Что обеспечивает основные процессы управления контентом
Что такое CMS (Система Управления Контентом)
Начинающие вебмастера, которые пока и никакие не мастера вовсе, когда начинают гуглить «Как создать сайт?», натыкаются на аббревиатуру CMS. Некую сущность, которая должна помочь в создании сайта. Причем помочь сделать это быстро. Давайте разберемся, что это такое и действительно ли она поможет новичку сделать настоящий сайт.
Что такое CMS и зачем она может понадобиться?
CMS или «Система управления контентом» (еще ее иногда называют движком сайта) — это массивный кусок софта, который представляет собой полный набор инструментов для создания сайта и управления им же. То есть то, что обычно делается с помощью HTML, CSS и JavaScript-файлов, тут делается нажатием кнопок в графическом интерфейсе.
Естественно, такой подход значительно ускоряет скорость разворачивания полноценного ресурса и сильно облегчает жизнь тем, кто этим ресурсом управляет. По сути, программист никакой и не нужен. Практически любую функциональность на сайт можно добавить своими руками в интуитивно понятном интерфейсе. Разобраться, конечно, придется, но это займет куда меньше времени, чем изучение даже простейшего языка программирования.
CMS сильно облегчает работу людей, которые не хотят держать полноценный штат кодеров, но хотят поддерживать свой сайт, регулярно его дополнять новым контентом и не переживать по поводу разработки вообще.
И это не значит, что ваши возможности будут сильно ограничены. CMS поддерживают такое количество расширений, что можно развернуть все: от небольшого блога до огромного интернет-магазина. Без написания хотя бы одной строчки кода.
То же самое, только подробнее и списком
Давайте повторим, чтобы окончательно убедиться в том, что CMS — это очень хорошо и полезно.
Популярные движки и их особенности
Теперь вы знаете, чем хороши CMS, но еще недостаточно близко с ними знакомы. Обсудим наиболее востребованные движки.
WordPress
Эта CMS идет первой в списке, потому что заслуживает этого на 100%. Можно сходу выбирать ее и не сомневаться, что она подойдет для решения поставленных задач. Эта штука адаптируется под любые условия и умеет делать все, что душе угодно.
Только не путайте WordPress.com и WordPress.org. Первый — это уже готовый сайт с движком и хостингом. Второй — платформа, которую можно разместить на своем ресурсе. Мы тут говорим только про второй вариант.
Плюсы
Минусы
Joomla
Движок сайта, который идет по пятам за WordPress и пытается завоевать его славу. У него те же преимущества: бесплатность, куча плагинов, гигантский ассортимент визуальных оформлений. Тут работает дело вкуса. CMS для тех, кто не проникся философией WordPress, но хочет похожее решение.
Плюсы
Минусы
Drupal
Еще один аналог WP. Только более престижный. На его базе часто строят ресурсы для учебных учреждений и крупных журналов. В общем, разного рода серьезный бизнес или государственные организации. Лучше подходит тем вебмастерам, которые готовы нанять в штат разработчика на полный день. Он пригодится.
Плюсы
Минусы
Битрикс
Огромная махина, включающая в себя приложения для управления по-настоящему большими интернет-магазинами. Туда входит и собственная система распределения задач, механизмы для управления проектами, инструменты для взаимодействия с клиентами. Ну и своя CMS. Вариант для тех, кто ведет серьезный бизнес.
Плюсы
Минусы
Magento
Как и Битрикс, Magento имеет более узкую специализацию. Это платформа для вебмастеров, создающих платформу цифровой торговли. Онлайн-магазин или что-то около того. У нее тоже открытый исходный код, хоть разработкой и занимались сотрудники Adobe. Но есть и коммерческая версия за деньги (большие).
Плюсы
Минусы
И еще сотни других
CMS много. Для описания всех нужна отдельная огромная статья. И каждая CMS заслуживает отдельную статью. Как WordPress, например. Здесь я все изложить не смогу, но еще парочку названий упомяну.
Есть Wix. Это такой недо-WordPress. Пытается быть базовой версией «взрослых» движков. Местами получается, но клиенты Wix рано или поздно перепрыгивают на что-то более функциональное. Для этих же целей используют конструкторы в духе Тильды и Ukit. С помощью них тоже можно быстро «набросать» сайт, не зная ничего о коде.
А еще для личных блогов используют Ghost. Люди любят его за поддержку Markdown и выгодное для вебмастеров взаимодействие с поисковыми роботами. Причем по умолчанию. Без установки и настройки плагинов.
Еще для блогеров есть старик Blogger. Хорош тем, что в нем можно развернуть блог за минуты. Работать с ним можно без хостинга. Записи в блог добавляются через одноименные приложения. Хоть с телефона, хоть с планшета. При этом позволяет заработать на рекламе (если блог станет популярным).
Ну и Shopify. Еще одна eCommerce-платформа. Пользуется спросом на западе. Используется как Magento, только ее нельзя разместить на своем ресурсе. Это решение «все включено» вместе с хостингом и прочими радостями.
Стоит упомянуть и движок под названием OpenCart. Популярная CMS, специально созданная для работы с небольшими интернет-магазинами.
Какую CMS выбрать?
Все упирается в цель создания ресурса. Сначала надо ответить на вопрос, зачем вам вообще сайт как таковой. От этого уже можно танцевать и решать, какой движок ставить на хостинг. Итак, давайте представим три сценария и поочередно их рассмотрим.
Сразу отмечу, что это предположения, а не призыв к действию. CMS очень много, всегда есть из чего выбрать. Поэтому одну задачу можно решить как с помощью WordPress, например, так и с помощью Ghost. Так почти с любой задачей в вебе.
У меня собственный небольшой блог
Личный блог можно построить на базе WordPress или Joomla. Без вложений, без трудностей. Обе CMS настраиваются руками даже неопытного пользователя за пару-тройку часов.
Для WordPress у нас есть всеобъемлющая инструкция, в которой подробно все изложено для тех, кто не разбирается в вопросе и стесняется пробовать что-то методом тыка.
Движки поддерживают различные форматы записей, в них есть масса плагинов для расширения функциональности блога. Есть распределение ролей на случай, если привлечете новых лиц, которые будут писать параллельно с вами. В общем, ограниченными в возможностях себя точно не почувствуете.
Владею интернет-магазином с большим количеством клиентов
Когда клиентов много, а в команде уже собрался штат из десятков или сотен сотрудников, то лучше обратить внимание на Битрикс. Сложно, конечно, но оно того стоит. Покроет все нужды разом. Пригодится и тот массив приложений, что идет в комплекте. В РФ Битрикс и 1С чуть ли не вещи первой необходимости, когда речь заходит о бизнесе в масштабах страны.
Занимаюсь местным медиа-изданием или поддерживаю сайт крупного учреждения
Drupal будет отличным выбором. Сложноват, конечно. Наверняка потребует вложений в разработчика. Но зато станет крутой отправной точкой для создания сайта не как у всех. Он будет заметно отличаться и визуально, и функционально от простых конструкторов типа WordPress. Причем это отличие со знаком «плюс». А еще появится возможность добавлять контент в любом формате без ограничений.
Как установить СMS в Timeweb?
Установить движок сайта на хостинг Timeweb можно двумя путями:
Первый способ подойдет, если нужна CMS вроде WordPress, но лень возиться с загрузкой файлов.
Хостинг выдаст вам данные для входа в административную панель самой CMS. После этого можно полноправно ею управлять.
Хостинг для CMS на базе Timeweb
Инструкция выше не понадобится, если вы сразу купите хостинг с установленной CMS. Такие есть, да. Чтобы на них взглянуть:
Перед вами появится три хостинга с уже установленными движками. Среди них:
Для каждой есть 2 тарифа и два метода оплаты.
Первый тариф — «Старт». Включает в себя 10 сайтов, 10 баз данных и 10 Гбайт свободного пространства. Подходит для создания несложных сайтов и блогов.
Второй тариф — Pro. В нем уже 30 сайтов, бесконечное число баз данных и до 20 Гбайт памяти. Для сайтов посерьезнее, как вы догадались.
«Старт» стоит 180 рублей в месяц, если платить сразу за год. Тариф Pro обойдется подороже: 830 рублей, если платить сразу за год, и 990 — за месяц.
Пара кликов, минута ожидания, и у тебя уже полноценный сайт с движком на выбор.
Хостинг для Битрикс на базе Timeweb
Для Битрикс тоже есть вариант. Прямо на главной странице есть пункт « Хостинг для 1С-Битрикс ».
Для вас доступны три тарифа:
Теперь вы не только знаете определение термина CMS, но и познакомились с лучшими представителями движков. Теперь сделать выбор должно быть проще. Особенно, если выбрать решение от Timeweb, где все делается одной кнопкой.
Системы управления контентом
Большой энциклопедический словарь
Сегодня интернет является важнейшим инструментом ведения бизнеса, позволяющим существенно оптимизировать взаимоотношения бизнес-партнеров. Поэтому управление Web-контентом становится первостепенной задачей для повышения эффективности бизнеса. Требуются тщательные планирование и проработка этого процесса, а своевременное и оперативное обновление информационного наполнения ресурса играет одну из главных ролей в успехе компании.
При создании такого вида сайтов специалисты пишут в HTML-формате каждую страницу в отдельности. Однако эти сайты дороги в эксплуатации и не обеспечивают должной гибкости.
Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, смешение дизайна и контента. Как следствие, затруднено редактирование и обновление информационного наполнения, что в свою очередь влечет за собой верстку новых страниц и изменение дизайна, так как очень часто они переплетены большим количеством взаимных ссылок.
Во-вторых, трудность поддержки пользователей. Развитие электронного бизнеса обуславливает необходимость принятия всех мер для привлечения потенциальных клиентов к своему ресурсу.
Динамические сайты не хранят Web-страницы целиком, а формируют их на лету, по мере обращения к ним пользователя. Вся информация хранится в базе данных, а программы, написанные с использованием языков ASP, PHP, Perl и т. д., генерируют из базы данных HTML-страницы.
Основное отличие динамических сайтов от статических заключается в разделении дизайна и контента. Их несомненное преимущество состоит в возможности привлечения не имеющего специальной подготовки персонала для публикации и обновления контента.
На базе сайтов этого типа наиболее гибко реализуется поддержка пользователей, которая с точки зрения сетевого ресурса подразумевает под собой следующие сервисы и функции:
На основе статических сайтов вся эта функциональность реализована быть не может. Поэтому крупных Web-ориентированных решений на базе статических сайтов сейчас уже не встретишь.
В свою очередь, динамические сайты сложны и дороги в разработке, постановка задачи требует высокой квалификации, к тому же после выполнения заказа часто проявляются неучтенные мелочи, которые могут возникнуть как из-за недоработки программиста, так и из-за смены маркетинговой стратегии предприятия. А при изменении дизайна и структуры сайта количество проблем сразу возрастает и влечет за собой неоправданные затраты.
С другой стороны, нельзя отрицать и того, что при верно поставленной задаче и дальновидной политике динамические сайты наиболее гибки в использовании, недороги в сопровождении и являются мощным инструментом для поддержки бизнес-процессов.
Системы управления контентом
Рынок систем управления контентом сравнительно молод, но уже успел занять свою нишу в сфере сайтопостроения. Разработчики контент-систем предлагают своим клиентам продукцию разного уровня сложности в зависимости от объемов фирмы, рода деятельности, количества информации, обслуживающего персонала, максимальной пропускной способности и т. д. Различается и структура систем.
Стоит заметить, что какой бы сложной ни была система, разработчики ориентируются на некоторые общие принципы, в основе которых лежит представление о жизненном цикле контента.
Поддержка разработки контента по сути дела является одним из ключевых компонентов таких программных продуктов. Именно с разработки начинается жизненный цикл любого материала, публикуемого на сайте: ведутся работы по его созданию, редактированию и утверждению контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов, поддержке совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров.
Достижение поставленных целей осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.
Управление деловыми процессами включает этапы разработки структуры ресурса, предварительного просмотра и публикации подготовленного контента. Определяется внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классифицируется необходимая бизнес-информация (товары, цены, объемы и т. д.). Важными компонентами здесь являются службы, поддерживающие своевременность поступления необходимого контента. При этом ведется аудит событий и сохраняются версии документов, причем при необходимости пользователи могут обращаться к предыдущим версиям.
Персонализация в той или иной мере используется теперь на большинстве Web-сайтов. Здесь вступают в ход личные приветствия, рекламные объявления и особым образом скомпонованные фрагменты контента, все это призвано способствовать привлечению посетителей на сервер.
Существует два метода персонализации: на основе правил и с помощью фильтров.
Классификация систем управления контентом
Четкой классификации систем управления контентом в настоящее время не существует, поскольку такой вид программных продуктов еще нов, не слишком распространен и имеет невысокий рейтинг на рынке. По типу разработки их можно разделить следующим образом.
2. Специализированные системы. Ориентированы на определенный вид деятельности и отражение ее на электронном ресурсе. Служат для управления Интернет-сообществами, реализации решений для электронной коммерции, СМИ и т. д. Базовой функциональности этих систем достаточно для обслуживания самых сложных процессов определенного типа, чего нет в универсальных продуктах. С другой стороны, их внедрение гораздо дешевле, чем заказная разработка.
3. Заказные системы. Разработка системы ведется с учетом целей, задач и пожеланий заказчика.
Существует также классификация систем управления контентом по назначению.
1. Системы управления Web-контентом. Предназначены для управления Web-контентом на сайте (добавление, удаление, редактирование контента), более сложные разработки обеспечивают функции администрирования существующих Web-ресурсов (изменение структуры Web-сайта, разграничение прав доступа), а также могут являться инструментом для разработки новых Web-ресурсов. С помощью этих систем владелец может самостоятельно управлять содержанием своего ресурса, не прибегая к услугам разработчиков. Данные продукты создаются, как правило, мелкими Web-студиями и отдельными Web-разработчиками. По этой причине их нельзя рассматривать как серьезных конкурентов.
2. Системы электронного документооборота предприятия, использующие Web-интерфейс. К данной категории систем управления контентом относятся системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с Web-документами через Web-интерфейс. Системы документооборота часто используются для оптимизации бизнес-процессов средних и крупных предприятий. Они интегрированы с корпоративной информационной системой предприятия и позволяют создавать портальные интранет-решения, системы взаимодействия с поставщиками и сбытовой сетью.
Системы, построенные по модульной схеме, позволяют наращивать свою функциональность путем введения дополнительных модулей.
Рассмотрим некоторые системы управления контентом.
В ядре объединены модули, реализующие базовую функциональность системы:
· модуль управления содержанием (Content Management). Включает управление дизайном, структурой, шаблонами страниц. Позволяет полностью контролировать все вопросы, связанные с информационным наполнением сайта;
· модуль динамической навигации (Dynamic Navigation) и персонализации (Personalization). Помогает предоставлять клиентам и партнерам именно ту информацию, в получении которой они действительно заинтересованы;
Таким образом, создаваемое с помощью DynaSite приложение может быть интегрировано с другими информационными системами, например бухгалтерской, складской, почтовой и т. д.
Чтобы добавить новую функциональность в систему на базе DynaSite, достаточно установить компоненты третьих фирм или написать собственные модули с помощью DynaSite SDK. При этом разработчик компонента имеет возможность использовать уже готовую функциональность ядра.
Компания «Аист» предлагает решения для разного уровня бизнеса. Ее автоматизированная система SiteManager (www.sitemanager.ru) рассчитана на малый бизнес и ориентирована на создание представительских сайтов, начиная от специальных функций в управлении настройками структуры сайта и заканчивая персонализированной технической поддержкой.
Для среднего бизнеса в портфеле фирмы имеется система NetCat, которая дает возможность:
· управлять структурой сайта;
· управлять содержимым сайта;
· разграничивать доступ к разделам сайта и системе администрирования;
· управлять показом рекламы на сайте;
· подключать дополнительные модули.
Встроенная система администрирования позволяет управлять сайтом через интуитивно понятный Web-интерфейс.
По модульной структуре построена система компании CybTrade Engine (СТЕ; www.sybtrade.ru), предназначенная для решения типовых задач по управлению контентом. Встроенные в систему средства дают возможность создавать сайты практически любой сложности.
Собственно СТЕ состоит из серверного ядра, обеспечивающего основные функции, такие, как работа с базой данных, генерация сайта согласно структуре логического дерева, создание такого дерева, поиск и администрирование системы. Для расширения возможностей ядра системы существует набор модулей, позволяющих управлять контентом сайта и создавать различные решения электронной коммерции.
За счет новой и более совершенной функциональности CMS 2002 предлагает комплексное решение для управления Web-серверами с богатым информационным наполнением, легко интегрируемое с другими технологиями Microsoft и поддерживающее отраслевые стандарты, что поможет заказчикам в подключении к существующим системам. Content Management Server 2002 позволит публиковать материалы непосредственно из Microsoft Word, взаимодействовать с другими системами, производить быстрое развертывание, управлять цифровыми хранилищами и идентификацией, осуществлять перевод Web-серверов, XML-редактирование и поиск. Эта система использует тесную интеграцию с программными продуктами сторонних разработчиков и обеспечивает всестороннюю поддержку электронных ресурсов.
Целью данной статьи не являлось рассмотрение определенных систем управления контентом, а была предпринята попытка выяснить тенденции выхода на рынок информационных технологий новых сложных продуктов, поэтому мы затронули лишь несколько примеров.
До сих пор не разработано достаточно четкой классификации систем управления контентом, и классификацию, приведенную выше, можно назвать в достаточной мере условной. Причина кроется в том, что рынок контент-систем еще очень молод, а разработчики такого рода программных продуктов в значительной степени разрозненны. Сложность классификации контент-систем состоит еще и в том, что при этом необходимо учитывать десятки параметров, отличающих одну систему от другой.
Системы управления контентом
Система управления содержимым
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пример системы управления сайтом (панель администрирования Joomla! 1.6)
Основные функции CMS [3] :
В системе управления содержимым могут находиться самые различные данные: документы, фильмы, фотографии, номера телефонов, научные данные и так далее. Такая система часто используется для хранения, управления, пересмотра и публикации документации. Контроль версий является одним из основных её преимуществ, когда содержимое изменяется группой лиц.
Содержание
Разновидности
В общем случае системы управления содержимым делятся на:
Существует множество готовых систем управления содержимым сайта, в том числе и бесплатных. Их можно разделить на три типа по способу работы:
Особенности
Система управления — программа, предоставляющая инструменты для добавления, редактирования, удаления информации на сайте.
Большинство современных CMS имеют модульную архитектуру, что позволяет администратору самому выбирать и настраивать те компоненты, которые ему необходимы.
Сайты, организованные посредством системы управления контентом, основаны на следующих технологиях: веб-сервер, хранилище данных (зачастую СУБД, например такие как MySQL или PostgreSQL, однако существуют и noSQL CMS), веб-приложение для обеспечения работы самой системы, визуальный (WYSIWYG) редактор страниц, файловый менеджер с веб-интерфейсом для управления файлами сайта, система управления правами пользователей и редакторов сайта.
Существуют разнообразные системы управления сайтом, среди которых встречаются платные и бесплатные, построенные по разным технологиям. Каждый сайт имеет панель управления, которая является только частью всей программы, достаточной для управления сайтом.
Существует термин контент-менеджер, обозначающий род профессиональной деятельности — редактор сайта или сотрудника, работающего с CMS.
Большая часть современных систем управления содержимым реализуется в виде визуального (WYSIWYG) редактора — программы, которая создаёт HTML-код из специальной упрощённой разметки, позволяющей пользователю проще форматировать текст.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Системы управления контентом
Словосочетание «система управления контентом» сегодня у всех на слуху. Рынок подобных продуктов растет, но до сих пор в данной области нет единых стандартов, в том числе, и на терминологию. Что же представляют собой подобные системы и какую функциональность они обеспечивают?
Регистрация на конференцию
Рынок систем категории CMS (content management system) достаточно бурно развивается, но единых стандартов в этой области, в том числе на терминологию, еще нет. Английское слово content означает «нечто, содержащееся внутри» и применительно к письменным работам обычно входит в словосочетание table of contents — содержание, перечень разделов (скажем, книги). Отличительная черта контента состоит в том, что он конструируется из отдельных кусочков. Однако при переводе термина content на русский язык произошел забавный казус. Дело в том, что английский вариант этого слова означает «содержание» только в тех случаях, когда ударение ставится на его первый слог. В противном же случае (а мы обычно так и произносим) слово content является глаголом со значением «удовлетворять».
Бытует мнение, что в ИТ данный термин стали использовать, чтобы обобщить в понятии «документ» такие не типичные ранее данные, как видео, аудио и мультимедиа [1]. Такое утверждение представляется не совсем корректным: документ — это форма передачи информации, а контент — собственно информация, поэтому ставить их на один уровень не совсем правильно.
История управления контентом началась с управления документами в традиционном смысле этого слова, т.е. текстовыми файлами. По мере развития понятия «документ», системы управления документами стали называть системами управления контентом. Почему? Считается, что это позволяет подчеркнуть способность таких систем управлять информацией независимо от формы ее представления, а также отделить информацию-контент от документа-формы. Однако абстрактно управлять информацией невозможно — она обязательно должна быть представлена в какой-либо форме. Пытаясь управлять контентом, мы неизбежно приходим к управлению документами. Системы управления контентом, действительно, «научились» разделять управление документами (хранение, изменение и т.п.) и их представление конечному пользователю. Но они все-таки управляют документами в какой-то форме, а не информацией.
Само понятие «управление контентом» первоначально прочно ассоциировалось с процессом публикации и обновления информации на Web-сайтах — требовалась технология, позволяющая следить за ее актуальностью. Поэтому в качестве синонима content management часто используют термин Web content management. Применительно к организациям, оперирующим огромным количеством информации, уместно говорить уже о системах управления информационными ресурсами предприятия (enterprise content management, ECM) [1]. В результате термин content management расширился: им стали обозначать управление не только информацией на сайте, но и всеми разрозненными и разнообразными фрагментами корпоративной информации. Есть и другие определения. Скажем, в энциклопедии Wikipedia системой управления контентом названа система, применяемая для организации и упрощения совместного создания содержимого.
Функции систем управления контентом можно разделить на несколько основных категорий.
CMS-системы управляют небольшими взаимосвязанными единицами информации, и в данном контексте документ приобретает смысл гипертекста. Поскольку CMS-системы управляют информацией, а у информации есть свой жизненный цикл, то, естественно, эти системы должны иметь адекватные средства управления контентом на каждом из этапов его жизни (создание, модификация, публикация, передача в архив и т.д.). В этом смысле CMS можно рассматривать как часть комплекса ILM (information lifecycle management).
Среди CMS-систем часто выделяют так называемые каркасы (content management framework, CMF) — инструментарии для создания системы. Как уже говорилось, естественным расширением CMS стали ECM-системы, которые управляют всей разрозненной информацией предприятия, взаимодействуя с другими приложениями, такими как ERP и CRM. Пожалуй, наиболее известный производитель ECM-систем — компания Documentum. Разработкой систем управления контентом занимаются многие компании, в том числе IBM, Microsoft, Oracle, Macromedia. В последнее время начали появляться организации, пытающиеся объединить разработчиков CMS, создать единую информационную среду для потенциальных пользователей подобных систем, продвигать и утверждать единые стандарты. Прежде всего, это ассоциации OSCOM (Open Source Content Management) и CMSWatch.
OSCOM утвердила такие стандарты, как WebDav, RSS, ATOM и JSR-170. Один из ее интересных проектов, CMSML, предусматривает создание основанного на XML языка для описания систем управления контентом, списка свойств CMS, словаря для их описания и соответствующих имен для каждого свойства в XML-разметке. Свойства разделены на три больших класса — создание, управление и доставка контента конечному пользователю.
В свою очередь, CMSWatch ежегодно выпускает отчет, включающий в себя обзор рынка CMS-систем, сравнение некоторых из них, описание жизненного цикла контента и управления им в CMS-системах.
В этой статье мы будем придерживаться классификации, основанной на модели представления данных — объектной, сетевой или модульной.
Объектная модель
Объектная модель представления данных оперирует такими понятиями, как класс и объект. Классы определяют структуру данных и представляют собой набор атрибутов (текстовая строка, целое число, изображение и т.д.). Представители класса (объекты) имеют определенную структуру и могут содержать другие объекты, образуя произвольную иерархическую структуру. Объекты могут наследовать свойства, содержание и поведение объектов, которые в них содержатся [2,3,5]. Примерами объектов служат документы, картинки, папки и учетные записи пользователей. Класс контента не хранит в себе реальных данных — такую информацию содержат объекты (экземпляры класса). Определив один класс, можно создать множество его представителей (контент объектов).
В CMS-системах данные обычно хранятся в реляционной или объектной базе данных. В первом случае объектная модель данных отображается на реляционную модель базы данных. Связи между объектами создаются, например, с помощью таблиц вида id, from_object, from_object_version, to_object. На рис. 1 приведена возможная структура класса «Статья» и его представителя.
|
Рис. 1. Пример организации контента с помощью объектной модели данных |
Среди объектно-ориентированных CMS-систем можно встретить каркасы. Классический пример — Zope CMF. Вообще, Zope — ведущий свободно распространяемый сервер приложений, специализирующийся на управлении контентом в порталах и пользовательских приложениях. Zope позволяет совместно работать над созданием и управлением динамических Web-ориентированных бизнес-приложений. На основе этого сервера приложений построен каркас управления контентом Zope CMF, с помощью которого, в свою очередь, создан целый ряд CMS-систем, в частности, Plone.
Еще одна очень распространенная CMS этого класса — eZ Publish. Ее относят и к каркасам, и к ECM. Системы семейства eZ базируются на свободно распространяемом продукте eZ Publish. Наличие двух лицензий — GPL и профессиональной — позволяет создавать коммерческие продукты на основе каркаса eZ Publish, обеспечивая этой системе поддержку как сообщества Open Source, так и профессиональных разработчиков.
К этому классу можно отнести и систему APC ActionApps, которая позволяет зарегистрированным пользователям обновлять контент их сайта с помощью только браузера. Особенность этой системы состоит в том, что она имеет настраиваемый вывод. APC ActionApps интегрируется в существующие системы, позволяя упростить структуру и автоматизировать работу сложных порталов и Web-сайтов. Кроме того, механизм content pooling и наличие инструментов редактирования делают эту систему подходящей для распределенных команд, совместно подготавливающих публикацию контента.
Как правило, системы, основанные на объектно-ориентированной модели данных, наиболее функциональные, гибкие, но, в то же время, и наиболее сложные.
Сетевая модель
Данная модель представления данных опирается на теорию графов: структура информации представляется в виде узлов с помеченными связями между ними. Фундаментом системы может служить как сетевая, так и традиционная реляционная СУБД, на которую отображена сетевая модель описания данных. В реляционных таблицах хранится информация об узлах, их атрибутах и связях между ними. Связь отличается от атрибута тем, что в ней хранится ссылка на другой узел, а в атрибуте — собственно значение [4,5]. Для извлечения данных из направленного графа обычно используются рекурсивные процедуры обработки, такие как составление списков узлов, определение атрибутов узла по атрибутам родителя и др. На рис. 2 представлен вариант организации структуры данных сайта в виде графа.
Рис. 2. Пример организации контента с помощью сетевой модели данных
Пример системы такого типа — Communiware. Эта система представляет собой инструментарий нового поколения для создания вертикальных Web-сайтов и порталов.
Модульная модель
В подобных системах контент разделен на отдельные модули по типам содержимого. Структура данных зависит от модуля, и вся работа с контентом сосредоточена внутри модуля. Модули независимы и полностью отвечают за работу с документами данного типа. Документы описываются с помощью фиксированного набора характеристик — типы документов строго фиксированы. Расширять функциональность можно за счет добавления нового модуля, замены или редактирования существующего кода. Чаще всего нет никакой системы связей между документами разных модулей и между документами одного и того же модуля. Стандартный набор типов контента (модулей) таков: ссылки, статьи, файлы, новости, разделы, форум.
Несмотря на очевидную ограниченность модели данных, системы на ее основе наиболее популярны благодаря своей простоте. В качестве примера можно упомянуть такие системы, как PHPNuke, Mambo и Xoops.
У модульных CMS-систем есть один общий недостаток — строго фиксированная в пределах модуля структура содержимого. Однако для расширения их функциональности можно воспользоваться внешними модулями, которых в Сети немало. Очевидное преимущество этих систем — возможность получения почти полностью готового к использованию портала за короткое время.