Что обещал урбан 2 всем участникам похода
Крепкое слово Урбана II.Как одна речь обернулась враждой на два столетия.
В ноябре 1095 года Папа Римский Урбан II произнес речь, положившую начало «эпохе крестовых походов».
ИМПЕРАТОР ПРОСИТ ПОМОЩИ
История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».
В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.
Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.
Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.
На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.
До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой
МИРСКИЕ ЗАБОТЫ ЦЕРКОВНОГО ВЛАДЫКИ
Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери, и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.
В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента III, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.
Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.
Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.
Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.
Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.
Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.
Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.
В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.
Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.
Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.
Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».
КАК СУТАНУ ПОНТИФИКА ПОРВАЛИ НА КРЕСТЫ
Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.
Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»
Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк, прозванный так за крайнюю бедность.
ОБРЕЧЕННЫЕ НА ЗАКЛАНИЕ
К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.
Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.
Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.
Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою
СОЮЗНИКОВ МУСУЛЬМАН СТАЛ ТИФ
Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.
Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).
Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.
В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.
Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.
Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.
КРЕСТНОЕ ШЕСТВИЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ШТУРМОМ
Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.
Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.
Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.
13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.
8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.
Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.
После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.
Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.
Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.
А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик
Кроваво, стыдно и грешно: каким был первый крестовый поход
27 ноября 1095 года папа римский Урбан II на Клермонском соборе во Франции провозгласил первый крестовый поход. Это событие было столь эпохальным, что о нем есть сведения не только в западных хрониках, а также арабских и сельджукских источниках, но и в нашей Повести временных лет. Это было глобальное событие, принесшее множество страданий и смертей не только мусульманам и иудеям Ближнего Востока, но и восточным, а также европейским христианам. Рассказываем, как все было.
Предпосылки и цели похода
Папа римский Урбан II благословляет крестовый поход
В основе такого глобального события естественно лежало множество объективных причин. В это время на Ближнем Востоке арабские правители подверглись нападению и завоеванию турков-сульджуков, тоже мусульман. Поэтому территория, куда в дальнейшем двинулся крестовый поход, была ареной постоянных междоусобных войн между различными мелкими и крупными правителями.
Одним из поводов для объявления первого похода была просьба о помощи, с которой обратился византийский император Алексей I Комнин к папе римскому. Уже до этого некоторое время византийцы использовали отряды западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, видимо, ожидал, что на помощь придет сильное войско, которое он стравит со своими врагами и их руками отвоюет территории обратно. Однако, он просчитался.
Для самих крестоносцев, начиная с феодальных и церковных верхов и заканчивая последним крестьянином, крестовый поход стал просто подарком. Поскольку в Европе к тому времени все мало-мальски пригодные земли были поделены, огромное количество малоземельных или безземельных рыцарей занимались тем, что грабили купцов или нападали на других рыцарей ради выкупа. Надо сказать, что незадолго до Клермонского собора, самому папе Урбану пришлось освобождать епископа Ламберта Аррасского, ехавшего на этот самый собор и захваченного таким вот любителем наживы.
Поэтому для церковных и светских властей, кроме поднятия своего авторитета, важно было перенаправить грабительские интересы огромного количества таких вот воинственных рыцарей в чужие земли. Естественно, все высшие феодалы, отправившиеся в этот поход, рассчитывали и на захват земель и сокровищ.
Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба
Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.
При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.
Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.
Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим
Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.
Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.
В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.
Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.
Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.
Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.
Поход знати и взятие Никеи
В августе 1096 года в поход выдвинулось рыцарство. Они шли гораздо организованней, и, хотя тоже грабили, с ними уже приходилось считаться местным властям. Сам император Византии был вынужден приказать наемникам-печенегам обстреливать тех крестоносцев, которые грабили его население, а с некоторыми даже вступил в битву. Да и сами предводители крестоносцев показали себя в Константинополе не с лучшей стороны. Один из них прямо приказал своим людям воровать фураж у местных, а другой, во время приема во дворце императора, уселся на трон, демонстрируя, что Алексей I для него ровня.
Император, приведя большинство предводителей крестоносцев к вассальной присяге, отправил их в Малую Азию, где 14 мая 1097 года они осадили Никею. Через некоторое время осады крестоносцы были неприятно удивлены, когда во время очередного штурма союзные византийские войска были беспрепятственно допущены в город. Это случилось, потому что император, понимая, что никто ему город не отдаст, за спиной крестоносцев договорился с сельджуками, и те сдали город ему, чем защитили себя от смерти и разграбления. Но этим поступком император окончательно разбил и так не особо сильные союзнические настроения западных рыцарей.
Первое государство крестоносцев
Вход Балдуина в Эдессу
После взятия Никеи и нескольких сражений, в которых были разбиты силы сельджуков, крестоносцы, идя по Малой Азии, захватывали города и даже умудрились передраться между собой.
Проигравший в бою Болдуин Булонский 6 февраля 1098 года въехал в богатый армянский город Эдессу, где так пришелся ко двору местного правителя Тороса, что тот усыновил его и сделал наследником и соправителем. Что не помешало Болдуину возглавить мятеж врагов Тороса и, убив его, стать правителем первого государства крестоносцев — графства Эдесского.
Взятие Антиохии и чудо святого копья
Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.
Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.
Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.
Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)
После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.
В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.
Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.
Взятие Иерусалима
Завоевание Иерусалима крестоносцами
7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.
Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.
После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.
Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.
Открытый урок «Крестовый поход»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок по всемирной истории в 6 классе по теме
Цель : раскрыть причины и последствия крестовых походов
Задачи : 1) познакомить с главными событиями первого и четвёртого крестовых походов;
2) дать представление о движущих силах крестовых походов, а также духовно-рыцарских орденах и культурном воздействии крестовых походов на европейцев;
3) проанализировать исторические факты и документы о крестовых походах;
4) воспитывать чувство сострадания и сочувствия к народам, подвергшимся разграблению и уничтожению крестоносцами.
Форма урока: объяснения нового материала с элементами игры и практического занятия
Оборудование и материалы к уроку: мультимедиапроектор, настенная карта «Европа в Х-Х III вв. Крестовые походы », фонозапись речи папы Урбана II в Клермоне, таблица «Причины крестовых походов», исторические документы «Разграбление храмов в Константинополе», «Поведение крестоносцев в Константинополе»
Понятия и термины: крестовые походы, крестоносцы, религиозная война, духовно-рыцарские ордены, великий магистр
Урок начинается с показа видеофрагмента «Крестоносцы»
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что Вы слышали или знаете о крестовых походах и крестоносцах? Какие книги читали или какие смотрели фильмы?
Крестовые походы – одно из уникальных и ярких событий в истории средневековья, именно в них рождались представления о рыцарстве и рыцарских подвигах.Историки насчитали 8 крупных крестовых походов и длились они с 1095 г. по 1291 г. А начало походам было положено весной 1095 года, когда церковный собор в Пьяченце обсуждал вопрос о «Божьем мире», а из Константинополя прибыли послы от императора Алексея, которые просили помощи против подступавших к городу тюрок. Папа римский Урбан II ухватился за эту мысль, а именно: провозгласить крестовый поход против тюрок, за освобождение Святой Земли, Иерусалима и отправить туда всех рыцарей – разбойников и установить в Европе «Божий мир».
Осенью папа созвал новый собор в центре раздираемой войнами Галлии, в Клермоне. Он пригласил туда не только священников, но и рыцарей всей Европы. На широкой равнине под Клермоном, папа римский Урбан II обратился к ним с убедительной речью:
(Ученик в образе папы римского обращается с речью к верующим, звучит фонограмма речи папы римского Урбана)
«Народ франков, к вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, будто народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или уничтожил до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и забрать из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого…И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны, задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините её себе. Земля та… «течет медом и молоком». Иерусалим — плодоносный пуп земли, второй рай на земле…
— Для чего папа римский призывал участвовать в походе христиан?
(Папа призывал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан»)
— Что обещал Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим?
(Крестоносцы были уверены, что идут сражаться за святое дело и их ждет награда на небесах)
— Чем привлекали участников похода эти земли?
(Люди верили, что в новых землях они обретут богатство и славу)
Французский поэт Конон де Бетюн в Х ІІ веке также призывал к участию в крестовых походах:
Ученик в образе поэта читает:
… За нас Христос, исполненный Любови,
Погиб в земле, что турку отдана.
Зальём поля потоком вражьей крови
Иль наша честь навек посрамлена!
… Не будет смерти. Для прозревших внове
Блаженные наступят времена,
А славу, честь и счастье уготовит
Вернувшимся родимая страна.
Ребята, как оценивала феодальная мораль участие в крестовых походах? На что рассчитывали феодалы, принимая в них участие?
(Феодалы рассчитывали захватить богатую добычу и новые земли)
Итак, сделаем вывод, что же такое крестовые походы и кто такие крестоносцы? (Делается запись в тетрадях)
2.Работа с историческим источником № 1 (из воспоминаний современника)
Учитель зачитывает отрывок из документа:
-Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за низкую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Богатые по своему обыкновению пользовались общим бедствием. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами…
Трудно описать толпы детей, юношей, стариков отправляющихся таким образом на священную войну. Во главе каждого отряда был проповедник. Самым известным странствующим проповедником был Пётр Пустынник. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость с таким усердием… Многие выдирали шерсть его мула, чтобы хранить её как святыню».
Вопросы к тексту документа:
— Какие слои населения приняли участие в первом Крестовом походе?
(В первом Крестовом походе приняли участие, как бедняки, так и феодалы)
— Что заставило этих людей отправиться в поход?
(Бедняки рассчитывали обрести свободу и богатства, а феодалы надеялись основать новые государства)
— Как вели себя участники похода по отношению к местному населению?
(Местных жителей насильно превращали в лично зависимых, грабили и убивали)
3. Работа с картой или атласом:
— Жители крупных европейских государств приняли участие в первом Крестовом походе? Покажите их на карте и в атласе.
Ответ: В первом Крестовом походе приняли участие жители Франции, Германии и Италии
Во время первого крестового похода был захвачен Иерусалим. Как это было? Послушаем сообщения учеников о взятии святого города Иерусалима.
В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.
Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все,что в них находилось».
На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Местных жителей – мусульман и христиан – завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того покоренные народы должны были платить налоги королю и десятину католической церкви.
Для обороны и расширения владений крестоносцы вскоре после Первого крестового похода в Палестине создали духовно-рыцарские ордены: тамплиеров, госпитальеров, а позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Они подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им было запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.
В конце 12 в. мусульмане создали сильное государство. Во главе стоял египетский правитель Салах ад-Дин. В европейских хрониках его называли Саладин. Саладин разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями христианами.
В течение 40 дней им разрешали, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Всё же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим западные феодалы организовали Третий крестовый поход (1189 – 1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Трижды они подходили к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумели.
Шуточный тест: (на слайде)
1) Как называли владельца феода:
а) нувориш; б) шеф; в) феодал
2. Рыцарские состязания в силе и ловкости в средние века:
а) спарринг; б) турнир; в) матч
3. Правитель государства в средние века:
а) царь-батюшка; б) король; в) князь
4. Плата церкви государству:
а) десятина; б) оброк; в) обдираловка
5. Дворянские разборки в средние века назывались:
а) дуэль; б) междоусобицы; в) « выйдем на пару ласковых!»
6. Кем стал Карл Великий в 800 г.:
а) папой римским; б) императором; в) президентом всех франков
5. Работа с историческим источником № 2 (знакомство учащихся с четвертым крестовым походом, со штурмом Константинополя по учебному пособию).
А) Осада и взятие Константинополя латинами (1204 г.) Ограбление храмов в Константинополе
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости. Божественное тело и кровь Христова была разлита и разбросана по земле…
Б) Поведение крестоносцев в Константинополе
… всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, в храмах жалобные стоны.
Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы плачущими, богатые – нищими. Так – на площадях; так – в закоулках; так – в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!
Таким образом…беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!
Вопросы к документу:
— Как встретили жители Константинополя пришельцев?
(Жители Константинополя встречали освободителей Гроба Господня как в торжественных случаях с крестами и изображениями Христа)
— Как вели себя крестоносцы?
(Крестоносцы же стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.)
7.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 4 и 5 стр. 121-122.
— Каковы последствия и итоги Крестовых походов? (Составить схему)
1. Крестовые походы не достигли своей цели – завоевание стран Востока.
2. Погибло много людей: и участников походов и жителей стран, где проходили крестоносцы.
3. Разрушено много городов и населенных пунктов.
4. Оживилась торговля между Западом и Востоком.
5. Народы Запада и Востока познакомились с культурой друг друга.
Закрепление изученного материала на уроке.
Какая точка зрения более правильная и убедительная, на Ваш взгляд:
Крестовые походы принесли много полезного Европе.
Крестовые походы были напрасными. Было много жестокости, крови, жертв, а то полезное, что получила Европа, могло быть приобретено в ходе мирных торговых и культурных контактов.
Блиц-опрос на обобщение и закрепление материала:
1.Назовите дату крестовых походов.
2.Почему походы называются «крестовыми»?
На одежде участников вышит крест
3.Дайте определение термину «Крестовые походы»
Крестовые походы-военно- колониальное движение западных феодалов против мусульман.
4.Кто возглавил поход бедноты?
Проповедник Петр Пустынник
5.Какое государство образовали крестоносцы в результате второго крестового похода?
6.Какое государство образовали крестоносцы в результате четвертого крестового похода?
V . Выставление отметок и рефлексия:
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Оранжевый поднимите выше (очень этого я жду!)
Ну а белый, то не страшно, дома можно всё ответить! И всем на следующем уроке получить желаю «10»
Домашнее задание: Прочитать параграф № 11 учебника, выполнить задания по контурной карте, повторить все новые термины из параграфа
Подготовить устный рассказ «Один день из жизни рыцаря-крестоносца» или написать небольшое сочинение «Взятие Иерусалима глазами местного жителя-мусульманина» или составить синквейн «Крестовые походы»