Что объединяло фронтовое поколение советских людей
Человек и война: единство фронта и тыла
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
Что объединяло фронтовое поколение советских людей?
Фронтовое поколение советских людей объединяли память о событиях войны, ожесточенная борьба с врагом, трудности и лишения военного времени, общие устремления, чувства, мысли, желание победить врага.
Объясните мотивы подобных действий оккупантов.
Мотивы подобных действий оккупантов объясняются тем, что согласно плану «Ост» предполагалось уничтожение русского народа как общности и возможно это было сделать уничтожая историческую память и культуру народа.
Прослушайте данный гимн СССР. Как в нем отразилась сталинская эпоха? Сравните со словами гимна РФ.
Гимн СССР. Текст 1943 года
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
В тексте гимна упоминаются сражения, война, Сталин – Верховный Главнокомандующий и фактический глава государства. Понятно, что этот гимн написан во время Великой Отечественной войны.
1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны?
В повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны произошли значительные изменения. Эвакуированные люди приезжая в другие регионы страны, подселялись к местным жителям. Во всей стране введены карточки на продовольствие для работающих и иждивенцев.
Существовал натуральный обмен вещей на продукты, самым дефицитным товаром были соль, спички, мыло. Жителям городов выделялись участки под огороды. Привычным атрибутом быта становится печка-буржуйка из-за отсутствия отопления
2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны?
Организация и работа тыловых госпиталей в годы войны осуществлялась так: под госпитали выделялись образовательные или культурные учреждения, из числа местных жителей набирали персонал младших медицинских работников.
Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу вернулись в строй 72% раненых и 91% больных воинов. Знаменитые хирурги А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкого, тысячи квалифицированных врачей других специальностей добивались таких результатов.
3. Приведите примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Сопротивление развернулось в разных формах: диверсии, подполье, партизанское движение, саботаж и др. Символом героизма стала 17-летняя комсомолка З.А. Космодемьянская. В составе диверсионной группы она была переброшена в тыл врага, схвачена, подвергнута допросам и мучительным пыткам. Вела себя мужественно, в результате повешена гитлеровцами.
Еще одним символом сопротивления стали молодогвардейцы – члены подпольной организации комсомольцев в оккупированном Краснодоне (О. Кошевой, У. Громова, В. Третьякевич, С. Тюленин – всего более ста человек).
Они расклеивали листовки, убивали полицаев, готовили диверсии. В начале 1943 г. фашистам удалось выследить «Молодую гвардию» и зверски расправиться со многими ее членами.
Подвиг А. Матросова, закрывшего телом вражеский дзот, чтобы открыть путь для наступления.
Группа бойцов под командованием сержанта Я.Ф. Павлова, несколько месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде.
4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства и церкви? Можно ли считать, что государство решило отказаться от антирелигиозной политики?
Деятельность Русской православной церкви в годы войны характеризуется как патриотическую. Священнослужители служили в рядах военнослужащих, организовывали сбор средств на вооружение, читали проповеди на патриотические темы.
В период войны в отношении государства и церкви действительно произошли изменения: после встречи Сталина с тремя митрополитами проведен Архиерейский собор, где выбран патриарх Русской православной церкви.
Однако это потепление отношений не означало изменения позиции государства относительно церкви. Отказа от антирелигиозной политики не планировалось, что подтвердили послевоенные события.
5. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? В чем выразилось различие позиций в среде эмиграции?
Реакция большинства российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР была отрицательной. Многие соотечественники за рубежом активно участвовали в Сопротивлении, занимались сбором средств для помощи СССР, Красной Армии.
6. Приведите примеры, раскрывающие лозунг “Фронт и тыл едины”.
Вся жизнь в тылу была подчинена единственной, самой главной цели: обеспечить фронт, боеприпасами, обмундированием, вооружением, продовольствием. А на фронте – главная цель отстоять независимость Родины, защитить тех, кто в тылу.
1. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет?
В художественных произведениях военных лет нашли отражение такие черты характера советского человека как смелость, способность жертвовать собой, расчетливость в борьбе с врагом, решительность, несгибаемость, верность Родине, патриотизм.
2. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом?
Наиболее востребованы в годы войны оказались такие жанры искусства как кино и песенный жанр, потому, что они отвечали потребностям людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств.
Произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом в большой степени.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Расскажите о деятельности ученых в период блокады.
Несмотря на экстремальные условия, культурная жизнь в городе продолжалась. А.В. Буров 1 октября 1945 года отмечал, что в этот день в городе рвались бомбы, но в 25 кинотеатрах и пяти Домах культуры демонстрировались фильмы, а театры давали представления.
26 октября в театре имени Ленинского комсомола шло представление по комедии Гольдони «Забавный случай», где главную роль исполнил Юрий Толубеев.
Музыкальная жизнь в городе также не остановилась. Так, 4 октября 1941 года собирался Президиум Ленинградского отделения Союза композиторов. Им были одобрены песни, предназначенные для сольного и хорового исполнения и написанные ленинградскими поэтами – «Песня о Бринько» Б. Гольца, «Баллада о Ханко» М. Юдина, «Походная» И. Дунаевского, «Песня морской пехоты» Н. Будашкина, «Крейсер Киров» Л. Ходжи-Эйнатова.
Следует отметить, что блокадники, не принадлежавшие к литературной и артистической среде, мало писали о культурной жизни города. Соболева Нина Васильевна вспоминала о концерте Льва Оборина в Филармонии: «Музыка, звучавшая тогда, потрясла и на всю жизнь осталась особенной – «из тех дней»».
Музыка производила на людей необыкновенно сильное впечатление именно в той сложной обстановке, гораздо глубже воспринималось искусство. Панченко Наталья Ивановна иногда писала в своем дневнике о событиях культурной жизни города: «Была в театре, смотрела «Летучую мышь» с очень хорошим составом: Михайлов, Свидерский, Бондаренко, Брилль, Колесникова, Янет… Словом, кого только можно душе пожелать».
В первую блокадную зиму в Ленинграде продолжали работать несколько учреждений, а государственная публичная библиотека и Библиотека Академии Наук, театр Музыкальной комедии были открыты на протяжении всего периода блокады.
7 ноября 1942 года театр Музыкальной комедии выпустил премьерный спектакль «Раскинулось море широкое». Значение этого театра выявлялось не в его патриотической направленности и не в том, что он побуждал в людях высокие чувства. Главным было то, что он в некой мере поддерживал уровень цивилизованности ленинградцев.
Культурные потребности, пусть даже примитивные, помогали избавиться от чувства отчаяния. Панченко Н.В. писала однажды в своем дневнике: «Мне так хотелось бы сейчас сходить в кино или в театр. Очень хочу увидеть хороший художественный фильм. А в театре я мечтаю только о музыке. Очень хочется чего-нибудь симфонического, громкого».
В августе 1942 года был вновь открыт Большой зал филармонии. Именно здесь 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.
Ученые Химико-технологического института П.Г. Романков и В.А. Григор сконструировали прибор для автоматической сигнализации в случае появления в воздухе отравляющих веществ.
Работники Государственного института прикладной химии нашли новую методику определения боевых отравляющих веществ при помощи специальных индикаторных трубок, которая была взята на вооружение всеми ленинградскими лабораториями противохимической защиты.
В первые месяцы войны Институт прикладной химии выпустил 450 приборов для химической разведки, 8 тыс. комплектов для определения отравляющих веществ, 45 тыс. противохимических аптечек.
Созданные в институте образцы противохимических аптечек и индивидуальных пакетов для оказания первой помощи при поражении отравляющими веществами нашли широкое применение на фронте.
В Ленинградском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института переработки и использования топлива была успешно решена задача получения активированного угля для противогазов; институт выпустил 40000 кг готовой продукции, полностью обеспечив потребность в активированном угле завода, изготовлявшего противогазы.
Ученые много потрудились над технической маскировкой важнейших объектов города. Маскировка промышленных объектов от воздушного наблюдения была изучена мало. Но обстановка требовала решительных действий.
Поэтому на предприятия, электростанции, нефтебазы, водопроводные станции для разработки маскировочных мероприятий пришли сотни ученых, архитекторов, инженеров и художников.
Для руководства этими работами была создана специальная служба технической маскировки города, штабом которой стало Архитектурно-планировочное управление Ленгорсовета депутатов трудящихся. Большую группу специалистов для оказания помощи в маскировке города выделило Ленинградское отделение ВНИТО строителей.
Научно-исследовательскому институту коммунального хозяйства было поручено найти составы красок для технической маскировки. Для того, чтобы добиться визуального сходства красок с естественным фоном окружающих предметов, группе сотрудников института во главе с кандидатом технических наук И.Д. Мухортовым пришлось проделать громадную экспериментальную работу. В Ботаническом институте была разработана методика маскировки объектов с помощью растений.
Для сохранения памятников, которые по различным причинам невозможно было увезти или закопать, ученые-строители предложили специальные маскировочные конструкции.
Специалисты по электротехнике Института инженеров железнодорожного транспорта и Политехнического института устранили возникавшее при движении трамваев и троллейбусов сильное искрение, которое демаскировало город.
Учеными успешно решалась проблема борьбы с дымом от топок электростанций и предприятий, была обеспечена светомаскировка плавильных печей во время разлива металла. Сконструированные ими специальные светомаскировочные щиты для окон фабрик и заводов позволили отказаться от маскировочных покрытий.
4. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания: где он жил, что ел, чем занимался между боями и т.д.
Потом тяжелые бои по обороне Кавказа. Мало того, что нам приходилось держать фронт, так мы должны были еще и контратаковать, чтобы не давать немцам снимать части для боёв под Сталинградом.
При этом очень трудно было со снабжением. На день выдавался котелок жидкости, в которой сложно было поймать перловую крупинку, кусок хлеба размером с ладонь и ложка сахара. Приходилось варить и кости животных и лошадиные шкуры.
Однажды мне повезло добыть дикого кабана. Наблюдая за передним краем противника, я заметил немца-наблюдателя, занявшего позицию возле большого раскидистого дуба на нейтральной полосе. Решив проучить немца, ночью я подполз к дереву и заминировал подходы к нему.
Вот тогда мы наелись от пуза! Слух о моей «охотничьей» добыче разошелся по всем войскам, и командир батальона даже обиделся на меня, что я не прислал ему кусочек мяса.
А мы встретили войну с винтовками. Свой первый автомат я добыл только в 1942-м году у немца-разведчика, с которым мы сошлись в рукопашной схватке.
Тогда немец сильно стукнул меня прикладом по голове, но я был в каске, и он меня только оглушил. Но я так сильно успел вцепиться руками в автомат, что падая, не выпустил его из рук. Разведчикам удалось уйти, а автомат достался мне в качестве трофея.
Помимо непосредственной обороны от наступавших немецких войск, в нашу задачу входило постоянное оттягивание немецких сил на себя, с целью не допустить их переброску на Волгу. Для этого мы проводили небольшие, но постоянные атаки.
В одном из таких наступлений мы смогли отогнать врага больше чем на 10 километров, захватили богатые трофеи. Преследуя противника, отходившего к горам, мы вышли на широкую поляну. Новый командир нашего сводного полка, капитан, которого нам прислали совсем недавно, приказал занимать позиции здесь.
Моей пулеметной роте он выдал узкий сектор между деревьями, крайне ограниченный по видимости. Пока мы окапывались, пока располагались, немцы начали вести по нам сначала пристрелочный, а вскоре и прицельный огонь из орудий и минометов.
Было так: что ни выстрел, то двоих-троих наших косит. Не помню, сколько мы так просидели, но никакого приказа, ни вперед, ни назад, мы так и не получили, только дико и отчаянно метались под вражеским огнем.
Не выдержав такого обстрела, мы стали отходить самостоятельно. Проще говоря, стали драпать изо всех сил. Рядом падали убитые и раненые, я особенно запомнил одного с разорванным животом, просившего пристрелить его…
Сколько мы пробежали, не помню. От жары и бега жутко хотелось пить. Когда добежали до какой-то лужи, покрытой зеленой пленкой, и, сквозь зубы, стали глотать застоявшуюся воду.
Возвратившись в расположение своих войск, мы доложили о произошедшей катастрофе. Как нам потом рассказали, новый командир полка, заманивший нас в эту ловушку, оказался немецким диверсантом.
То ли у него было задание уничтожить наш полк, то ли какая другая задача, но, судя по всему, он перебежал к немцам сразу после начала обстрела, потому что в бою я его так и не увидел.
Надо сказать, что в моей роте воевали председатели колхозов, начальники МТС, ученые, преподаватели, одним словом, люди совершенно далекие от военного дела, к тому же почти все семейные. У меня с ними часто случались курьезы.
Ну вот, например, поставишь такого вояку на пост, а он, вместо того, чтобы вести наблюдение и охрану, убегает в землянку греться! Я их потом воспитывал, на совесть старался бить, мол, как же так, на вас вся рота надеется, я – ваш командир, вам доверяю, а вы так! Трудно им приходилось.
5. Что вы знаете о советском кинематографе времен войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны?
Советский кинематограф времен войны базировался в Алма-Ате. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС).
На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л.Д. Луков) и др.
Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б.Г. Иванов, А.Б. Столпер). На экраны страны в 1946 г. вышел любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С.А. Тимошенко. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.
Я видел все перечисленные картины. Эти картины не совсем точно отражают военную реальность. Однако, наверное, в тех условиях требовалось для поднятия морального духа, воспитания силы воли, непримиримости с врагом производство именно таких картин.
7. Продолжите проект «Фотофакт». Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных советских городов, сел (в группе). Сравните запечатленное на фото состояние разрушенных улиц, предприятий, культурных и образовательных учреждений и их современное состояние. Что пришлось воссоздать архитекторам, строителям, реставраторам?
Архитекторам, строителям, реставраторам пришлось воссоздавать из руин жилые дома, памятники культуры, архитектуры, скульптуры буквально из пепла.
Разрушения и потери от военных действий и варварства фашистов невосполнимы. Уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблено 427 музеев, 4 тыс. библиотек.
История России
§ 23. ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА: ЕДИНСТВО ФРОНТА И ТЫЛА
Что объединяло фронтовое поколение советских людей?
1. Повседневность военного времени. Война быстро и зримо изменила течение повседневной жизни населения СССР.
На восток потянулись эшелоны с заводским оборудованием и эвакуирующимися людьми. По пути движения поездов были развёрнуты пункты питания и эвакуационные пункты для организации медпомощи и размещения приезжавших. На местах людей подселяли в квартиры и дома местных жителей, под размещение эвакуированных учреждений отдавали дома культуры и другие общественные помещения. Население городов на востоке страны быстро росло (так, по воспоминаниям очевидцев, количество жителей Алма-Аты за первые месяцы войны почти удвоилось).
Важнейшим направлением работы стала организация госпиталей для раненых и больных солдат и офицеров. Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу и усилиям медиков в годы войны вернулись в строй 72% раненых и 91 % больных воинов. Спасение людей являлось результатом самоотверженной работы легендарных советских хирургов А. Н. Бакулева, Н. Н. Бурденко (главный хирург Красной Армии), В. Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки), тысяч квалифицированных врачей различных специальностей. Микробиолог З. В. Ермольева в 1942 г. получила из отечественного сырья первые в СССР образцы пенициллина, после чего было развёрнуто производство этого первого антибиотика. Одной из самых массовых форм помощи фронту было донорство: за годы войны 5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн 700 тыс. л крови. В результате смертность по причине потери крови составляла около 1 % (против 2/3 потерь в Первую мировую войну).
Школьницы записывают в госпитале письма раненых к родным. 1943 г.
Для подготовки боевого резерва армии в октябре 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет. Эта работа была организована через систему Всевобуча и охватила около 10 млн человек. Осенью 1943 г. началось создание суворовских и нахимовских училищ для «устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». Так решались задачи устройства жизни и организации подготовки мальчиков, в первую очередь из числа оставшихся без родителей, к военной службе одновременно с получением полного среднего образования.
Ещё в июле 1941 г. карточки на основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, к концу года на карточную систему перешёл весь тыл. На государственном снабжении хлебом в 1942 г. находилось 62 млн человек. Рабочие карточки для трудившихся на оборонных предприятиях обеспечивались по самой высокой норме (800 г хлеба в день и половина этой нормы — на иждивенцев и детей). Основная масса рабочих и служащих получала по 400—500 г хлеба в день, иждивенцы — 300—400 г. В целом потребление основных продуктов питания резко сократилось. Вокруг городов, а иногда и внутри их (парки, скверы, дворовые территории) под огороды отводились небольшие участки. Так, к концу войны такие участки имели 1,5 млн москвичей, а свои подсобные хозяйства — 900 предприятий столицы.
В повседневную жизнь военного времени возвратились многие предметы и понятия времён Гражданской войны. Привычным атрибутом быта горожан в условиях отсутствия отопления стала печка-буржуйка. В городах вновь появились рынки, где осуществлялся прямой товарообмен. Не хватало самых простых бытовых предметов, вожделенными были соль, мыло, спички.
Незабываемые свидетельства о страшных лишениях и о мужестве людей оставила летопись ленинградской блокады. Вот что рассказывал переживший блокаду будущий академик Д. С. Лихачёв: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Всё было настоящее».
Уже в первые месяцы войны все жители СССР узнали о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести. Лётчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолёта пренебрёг парашютами и протаранил колонну техники противника. Лётчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боёв протаранил вражеский самолёт. Осенью 1941 г. в лесах под Калинином (Тверью) героически погибла партизанка Лиза Чайкина. В январе 1942 г. стало известно о мученической смерти в подмосковном селе
Школьники развешивают плакаты. 1941 г.
На улице Берлина. Май 1945 г.
Петрищево бесстрашной «партизанки Тани», её имя (Зоя Космодемьянская) было установлено позже. Зимой 1943 г. страна узнала о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам. Эти и другие имена (28 панфиловцев — бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова, сражавшихся у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве, группы бойцов под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, в течение нескольких месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде) стали для миллионов людей символами стойкости духа и беспримерного мужества. Их подвиги широко освещались в печати и на радио.
Герои фронта и тыла были во всех воюющих странах. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Более 11 тыс. человек стали Героями Советского Союза, свыше 2500 человек — полными кавалерами ордена Славы трёх степеней. Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.
3. Церковь в годы войны. 22 июня 1941 г. появилось «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», написанное местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (И. Н. Страгородским). Оно читалось во всех православных храмах СССР. Послание определяло патриотическую позицию церкви и оценивало разворачивавшиеся события как народную освободительную войну: «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она свой народ и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Официально церковная благотворительность была запрещена, но фактически такая деятельность широко развернулась на местах. Силами приходов была организована шефская работа в госпиталях, сбор вещей и продуктов для раненых. Церковь активно занималась сбором средств в фонд обороны. На пожертвования верующих была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», для организации сбора средств в Государственном банке СССР был открыт специальный счёт (что фактически возвращало церкви статус юридического лица). 40 танков Т-34 были переданы Красной Армии 7 марта 1944 г. Были также собраны средства на снаряжение самолётов эскадрильи «Александр Невский». В 1944 г. был начат сбор средств в фонд помощи детям и семьям воевавших на фронте бойцов. Средства собирали даже некоторые приходы на оккупированной территории (так, собранные на Псковщине средства через партизан были переправлены в тыл). К концу войны денежный вклад РПЦ в фонд обороны составил более 300 млн р., помимо этого были собраны драгоценности, большие партии вещей и продуктов.
Находившийся в ссылке архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), известный врач и автор трудов по хирургии (в 1944 г. они были отмечены Сталинской премией), стал главным хирургом эвакуационного госпиталя. Многие священнослужители были призваны в действующую армию.
К концу войны на всей территории СССР действовало более 10 тыс. приходов и 104 монастыря. Многие церкви были открыты на захваченных оккупантами территориях. К середине 1943 г. здесь действовало более 6500 православных храмов. Открывались также костёлы и кирхи, молитвенные дома протестантских церквей различного толка. На территории Крыма и Кавказа появились новые мечети, так как оккупанты старались показать, что они поддерживают и уважают ислам. В то же время повсеместно уничтожались синагоги.
Передача представителями Русской православной церкви частям Красной Армии танковой колонны «Дмитрий Донской». Март 1944 г.
В возрождении религиозной жизни на захваченных территориях фашистское руководство видело оплот антисоветских настроений. Этот расчёт не оправдался. Религиозное возрождение на оккупированной территории дало импульс к росту национального самосознания. Многие священники были убиты за содействие партизанам. Так, Полесская епархия в Белоруссии потеряла более половины священнослужителей. Украинские националисты при содействии немцев безжалостно расправлялись со священниками за признание Московской патриархии.
В сентябре 1943 г. после беседы митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И. В. Сталиным было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви и решения других вопросов церковной жизни. Собор избрал на патриарший престол митрополита Сергия, а после его кончины главой церкви был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (С. В. Симанский).
Руководство других церквей и конфессий также с первых дней войны заняло патриотическую позицию. Были организованы сбор денежных средств, одежды и продуктов для нужд фронта, помощь по уходу за ранеными в госпиталях. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало деньги на строительство танков, Армяно-григорианская церковь — на танковую колонну имени святого Давида Сасунского, баптисты снарядили санитарный самолёт.
4. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Помощь советскому народу приходила от людей и общественных организаций со всего мира, в том числе от соотечественников за границей.
Многие русские эмигранты влились в ряды движения Сопротивления. Только во Франции в годы войны героически погибли русские подпольщики В. А. Оболенская, Б. В. Вильде, А. С. Левицкий (именно по названию издававшейся с 1940 г. Вильде и Левицким нелегальной газеты «Сопротивление» стали потом называть движение борцов с оккупантами в странах Европы), мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева), партизанки Т. А. Волконская, А. А. Скрябина и др.
Композитор и исполнитель С. В. Рахманинов, живший в США, выступил с концертом, сборы от которого были переданы в фонд Красной Армии. При этом он сказал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Его авторитет и пример вдохновили многих на организацию помощи СССР.
В апреле 1942 г. в СССР был учреждён Еврейский антифашистский комитет. В его задачу входила организация как материальной, так и политической помощи Советскому Союзу из-за рубежа. По каналам ЕАК было собрано около 45 млн долл., организована отправка медикаментов и медицинского оборудования, вещей. ЕАК занимался также сбором свидетельств об уничтожении евреев нацистами.
Плакат художника И. М. Тоидзе
С целью объединения антифашистского потенциала славянских народов в 1942 г. был создан Всеславянский комитет. В него вошли многие деятели культуры, учёные, представлявшие славянские народы, такие, как А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, Я. Купала, Я. Колас, А. Е. Корнейчук, М. Ф. Рыльский, З. Неедлы, В. Василевская и др. Комитет издавал журнал «Славяне». Деятельность комитета демонстрировала решимость отстоять славянскую культуру от посягательств нацистских идеологов и готовила почву для будущего политического сближения славянских государств Восточной Европы.
5. Культурное пространство войны. Уже в самые первые дни войны появились произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам. Прежде всего это песня «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача) и плакат «Родина-мать зовёт!» (художник И. М. Тоидзе). В советском изобразительном искусстве в годы Великой Отечественной войны преобладала героико-патриотическая тема. Лучшие жанровые картины пронизаны острым ощущением суровости времени («Немцы идут» («Подсолнухи») А. А. Пластова, «Бегство немцев из Новгорода» Кукрыниксов). В монументальном полотне «Оборона Севастополя» (1942) А. А. Дейнека использовал выразительные плакатные образы для решения темы смертельной схватки добра и зла.
Бегство немцев из Новгорода. Художники Кукрыниксы
Киноафиша 1944 г
В годы войны появился новый народный литературный герой. Ещё во время советско-финляндской войны были опубликованы первые стихи о Василии Тёркине. С 1942 г. А. Т. Твардовский пишет для армейских газет небольшие стихотворные рассказы, прославлявшие героя и мученика войны — рядового солдата.
Многие писатели стали военными корреспондентами. Среди них особую известность приобрёл К. М. Симонов. В его стихах тема войны как великой трагедии переплеталась с темой любви — чувства, способного победить «всем смертям назло». Специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» был писатель В. С. Гроссман. Его «Сталинградские очерки» стали прелюдией романа-эпопеи «Жизнь и судьба». Немало советских литераторов погибли в годы войны. В их числе — детский писатель А. П. Гайдар, один из создателей «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Е. Петров.
На фронт выезжали с концертами известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, ансамбли песни и пляски, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Всего за годы войны на фронте было организовано более 470 тыс. концертов.
Особой популярностью пользовалось песенное творчество, оно отвечало потребности людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств. Близкой каждому фронтовику стала легендарная «Тёмная ночь» (музыка Н. В. Богословского, стихи В. Г. Агатова). Любимыми всеми стали «Соловьи» (В. П. Соловьёв-Седой, А. И. Фатьянов), «В землянке» (К. Я. Листов, А. А. Сурков), «В лесу прифронтовом» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский). За многими из созданных в эти годы песен, как и за написанной ещё до войны «Катюшей» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский), прочно закрепилась слава народных.
Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей. Всенародная любовь пришла к К. И. Шульженко, а песня «Синий платочек» в её исполнении стала одним из символов военной эпохи. Только в первый год войны певица дала около 500 концертов перед бойцами Ленинградского фронта. Все советские люди любили народные песни, с которыми выступала Л. А. Русланова. Л. О. Утёсов выезжал на фронт со своим джазовым оркестром. В 1943 г. вернулся из эмиграции и начал концертную деятельность А. Н. Вертинский.
6. Военные будни и праздники. Уже в первые дни войны началась эвакуация учреждений культуры и искусства. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию в Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбёжками с риском для жизни.
Третьяковская галерея разместилась в Новосибирском театре оперы и балета. Сюда же прибыли коллекции некоторых областных музеев западных регионов СССР, которые удалось вывезти при наступлении фашистов. На восток эвакуировали театры, киностудии. Большой театр оказался в Куйбышеве, Кировский (Мариинский) театр — в Перми. Пермь после войны превратилась в третью балетную столицу страны.
В репертуаре театров военного времени были широко представлены пьесы К. М. Симонова («Русские люди», «Жди меня»), А. Е. Корнейчука («Фронт»), Л. М. Леонова («Нашествие») и др. Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д. Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил её в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.
Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А. Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И. А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л. Д. Луков) и др.
Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б. Г. Иванов, А. Б. Столпер). Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С. А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.
7. Летопись культурных утрат. Потери отечественной культуры от гитлеровского нашествия были неисчислимы и невосполнимы. На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьёзно пострадали 427 музеев, 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей.
То, что нельзя было вывезти, захватчики уничтожали. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом. В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль.
Особенно ожесточённо уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память России. Разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А. С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя. Пострадали музей А. П. Чехова в Таганроге, дом П. И. Чайковского в Клину, музей А. С. Пушкина в Одессе и многие другие. Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали этот план.
Объясните мотивы подобных действий оккупантов.
В 1944 г. накануне Нового года по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй выражали патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И. В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе в войне и славном будущем.
Прослушайте данный гимн СССР. Как в нём отразилась сталинская эпоха? Сравните текст со словами гимна Российской Федерации.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Во время Великой Отечественной войны ярко проявилась выработанная тысячелетним опытом России способность народа переносить жесточайшие лишения и тяготы. Чувство личной сопричастности к судьбе Родины и ответственности за неё проявилось в массовом героизме советских солдат на фронте и трудовых подвигах тружеников тыла. Война усилила религиозные чувства. Власти вынуждены были с этим считаться, прекратив атеистическую пропаганду и установив контакты с руководством Церкви, занявшей с первых дней войны патриотическую позицию. Огромный вклад в формирование высокой моральной атмосферы всенародного стремления к победе внесли деятели советской культуры и искусства.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны? 2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны? 3. Приведите примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. 4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства к церкви? Можно ли считать, что государство решило отказаться от антирелигиозной политики? 5. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? В чём выразилось различие позиций в среде эмиграции? 6. Приведите примеры, раскрывающие лозунг «Фронт и тыл едины».
Работаем с картой
Покажите на карте регионы, куда эвакуировалось наибольшее число промышленных предприятий.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет?
2. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом? 3. Приведите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Расскажите о деятельности учёных в период блокады. 4. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания: где он жил, что ел, чем занимался между боями и т. д.
5. Что вы знаете о советском кинематографе времён войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны? 6. Напишите сочинение-размышление на тему «Советский человек на войне: исторические корни героизма и мужества». 7. Продолжите проект «Фотофакт». Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных советских городов, сёл (в группе). Сравните запечатлённое на фото состояние разрушенных улиц, предприятий, культурных и образовательных учреждений и их современное состояние. Что пришлось воссоздать архитекторам, строителям, реставраторам?