Что обеспечивает достижение эффективности социального управления ответ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. Социальный контроль и эффективность управления
Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить социальный контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий. Поэтому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления — последние стадии управленческого труда, но необходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.
В широком смысле слова социальный контроль — это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями. Порядок в обществе означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях. Выделяется три способа осуществления социального контроля.
1. Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди сознательно принимают нормы и ценности общества, его отдельных групп и социальных институтов.
2. Принуждение, применение определенных санкций. Когда отдельный индивид, группа, субъект управления не следует законам, нормам, правилам, то общество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонения от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями свободы и ответственности. В самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества, самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но свобода невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности, которая обычно наступает после осуществления социального контроля.
3. Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Все большую роль играют такие формы ответственности, как групповая, или коллективная, культурные ценности, традиции, групповые нормы. Эффективность социального контроля целиком и полностью зависит от характера и степени продвижения страны к гражданскому обществу, институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства.
Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а является сложными управленческими отношениями, которые пронизывают всю систему снизу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса. В этом смысле он та часть управленческого труда, которая связана с наблюдением и проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение принято, управляемая и управляющая системы приведены в порядок, отрегулированы с целью его поддержания и совершенствования, системой контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом все функции управления находятся в единстве, во взаимодействии, особенно его контрольная, которая пронизывает все стадии управления, выступает как интегрирующая руководящая и объединяющая их в единый ансамбль. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности. Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу контроль — один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире — обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все общество, его гражданские институты и все граждане. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной власти и т. п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений.
С помощью контроля не только выявляются отклонения от программы, но и определяются причины этих отклонений. Можно сказать, что социальный контроль — это одна из основных функций регулирующего воздействия со стороны общества, которая реализуется в управленческой деятельности общества как субъекта управления. Общество пока слабо прогнозирует ожидаемые отклонения от нормы и вносит своевременную коррекцию в деятельность отдельных субъектов управления, прежде всего государства. Можно выделить и другие функции, которые решаются с помощью контроля исполнения.
1. Диагностическая функция — главная ведущая функция контроля. В любом случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел, или поставить диагноз. Знание об объекте бессмысленно с позиций контроля, если отсутствует представление о нормальном, или должном, состоянии анализируемой системы. Именно представление о норме позволяет определить отклонения в поведении социальной системы, субъекта управления, личности, ту или иную социальную болезнь или патологию. На этой основе разрабатываются программы упреждающего воздействия или коррекции по отношению к диагностируемому объекту.
2. Функция обратной связи, без которой руководитель не знает о ходе выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.
3. Ориентирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, часто не решаются подчиненными.
4. Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда все неиспользованные резервы, и в первую очередь резервы человеческого фактора.
5. Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию решения практике.
6. Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.
В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля:
1) предварительный — предшествует принятию окончательного решения, его цель — дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
2) текущий — с его помощью вносят коррективы в процесс исполнения принятых решений;
3) последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.
Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.
Суть эффективности состоит в том, что управление обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. п. Неправомерно эффективность рассматривать как результаты разных видов конкретной управленческой деятельности. В обществе интегрирующим является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств. Именно качество жизни — основная цель общественного развития и главный критерий эффективности.
Для оценки качественных параметров эффективности управленческой деятельности прежде всего необходимо иметь в виду цели, всю систему целеполагания, ведущее место в которой занимают социальные, задающие вектор развития всем остальным, и имеющиеся затраты на их осуществление, полученный конечный результат. Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.
Центральная проблема методологии эффективности — согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и близлежащих), выбор приоритетов, учет сроков и достижения и получения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы (общества), особенно в период его реформирования или модернизации; во-вторых, ориентация на человека, “человеческий ресурс” как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.
При этом нельзя не учитывать трудности такого расчета, поскольку:
1) разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же, единицах;
2) эффекты могут иметь разную направленность, модальность (положительную, отрицательную);
3) не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов деятельности, например, цены человеческой жизни, потери культурных ценностей, гениальных идей, художественных образцов и т. п.;
4) практическая значимость всех действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной цивилизации, страны. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. Происходит оценка проблемной ситуации.
Контуры теоретической модели (философские), базовые понятия операционализируются, вырабатываются критерии, показатели, индикаторы для оценки не только качественных перемен, состояний в социальных процессах, но и количественных. Последние существуют в основном в двух видах: статистические и социологические, — что и является основой для принятия управленческих решений, эффективность которых оценивается на основе независимой экспертизы.
Показатели, статистические данные в основном разделяются на 4 уровня: международный, федеральный, региональный (субъекты Федерации) и местный (муниципальный), которые должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями, особенно сегодня. Большое значение в оценке эффективности управления принадлежит критериям и показателям.
Критерий — средство для оценочного суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классификация чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.
Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают достигнутый ее уровень, критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигнутый уровень. Связь между ними может быть представлена таким образом: критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики — максимальные, средние, низкие.
Эталоны — количественно-качественное состояние объекта, процесса, которое отвечает всем общественно необходимым и благоприятным характеристикам и ожиданиям. Они делятся на 2 типа: 1) международные, разрабатываемые такими организациями, как ООН, МОТ, МЭГТ, ЮНЕСКО и др.; 2) национальные: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации), местного, муниципального.
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. К числу экономических критериев и показателей относятся, например, такие, как: темпы роста, совокупный национальный продукт, рост производительности труда, техническая оснащенность производства и др. К социальным критериям относятся: душевой доход, семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потребительская корзина и др. Политическая сфера характеризуется: развитостью демократических институтов, наличием гражданского общества, развитостью правового регулирования, включенностью населения в управление общественными делами и т. п. Состояние духовно-культурной жизни общества обычно оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым показателем для развития общества в развитых странах в области образования является такой: расходы на образование должны быть не меньше 6 % бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества.
Эффективное управление возможно при эффективном функционировании не только сильного государства, но и всех гражданских институтов общества (трудовых ассоциаций, семьи, творческих организаций, науки как общественного института, местного сообщества, каждого гражданина, партий и политических движений, СМИ, народных референдумов и т. п.). Последние берут на себя регулирование в отдельной сфере деятельности, осуществляют здесь функции управления и организации, получают от государства необходимые ресурсы и права, проводят социальный контроль за деятельностью государства как во всех сферах его полномочий, так и в наиболее компетентной для каждого института.
Выводы
1. Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить социальный контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более результативным, чем предыдущий. В широком смысле слова социальный контроль — это совокупность средств и методов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных социальных групп, субъектов управления будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями.
2. Контрольная функция управления пронизывает все стадии управленческой деятельности, выступает как интегральная и объединяет их в едином ансамбле управления. По существу социальный контроль — один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, государством и обществом, государством и социальными институтами. Его функция в этом смысле — обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций.
3. Суть эффективности управления состоит в том, что управление обеспечивает достижение целей, решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели, которая служит не только для оценки проблемной ситуации, но и для выработки критериев, показателей и индикаторов, которые позволяют количественно и качественно оценить происходящие перемены.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. В чем сущность социального контроля, какое место он занимает в управленческой деятельности?
2. Почему деятельность по осуществлению мер социального контроля неразрывно связана с оценкой ее эффективности?
3. Какова универсальная схема оценки эффективности управленческого труда?
Литература
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.
Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск, 1999.
Петерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления /Пер. с англ. М., 1984.
Щекин Г.В., автор-составитель. Теория и практика управления персоналом. Учебно-методическое пособие. Киев, 1998.
Сущность и общие критерии эффективности социального управления
Организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Поэтому управление может считаться эффективным, а организация добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты. Следовательно суть эффективности управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т.п.
Эффективное управление иногда рассматривается как результат решения возникающих все новых и новых проблем. Однако следует помнить, что в большинстве случаев, за исключением разве что природных аномалий, не зависящих от людей, как раз некомпетентность и бездарность управления выступают причинами самых проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество.
Общую формулу эффективности управленческого труда можно представить следующим образом:
Еу = эффект (результат) / затраты управленческого труда
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат[72].
Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.
Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
-результат управления не всегда заключается в прибыли;
-такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
-результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
-затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить[73].
Неправомерно рассматривать эффективность как результаты разных видов конкретной управленческой деятельности. Практическая значимость всех действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной цивилизации, страны.
Для определения эффективности управления необходимы критерии, на основании которых можно было бы измерять результаты управления и высказывать по поводу них обоснованные суждения. Это тем более необходимо, поскольку среди людей весьма распространенными являются субъективистские подходы к оценке управленческих явлений.
Критерий в общепризнанном смысле означает «признак на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило»[74]. В этой связи можно согласиться с точкой зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что «критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления его соответствие потребностям и интересам обществам»[75].
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.
К критериям эффективности социального управления можно отнести:
-уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
-темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
-уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
-упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
Необходимо различать понятия критерий и показатель эффективности. Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают ее уровень. Например критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики.
Под критериями понимают наиболее общую количественную характеристику результатов управленческого труда. Отдельные результаты деятельности аппарата управления являются показателями управленческого труда. Они носят подчиненный характер по отношению к критерию и являются основой при его определении.
К показателям характеризующим труд в сфере управления относятся:
-снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
-сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
-сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.
Вышеуказанные показатели относятся к количественным и измеряются. Что касается таких показателей в сфере управления как повышение квалификации управленческого персонала, качества работы, улучшение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления и другие, то они не измеряются вообще или измеряются неполно[76].
В обществе интегрирующим показателем эффективности управления является повышение качества жизни граждан при наименьших затратах ресурсов. Именно качество жизни – основная цель общественного развития и главный критерий эффективности[77]. Кроме того, ориентацию на человека, «человеческий ресурс» необходимо рассматривать как решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.
Критерии и показатели дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. К числу экономических критериев и показателей относятся:
-совокупный национальный доход;
-рост производительности труда;
техническая оснащенность производства;
К социальным критериям относятся:
-минимальный прожиточный уровень;
Политическая сфера характеризуется следующими критериями:
-развитостью демократических институтов;
-наличием гражданского общества;
-участием населения в управление общественными делами;
Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области образования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества[78].
В то же время следует обратить внимание и на то, что, на взгляд некоторых специалистов, корректной оценки эффективности управления пока еще нет[79]. При этом они считают, что трудности корректного измерения эффективности управления не исключают возможности ее регулирования опираясь на анализ, диагностику и проектирования управления.
Следует учитывать, что на эффективность управления влияет ряд факторов, в том числе:
-потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу;
Социальная эффективность управления
Социальная эффективность управления проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации. К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
1) обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
2) реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
3) определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
4) благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:
1) ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
2) ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия управления должны формироваться и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.).
Большое значение имеет взаимосвязь экономической и социальной эффективности управления: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только в случае получения организацией прибыли, позволяющей предоставить эти стимулы; с другой стороны — экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности. Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом и т.д.).
Можно выделить следующие социальные результаты управления:
· повышение научно-технического уровня управления;
· уровень интеграции процессов управления;
· повышение квалификации менеджеров;
· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
· формирование организационной культуры;
· завоевание общественного доверия;
· усиление социальной ответственности организации;
Контрольная работа для студентов заочного отделения.
При выполнении заданий могут быть использованы данные о деятельности и организации управления как реальных предприятий, так и виртуальных фирм.
Объектом изучения в данной работе является предприятие, а поэтапное выполнение заданий позволит студентам представить в целостном виде многообразие направлений управленческой деятельности, альтернативность выбора при принятии менеджерских решений.
1.Перечслите принципы управления, используемые менеджерами вашего предприятия. Какие из основополагающих принципов менеджмента, на ваш взгляд, игнорируются руководством вашего предприятия? Опишите последствия для организации невыполнения некоторых принципов управления.
2. Представьте схему структуры управления вашим предприятием (подразделением). Определите её вид (линейная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная). Перечислите преимущества и недостатки организационной структуры. Сделайте вывод, отвечает ли данная организационная структура целям деятельности.
3.Разработайте анкету и проведите опрос работников вашего предприятия с целью выявления мотивирующих факторов. В качестве примерной можно использовать следующую анкету.
Проранжируйте или оцените по 10-ти балльной шкале важность для себя следующих мотивирующих факторов:
1. Размер заработка.
2.Комфорт на рабочем месте.
3.Дополнительные социальные льготы (возможность приобретения жилья и автомобиля в кредит, медицинское страхование, базы отдыха и пансионаты и т.д.).
4.Хорошие отношения с коллегами и руководством.
5.Информированность о состоянии дел на предприятии.
6.Учёт вашего мнения руководством при принятии решений.
7.Возможность продвижения по службе.
8.Уважение, авторитет, признание ваших заслуг.
9.Самостоятельность при принятии решений (доверие к вам со стороны руководства).
10.Возможность проявить творчество.
11.Содержание (привлекательность) работы.
1.какая теория мотивации больше всего соответствует полученным результатам;
3.какие факторы внешней и внутренней среды позитивно (или негативно) влияют на мотивацию к труду работников вашего предприятия.
4. Опишите, в чём заключаются контрольные функции вашего руководителя, можно ли назвать управленческий контроль на вашем предприятии эффективным (подтвердите примерами). Приведите пример позитивного и негативного влияния контроля на поведение сотрудников вашего предприятия.
5.Определите стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный) вашего руководителя (приведите примеры, подтверждающие ваше мнение). Оцените свой стиль управления (методом тестирования). Можно использовать приведённый тест или любой другой тест по определению стиля.
Для того чтобы оценить свой стиль управления, ответьте на следующие вопросы, отметив выбранный вариант ответа знаком «+».
Если бы я был руководителем группы, занятой подготовкой важных для организации решений | Всегда. | Часто. | Иногда. | Редко. | Никогда |
1.Я действовал бы как представитель группы. | |||||
2.Я предоставлял бы членам группы полную свободу действий в их работе | |||||
3.Я поощрял бы использование стандартных правил при выполнении работы | |||||
4.Я позволял бы работникам использовать собственные суждения при решении проблемы. | |||||
5.Я стимулировал бы подчинённых к более напряжённой работе. | |||||
6.Я позволял бы работникам выполнять работу так, как они считают нужным. | |||||
7. Я поддерживал бы высокий темп работы. | |||||
8.Я улаживал бы возникающие в группе конфликты. | |||||
9.Только я решал бы, что и как должно быть сделано. | |||||
10.Я позволял бы членам группы самостоятельно определять очерёдность выполнения порученной работы. | |||||
11.Я не позволял бы работникам никакой свободы действий. | |||||
12.Я давал бы подчинённым конкретные задания. | |||||
13.Я стимулировал бы членов группы к увеличению производительности. | |||||
14.Я являлся бы сторонником изменений в организации и методах выполнения работы. | |||||
15.Я составлял бы график проведения работ. | |||||
16.Я убеждал бы других, что мои предложения пойдут им на пользу. | |||||
17.Я не объяснял бы свои действия подчинённым. | |||||
18.Я разрешил бы группе установить свой темп работы. |
1.Подчеркните вопросы 1,3,5,7,9,11,13,15,17.
2.Напишите «1» напротив тех вопросов, где вы ответили «всегда» или «часто».
3.Напишите «1» против неподчёркнутых вопросов, если вы ответили «всегда» или «часто».
4.Обведите в кружок единицы, которые стоят против вопросов 2,4,6,8,10,12,14,18.
5.Подсчитайте единицы, обведённые в кружок. Это оценка вашей ориентации на людей.
6.Подсчитайте единицы, не обведённые в кружок. Это оценка вашей направленности на задачу.
Сделайте вывод, к какому из стилей управления ближе всего ваш индивидуальный стиль.
7. Осуществляют ли руководители вашей организации стратегическое управление? Назовите факторы внешней и внутренней среды вашей организации. Перечислите, согласно анализа внутренней среды, сильные и слабые стороны вашей организации, согласно анализа внешней среды – выявленные возможности и угрозы. Какую стратегию, исходя из результатов анализа среды, вы бы выбрали для достижения целей вашей организацией?
8.Опишите внутренние и внешние коммуникационные связи в вашей организации (подразделении). Какими нормативными документами они регулируются? Какой коммуникационный стиль использует ваш руководитель? Схематично изобразите коммуникационную сеть (формальных и неформальных коммуникаций) в вашем подразделении.
1.Понятие менеджмента. Профессиональные требования к менеджеру. Роли менеджера в организации
2. Социальная ответственность как социальные обязательства, социальное взаимодействие и социальная отзывчивость
3. Группы, типы и уровни социальных обязательств
4. Характеристика школы научного управления.
5. Принципы производительности труда Эмерсона
6. Характеристика административной школы управления
7. Характеристика школы человеческих отношений
8. Основные положения теорий Х и У Макгрегора
9. Американский подход к управлению организациями.
10. Японский подход к управлению организациями
11. Понятие, значение и преимущества планирования в организации
12. Формы планирования
13. Характеристика составляющих системы стратегического планирования
14. Принципы планирования
15. Понятие мотивации, мотивационный процесс
16. Характеристика и использование в практике управления теории иерархии потребностей А. Маслоу
17.Использование мотивационной теории Альдерфера в практике управления
18. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
19. Характеристика и использование в практике управления мотивационной теории двух факторов Герцберга
20. Использование теории ожидания в практике управления
21. Использование теории равенства в практике управления
22. Мотивационная теория постановки цели
23. Сущность и виды контроля
24. Процесс контроля
25. Аспекты контроля
26. Эффективность контроля
27. Понятие лидерства, типы лидерских отношений
28.Отличия лидерства от управления
29.Характеристика теории лидерских качеств
30. Характеристика концепции лидерского поведения. Управленческая сетка Блейка и Моутон
31. Концепции ситуационного лидерства
32. Понятие организационной структуры управления. Норма управляемости
33. Требования, предъявляемые к структурам управления
34. Механистический и органический тип организаций
35. Характеристика, преимущества и недостатки линейной организационной структуры
36. Характеристика, преимущества и недостатки функциональной структуры
37. Характеристика, преимущества и недостатки линейно – штабной структуры
38. Характеристика, преимущества и недостатки дивизиональной структуры
39. Характеристика, преимущества и недостатки матричной структуры
40. Понятие и классификация коммуникаций
41. Коммуникационный процесс
42. Коммуникационные сети
43. Коммуникационные стили
44. Преграды в коммуникациях
45. Процесс принятия управленческого решения