Что обеспечивает финансовый учет
Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
По своей сути, термины «финансовый учет» и «бухгалтерская отчетность» были введены давно, одновременно с возникновением мощных производственных и крупных торговых компаний. Первоначально, эти виды документации использовались только для фиксирования основных моментов хозяйственной деятельности предприятия, однако, в современных условиях, их значение приобретает совершенно другой оборот.
Высокие темпы роста промышленности и логистической инфраструктуры обусловлены не только государственной поддержкой или вливанием средств отечественных частных предпринимателей, но и за счет привлечения зарубежных инвестиций. Поэтому, ведение финансовых учетов и формирование отчетности носит особый характер и основывается на общепринятых государственных, а также международных стандартах (принципах).
Что представляет собой финансовый (бухгалтерский) учет
Непрерывную регистрацию проведенных хозяйственных операций (свершившийся факт, подтвержденный оформленным документом) и отображение необходимой информации по первому требованию руководства предприятия или контролирующих органов обеспечивает финансовый учет.
При этом данный вид бухгалтерской деятельности позволяет оценивать объемы производственных запасов и доступных денежных средств, своевременно уведомлять о текущей задолженности компании, отслеживать постановку или снятие с баланса предприятия движимого, недвижимого имущества, осуществлять мониторинг выполнения других хозяйственных действий.
Главными задачами, решаемыми с помощью финансового учета, являются:
Внешние пользователи, которым разрешен доступ к финансовой документации.
Принципы составления бухгалтерской отчетности
Нужно отметить, что финансовые отчеты составляются на основании обобщения результатов финансового учета (за месяц, квартал, год), тем самым обеспечивая документальное подтверждение и отображение динамики изменения уровня расходов, доходов, финансовое положение предприятия, количественное и качественное состояние имущества компании.
Как правило, в состав финансовой отчетности входит три основных составляющих.
Второе название этого документа – «отчет о финансовом положении», включает в себя данные о доступных ресурсах, текущих обязательствах и состоянии (объеме) собственного капитала компании. В принципе, на основании полученной информации можно отследить взаимосвязь между активами, обязательствами и капиталом предприятия.
В представленный документ входит информация об основной деятельности предприятия, о затратах на реализованную продукцию, об объемах прибыли, о затратах на налог, сбыт и о потерях в случае непредвиденных ситуаций.
Данный отчет, обычно, используется при совместной работе с иностранными компаниями и предусматривает расчет недополученной чистой прибыли, когда сравниваются результаты работы предприятия за текущий и предыдущий отчетный период.
Государственным законодательством и международными стандартами определены главные требования, предъявляемые к финансовым отчетам:
Ведение финансового учета в организации
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Когда компании нужен финансовый учет
Предприниматели на старте бизнеса редко ведут финансовый учет: считают, что маленькому делу такой учет не нужен. Но в маленькой компании на счету каждый рубль, ресурс ограничен, и правильный учет только поможет проследить за деньгами и правильно вложить их, чтобы получить реальную прибыль.
Создайте систему финучета на старте — и она будет расти вместе с бизнесом, уточняясь и обрастая новыми подробностями и отчетами. Когда в компании откроются новые направления и появятся десятки сотрудников, вы сможете измерить все. Навык и привычка следить за финансами — тоже крайне важны для успешной работы, так что лучше ставить их при самом начале работы.
Как подготовиться к ведению финучета
Финансовый учет очень сильно зависит от отрасли вашей компании, ее масштабов и структуры. В каждом бизнесе свой состав выручки и расходов, и ваш финансовый учет должен отвечать на вопрос, как сократить расходы и увеличить прибыль. Для этого вам придется разложить по полочкам структуру выручки и расходов, чтобы понять, от чего зависит прибыль компании. Ответьте на такие вопросы:
Как вести финансовый учет бизнеса
Чтобы измерять состояние бизнеса, предприниматели ведут финансовые отчеты. Вот три базовых управленческих отчета для любого бизнеса:
Баланс — это “фотография бизнеса” на конкретный момент, он показывает состояние дел компании на любую даты: активы (чем владеет бизнес) и пассивы (долги бизнеса). Этот отчет считается главным для собственника, он позволяет понять, беднеет компания или богатеет, в чем “заморожены” деньги.
Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает состояние за период времени — неделю, месяц, квартал, год. Из него вы узнаете, какие товары или услуги вы продали, какую получили прибыль и сколько израсходовали. Если траты превысили выручку, в отчете будет не прибыль, а убыток. Но в этом отчете вы не увидите, можно ли эту прибыль изъять из бизнеса, для этого надо заглянуть в баланс.
Отчет о движении денежных средств тоже показывает состояние за период — например, за месяц: какая сумма была на ваших счетах на начало месяца, сколько денег пришло и откуда, какие вы сделали выплаты и куда, сколько осталось на счетах в конце месяца.
В сети вы найдете Excel-таблицы с настроенными формулами для этих отчетов. Их можно использовать в неизменном виде, но лучше настроить каждый из них под специфику своего бизнеса. Для этого придется вникнуть в структуру каждого отчета.
К трем базовым отчетам предлагают дополнительные:
Какие виды деятельности надо различать при финансовом учете
Деятельность любой компании можно разложить на три направления: операционная, инвестиционная, финансовая. Эти направления важно разделять, чтобы правильно трактовать управленческие отчеты.
Операционная — это основная деятельность компании, которая приносит ей доход. Она может состоять из нескольких направлений или проектов или одного: вы обучаете детей иностранным языкам или доставляете продукты питания, предоставляете в аренду инструменты и так далее. Для этого вы приобретаете материалы, арендуете помещения, оплачиваете коммунальные услуги и клининг, нанимаете персонал, платите налоги и отчисления в фонды.
Вы ждете, что именно операционная деятельность будет приносить все больше прибыли. Для этого руководитель организует процессы так, чтобы каждая операция требовала все меньше расходов и потерь времени, меньше ошибок и потерь (при доставке заказа, производстве единицы продукции). Также он наращивает объемы деятельности: число клиентов, выпуск товаров, прибыль.
В операционной деятельности главные показатели — это рентабельность, отношение расходов к выручке, оборачиваемость активов и отдача на активы (например, выручка с метра торгового зала).
Инвестиционная деятельность ведется, когда компания вкладывает деньги в новый проект или в расширение, развитие деятельности, чтобы получить прибыль в будущем. Для этого обычно из основной (операционной) деятельности изымаются деньги, либо привлекаются заемные средства.
Например, компания покупает новые инструменты и оборудование, строит цех или склад. В такой ситуации другие подразделения работают при строгом урезанном бюджете, но в будущем бизнес рассчитывает на дополнительную прибыль, которой бы не было без нового оборудования или построек. Другие виды инвестиций — открытие новых филиалов, создание новых направлений в бизнесе, подготовка новых видов товаров или услуг. Даже покупка оборудования или программ, которые помогут снизить затраты и сэкономить в будущем, — тоже инвестиции.
В инвестиционной деятельности важно прописывать в документах все расходы с самых первых этапов, чтобы потом правдоподобно оценивать прибыль. Важно различать в управленческих отчетах инвестиционную деятельность и операционную, чтобы видеть ситуацию ясно, иначе прибыль от основной деятельности и расходы на инвестиции сложатся и не покажут нам ничего существенного.
Финансовая деятельность — это кредиты, займы и любое привлечение денег не от операционной деятельности, и у такого финансирования есть своя цена в виде процентов. И хотя кредитные деньги поступают на те же счета, куда приходят платежи от клиентов, вы не должны путать эти поступления. Во всех финансовых отчетах важно отделять финансовую деятельность от инвестиционной и операционной.
В финансовой деятельности стоит следить за тем, чтобы процентная ставка была как можно ниже была посильна для бизнеса, а объемы заемных средств оставались умеренными.
Собственник бизнеса, который предоставил компании на старте капитал, тоже финансирует бизнес. Выплата дивидендов собственникам, как и выплата процентов по займам и кредитам, тоже относится к финансовой деятельности.
Стройте управленческие отчеты и проводите финансовый анализ деятельности в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В Бухгалтерии легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность и платить налоги, а еще получать отчеты для руководителя. Первые две недели работы в системе бесплатны: изучите отчеты и принимайте взвешенные решения.
Финансовый учет — для чего он владельцу бизнеса
Содержание статьи
Перед началом любого дела мудрые люди рекомендуют задавать себе простой, но крайне полезный вопрос – зачем мне это делать.
Главная задача руководителя компании – успешно ей управлять. Но управлять можно лишь тем, что мы полностью контролируем. А контролируем мы только то, что понимаем и измеряем. Конечная цель любой коммерческой деятельности – прибыль. Для точной оценки прибыльности бизнеса требуется:
Эти три ключевых шага требуются любому бизнесу для измерения финансов организации, их контроля и принятия управленческих решений. Тот, кто знает точные цифры, контролирует свои финансы.
Многие бизнесмены не понимают, что такое финансовый и управленческий учет, а фраза «анализ финансов» вызывает явное нежелание в этом разбираться. Это нормально, но до тех пор, пока владелец бизнеса не сталкивается с первым отсутствием денег в кассе, когда нужно, например, сделать очередной платеж за аренду помещения. Очень часто в компании есть бухгалтер, который занимается отчетностью для государства, и на этом вся аналитика денежных потоков в компании заканчивается. Но, как правило, «до первого столба».
Три конкретные выгоды ведения финансового учета
Поговорим о конкретных выгодах для владельца бизнеса, если он управляет финансами.
Выгода первая. Понятный финансовый учет — порядок в деньгах
Любой учет — это прежде всего порядок. Оплатили покупку картой в магазине — моментально получили SMS из банка, сразу видно, сколько потратили и сколько осталось. В бизнесе то же самое — получили часть предоплаты за новый проект — зафиксировали. Оплатили аренду — снова зафиксировали. Выплатили зарплату или премию — тоже зафиксировали. Начните считать любые движения денег, и обязательно не забывайте про наличные.
Если вы через несколько дней ждете очередной платеж от вашего заказчика — зафиксируйте его. Если на следующей неделе вы планируете оплатить аренду офиса — также отметьте это. Учитывать нужно все операции — и в прошлом, и в будущем, именно это позволит вам действительно понимать, что происходит сейчас, происходило ранее и будет происходить позднее с вашими деньгами.
И самое главное, делайте записи регулярно. В идеале — каждый день.
Однако, правда в том, что не каждому руководителю хватает терпения и дисциплины регулярно совершать однотипные операции, и тогда эти действия нужно делегировать. Например, своему бухгалтеру, или личному помощнику, если такой есть.
Резюмируем — учет финансов должен быть понятным и регулярным. Тогда все значимые цифры будут измерены, точно и вовремя.
Выгода вторая. Анализ финансов — понимание, откуда зарабатываются деньги и куда тратятся
Когда финансовые показатели измерены и учтены, самое время понять, откуда и в каких объемах в действительности деньги приходят, и куда и в каких объемах они тратятся. Это — уровень владельца бизнеса. Ключевая информация по операционной деятельности должна быть всегда под рукой у предпринимателя в удобном виде:
Вы увидите, какие клиенты приносят вам 80% общей выручки (принцип Парето). Однако зачастую бОльшую часть времени мы тратим на других заказчиков (битва за копейки). Сравните свои траты на разные нужды, возможно какие-то можно сократить. Вот лишь пара примеров, показывающих собственнику компании пути увеличения прибыли.
Резюмируем, финансовый анализ – должен быть удобным. И доступным в любой момент времени. Это и есть контроль. Контроль полный и мгновенный.
Выгода третья. Планирование финансов — сколько я могу взять себе?
Когда владелец бизнеса наглядно видит, какие поступления и затраты запланированы, это позволяет ему принимать правильные управленческие решения. Например, «вытащить» полтора миллиона рублей на новую машину, или проинвестировать в открытие нового салона красоты своей сети. Или, наоборот, не вытаскивать и не инвестировать, или сделать это в другой момент времени и в других объемах.
Допустим, компания получила предоплату в 5 миллионов рублей, выиграв в большом долгом и сложном тендере. Все радуются и открывают шампанское, и владелец бизнеса может подумать, что «ну уж сейчас-то миллион я могу взять себе – а там как-нибудь выкрутимся, сэкономим». А на самом деле проект будет идти 6 месяцев, нужно нанять еще 2 сотрудников, и все это время нужно платить им зарплату, оплачивать услуги АХО, выделять деньги на рекламу и т. д. И быть уверенным, что через 6 месяцев проект действительно закончится, не сорвется, не затянется, и заказчик выплатит оставшуюся сумму. А если затянется? А что, если трех сотрудников из десяти придется уволить или они сами уволятся, или, к примеру, заболеют, и придется тратить собственные средства на то, чтобы найти им замену? А что, если произойдет форс-мажор и заказчик по другому проекту не сможет вовремя выплатить (или вообще выплатить) нужную сумму по идущему параллельно проекту?
А вот если ваши доходы и расходы заранее запланированы, и есть инструменты для аналитики финансовой составляющей бизнеса – часто можно увидеть и понять, сколько денег есть в запасе, можно ли тут потянуть с одним платежом, и дождаться другого, принять решение на случай, если можно договориться с кем-то из контрагентов о рассрочке платежей.
Когда бизнес небольшой, можно все расходы и доходы прикидывать в уме. Когда в компании работает более 5-7 человек, когда проектов и заказчиков становится несколько и появляются внешние подрядчики и партнеры, держать цифры, а тем более оперировать ими в голове, становится сложно. Часть предпринимателей продолжает записывать на бумажке, другая часть людей переходит на Excel или Google Docs, и делает первые попытки автоматизации учета, сталкивается с проблемами, и либо скрипит, но делает, либо перестает. Хорошо, если компания при этом не умирает, не пройдя этап взросления.
Согласитесь, когда вы предупреждены о грядущих выплатах, у вас есть время среагировать. Плюс появляется пространство для маневра, которое иногда буквально жизненно необходимо.
Подведем итог – финансовое планирование должно быть наглядным. И, разумеется, должно происходить заблаговременно. Это ключ к успешному и уверенному управлению своей компанией.
Кратко все эти три выгоды можно свести в одну простую таблицу:
Действие с финансами | Главное требование | Когда должно происходить? | Какой дает результат? |
---|---|---|---|
учет | понятный | ежедневно | точное измерение |
анализ | удобный | мгновенно | полный контроль |
планирование | наглядное | заблаговременно | успешное управление |
Финансовый учет – горючее успешного бизнеса
Одно из важнейших качеств успешных людей – делать, пока другие тянут и откладывают на потом. Именно нужные действия – горючее успеха. А денежные средства (или финансы) – горючее бизнеса. Формула успешного бизнеса (в случае, если у вас хороший продукт, разумеется) такая:
бизнес = финансовый учет + анализ + планирование.
Для управления личными доходами и расходами существует множество программ и мобильных приложений, как бесплатных, так и платных. Для бизнеса такого рода сервисов очень мало, а о тех, что есть на рынке, знает совсем небольшое количество предпринимателей. По исследованиям CNews, в 2015 году в России было зарегистрированно около 4 миллионов ИП и предприятий микро/малого бизнеса, и только 40 000 из них пользуются какими-либо онлайн-сервисами. Остальные – не пользуются.
С точки зрения учета финансов привычный многим Excel – это долго и для многих сложно, поэтому часто владельцы бизнеса просто ограничиваются внесением доходов и расходов в одну табличку, и иногда максимум строят график изменения этих доходов и расходов в течение года. Принимать при этом стратегические решения довольно сложно, поскольку аналитики нет, к тому же Excel постоянно требует изменений, а еще его нежелательно отправлять по почте, чтобы кому-то показать – все-таки файл с финансовой информацией не должен распространяться, пусть даже и среди доверенных людей.
Для автоматизации учета финансов разрабатываются специальные сервисы для ИП, малого и среднего бизнеса, которые включают в себя не только отчет о движении денег (ДДС), а все три главных финансовых отчета. Такая разработка требует аналитики, математики и серьезного подхода к безопасности разрабатываемого решения, зато с помощью такого сервиса собственник получает отличный инструмент для измерения, контроля и управления деньгами своей компании, который значительно экономит его время.
Специально для наших читателей мы записали видео-интервью с экспертом по управлению финансами Наталией Морозовой. В нем Наталия поделилась своими мыслями о важности финансового учета и дала предпринимателям ценные советы:
Попробуйте финансовый сервис ПланФакт, и уже через пару недель вы почувствуете первые плоды – конкретную сумму сэкономленных или дополнительно заработанных денег.
Финансовый учет для малого бизнеса
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Чтобы считать деньги в бизнесе, недостаточно выписки с расчетного счета и ощущения, что все идет по плану. Для этого нужен финансовый, или управленческий учет. Расскажем, как и с помощью каких инструментов его вести.
Зачем нужен финансовый учет
Финансовый учет — это комплекс отчетов о результатах деятельности и текущем состоянии бизнеса. В эти отчеты собрана информация о продажах, затратах, себестоимости товаров или услуг, долгах, состоянии счета сейчас или даже в будущем.
Руководитель анализирует эти отчеты и понимает, в каком состоянии его финансы, как снизить издержки и увеличить доходы, какие направления бизнеса приносят доход и требуют расширения, а какие убыточные, и их можно закрыть. Также финансовые отчеты показывают, не грозит ли компании кассовый разрыв: возможно, пора платить налоги, а на счетах пусто, и тогда придется искать краткосрочный займ. С другой стороны, отчеты рассказывают, когда из бизнеса можно вывести деньги или выплатить сотрудникам премии.
Бухгалтерский учет тоже базируется на нескольких отчетах, но эти документы не подходят для управления и финансового контроля. И если в вашем штате есть бухгалтер, он не всегда умеет строить финансовые отчеты, его задача — подготовка бухгалтерских документов для контролирующих органов.
Как вести финансовый учет
Многое зависит от масштабов бизнеса. Если у вас одно направление и десяток ассортиментных позиций, поначалу хватит и Гугл-таблиц. Если бизнес крупнее — стоит задуматься о специальном сервисе для управленческого учета. У предпринимателей редко есть время, чтобы ежедневно переносить в таблицы итоги делового дня: они полагаются на чутье и объем поступлений на расчетный счет. Но этот подход часто доводит до проблем, когда становится ясно, что сумма на счете не равна чистой прибыли.
Поэтому стоит завести ценную привычку следить за деньгами компании с самого начала работы, тем более что для этого есть инструменты.
Три главных документа для финансового учета
В финансовом учете используют несколько документов, из них выделяют три главных:
Отчет о прибылях и убытках (или отчет о финансовых результатах) показывает доходы и расходы бизнеса за конкретный период — неделю, месяц, квартал. Вы видите полученную прибыль и совершенные траты, закупки и объем продаж, поэтому можете понимать, получила компания прибыль или несет убыток. На расчетном счете могут быть деньги, но они не всегда ваши, и ОПУ как раз помогает это понять.
Отчет о прибылях и убытках показывает, как можно снизить расходы. Например, книжный магазин продает все больше книг, тетрадей и открыток, но чистая прибыль почему-то не растет. Директор магазина смотрит в ОПУ и видит, что большие суммы идут на закупку скетчбуков. Он ищет более дешевый аналог и закупает сразу крупную партию, чтобы в следующем периоде прибыль была больше.
ОПУ можно строить на будущее, чтобы понимать прибыли и убытки в ближайшее время. С его помощью можно рассчитывать потенциальную прибыль, расходы, точку безубыточности. Такой опрокинутый в будущее отчет — это финансовая модель, она показывает, стоит ли запускать бизнес.
Положительный финансовый результат еще не гарантирует, что на расчетном счете будут деньги для выполнения обязательств: например, у вас могут быть покупатели-должники. Поэтому ОПУ всегда рассматривают в связке с отчетом о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств отражает денежные потоки в бизнесе за период. В начале периода на счете и в кассе была сумма А, затем в течение периода были такие-то поступления и платежи, после чего на конец периода мы видим в бизнесе сумму Б. Этот отчет показывает только операции и объемы денег, которыми вы можете распоряжаться, а ваши ли это деньги или их предстоит отдать по обязательствам — покажет ОПУ.
ДДС помогает избежать кассовых разрывов. Это неприятная ситуация, когда пора платить зарплату или налоги, а у вас на расчетном счете нет денег даже на оплату мобильной связи. Тогда приходится срочно брать кредит или займ у самого себя, искать деньги и вводить их в бизнес. Такая ситуация не всегда сигнализирует об отчаянном положении, потому что в ближайшие дни на счет может поступить крупная сумма от покупателя, — и ДДС помогает все это просчитать и понимать реальную ситуацию. Поэтому стоит строить отчет ДДС с небольшим заходом в будущее: он покажет, сколько нужно денег, чтобы исключить кассовые разрывы.
С другой стороны ДДС в связке с ОПУ может показывать, что крупную сумму, которая скопилась на вашем счете, можно пустить на развитие бизнеса или выплатить дивиденды учредителям.
Платежи в ДДС разделяют по категориям: продажи, аренда, зарплата, поставки кофе и так далее. Также в этом отчете выделяют три части, которые анализируют по-отдельности:
Управленческий баланс
Баланс напоминает “фотографию бизнеса”: он отражает состояние дел на конкретную дату.
Когда вы разберетесь с азами главных управленческих отчетов, вам легче будет анализировать и перестраивать их для своего удобства. После этого вы найдете пользу в других финансовых отчетах. Веб-сервис для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия строит семь управленческих отчетов для руководителя и помогает оценивать себестоимость и прибыльность продуктов и услуг, вести финансовый учет по отдельным проектам в бизнесе, следить за долгами и так далее. В сервисе есть бухучет, зарплата, отчетность и другие инструменты для директора и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новичков.
Чем отличаются финансовый, бухгалтерский и управленческий учет
Постоянные читатели нашего блога знают, что мы исследуем весьма различные аспекты ведения бизнеса: рассказываем о самых тонких технологиях и самых современных тенденциях, о последних трендах и о специфических рисках, и даже о таких концепциях построения успешной компании, которые по своей стройности напоминают философские системы.
Также наши читатели, вероятно, отметили, что в последнее время мы «вернулись к основам» – несколько последних наших текстов посвящены компетенции, которая является базовой для любого успешного бизнеса, а именно – умению зарабатывать и тратить. В серии же об управлении затратами мы рассмотрели несколько наиболее успешных моделей этого важнейшего для компании процесса.
Начнем с того, что разделим понятия финансового и бухгалтерского учета – хотя дело это и непростое. В некоторых источниках эти термины приводятся как синонимы, но в действительности разница все же есть: финансовый учет является частью бухгалтерского и служит в первую очередь для информирования менеджмента компании и ее инвесторов; это гибкая и максимально «бизнес-ориентированная» система. Бухгалтерский учет – тот вид контроля, который максимально регламентирован государством – его основы заложены в законе и стандартных положениях (ПБУ). Главная задача бухучета – давать регулярные отчеты официальным структурам, а главный минус – недостаток гибкости, и, как следствие – малая его эффективность в оперативном применении.
Кстати, если мы заговорили об оперативности, то здесь вне конкуренции третий вид учета – управленческий. Этот вид можно назвать внутренней бухгалтерией предприятия, именно к нему обращается менеджмент при необходимости срочно собрать данные и быстро принять те или иные решения. В отличие от «старших» и менее поворотливых собратьев, управленческий учет предназначен исключительно для сотрудников компании, а иногда – только для высшего руководства. За максимальную мобильность управленческий учет платит точностью – его данные могут быть условно-приблизительными (впрочем, в каждой компании этот уровень условности индивидуален и определяется менеджментом). Разумеется, при ведении бухгалтерского и/или финансового учета недопустимы даже малейшие помарки – и государству, и инвесторам можно предоставлять лишь абсолютно точные, проверенные данные; по этой причине финансовый и бухгалтерский учет дают информацию только о завершенных операциях, в отличие от учета управленческого, который и нужен в первую очередь затем, чтобы эти операции планировать и осуществлять.
Логично, что финансовый и бухгалтерский учет проводятся со строго определенной периодичностью и охватывают все сферы деятельности, все ресурсы и мощности компании. Это – обязательные фундаментальные мероприятия, без которых ни один бизнес просто не может существовать.