Что обеспечило превращение ислама в мировую религию кратко
Что обеспечило превращение ислама в мировую релегию?
Что обеспечило превращение ислама в мировую релегию?
1)Большее количество верующих
2)Вера многих и многих людей в ВЕЛИЧИЕ АЛЛАХА!
4)ослабленность на тот момент двух мировых империй.
Толерантность к людям других вероисповеданий.
Основные догматы ислама?
Основные догматы ислама.
Объясните что способствовало превращению сша после второй мировой войны в лидера заподного мира?
Объясните что способствовало превращению сша после второй мировой войны в лидера заподного мира.
Расскажите о возникновении ислама?
Расскажите о возникновении ислама.
В чем отличие мусульманской веры от других мировых религий?
Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?
Расскажите о возникновении ислама?
Расскажите о возникновении ислама.
В чем отличие мусульманской веры от других мировых религий?
Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?
Отношение к Богу в Исламе?
Отношение к Богу в Исламе.
Какие перемены произошли в жизни римлян с превращением рима в мировую державу?
Какие перемены произошли в жизни римлян с превращением рима в мировую державу?
Что главное в исламе?
Что главное в исламе?
Какие черты Ислама позволили ему стать мировой религией?
Жизнь Ислама после Мухамеда?
Жизнь Ислама после Мухамеда.
Общее между Исламом и Христианством?
Общее между Исламом и Христианством.
1киев 2петр первый 3ледовое побоище.
Термин «каменный век» используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. Э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда ос..
1) Поводом для начала военных действий в 1914 году послужило убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда ( это ПОВОД, а причину я забыл ) 2) В обществе того времени царили ПАТРИОТИЧЕСКИЕ настрои. Практически ВСЕ партии с радостью поддержали всту..
Может быть потому что в стране установился режим диктатуры.
Продажность и развращенность того времени Директории. Потеря ей веры и уважения народа, по причине нарушения всех революционно республиканских принципов. Слухи о сговоре Директории с будущим Людовиком xvlll о восстановлении монархии. Но самое глав..
Что обеспечило превращение ислама в мировую релегию?
Задача на таблицу степеней числа 7, кстати. Т.е., все это можно записать по-другому, через степени.
Северная война (Великая Северная война, Двадцатилетняя война) — война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией североевропейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции[8]. С окончанием войны в Европе возникла новая империя — Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Столицей империи стал Санкт-Петербург[8], расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.
Как-то я решил штурмовать замок Хрус, моего кузена и старого врага. Со мной были мои верные рыцари и пехотинцы, руководил ими мой полководец Рольф, который хоть и был бандитом раньше, но сейчас он выдает себя за человека блогородной крови. Лучниками командовал мой друг Баратеон, который не раз спасал меня из беды и просто хороший человек. Взять замок было тяжело. Половина рыцарей и пехотинцев пали неуспев добежать до осаждаемых стен, но мы справились. Когда все закончилось, я понял, что это сон, и мне надо идти в школу.
Поставь лучшим)
Лек. 10. Ислам как мировая религия
10.1. Ислам как религия
10.2. Пророк ислама Мухаммед
10.3. Основные положения вероучения ислама
10.4. Коран и сунна
10.1. Ислам как религия. Термин «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», а того, кто принял эту религию, называют «верным» (араб. муслим). Отсюда второе название этой религии — мусульманство. В Европе ее когда-то также именовали «магометанством», от латинизированной формы имени ее основоположника: Мухаммад — Магомет – Мухаммед. Ислам — наиболее молодая из мировых религий. Она возникла в начале VII в. у кочевых и полукочевых народов семитской языковой семьи, которые жили на территории Аравийского полуострова. Сравнительная молодость наложила на ислам двойной отпечаток. С одной стороны, сложившись на Ближнем Востоке, в той же социокультурной и языковой среде, что иудаизм и христианство, но значительно позже, ислам многое позаимствовал в религиозно-культовом плане у своих предшественников. Эти заимствования ощутимы и в священной книге мусульман — Коране, сказываются они на вероучении, заметны и в культе. (Никаких угрызений совести по этому поводу мусульмане не испытывают: они считают, что изначально существует только одна религия — религия единого Бога, а все расхождения обусловлены искажениями, вносимыми в нее людьми.). С другой стороны, исламу удалось довести до абсолюта принцип монотеизма, единобожия, на котором основывались другие религии — иудаизм и христианство, но которые так и не сумели избежать заметных противоречий в теоретическом обосновании и практическом применении этого принципа.
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Сегодня ее исповедуют 1 млрд 150 млн человек в более чем 120 странах мира. Наибольшее распространение ислам получил в Африке (50 % населения) и Азии (20 % населения). В географии ислама четко прослеживается одна закономерность: компактность его размещения. Почти половина мусульман мира проживает в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. Приблизительно 3/4 мусульман живут в 35 странах, где они составляют 95—99% населения. В других государствах мусульмане зачастую представляют замкнутую национальную и религиозную общину, по численности составляющую всего несколько процентов населения страны.
Неудивительно, что влияние религии на общество в арабских странах выражено с большей очевидностью, чем в любой другой религии, и сразу бросается в глаза: одежда мужчин и женщин, минареты мечетей, самобытная письменность, запрет на употребление спиртного даже для неверующих иностранцев. В 28 странах ислам объявлен государственной или официальной религией: соответствующие положения содержат конституции Бахрейн, Судан, Иордании, Туниса, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и многих других стран.
Объяснение этой примечательной черты ислама следует искать в обстоятельствах его возникновения. Если другие мировые религии появлялись в странах с предшествующей тысячелетней культурной традицией, с достаточно развитыми национально-государственными религиями, со сложившимся государственным и социальным строем, то ислам формировался в условиях переходного между первобытностью и собственно цивилизацией раннеклассового общества, без какого-либо единого политического центра, с чрезвычайно пестрой смесью верований. Поэтому ислам в определенной мере стал объединяющим началом, превратившим разъединенные кочевые, полуоседлые и оседлые племена в одну из наиболее масштабных и влиятельных цивилизаций в истории человечества.
За относительно короткий исторический период ислам смог превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен вырос «мусульманский мир», во времена своего расцвета охватывавший огромную территорию от Испании до Филиппин. Именно как обозначение этого «мира» и используется слово «ислам» (дар-ал-ислам) («территория, где распространена мусульманская вера»).
Правда, в историческом контексте распространение ислама проходило волнообразно: к XIII в. арабская цивилизация охватила половину мира и по общему уровню культуры превосходила цивилизацию средневекового Запада. В основном успешному утверждению ислама способствовал провозглашенный еще Мухаммадом принцип «Нет принуждения в религии!»
Происшедший вслед за этим спад влияния исламской цивилизации был остановлен только в начале XX в., а во второй половине ХХ в. снова начался подъем. Наличие такого подъема убедительно показывает сравнение религиозной статистики начала и конца ХХ ве-ка. За этот период удельный вес мусульман по отношению к общему населению планеты увеличился с 12—13 до 17—19%, и прогнозируется дальнейшее его увеличение среди жителей земного шара — до 25—30% к 2025 г., тогда как, для сравнения, удельный вес христиан колеблется последние сто лет в пределах 33—35%.
Этот рост обусловлен двумя основными факторами. Первый фактор — активное обращение в ислам немусульман (кочевые племена Африки, чернокожее население США и Канады, до 1 млн европейцев); второй, дающий подавляющую часть данного прироста, — высокий уровень рождаемости у мусульманских народов, который при современном уровне развития медицины (а значит, резком снижении смертности) привел к демографическому взрыву в исламском мире.
10.3. Основные положения вероучения ислама. Основные положения вероучения ислама изложены в священной книге — Коране (араб. ал-Куран — чтение, точнее, декламация вслух заранее подготовленного текста).
Коран согласно мусульманскому преданию, хранится на небесах возле престола Аллаха, а его содержание было передано основоположнику ислама в откровениях. На самом деле, ввиду чрезвычайной религиозной и законодательной важности Корана для мусульманской общины, он был составлен через несколько десятилетий после смерти Пророка на основании его откровений. Известны две основные редакции Корана.
Первая редакция была составлена во времена одного из преемников Пророка — Омара (Умара) І (634–644). На протяжении нескольких лет были собраны и сличены записи личного секретаря Мухаммеда (пророк так и остался неграмотным) и других приближенных к Пророку. Кроме того, были записаны рассказы современников Мухаммеда, тех, кто запомнил и сохранил в своей памяти все увиденное и услышанное от Пророка. Вторая, окончательная редакция біла произведена при халифе (букв. заместитель пророка) Османе (644—656). Для этого прежде всего были отобраны все записи «откровений Аллаха», находившиеся в руках частных лиц. Сверив конфискованные тексты с первой редакцией Корана, приняв или опровергнув ту или иную запись, составители Корана уничтожили все оригиналы. Вместо этого новая редакция текста Корана, переписанная в четырех экземплярах, была разослана в важнейшие центры Халифата — Мекку, Дамаск, Куфу и Басру.
До наших дней сохранилось несколько древнейших списков Корана. Один из них хранится внутри Каабы, другой уже много веков находится в Самарканде и датируется рубежом VII—VIII вв. Текст Корана написан рифмованной прозой и состоит из 114 сур (глав) и более 6200 стихов — айатов, составляющих, для сравнения, приблизительно 2/3 объема Нового Завета. По содержанию Священная книга мусульман похожа на Священные Писания многих народов, кроме вероучительных установлений и культовых распоряжений, она регламентирует семейные, имущественные и другие отношения.
Вместе с тем имеются в Коране и свои особенности. В отличие, скажем, от Библии, в нем практически незаметно следов последующей редакционно-литературной обработки. Суры за небольшим исключением расположены не одна за одной, а по длине: более длинные — ближе к началу, более короткие — ближе к концу. Но на каком бы месте ни находились суры Корана, какой бы длины они ни были, каждая из них неизменно начинается ритуальной фразой «Бисмаллах!» — «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». Для удобства пользования текстом Корана каждая сура имеет собственное название — как правило, по наиболее значимому слову или фразе. Открывается Коран сурой «Фатиха» («Открывающая»), помещенной на это почетное место из-за того, что она содержит кратчайшие формулировки основных идей ислама и составляет основу мусульманской молитвы:
Хвала Аллаху, который миров Господин,
Милостивый, милосердный Он один.
Во второй суре 286 айатов, в третьей — 200 и т. д. В последних сурах всего по несколько айатов. Такую компоновку Корана можно объяснить тем, что его составители разложили суры по размеру от самых длинных до коротких. Хотя в сурах заметно стремление не отклоняться от основной темы, в них существует много противоречий. Одно и то же повторяется многократно в разных сурах. Распоряжения и запреты чередуются с угрозами ада и прославлением могущества Аллаха. В результате дальнейшей толковательной практики в Коране было выявлено 225 противоречий в 40 сурах (примерно 1/3 общего текста).
Сунна — это сборник священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда. Сунна в исламе является аналогом христианского Священного Предания. Она была в основном составлена в ІХ в. мусульманскими богословами. До сих пор не все мусульмане признают авторитет Сунны, а те, кто ее почитает, уверяют: если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммеда и была зафиксирована в виде хадисов. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммеда является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Ни один исламский правовед не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны. Сунна является вторым после Корана источником исламского права. Она состоит из поступков пророка Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения.
Итак, вероучение ислама основывается на следующих основных положениях:
1. Вера в Аллаха, доведенная до логически завершенного монотеизма. Здесь нет Яхве — пусть высшего и единого, но предубежденного в отношении к неиудеям Бога. Нет христианской Троицы — троичного единства Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа. Здесь существует только один Аллах (араб. ал-Илах — божество) — Бог единый, вечный, мудрый и всемогущий, всемилостивый. Аллах — и Творец всего сущего, и верховный судья, прекрасно осведомленный обо всем, что происходит в мире. Недаром все пророки, во все времена и у всех народов, доказавшие свою богоизбранность многочисленными чудесами, указывают мусульмане, призывали людей именно к единобожию.
Вообще у Аллаха 99 имен, или эпитетов, под которыми его знают люди, и одно настоящее, известное только пророкам: «Помышляй о свойствах и дарах Творца, а о самом Творце не размышляй, ибо сильнее всего сбивается с пути тот, кто ищет пути там, где его нет», — поучает по этому поводу всемирно известный памятник арабской литературы «Кабус-намэ».
Аллах не материален, ничего не требует: «не овладевает Им ни дремота, ни сон» (2:256), хотя имеет определенные признаки личности: зрение, слух, голос, руки, которыми творит, по такому образу создал он и человека.
Составной веры в Аллаха является вера в существование ангелов и духов (джиннов).
Ангелы — не физические существа. Люди сотворены из глины, а ангелы — из света. Несмотря на это, перед ликом Аллаха человек все равно выше ангелов. Ангелы совершенны «сами по себе», такими их создал Аллах. Люди же поставлены перед лицом зла и соблазнов и, обладая свободой воли, которой ангелы лишены, призваны выбирать праведность.
Невероятное количество ангелов в виде бесполых прозрачных существ с несколькими парами крыльев (35:1) было создано Аллахом для выполнения своих поручений и связи с людьми. Среди них отдельно стоят четыре «архангела», скорее всего, перешедшие в ислам из иудаизма: Джибрил, передающий божьи веления, Микаил, наблюдающий за Вселенной, Исрафил, чей трубный глас будет сигнализировать о начале Страшного суда, Израил, архангел смерти.
Наверное, главное назначение ангелов — следить за человеком. Каждый человек имеет по два ангела, которые непрерывно, сменяя друг друга на рассвете, записывают в особые книги все, что совершает человек на протяжении своей жизни. Именно с этими книгами должен прийти человек на Страшный cуд, чтобы полностью отчитаться за свою жизнь.
Джинны — еще одна категория разумных существ, сотворенных Аллахом. В Коране указывается, что джинны созданы из огня (15:27; 55:14) раньше человека. Как и люди, джинны обладают свободной волей и имеют возможность выбора между добром и злом. Существует много разновидностей джиннов. Самые могущественные из них называются ифритами. Джинны в своем большинстве враждебны людям, могут вызывать болезни и причинять страдания. Вера в джиннов, по-видимому, вошла в мусульманскую религию из доисламских верований народов Аравии для понятного объяснения наличия в мире зла. В исламском богословии она не получила углубленного развития. Зато джинны с их способностью творить чудеса оставались любимыми персонажами народной литературы и фольклора, в частности сказок цикла «Тысяча и одна ночь», на протяжении всего мусульманского средневековья.
2. Вера в предвечность Корана, списки которого испокон века существовали на небесах, пока не были перенесены ангелом Джибрилом от престола Аллаха на ближайшее к земле небо, а уже оттуда его содержание на протяжении 22 лет передавалось пророку Мухаммеду, начиная с 610 г. по христианскому календарю. Если Коран сотворен Аллахом, тогда понятно, почему мусульмане в своей жизни должны руководствоваться только совершенными предписаниями, содержащимися в этой божественной книге.
3. Вера в пророка Мухаммеда, донесшего правоверным слово и волю Аллаха. Вообще в соответствии с мусульманским вероучением, ввиду совершенства всего мироздания, Аллах каждому из своих созданий предоставил необходимые орудия и средства для того, чтобы оно могло в это совершенство вписаться. Люди же, имеющие достаточно и ума, и воли, требуют лишь знания правильного пути. Для этого им и нужны пророки, поскольку, как показывает опыт истории, самостоятельно они найти эти истины не в состоянии.
4. Вера в загробное воздаяние. Его необходимость понимается так: совершенный Бог создает совершенный мир, и человек, проводящий в этом мире такое непродолжительное время, не должен выпадать из общего плана творения, а потому обречен на вечную жизнь.
Эта вера покоится на трех догматах, схожих с христианским вероучением:
догмате о бессмертии человеческой души,
догмате о существовании ада и рая,
догмате о неизбежности последнего — Судного дня мира, когда все получат воздаяние за свои дела.
Ад, как представляют его себе мусульманские богословы, находится под семью землями. Он тоже состоит из семи ярусов; тяжесть наказания возрастает по мере углубления соответствующего яруса. Больше всего грешников донимают жарой. Главное в характеристике мусульманского рая — уютный тенистый сад с многочисленными источниками воды, такой милый сердцу человека, вся жизнь которого прошла в знойной безводной пустыне. Праведники в роскошной одежде с многочисленными украшениями возлежат на ложах вместе с 72 пышногрудыми черноглазыми гуриями. Ислам считает грехом не естественные желания человека, а лишь их чрезмерное удовлетворение.
5. Вера в божественное предопределение. Эта вера вытекает из веры в исключительность и всемогущество Аллаха, благодаря которому все человеческие дела еще до создания мира были занесены в особые скрижали (36:11), и является обратной стороной веры в загробное воздаяние. Конечно, и в буддизме, и в христианстве (в особенности протестантизме) элементы такой веры присутствуют. Однако в исламе она выражена настолько явно, что бросается в глаза представителям других религий, поэтому считается специфической особенностью ислама.
Пять «столпов» культовой практики ислама: 1. Провозглашение первого и важнейшего положения символа веры — аш-шахады, которое гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха». 2. Ритуальная молитва (араб. ас-салят, перс. намаз) — обязательная пятикратная молитва: на заре, в полдень, днем, на закате, перед сном, совершаемая в индивидуальном порядке, реже коллективно. При выполнении трудной физической работы, достаточно повторять про себя молитвенную формулу: «Аллах акбар!» и перебирать 99 бусин четок, символизирующих 99 имен Бога. 3. Пост (араб. ас-саум, перс. ураза), который понимается как «удержание от пищи, питья, половой близости». 4. Милостыня (араб. закят, очищение) — обязательный ежегодный налог (в среднем 2,5 % от прибыли или имущества). Каждый мусульманин, владеющий определенной собственностью (например, не менее пяти верблюдов или тридцати коз или овец) или имеющий определенный доход, платит его в пользу бедных собратьев по вере. 5. Паломничество (араб. ал-хаджж) — считается, что каждый совершеннолетний мусульманин при наличии физических и материальных возможностей должен хотя бы раз в жизни посетить «святые места», в первую очередь Каабу в Мекке (3:91). Тот, кто не может по тем или иным причинам осуществить хадж самостоятельно, может прислать вместо себя «заместителя».
Кроме пяти указанных «столпов», в исламе есть еще ряд запретов: 1. Строгий запрет делать изображение Бога, а также вообще изображать живые существа; 2. Запрещение употреблять свинину, мясо падали или пить кровь (5:4; 6:146—147, др.). 3. Запрет употреблять спиртные напитки, полученные в результате процесса брожения (точнее говоря, этот запрет касается вина и пива, но никак не водки, неизвестной арабскому обществу времен Мухаммеда, но изобретенной именно арабами в VIII в.). 4. Запрет играть в азартные игры. Есть сведения, что мекканцы злоупотребляли и тем, и другим, что отвлекало их от добросовестного выполнения религиозных обязанностей, когда там воцарился ислам: пьяный не способен надлежащим образом совершить намаз, а азартный игрок может о нем и вовсе забыть. 5. Запрещение взимать проценты и заниматься ростовщичеством (риба) (2:276—277), из-за которого банкам в арабских странах приходится удовлетворяться «комиссионными». Важнейшими обрядами в исламе следует считать обрезание и жертвоприношение. Хотя обрезание является в исламе обязательным, ему не отводится такое чрезвычайное ритуальное значение, как в иудаизме, — по крайней мере, в Коране о нем не сказано ни слова.
10.4. Шариат (араб. аш-шариа, букв. прямой, правильный путь, предписание, законоположение) — свод норм морали, права, культовых распоряжений, которые регламентируют всю общественную и личную жизнь мусульман. Нормы шариата устанавливают: 1) действия обязательные, совершение которых вознаграждается, а несовершение приводит к наказанию (так, за 4-кратное нарушение поста грозит смертная казнь); 2) действия желательные, за совершение которых ждет вознаграждение, но несовершение которых не вызовет никаких правовых санкций; 3) действия добровольные, за которые не предусмотрены ни вознаграждение, ни наказание; 4) действия нежелательные, заслуживающие морального осуждения, но не специального наказания; 5) действия запрещенные, за совершение которых ожидает строгое наказание. На основе норм шариата правосудие по гражданским и уголовным делам осуществляют специальные судьи — кади (араб. назначающий, приговаривающий). В шариатском суде кади выступает одновременно и в роли обвинителя, а также следит за приведением в исполнение назначенного им наказания. Нормы шариата и сегодня действуют во многих арабских странах. Поэтому, например, за небольшую кражу неудачника-вора ждет отрубание кисти руки (5:42), а за прелюбодеяние грозит 100 ударов палкой (24:2) мужчине и женщине или даже публичное избиение камнями до смерти. За многие виды преступлений шариат предусматривает смертную казнь, способы которой остались неизменными со времен средневековья — отрубание головы, четвертование, утопление, погребение живьем, а вот лишение свободы применяется сравнительно редко — возможно, здесь сказались кочевые традиции. Кроме того, действует принцип денежного возмещения за убийство или нанесение телесных повреждений.
Шариат рассматривает брак как обязанность человека перед Богом, а многочисленных детей — как знак Божьего благоволения. В исламе официально узаконено многоженство, издавна известное многим семитским народам (4:3), разрешается иметь до четырех жен при условии равного их обеспечения. Когда мусульманин вступает в брак, он должен уплатить за невесту ее родителям выкуп, иногда довольно значительный (тюрк. калым). Процедура развода в соответствии с шариатом очень проста. Если мужчина говорит жене «Таляк!» («Развод!»), она уже может считать себя разведенной. В этом случае жена, как правило, возвращается в родительский дом, но обязана вернуться к мужу, если он изменит свое решение. Слово «Таляк!», повторенное трижды, делает примирение супругов невозможным (2:228—232).
Основу религиозной организации мусульман составляет община верующих — умма, не только духовным, но и политическим руководителем которой является имам. Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий является мечеть (араб. масджид). Обеспечение проведения обрядов лежит на муэдзинах и проповедниках — хатибах. При главных региональных культовых домах существует целый разветвленный штат служителей. Важным официальным лицом у мусульман является муфтий. Так называется знаток шариата, имеющий право давать разъяснения его основным положениям и принимать обязательные решения по спорным вопросам. Классическая мечеть — это здание с куполообразной кровлей, опирающейся на колонны. Рядом с мечетью расположены высокие башни — минареты, с высоты которых по 5 раз в день звучит ритуальный призыв к молитве. Внутри мечети — зал с колоннадой и балконом. В той стене мечети, которая обращена в сторону священного города Мекка, находится особая ниша (михраб), где хранятся Коран и религиозные книги. По правую сторону от ниши — кафедра (минбар), с которой произносятся проповеди.