Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос

Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Картинка про Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос Ольга Миронова
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В п. 3.3 ФГОС ДО описаны требования и условия предметно-пространственной развивающей среде (ППРС) в ДОУ.

— Как вы считаете, образовательная среда и предметно-пространственная развивающая среда – это идентичные понятия?

— Если нет, то в чём отличия?

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Функции образовательной среды:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воздействует на результаты образовательного процесса,

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительские уголки, газета, стенды в ДОУ, информация через СМИ)

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

— способствует профессиональному развитию педагогических работников.

Компоненты образовательной среды в ДОУ:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это комплекс обучающих, развивающих и воспитательных мероприятий, обеспечивающих систему знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

— готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности,

— проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с педагогическим коллективом в целом.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

1) Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

2) Возможность двигательной активности детей.

3) Возможность для уединения.

Психолого-педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды: среда должна быть

Насыщенность ППР среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

— Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает

— Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости:

— От образовательной ситуации

— От меняющихся интересов детей

— От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

— Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

— Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

— Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

— Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

— Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, также должны учитываться все вышеперечисленные требования.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке (приёмной комнате). Здесь находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставляется информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.

Обязательно присутствует «Уголок безопасности». Там отображается информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.

Групповая комната условно разделяется на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группах соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пин.

3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.

Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе созданиеусловий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

Содержание дошкольного образования определяется:

— Федеральными государственными образовательными стандартами;

— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Источник

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос

Мотивирующая образовательная среда

Самая важная инвестиция в образование – это время ребёнка, проведённое в школе. Среда как электронный помощник даёт родителям возможность учиться вместе с ребёнком, понимать, за счёт каких ресурсов достигается результат, какие знания необходимы.

Мотивирующая электронная образовательная среда – это возможность реализации серьёзной заинтересованности населения в развитии образования, а в условиях государственно-общественного управления она становится инструментом реального влияния на жизнь школы.

Требование времени – максимальная открытость и доступность образовательных электронных сервисов. Среда создает возможность для проведения открытого общественного, независимого внешнего и объективного внутреннего мониторинга развития системы образования.

Это могут быть простые вещи. Например, зная, сколько учащихся получили тройку по физике, мы сможем прогнозировать, какого количества инженеров не досчитается наше производство в будущем. И примем серьёзные решения о том, какие предметники будут необходимы школе через 5 лет.

Благодаря понятным условиям организации электронной среды, образовательная программа, контроль учебного процесса, элементы содержания образования становятся комплексными рабочими инструментами учителей и администрации школы.

Механизм размещения шаблонов, примеров, кейсов поможет школе внедрять проверенные и правильные решения, а это значит: ориентированное на учащихся гибкое расписание, грамотный учебный план, график контрольных работ. Среда не даст пропустить важную тему или ошибочно оценить работу.

Электронная мотивирующая среда позволит выявить затруднения учителя на основе персональных материалов и результатов учащихся, оказать адресную помощь, предоставит доступ к базе знаний, собранной коллегами из разных школ.

Сегодня все регионы используют электронный журнал. Но преимущество электронной мотивирующей среды в том, что она позволяет связать оценку и содержание, за которое получена, установить вес оценки, определить её влияние на итоговую отметку. Так мы сможем избежать субъективного отношения учителя или среднеарифметической оценки знаний. Это возможность автоматического переноса и хранения на протяжении 11 лет всех тем, результатов работ, то есть это гарантия сохранения образовательной биографии ребёнка: что, как, с каким результатом изучалось два месяца или три года назад.

В технологической основе электронной среды лежат справочники, связывающие между собой учебники, оборудование, тестовые задания, лабораторные и практические работы.

Справочник как подробный детализатор элементов содержания связывает учебник, контрольную работу, тест и материалы учителя. Это снимает проблему неотвеченного вопроса по теме, которую изучал ребёнок.

Содержание электронного архива должно быть избыточным: из него, как из конструктора, учитель собирает урок. А качество материалов оценивается профессиональным сообществом.

Способным ученикам среда даёт интересные тексты для освоения фундаментальных понятий, изображения и таблицы для доступного и наглядного освоения предмета, библиотеку видео- и аудиоматериалов для организации электронного обучения.

Электронная хрестоматия – это сборник уникальных авторских текстов известных учёных, писателей, деятелей мировой культуры, таких как Михаил Ломоносов и Джеймс Максвелл, Василий Ключевский и Юрий Лотман и многих других.

Разработки учителей, преподавателей вузов, методистов, проектные работы учащихся обеспечивают широкие возможности для самостоятельного изучения предмета, решают вопрос встречи талантливого учителя и способного ученика.

На основе индивидуальных интересов и личных результатов среда помогает ребёнку в выборе профиля или углублённого курса, помогает преодолеть пробелы в знаниях и умениях.

Электронные дневник и коммуникатор – это гарантия информированности семьи о качестве образования ребёнка. Среда реализует потребность каждого участника образовательного процесса в комплексной и достоверной информации.

Электронный учебник как часть мотивирующей образовательной среды должен быть общедоступным, избыточным, разнообразным и постоянно обновляющимся.

Идея образовательной электронной среды отражена в 26 разделе Стандартов. Сегодня для этого есть технические и программные решения.

Нам нужна образовательная среда, которая меняет представления об учебниках, системе планирования, оценке результатов образования. Среда, в которой учитель не просто размещает материалы, а ребёнок их забирает, – это новое место электронной образовательной жизни, новый школьный уклад.

Среда позволит повысить эффективность управления кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами региона. Мотивирующая образовательная среда становится местом взаимодействия, в котором всё направлено на достижение высоких образовательных результатов с минимальными затратами. Среда – это базы данных, справочники, учебники, нормативные документы, библиотеки ресурсов, социальная сеть, хранилище файлов.

Связанность всех этих элементов позволяет рассматривать электронную среду как место получения качественного образования на протяжении всей жизни ребёнка в школе. Электронная образовательная среда – это интеграция сервисов по хранению и отображению материалов, планированию и контролю, систем работы с текстами и изображениями, учёту образовательных достижений учащихся. При реализации этой системы учтены практики гибкого лицензирования контента, многоуровневого распространения материала, потребности населения в индивидуальном подходе к обучению одарённых учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, учеников, проходящих обучение за границей.

Источник

Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Картинка про Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос Елена Петрова
Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из ключевых условий создания мотивирующей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития.

В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии со взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды,для которой характерны:

-отсутствие необоснованных запретов;

-продумана последовательная система требований и правил взаимодействия;

-отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

-возможность выбора деятельности.

Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система нашего детского сада включает развитиеширокого круга детских интересов и форм деятельности: элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и ролевая игра.

Развивающая предметная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное, мотивирующее средство обогащения развития специфических детских видов деятельности в дошкольный период жизни ребенка.

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы для себя определили функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов, а так же физическому развитию ребенка.

Содержание мотивирующей развивающей предметно-пространственной средыдолжно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры:

— её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

— она учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные достаточным количеством оборудования и материалов);

— также учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»— специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус, дидактические игры;

среда учитывает и индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

— учитывает возрастные и поло ролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Значение имеет и мотивационная функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Созданная нашим коллективом мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Мотивирующая РППС в соответствии с ФГОС ДО,должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды,она должна соответствовать:

-возрастным возможностям детей;

Трансформируемость пространства,которая осуществляется в зависимости:

-от образовательной ситуации;

-от меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов, которая предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

Вариативность средыпредполагает следующее:

— наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

-разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающего свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды определяется:

-доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободным доступом детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает:

— соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Мотивирующая среда нашего дошкольного образовательного учреждения способствует своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры, она мобильна и динамична.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Картинка про Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгосОбразовательная среда «Зона экспериментального развития» Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» Воспитатель: Денисова Ольга Николаевна I категории «Зона.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Креативная образовательная среда как современное педагогическое пространство В XXI веке общество совершило переход в информационную стадию своего развития, при этом система образования явила собой непрерывный процесс,.

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Картинка про Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгосОбразовательная, развивающая среда имеет огромное значение для развития детей дошкольного возраста «Макеты уголка природы» Животные Африки. С помощью этого макета я воспитываю у детей уважение к животному миру. Дети могут рассмотреть поверхность саванны, некоторых.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника Социальная ситуация развития как одно из условий формирования психики дошкольника. Понятие «Ситуация социального развития»(с. с. р.) ввел Л. С. Выготский.

Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Картинка про Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгос. Фото Что обеспечивает мотивирующую образовательную среду для детей дошкольного возраста по фгосСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов Тема: «Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов». Автор: Степанова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *