Что обеспечивает социальную эволюцию человека
Суть и основные факторы антропогенеза: биологические и социальные факторы
Суть антропогенеза
Что имеет в виду под факторами антропогенеза?
Под факторами эволюции человека понимают различные внешние воздействия, меняющие направление эволюции вида Homo sapiens.
Старт человеческой эволюции пришелся примерно на 10 млн. лет назад. Эволюция человека продолжается до сих пор, подвергаясь влиянию различных факторов — как биологических, так и социальных.
Человек является биологическим видом и, а он, соответственно, частью биосферы, которая создает вокруг себя искусственную среду (ноосферу).
На человеческое развитие напрямую оказывают влияние 2 типа факторов:
Первоначально эволюция человека подвергалась воздействию только биологических факторов. Но постепенно эволюционный процесс человека как отдельного биологического вида становился сложнее, и к биологическим факторам добавились различные социальные факторы.
По этой причине антропогенез получил название антропосоциогенеза: таким образом подчеркивается значимость социальной эволюции вида Homo sapiens.
Основные факторы антропогенеза
Биологические факторы антропогенеза
Если говорить о биологических факторах эволюции человека, то это различные движущие силы эволюционного процесса:
Победа в борьбе за существование доставалась тем группам древних людей, в которых наблюдалась согласованность действий, передача опыта знаний последующим поколениям. К слову, благодаря передаче информации из поколения в поколение развивался речевой аппарат. Далее естественный отбор и наследственная изменчивость поспособствовали формированию членораздельной речи.
Ранние этапы развития человека связаны с большим влиянием естественного отбора. Сила его действия привела к тому, что люди получили черты, отличающие их от человекообразных обезьян.
В результате естественного отбора человек получил:
Дриопитеки считаются самыми древними представителями человеческого рода. Основной средой их обитания были деревья. Однако, когда леса стали исчезать, они стали выходить на открытую местность — это было заметным эволюционным шагом.
В последующем преимущество было за теми предками человека, которые жили организованными группами, заботились о предках и охраняли потомство. В этом плане большое влияние на развитие человека оказали социальные факторы, а биологические отошли на второй план. Все это привело к тому, что человеческий облик оставался неизменным примерно 40 тысяч лет. Зато активно развивались интеллект, культура и общественные отношения.
Социальные факторы антропогенеза
Социальные факторы эволюции человека отвечали за развитие социальных способностей человека. Большую роль в этом процессе сыграл коллективный труд, а именно охота. Человек был и остается слабее крупных животных, на которых он охотился и охотится (речь идет об охоте в одиночестве). В результате сплочения племени и распределения задач, а также налаживанию отношений, охота стала приносить успех.
Какие факторы эволюции человека относят к социальным?
К социальным факторам эволюции человека относят:
Способность к речи — главное преимущество человека перед другими животными. Благодаря появившимся словам люди получили возможность общаться, решать сложные задачи, объяснять свои чувства, эмоции и физическое состояние. За счет этого увеличилась скорость обмена информации и принятия различных решений.
Влияние социальных факторов характерно только для эволюции человека, даже несмотря на то, что для многих животных свойственен социальный образ жизни.
Последние годы биологические факторы эволюции сильно изменились. Естественный отбор стал медленнее, и в основном действует на всех стадиях онтогенеза организма. Также естественным отбором теряется функция видообразования и актуализируется стабилизирующая функция. Изоляция утрачивает свое значение.
Происходит смешивание генофондов представителей различных регионов. На процесс видообразования практически не действуют популяционные волны. Зато частота мутаций увеличилась: это связано с заметным загрязнением природы мутагенами. К слову, ослабление действий отбора может поспособствовать скоплению вредных мутаций, в результате которых жизнеспособность особей может снизиться.
Роль социальных факторов антропогенеза увеличивается. Именно они определяют видообразование, действуя комплексно.
Подводя черту под написанным выше, можно утверждать про равную степень значимости биологических и социальных факторов в человеческой эволюции.
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальная деятельность
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Движущая сила | Значение в эволюции человека |
---|---|
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Эволюция в современном мире
К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.
К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.
Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 3 Происхождение и эволюция человека Антропогенез
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Что такое эволюция органического мира?
Эволюцией органического мира называют непрерывный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменениями генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, формированием у них адаптаций, а также преобразованием биосферы в целом.
№ 2. Приведите известные вам примеры эволюции.
Ярким примером современной эволюции служит то, что многие представители разных видов не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. В свое время, около 50 лет назад, домовые и алжирские мыши все-таки преодолели барьер, который был поставлен природой. В результате скрещивания получилось плодовитое потомство, которое получило от предков часть генетического кода, который сделал молодых грызунов невосприимчивыми к яду. Таким образом, летальные исходы от пестицидов для этого вида мышей сошли к нулю.
Аналогичный пример эволюции – устойчивость некоторых видов микроорганизмов, которые вызывают инфекции у людей и животных, к действию антибиотиков. Механизм выработки защиты у них от лекарственных препаратов вырабатывался и совершенствовался десятками лет. Ученые опасаются, так как устойчивость к антибиотикам у бактерий ставит под угрозу существование всего живого на планете.
№ 3. Что вам известно о происхождении человека?
На сегодняшний день известно две гипотезы происхождения человека. Первая из них была предложена в 1984 году. Согласно ее положению, непосредственным предком современного человека является архантроп, который пришел в свое время из Африки и постепенно расселился по всей Евразии еще во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные популяции первого человека дали начало всем существующим ныне расам: европеоидам, монголоидам, негроидам, австралоидам. Также, согласно этой теории, неандертальцы, денисовцы, эректусы относятся к единому виду – люди, и представляют собой отдельные его формы.
Однако опровержением этой гипотезы являются генетические данные, которые были получены в 1987 году в результате анализа митохондриальной ДНК. Он показал, что все современные люди являются потомками одной женщины, проживающей на планете около 200 000 лет назад.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?
Согласно современным представлениям, человек получил свое начало от животных. Сравнение последовательностей ДНК показало, что самым близким родственником человека являются человекоподобные обезьяны, а ныне живущие – шимпанзе бонобо и обыкновенный.
Однако, некоторые ученые пришли к выводу, что развитие человекоподобных обезьян и человека это параллельные направления эволюции, а не последовательные ступени перехода из одного вида к другому. И расхождение между этими ветками эволюции достаточно большое.
Ближайшим и относительно надежно установленным предком человека разумного является эректус. А вот потомок эректусов – гейдельбергский человек, который является предком неандертальцев, был представителем боковой эволюционной линии, а никак не прямым предком современного человека.
№ 2. Какие стадии антропогенеза выделяют учёные?
Антропогенез является частью биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося в свое время от плацентарных млекопитающих, гоминид и человекообразных обезьян. Принято выделять четыре стадии антропогенеза:
Предшественники человека – австралопитековые;
Древнейшие люди – архантропы, прогрессивные австралопитеки;
Древние люди – неандертальцы (палеоантропы);
Ископаемые люди современного анатомического типа – кроманьонцы (неоантропы).
№ 3. Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека?
Общественные или социальные животные – это живые существа, которые отличаются общественным образом жизни. К ним относятся насекомые – пчелы, осы, муравьи, шмели, термиты и т.д. Их поведение подчиняется инстинктам и является предметом изучения социобиологии.
Для общественных животных характерно обитание в совместно обустроенном жилище (гнезде), разделение обязанностей среди членов семей, перекрывание нескольких поколений, уход за потомством. Их семьи состоят из нескольких каст: бесплодных рабочих особей, которые выполняют все функции в семье (кроме размножения) и половых (репродуктивных самцов и самок). Также у них отмечена способность к партеногенезу.
В то же время социальное животное является только биологическим организмом, поведение которого представляет собой одну из форм его функционирования. То есть, в структуре биологического организма заложены корни его потребностей и всех тех сил, которые побуждают этот организм к действиям. Основные стимулы поведения животного – пищевой и половой инстинкты, а также инстинкт самосохранения. В дополнение – родительский инстинкт.
Благодаря значительным изменениям в строении и функционировании организма, поведение человека разнообразное и сложное. Он умеет адаптироваться к условиям окружающей среды и использовать подручные средства, чтобы воздействовать на эту самую среду, изменяя ее и делая комфортной для своего пребывания. Таким образом, значимыми и определяющими факторами в поведении человека являются общественно-трудовые отношения.
№ 4. Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?
Овладение членораздельной речью благодаря существованию в окружении других людей дало возможность человеку обмениваться и получать нужную информацию как в пределах одной семьи и одного поколения, так и между разными семьями и поколениями.
Развитие речи, а затем и письма поспособствовало появлению совместной деятельности, накоплению и передачи опыта, коллективной охоте. В результате значимым фактором, который оказывал направляющее воздействие в эволюции человека, стала социальная значимость отдельной особи для целого племени.
Стр. 17. Задание
Изучив материал параграфа, обсудите, какую роль играли в прошлом и играют в настоящее время биологические и социальные факторы в эволюции человека.
Как и любой другой биологический вид, человек сформировался под влиянием различных биологических факторов эволюции: изоляция, мутации, популяционные волны, естественный отбор и борьба за существование. На ранних этапах огромное значение имел естественный отбор. Тем более, когда происходил переход предков человека к наземному образу жизни, который был вызван необходимостью существования на открытых пространствах и привел к развитию прямохождения. Это увеличило обзор территорий и дало возможность быстрее реагировать во время охоты или защиты. А освободившиеся от функции опоры верхние конечности появилась возможность использовать для изготовления и применения разных предметов. Таким образом, руки стали выполнять разные действия – удержание, хватание, бросание.
К социальным факторам в эволюции человека относятся: общественный образ жизни и труд, мышление и речь. Освобожденные верхние конечности совершенствовались в движениях и использовались для трудовой деятельности. Применение орудий труда и охоты дало возможность человеку разнообразить рацион своего питания.
Совместная охота и трудовая деятельность также объединяли людей в группы. Жизнь в таких условиях обеспечивала более надежную защиту от нападений хищников и дала возможность успешнее охотиться и добывать себе пищу. В вечной борьбе за существование могли побеждать те группы, в которых древние люди умели согласовывать свои действия, перенимать опыт старшего поколения и использовать его для себя и своих потомков. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию у человека членораздельной речи, а значит, и к активному развитию головного мозга. Успешное сосуществование в группах, умение адаптироваться к создавшимся условиям, желание добиваться поставленных целей, перенимать опыт и передавать его дальше позволяет современному человеку обеспечить себе комфортное пребывание в окружающей среде.
Стр. 17. Подумайте
Стоит ли согласиться с выражением «Рука человека не только орудие труда, но и его продукт»? Почему?
В процессе эволюции у человека верхние конечности утратили опорную функцию, но стали отвечать за хватание, удержание орудия труда, ловлю и т.д. Таким образом, руки стали использоваться как для постройки жилья, удержания орудия труда, но и для добывания пищи, ее разделывания.
Это в сочетании с течением времени и накоплением опыта поспособствовало дальнейшему усовершенствованию мелкой моторики, повышению степени развития мышц, связок и сухожилий. Поэтому можно сказать, что рука человека является не только орудием труда, но и результатом, продуктом этого самого труда, который появился в процессе развития.
Глава 1. Общий обзор организма человека
Социальные факторы эволюции человека [антропогенеза]
Среди социальных факторов появления и развития человека важную роль сыграли: переход к прямохождению, высвобождение рук, изготовление орудий труда, проживание в общине, потребление разнообразной пищи, использование огня, развитие второй сигнальной системы.
Развитие прямохождения
Обезьяны начали ходить прямо не сразу. Изменение окружающей среды — переход из лесов для проживания на открытые местности вызвали у некоторых из них склонность к прямохождению, которая сохранялась и усовершенствовалась в течение миллионов лет в процессе борьбы за существование и естественного отбора. Прямохождение ограничило двигательную активность человекообразных обезьян, что привело к сращиванию и неподвижному состоянию костей крестца. А это, хотя и несколько затрудняло роды, давало возможность видеть издалека приближающуюся опасность, высвобождало руки для изготовления орудий.
Появление сознания
Изготовление орудий труда
В начале процесса формирования человека его руки ещё не были хорошо развиты и выполняли только простые движения. Благодаря мутационной изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору сохранялись особи с изменёнными руками, способными выполнять трудовые операции. Потребовались миллионы лет, чтобы первые человекообразные обезьяны смогли не только использовать готовые предметы (камни, палки) в качестве орудий, но и научиться их изготавливать. Создание орудий труда приводило к появлению все больших отличий между руками человека и обезьяны и уменьшало его зависимость от внешней среды. Именно это имел в виду Ф. Энгельс, когда отметил, что человека создал труд.
Община (социогенез)
Важную роль в процессе превращения обезьяны в человека играло проживание в общине. Любой индивид, обладающий орудием, не мог один противостоять нападению хищных животных. Поэтому древнейшие и древние люди стали проживать в общинах. Таким образом они защищались от хищных животных, охотились, воспитывали детей. Старейшины общины учили молодых членов изготовлять орудия, способам охоты, хранить огонь, находить съедобные растения и животных.
У древних людей формировались первобытнообщинные отношения, а именно, забота о раненых и больных членах общины, похороны умерших. В общине проживало по 50-100 человек. Проживание в общине имело огромное значение. Выживали общины, которые умели противостоять в борьбе за существование, хорошо охотиться, обеспечивать себя пищей, заботиться друг о друге, способствовать снижению смертности среди стариков и детей, преодолевать неблагоприятные условия проживания. Остальные общины погибали.
Появление речи
С развитием трудового процесса все более становилась очевидной полезность взаимопомощи. Опыт, который люди накапливали познавая окружающую среду, вообще природу, передавался из поколения и усовершенствовался. Проживание в общине позволяло её членам общаться между собой при помощи звуков, жестов и мимики. Постепенно не развитые у обезьян гортань и ротовой аппарат в результате наследственной изменчивости и естественного отбора превратились у человека в речевой орган. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Человек и высшие животные реагируют на внешние предметы и события при непосредственном участии зрения, слуха и других органов чувств. В отличие от высших животных, у человека развита вторая сигнальная система. Человек воспринимает внешние сигналы через слова. Это — признак, качественно отличающий друг от друга высшую нервную деятельность человека и животных. Благодаря речи, совместному труду развивались общественные отношения, которые укрепляли взаимодействие людей.
Использование огня
В процессе возникновения человека важную роль играло также потребление приготовленной на огне пищи. Охота и рыболовство позволяли питаться не только растительной, но и смешанной пищей, что само собой явилось причиной сокращения длины кишечника. Потребление приготовленной на огне пищи на протяжении тысячелетий постепенно облегчало нагрузку на жевательный аппарат, в результате чего ребро верхней кости, соединяющей мощные жевательные мышцы у обезьян, утратило своё биологическое значение.
Социальные предпосылки:.
Философия человека
Происхождение и сущность человека
Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.
Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.
Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.
Качества, необходимые для возникновения субъекта деятельности?
Во-первых, у него должна была возникнуть способность к формированию идеальных образов объектов и образов действий с объектами, то есть способность мыслить
Во-вторых, он должен был иметь органы, с помощью которых можно осуществлять трудовую деятельность.
В-третьих, у него должна была появиться способность передавать каким-либо образом свои мысли, знания другим, ибо труд по необходимости являются коллективной формой активности.
Теории и гипотезы возникновения человека: симиальная, космическая, теософская, теологическая и др.
Симиальная теория антропосоциогенеза утверждает, что человек произошёл от древних антропоидов — общих предков человека и человекообразных обезьян, что стало результатом реализации возможностей, созданной длительной эволюцией живого.
Предпосылки формирования человека
• стадная форма обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;
• определённая телесная организация предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;
• развитая нервная система предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;
• особые географические и климатические условия.
Когда приспособительные возможности организма были исчерпаны, дальнейшее развитие способов взаимодействия со средой могло осуществляться только путем внесения изменений в среду. Но это выходит за пределы биологической формы движения материи и, следовательно, возможно только под воздействием качественно новых факторов — факторов социогенеза.
Социальные предпосылки:.
1. Трудовая деятельность. Благодаря ей человек выделился из природы, трансформируя постепенно действие биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые животные, что они оказались в состоянии догадаться не выбросить палку, камень и т. п., случайно применённые в качестве средств усиления собственных органов, а использовать эти предметы в типичных ситуациях и впредь.
2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий естественным образом привело к необходимости разработки определённых форм закрепления и передачи накопленного опыта, то есть к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий способ коммуникации.
Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную потребность в возникновении третьей предпосылки.
3. Жизнь в обществе. Всё большая степень сплочения стада обеспечивала повышение эффективности борьбы его членов за существование. Возрастающая сплочённость требовала и создавала возможность развития средств общения, прежде всего членораздельной речи
Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.
Сущность человека
Родовые черты человека:
Во-первых, человек есть продукт материального мира.
Во-вторых, это часть природы, выделившаяся из неё благодаря трудовой деятельности.
В-третьих, человек — это существо общественное.
В-четвёртых, он есть существо сознательное, духовное.
Сущность человека не есть абстракт, то есть те или иные признаки сходства или различия, а совокупность (ансамбль) всех общественных отношений.
Во-первых человек не может быть независим от постоянно развивающегося мира, в котором живёт и, следовательно, он является продуктом взаимодействия с ним.
Во-вторых человек противоположен объективному миру и по отношению к нему его сознание имеет относительную самостоятельность. Это обуславливает то, что человек является субъектом деятельного отношения к окружающей действительности, познаёт и преобразует её. Однако, необходимо подчеркнуть, что субъектом и продуктом деятельности человек может стать только в составе общества, ибо труд по самой своей сути может функционировать только в виде коллективной совместной деятельности, поддерживаемый системой общественных отношений.
Человек как личность
Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.
Понимание личности в различных философских школах:
— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических инстинктах человека, вторгающихся в сферу подсознательного;
— неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливан) считает личностью сумму отношений между фантастическими образами, возникающими в процессе общения;
— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;
— диалектико-материалистическая концепция исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает воздействие на неё всей гаммы общественных связей и отношений;
— Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию — эгоист.
Личность — это совокупность реальных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к другим индивидам; это человек — носитель социально обусловленных физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.
Личность находится не внутри «тела особи», а внутри «тела человека», которое к «телу особи» не сводится, а вбирает в себя кроме того, культурное измерение человека. Поэтому вполне очевидно, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.
Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные и неформальные организации, друзья, знакомые.
Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.
Структура личности включает в себя три подсистемы:
Первая — мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и даёт первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.
Вторая — интеллектуально-мировоззренческая. Включает осмысление человека своей деятельности и формирование ценностных ориентаций и целей.
Третья — деятельная. В ней происходит выбор средств и форм достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд и общение.
Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психологическим, хотя все они участвуют в её формировании. Она проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом или тот коллектив, в котом он живёт и действует. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придаёт ей относительную самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определённому классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от того, как он осознаёт и оценивает своё положение. Таким образом, социальная деятельность человека проходит через фильтр собственного «я», через самосознание, которое, в свою очередь, всегда производно от общественных связей индивида, от его социальной деятельности, в ходе которой формируется внутренний мир человека, его мировоззрение, принципы и в конечном итоге, его позиция.
Позиция личности является наиболее целостной характеристикой человека как личности. Свою позицию человек задаёт себе сам и ставит её выше меняющихся желаний и потребностей, пристрастий и обстоятельств. В позиции проявляет себя волевое начало личности, её способность отстаивать свои принципы в любых ситуациях. Занимая определённую позицию в мире, личность не может быть пассивной, она выражает эту позицию в определённых практических актах.
Позиция является формой мнения личности, то есть взгляда личности на что-либо.
Поступок —это не обыденное поведение человека, а сознательное, свободное волевое действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своём отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.
Свобода — это состояние человека, это та или иная степень его независимости. Различают внутреннюю свободу и свободу внешнюю. Внешняя свобода — это свобода действий; она ограничена внешними обстоятельствами. Внутренняя свобода — это свобода выбора, воли, оценки, модели и т. д.
Когда речь идёт о поступке как о свободном личностном акте, это не означает отсутствие препятствующих факторов. Они есть, но оказываются преодоленными человеком как личностью: его сознанием, волей, нравственной привычкой. Следовательно, человек, действуя как личность, оказывается «выше» принуждающей силы обстоятельств и проявления своей собственной природы. И поэтомувнутренняя свобода является глубинной, сущностной характеристикой личности. В масштабах личностного бытия свобода выступает в форме самостоятельности, — то есть способности личности действовать с опорой на свои собственные интеллектуальные, волевые и нравственные возможности без обращения за помощью к авторитету.
Внутренняя свобода личности должна быть соотнесена с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, а в конечном итоге, должна быть соотнесена с другим важным фактором — ответственностью.
Ответственность — способность человека как личности нести ответ за свои мысли, чувства и поступки перед другими людьми, обществом, перед самим собой.
Свобода и ответственность — это взаимодополняющие друг друга противоположности. Степень ответственности человека перед самим собой и другими выступает нравственным критерием его внутренней свободы.Благодаря ответственности свобода как произвол превращается в свободу позитивную, созидательную, проявляющуюся в нравственной и творческой жизни человека. Свобода от… становится свободой в…
Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция окажется в противоречии с нормами морали.