Что обеспечивает невербальное общение тест

Тест «Знаток невербального общения»

Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест

Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест

Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест

Психологические аспекты делового общения

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает как показатель скрытых индивидуально-психологических характеристик личности.

Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест

Инструкция: выберите один из предложенных ответов.

1. Чтобы беседа была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза:
А) все время разговора;
Б) 2/3 времени разговора;
В) половину времени разговора;
Г) иногда.

2. Если во время разговора Ваш собеседник, сидящий напротив, откинулся на спинку стула и скрестил руки на груди, значит:
А) он готов внимательно Вас слушать;
Б) ему приятно с Вами общаться, он заинтересован;
В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами;
Г) ему просто некуда девать руки.

3. Известно, что эмоциональное состояние влияет на походку человека. Самый широкий шаг человек делает, когда испытывает:
А) скуку;
Б) гордость;
В) печаль;
Г) досаду.

4. Какой из жестов говорит о превосходстве партнера, его доминировании?
А) постукивание по столу пальцами;
Б) потирание ладоней;
В) руки в боки на пояснице;
Г) почесывание шеи.

5. Если человек во время разговора касается Вас рукой, он показывает Вам:
А) свою неприязнь;
Б) свое желание Вас ударить;
В) свою неуверенность;
Г) свое расположение к Вам.

6. Если человек непроизвольно в разговоре с Вами повторяет Вашу позу, жесты, слова, мимику, то он, очевидно:
А) неуверенный в себе человек, все копирует;
Б) нервничает, взволнован;
В) хочет поскорее расстаться с Вами;
Г) расположен к Вам, согласен с Вами.

7. Если Ваш собеседник откинулся на стуле, закинул ногу за ногу и руки за голову:
А) он устал, хочет расслабиться;
Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;
В) он открыт для равноправного диалога;
Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора.

8. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:
А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;
Б) он выигрывает время для раздумий;
В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;
Г) он неуверен в себе, замкнут.

9. Верхом на стуле обычно сидит человек:
А) замкнутый, необщительный;
Б) показывающий свое превосходство;
В) с низким уровнем культуры;
Г) испытывающий нехватку времени.

10. Если человек свел руки за спиной и одна сжимает другую, это означает:
А) он пытается себя сдерживать, контролировать;
Б) он чувствует свое превосходство;
В) он доволен ситуацией, расслаблен, искренен;
Г) он оценивает Ваши слова.

Результат – это количество правильных ответов, по которым можно судить, насколько вы знаете невербальные сигналы поведения.

Эталоны ответов 1Б 2В 3Б 4В 5Г 6Г 7Б 8В 9Б 10А

Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.

Убедительность определяется: психологическими факторами, атмосферой беседы (благоприятной или неблагоприятной); культурой речи.

Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть фото Что обеспечивает невербальное общение тест. Смотреть картинку Что обеспечивает невербальное общение тест. Картинка про Что обеспечивает невербальное общение тест. Фото Что обеспечивает невербальное общение тест

Речевая культура в деловом общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. При деловом разговоре нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль.

Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

Информационный опрос относится к вопросам открытого типа чтобы уяснить информацию. Закрытые вопросы, ответом на которые будут «да» или «нет», рекомендуются для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией.

Чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос. Технически он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником.

Нерефлексивное слушание это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.

Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений: выяснение («Я не понял», «Что Вы имеете в виду?, «Пожалуйста, уточним это»), перефразирование («Как я понял Вас. «, «Вы думаете, что. «, «По Вашему мнению. «), отражение чувств («Вероятно, Вы чувствуете. «, «Вы несколько расстроены. «) и резюмирование («Если теперь подытожить сказанное Вами, то).

Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться.

Чтобы максимально оптимизировать организацию процесса делового общения следует руководствоваться несколькими практическими правилами:

1. Структура предложения должна быть не громоздкой и понятной второму участнику (участникам).

2. Предложение должно содержать законченную мысль, быть точным и наглядным.

3. Голос, тон и экспрессивность являются сильными инструментами, которыми следует уметь пользоваться. Речь ни в коем случае не должна быть монотонной.

4. Следует уметь вовремя сделать паузу, это способствует сосредоточению и, в конечном счете, взаимопониманию.

5. Используемый словарь следует расширять (хорошо, если он включает не менее 3000 смысловых единиц).

6. Старайтесь чаще использовать в речи не существительные, а глаголы – это придает речи наглядность. Используйте не пассивную, но активную форму глаголов.

7. Старайтесь не использовать безличные описания.

8. В начале разговора договоритесь с участниками делового общения об используемых рабочих понятиях.

Источник

Тест на невербальное общение.

Тестовое задание для портфолио.

По дисциплине ОП. 06 Профессиональная этика и психология делового общения для 2 курса по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведения.

Задание 1.Тестовое исследование коммуникационных способностей.

Тест на невербальное общение.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов.

Постройте график эталона ответов. Вопрос и эталон ответа. Сделайте вывод по полученному результату

1.Чтобы беседа была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза:
А) все время разговора;
Б) 2/3 времени разговора;
В) половину времени разговора;
Г) иногда.
2. Если во время разговора Ваш собеседник, сидящий напротив, откинулся на спинку стула и скрестил руки на груди, значит:
А) он готов внимательно Вас слушать;
Б) ему приятно с Вами общаться, он заинтересован;
В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами;
Г) ему просто некуда девать руки.
3. Известно, что эмоциональное состояние влияет на походку человека. Самый широкий шаг человек делает, когда испытывает:
А) скуку;
Б) гордость;
В) печаль;
Г) досаду.
4. Какой из жестов говорит о превосходстве партнера, его доминировании?
А) постукивание по столу пальцами;
Б) потирание ладоней;
В) руки в боки на пояснице;
Г) почесывание шеи.
5. Если человек во время разговора касается Вас рукой, он показывает Вам:
А) свою неприязнь;
Б) свое желание Вас ударить;
В) свою неуверенность;

Г) свое расположение к Вам.
6. Если человек непроизвольно в разговоре с Вами повторяет Вашу позу, жесты, слова, мимику, то он, очевидно:
А) неуверенный в себе человек, все копирует;
Б) нервничает, взволнован;
В) хочет поскорее расстаться с Вами;
Г) расположен к Вам, согласен с Вами.
7. Если Ваш собеседник откинулся на стуле, закинул ногу за ногу и руки за голову:
А) он устал, хочет расслабиться;
Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;
В) он открыт для равноправного диалога;
Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора.
8. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:
А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;
Б) он выигрывает время для раздумий;
В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;
Г) он не уверен в себе, замкнут.
9. Верхом на стуле обычно сидит человек:
А) замкнутый, необщительный;
Б) показывающий свое превосходство;
В) с низким уровнем культуры;
Г) испытывающий нехватку времени.
10. Если человек свел руки за спиной и одна сжимает другую, это означает, что:
А) он пытается себя сдерживать, контролировать;
Б) он чувствует свое превосходство;
В) он доволен ситуацией, расслаблен, искренен;
Г) он оценивает Ваши слова.
Эталон ответов:
1Б 2В 3Б 4В 5Г 6Г 7Б 8В 9Б 10А.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

Источник

Тест на знание языка жестов

Изо дня в день мы учимся самоконтролю: следим за тем, что говорим, управляем эмоциями и скрываем истинные чувства. Но есть один нюанс: тело не врет. И даже базовых навыков невербального общения достаточно для того, чтобы безошибочно уловить несоответствие между тем, что человек говорит, и что он на самом деле думает.

Жесты, мимика, движения глаз способны рассказать о Вашем собеседнике больше, чем он сам порой того хочет. Знание языка жестов – ключ к успешным переговорам и продажам. А небольшой тест поможет Вам понять, насколько хорошо Вы разбираетесь в невербальной коммуникации.

Инвестиции в акции США, IPO и Pre-IPO

1. Что означает жест “ладонь на груди”?

A. Чувство превосходства

B. Критическое суждение

2. О чем говорит жест “большой палец под подбородком”?

D. Критическое суждение

3. Какое сообщение заключено в поглаживании подбородка?

A. Принятие решения

C. Чувство контроля

D. Ничего из вышеперечисленного

4. Что означает, когда человек трет нос?

A. Чувство превосходства

5. Какое сообщение передается, когда человек касается душками очков губ?

B. Отказ от принятия решения

6.Что означает, когда человек смотрит поверх очков?

C. Внимательное наблюдение

7. Каково влияние невербальной коммуникации в общении?

8. Какой/какие из нижеперечисленных жестов означают ложь?

A. Говорение сквозь пальцы

D. Недостаточный зрительный контакт

E. Всё вышеперечисленное

Ключ к тесту

1. (C) Ладонь на груди означает искренность.

2. (D) Большой палец под подбородком означает критическое суждение и негатив. Хороший способ заставить собеседника сменить позу – передать ему какой-нибудь предмет.

3. (A) Потирание подбородка означает принятие решения. Если Вы видите этот жест, избегайте соблазна перебить собеседника. Если жесты, следующие за поглаживанием подбородка, также положительны – можно говорить о заказе.

4. (C) Когда кто-нибудь трет нос, это означает, что предмет разговора ему не нравится. Если Вы увидите такой жест, будет правильным задать неоднозначные вопросы, чтобы выяснить, что именно не устраивает Вашего собеседника.

5. (B) Когда человек касается очками губ, это говорит о том, что он медлит с принятием решения или вовсе передумал. Если затем он надевает их обратно – это хороший знак; если же откладывает в сторону – Вам ещё придётся над этим поработать.

6. (C) Когда человек смотрит поверх очков, это означает внимательное наблюдение и критику.

7. (C) По результатам исследований, более 70% человеческого общения осуществляется невербально, более того, невербальная коммуникация является гораздо более надёжным источником информации, нежели устная речь. Поэтому имеет смысл полагаться в первую очередь на язык тела как на более точное отражение истинных чувств человека.

8. (E) Всё вышеперечисленное. Изображение трёх мудрых обезьян в точности изображает три основных жеста касания лица руками, ассоциируемые с обманом: не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла.

Источник

Практикум «Невербальные формы общения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практикум для педагогов

«Невербальные формы общения».

Цель занятия: развитие невербальных форм общения.

Диагностика: тест «Что говорят вам мимика и жесты?» (Т.Н.Оганесян).

Вашему вниманию предлагается выбрать один из вариантов ответов на вопросы данного теста.

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли Вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

3. Как Вы здороваетесь с хорошими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) вы слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какие мимика и жесты, по Вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

5. Какая часть тела «выразительнее» всего:

6. Какая часть Вашего лица наиболее выразительна, по Вашему мнению (дайте два ответа):

7. Когда Вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно Ваше отражение, на что Вы в себе обращаете внимание в первую очередь:

а) как на Вас сидит одежда;

8. Если кто –то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в Вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего – то стыдится.

9. На что Вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

10. Если Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза, это для Вас признак:

б) неуверенности в себе;

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить «отворот поворот».

13. У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему Вы больше поверите:

он вообще вызовет у Вас подозрение.

14. Поп – звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по Вашему мнению, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с Вами происходит:

а) смотрю совершено спокойно;

б) реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте Вы «изъясняетесь» преимущественно:

18. Считаете ли Вы, что большинство наших жестов:

а) « подсмотрены» у кого – то, заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для Вас это признак:

а) признак мужественности;

б) человек хочет скрыть черты своего лица;

в) он слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:

в) только у пожилых людей.

77 – 56 баллов. У вас отличная интуиция, Вы обладаете способностью понимать других людей, у Вас есть наблюдательность и чутье. Но Вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для Вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у Вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это важно не только в работе, но и в жизни.

55 – 34 балла. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и Вы неплохо интерпритируете их мимику и жесты. Но Вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные Вам слова и руководствоваться ими. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.

33 – 11 баллов. Язык мимики и жестов для Вас абсолютно непонятен. Вам трудно правильно оценивать людей, и дело не в том, что Вы на это не способны, просто не придаете этому значения, и очень напрасно. Постарайтесь намерено фиксировать внимание на мелких жестах окружающих Вас людей, тренируйте наблюдательность, помните пословицу: «Тело – это перчатки для души».

Упражнение 1. «Улыбка»

Цель упражнения: показать педагогам возможности улыбки как средства общения.

Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д.

1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?

2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?

3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей?

Упражнение 2. «Мимика и жесты»

Цель упражнения: формирование умения осознанного использования мимики и жестов в общении.

Педагогам предлагается передать какое – либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:

— только при помощи рук показать родителям, как вел сегодня себя ребенок:

— то же при помощи мимики (без жестов);

— то же помощи мимики, жестов, позы.

1. Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?

2. Оказывают ли влияние Ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?

3. Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?

Упражнение 3. «Запрет на жесты»

Цель упражнения: выделение значения жестикуляции как средства выразительности, при передаче информации и регулировании психического состояния в процессе общения с родителями.

Воспитателям предлагается разбиться на пары для обсуждения некоторой темы, ориентированной на общение с родителями. Один из партнеров выполняет роль – педагога, другой – родителя. Необходимо занять фиксированную позу( например, сидя, руки на коленях) и не менять ее в течении 3 минут разговора. Затем следует продолжить беседу в обычном режиме. После этого нужно поменяться ролями. Ведущий при затруднении может предложить педагогам несколько тем для беседы.

1. Что Вы испытывали во время разговора в режиме запрета на жесты?

2. На чем Вы больше фиксировали внимание: на содержании разговора или удержании позы?

3. Помогают ли Вам жесты сделать общение с родителями более насыщенным и привлекательным?

Педагогам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к занятию.

В процессе проведения практикума предполагается ведение дневниковых записей педагогами. Такие записи желательно делать по окончании каждого занятия: они предназначены для самоанализа педагогами материалов занятия.

ПРАКТИКУМ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями;

-осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

-помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;

-развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

-формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Практикум рассчитан на 5 занятий продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся в группах по 10-16 человек. Важное условие их проведения- установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение с родителями.

1. Проведение участниками практикума диагностики того или иного коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы.

2. Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.

3. Рефлексия занятия в различной форме.

Возможные трудности проведения практикума:

-отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме; домината предвзятого отношения к общению с родителями;

-гомогенный состав группы и личностные взаимоотношения участников;

-частичное отсутствие коммуникативных навыков, способны вызвать скованность, страх, нежелание выполнять упражнения.

Цель занятия: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит одинарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие и смятение поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного образовательного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают «на разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30 – 32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положится в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем можно всегда найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители тоже стремятся поддержать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4 – 8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное отношение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Упражнение 1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам не приятны?

Упражнение 2. «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями».

Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится менее.

Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%.

Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют вашим советам, вы удовлетворены, другими удовлетворены

в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, бывает ли так, что родитель, который не соответствует вашему идеалу, вызывает у вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству вы придае6те такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе.

Желающие могут поделиться своими наблюдениями.

1. Зависит ли Ваше общение с родителем от того, как Вы воспринимаете их?

2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

3. можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?

Упражнение 3. «Список претензий к родителям».

Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем –то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4- 5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение 4. «Спокойствие, только спокойствие!»

Цель упражнения: научить педагога принимать отличающуюся от их собственной точку зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.

Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:

— принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

— вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;

— скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;

— найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;

— попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;

— попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;

— попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;

— если не то, ни другое не удается, признать на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.

Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем – либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по – другому, используя следующий алгоритм:

— нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

— реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

— на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

— попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

1. Что в этом упражнении было для Вас самым трудным?

2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с Вашими?

Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем – окончанию занятия.

Цель занятия: осознание педагогом своей позиции в общении с родителями.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г.Маралова, В.А.Ситарова)

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5. Основная цель общения с родителями – научить их правильно воспитывать детей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка – большей степени заслуга педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями – показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего – это тяжелый и неблагодарный труд.

9. Конфликты – не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.

13. Всегда проще объяснить что –то ребенку, чем родителю.

14. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47 – 43 балла –умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42 – 38 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

Упражнение 1. «Апчхи»

Цель упражнения: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.

Участники тренинга делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки», или «алыча», «ящик», «хрящик»). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!». Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.

Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями для объединения их.

Упражнение 2. «Я и родители моих воспитанников»

Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?

2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что – то изменить в рисунке и общении с родителями?

Упражнение 3. «Слалом»

Цель упражнения: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой – то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Возможные примеры препятствий:

— заместитель заведующего по АХЧ: « В 10 часов обязательно нужно получить «моющие»;

— мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

— воспитанник: «Вы обещали сегодня провести опыт на прогулке со снегом».

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5мин.), используя стили:

1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?

2. Этот стиль общения характерен для Вас?

Упражнение 4. «Войди в круг»

Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его вкруг, чтобы они захотели сделать это, т.е подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?

2. Легко ли Вам войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала, то которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем – в конце занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *