельское хозяйство: растениеводство и животноводство:
3 звено: Отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение переработку и реализацию с/х продукции:
Что же объединяет все звенья в единый комплекс?
Как вы считаете, от какого звена больше всего зависит уровень развития сельского хозяйства и почему? (от 1 звена)
Да, ведь именно 1 звено обеспечивает с/х техникой, удобрениями, ядохимикатами, комбикормами и т.д. применение машин в с/х сближает с/х труд с индустриальным. Именно это звено способствует механизации с/х и повышение его эффективности.
Но, однако, в развитии этого звена существуют проблемы в связи с кризисом в АПК :
— В стране нет спец. Техники для выращивания и уборки овощей и др. культур. И поэтому мы вынуждены пропалывать и убирать вручную.
— При производстве техники не всегда учитываются различия природных условий разных районов страны, и техника быстро приходит в негодность.
— Сельскому хозяйству не хватает удобрений и ядохимикатов, или их цены не всем доступны в условиях самофинансирования. И в связи со всеми этими проблемами у нас в стране многие сельхозпредприятия становятся банкротами, разоряются.
Теперь перейдем к изучению особенностей пищевой промышленности.
Открываем учебник на странице 36. Ваша задача будет состоять в том, чтобы прочитать параграф о пищевой промышленности. И ответить на вопрос: Каковы основные особенности пищевой промышленности?
Выделяют 3 группы пищевой промышленности:
1 группа: Отрасли, ориентирующиеся на необработанное сырьё.Вес их готовой продукции меньше, чем вес исходного сырья. Например: сахарная свекла, фрукты или молоко.
Важнейшие отрасли: консервная, чайная, сахарная, крупяная и маслодельная.
2 группа: отрасли, использующие сырье, уже прошедшее переработку.
Например: макаронная, хлебопекарная, кондитерская.
3 группа: Предприятия мясоперерабатывающей, молочной и мукольной отраслей.
Лидеры производства продуктов питания Центральный район, Поволжье, Урал, северный Кавказ.
— Найдите на карте центры пищевой промышленности (отрасли выберите сами не менее трех)
Пищевая промышленность, одна из старейших отраслей. Она встречается повсеместно, так как одни ориентируются на сырье, а другие на потребителя.
Следующая отрасль АПК, которую мы изучим будет лёгкая промышленность.
Лёгкая промышленностьотносится к трудоемким отраслям; заняты в ней преимущественно женщины. Как вы думаете почему?
Лёгкая промышленность состоит из: текстильной, швейной, меховой, кожевенно-обувной.
Текстильная промышленность —крупнейшая из отраслей легкой промышленности, объединяет производство всех видов тканей и трикотажа и использует преимущественно сельскохозяйственное сырье.
Главным райономхлопчатобумажной промышленности является Центральный район ( Ивановская, Московская, Владимирская области)
— На карте лёгкой промышленности найдите центры хлопчатобумажной, шерстяной, льняной отраслей.
Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли экономики по производству сельскохозяйственной продукции, её переработке и доведению до потребителя. От его развития непосредственно зависит уровень жизни населения.
Почему основные отрасли АПК России не выполняют в полной мере свою функцию — не обеспечивают потребностей населения?
Лёгкую и пищевую промышленность относят к наиболее социально значимым отраслям. Какие другие отрасли кроме описанных имеют подобное значение?
Какие факторы оказывают влияние на размещение предприятий лёгкой и пищевой промышленности?
Как ты оцениваешь сегодняшний урок. На доске представлены 3 типа смайликов, учащиеся должны выбрать один соответствующий их настроению после изученной темы.
— Узнайте, какие предприятия пищевой и лёгкой промышленности имеются в нашей области, городе.
— Какую продукцию они выпускают?
Спасибо за урок! Все свободны!
Список использованной литературы:
География.Программа для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы, С.В. Курчина, М, Дрофа, 2010 год
Учебник География России.: Для 8-9кл. /Под ред. А. И. Алексеева
И.В. Душина Методика преподавания географии, пособие для начинающих учителей и студентов. М: 1996, 192 стр.
Е.А. Жижина География. Поурочные разработки. 9класс М, «ВАКО», 2005
Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.