Что обеспечивает целостность и устойчивость общества как системы
Основы социологии
Лекция 5 Общество как система
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Множество гуманитарных и социальных наук изучают общество, но с разных сторон, под различными углами зрения. Социология также не обладает монополией на научное познание общества в целом, а рассматривает его по-своему, в системе собственных понятий и категорий. В современной социологии сложилось много подходов к пониманию общества, используемых основными школами и направлениями.
4.1. Понятие «общество» в социологической науке
Общество является одним из самых масштабных и сложных объектов социологии. Как возможно существование и развитие общества, обеспечение его устойчивости, организованности и социального порядка при наличии множества индивидов и групп, преследующих самые разные, в том числе противоположные, цели и интересы, придерживающиеся подчас диаметрально противоположных взглядов и убеждений? Несмотря на то, что «общество» – одно из важнейших понятий социологии, его применение связано с целым рядом трудностей и разногласий. Общее для большинства научных школ в социологии – признание системной природы общества, состоящего из множества подсистем. Если общество – это сложным образом организованная сверхсистема, то из каких элементов она состоит, каковы механизмы взаимосвязи между ними? Если фундаментальным элементом общества являются индивиды, то любая их совокупность образует общественную систему, или же речь идет об определенном социальном образовании? С древнейших времен размышляет человечество над феноменом общества, его природой, структурой и элементами. Гераклит, Платон и Аристотель рассматривали общество как специфическим образом устроенную реальность, подверженную постоянным изменениям, оказывающую огромное влияние на социальное поведение и общение, отношения и деятельность индивидов и социальных групп. Согласно Г. Гегелю, народ и общество – «это общность всех единиц, и над каждой из них всегда господствует общее». Основатель классической социологии О. Конт при анализе такой социальной реальности как общество применил новые термины: «социальный организм», «социальная система», «социальное существование». Он выявил и обосновал двойственную природу общества: с одной стороны, оно является продолжением животного мира, с другой стороны, обладает принципиально новым качеством – «социальностью». Социальность, по Конту, – это естественное состояние человека, приобретаемое им в процессе воспитания и образования. Общество доминирует над индивидами, определяя законы их деятельности, в свою очередь они могут лишь видоизменять, усиливать или ослаблять уже существующие социальные явления и тенденции. Более убедительное раскрытие природы общества как объективной социальной реальности осуществил Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, общество – это надындивидуальная реальность, образованная из «социальных фактов». Социальные факты – это духовные и материальные элементы общества, основанные на коллективных представлениях и выраженные в таких формах, как законодательные акты, нравственные нормы, правила поведения, религиозные убеждения, обычаи и традиции. Цель Э. Дюркгейма состояла в доказательстве того, что социальные факты в значительной мере внешни по отношению к индивидуумам и поэтому могут изучаться объективно, в качестве внешних «социальных событий», например, коэффициентов самоубийства в обществах. Э. Дюркгейм в работе «Правила социологического метода» (1895) определил свою социологическую теорию как опирающуюся на «принцип, согласно которому социальные факты должны изучаться как вещи». Таким образом, по Дюркгейму, общество в значительной степени детерминирует человеческое сознание и поведение, которое производно и зависимо от него. Виднейшим продолжателем системного подхода к трактовке общества в новейшее время является американский социолог Т. Парсонс, который определял его как совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействия между индивидами. Каждый из них одновременно выступает и субъектом социального действия со своими целями и объектом социального влияния со стороны других субъектов и самого себя. Общество рассматривается как «тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению». Им выделяется пять сред социальной системы: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды.
Т. Парсонс ввел понятие «социетальная общность», которая создается нормативной системой порядка, набором статусов, прав и обязанностей, соответствующих культуре данного общества и членству индивидов в конкретной подгруппе.
Для того чтобы выжить, социетальная общность должна сохранять общую для большинства ее членов культурную ориентацию, служащую в качестве основы их социальной идентификации. Причем общественный нормативный порядок нуждается в легитимизации, т. е. в обеспечении его соответствия национальным, религиозным, историческим особенностям населения данной страны.
4.2. Системный подход к изучению общества
Таким образом, в рассмотренных выше социологических концепциях реализованы основные понятия и принципы системного подхода. Система как совокупность или группа элементов или частей, взаимодействующих между собой, образует определенную целостность, организованную для какой-либо цели и по отношению к окружающей среде. Системы могут быть естественными или искусственными, в том числе социальными. К естественным социальным системам относятся семья, народ, класс и нация, к искусственным – те структуры, которые основаны на добровольном членстве (профессиональные объединения, политические партии, общественные организации и др.). Социальная система представляет собой структурированное образование, ядром которого являются индивиды, взаимодействия и отношения, складывающиеся в процессе их совместной практической деятельности. Эти социальные взаимосвязи и социальные отношения постоянно воспроизводятся благодаря преемственности и сосуществованию человеческих поколений в ходе исторического процесса. Именно в этом плане общество есть целостная совокупность 98 исторически сложившихся форм социального взаимодействия индивидов, социальных групп и организаций. Системное свойство общества заключается также в том, что оно охватывает всю социальную жизнь людей, включает в себя все без исключения реальные социальные группы, но само не входит в них. Деятельность любой социальной группы ограничена определенной сферой социальной жизни. Напротив, общество, прежде всего, в лице государства согласовывает коренные социальные интересы большинства населения, обеспечивает социализацию подрастающего поколения, осуществляет постоянное регулирование поведения и социальный контроль за соблюдением общественных норм. 4.3. Общество в «зеркале» социологического детерминизма и функционализма Наряду с системным подходом в социологии плодотворно разрабатывались детерминистский и функциональный подходы к пониманию общества. Детерминистская методология наиболее полно была реализована К. Марксом, который видел в человеческом обществе особый социальный организм, особую социальную форму движения материи, подчиненную объективным законам функционирования и развития. По Марксу, социальная сущность человека заключается в том, что он воплощает в себе совокупность всех исторически сложившихся общественных отношений.
К. Маркс разработал научное представление об обществе в виде учения об «общественно-экономических формациях» как ступенях общественного прогресса человечества. Структура общественноэкономической формации состоит из экономической, политической, социальной и идеологической подсистем, каждая из которых представляет собой сложную систему.
Основной и определяющей является экономическая система, т. е. способ производства материальных благ, который включает в себя производительные силы и производственные отношения общества. Способ производства вещественного богатства выступает как системообразующий элемент общественной формации, определяющий функционирование остальных подсистем. Несмотря на то, что в теории К.Маркса подчеркивается причинно-следственная зависимость права, политики, идеологии от специфики экономического способа производства, речь не идет о примитивном социальном детерминизме, т. е. утверждении о жесткой однозначной обусловленности социальной структуры и динамики общества лишь экономическим фактором. Напротив, настойчиво подчеркивается координация, взаимная зависимость и обратная связь всех указанных выше подсистем. На основе разработанного К. Марксом диалектического подхода общество предстало как живой социальный организм, подверженный постоянным изменениям и находящийся в непрерывном поступательном развитии. Социологическая школа функционализма была разработана представителями англо-американской социологии, хотя основные идеи были сформулированы еще О. Контом и Э. Дюркгеймом. Основной вклад в развитие этой школы внесли англичане Г. Спенсер и А. Рэдклифф-Браун, а позднее американцы Р. Мертон и Т. Парсонс. Функционалист Г. Спенсер, как и сторонники системного подхода, представлял общество целостной системой, громадным организмом, включающим в себя различные «органы» – политику, религию, экономику, культуру и др. Каждая из этих частей выполняет четко обозначенные функции, обеспечивающие удовлетворение конкретной общественной потребности: экономика служит производству материальных средств существования людей, религия – духовной интеграции общества и т. п. В оптимально функционирующем общественном организме его функции находятся в отношениях координации и субординации. Координация функций означает такую согласованность взаимодействия подсистем общества, которая способствует сохранению его целостности и воспроизводству человеческого рода. С целью устранения возможных нарушений в функционировании жизнедеятельности общества система создает институт социального контроля – государство, право, церковь, мораль, образование и воспитание. Заметное влияние на дальнейшее развитие социологического функционализма оказали труды современных антропологов, которые, в противовес своим коллегам, работавшим в XIX веке, стали проводить многолетние полевые конкретные исследования различных культур на земном шаре. Так, А. Рэдклифф-Браун изучал традиции, обычаи и верования населения Андаманских островов у побережья Бирмы, а Б. Малиновский – туземцев тропических островов Тихого океана. Оба исследователя убедительно доказали, что нужно изучать конкретное сообщество или культуру как целостную систему, если мы хотим понять и объяснить, почему их субъекты ведут себя так, а не иначе. Например, исследование религиозных верований и обычаев племени туземцев позволит решить эту задачу только при условии, что мы рассматриваем их роль и функции в связи с другими институтами в рамках этой общности. Поэтому изучать функцию конкретного вида социальной деятельности или института – значит анализировать их вклад в нормальную жизнедеятельность общества как целого. Более сложный вариант функционального анализа, чем предложенный упомянутыми учеными, разработали Р. Мертон и Т. Парсонс, которые утверждали, что именно эта методологическая ориентация должна играть ключевую роль как в развитии социологической теории, так и в повышении эффективности социологических исследований. Р. Мертон вводит понятия «явных» и «латентных» функций и проводит между ними следующие различия. Если явные функции какого-либо социального явления известны участникам данной деятельности или события, то латентные функции – скрыты. Так, индейцы некоторых племен верят, что ритуал «танца дождя» вызовет дождь, нужный их полям (явная функция), но они в большинстве своем не осознают, что это групповое действие служит социальной интеграции всей общности (латентная функция). По Мертону, большая часть социологического понимания и объяснения конкретного социального явления или процесса должна заключаться в выявлении именно скрытых, неявных функций социальных отношений и институтов. Не менее плодотворным для современной социологии оказалось предложенное ученым понятие «дисфункция». Он справедливо подчеркивает, что антропологи могли ограничиться изучением функций туземных общин, так как изучавшиеся культуры были более стабильны и сплоченны. Однако для больших индустриальных обществ, являющихся основным объектом социологии, более характерны дезинтегрирующие процессы и тенденции, что требует от социологов изучения таких аспектов социальной деятельности и поведения людей, которые угрожают единству, стабильности и нормативному порядку общества.
Методология функционализма в значительной мере была обогащена благодаря структурному функционализму Т. Парсонса, согласно которому любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации». Ось «внутреннее – внешнее» означает, что данная система в своем фунционировании ориентируется или на решение собственных внутриорганизационых проблем, или, прежде всего, реагирует на воздействие внешней окружающей среды. Ось «инструментальное – консуматорное» означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей. Наложение этих осей друг на друга позволяет построить теоретическую матрицу, включающую четыре фундаментальных категории: адаптацию, целедостижение, интеграцию и воспроизводство структуры.
Каждая из них выступает в качестве функции конкретной подсистемы: адаптации служит экономика, достижению стратегических целей – политика, интеграции – институт права, воспроизводству социальной структуры – институты социализации, морали и идеологии. В течение продолжительного периода фунционалистское мышление было ведущей теоретической ориентацией мировой социологии, в первую очередь, англо-американской. Отдали ему дань и советские социологи в 60–70-х годах прошлого века, хотя и в форме критики с позиций марксистской методологии научного познания общества. В последние годы стала очевидной ограниченность функционализма, который оппоненты критикуют главным образом за следующие недостатки: абстрактное внеисторическое рассмотрение общества как теоретической конструкции, слабо связанной с реальными социальными экономическими, политическими, идеологическими изменениями в деятельности, образе жизни и культуре индивидов, социальных групп и организаций, народов и наций разных стран и континентов; преувеличенние значения факторов и функций, направленных на поддержание стабильности и единства общественного организма и явную недооценку функциональной роли социальных изменений, инноваций и конфликтов в достижении тех же целей. Наконец, функционалисты во главу угла ставят «интересы» и «ценности» общества и недооценивают роль личности в их осуществлении.
4.4. Социологические теории индивидуального социального взаимодействия
Другой подход к изучению общества, противостоящий объективистской методологической ориентации, нашел свое воплощение в различных индивидуалистических теориях. В первую очередь, речь идет о концепции «понимающей социологии» М. Вебера, в которой общество выступает как продукт социальных (т. е. ориентированных на других индивидов) действий. Сущность общества определяется не психикой людей (как у Г. Тарда), не их экономической деятельностью (как у К. Маркса), а их «социальными действиями». Единственной социальной реальностью является человеческая деятельность, для которой «мотивы» участников столь же значимы, как и внешние «причины». Социальные действия проявляются в поступках индивидов, направленных на осуществление осознанных или неосознанных действий. Они подразделяются на целерациональное (достижение осознанной цели), ценностно-рациональное (на основе этических и эстетических ценностей), аффективное (под влиянием чувств и эмоций) и традиционное (выполняемое по традиции) действия. М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм».
Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя. Центральной здесь является идея о том, что мы постоянно объясняем себе собственные практические действия благодаря присущей человеку рефлексивности, способности, которой обладают социальные индивиды (акторы) в отличие от животных. По выражению Ч. Кули, «общество – не птичий двор». Деятельность человека отличается от поведения животного прежде всего языком и огромным значением символической коммуникации.
Видными представителями этого направления являются Дж. Г. Мид, Ч. Кули, С. Беккер. Дж. Г. Мид, отводил центральное место в социальной жизни человека языку, а в более широком плане – символам. Но Дж. Г. Мид изучал не общество в целом, а поведение индивида как реакцию на поведение «другого». Именно язык делает человека сознательным существом, позволяет ему воспринять и оценить свою индивидуальность благодаря использованию символов. Символическое мышление освобождает от того, чтобы наш опыт ограничивался лишь тем, что воспринимают органы чувств. Каждый из нас обладает самосознанием, поскольку мы учимся смотреть на себя со стороны, то есть видеть себя так, как нас видят другие люди. Межличностная коммуникация устанавливается благодаря тому, что ее субъекты наделяют одним и тем же значением данный символ. Согласно модели Мида, социальное «Я» включает индивидуальное «Я» и «Мы». Если первое это индивидуальное сознание, то категория «Мы» – это мое сознание в восприятии других. Следовательно, социальное «Я» представляет собой диалог между «Я» и «Мы», а социальные отношения находятся внутри социального «Я», формируемого в межличностной коммуникации. В американской социологии символический интеракционизм рассматривается как ведущая альтернатива теоретическим школам бихевиоризма и функционализма, а также традиционному социальному обследованию. Социальные обследования представляют собой множество различных сведений об индивидуумах и их образе жизни посредством опросных листов и других количественных методов исследования (например, при переписях населения, исследованиях рынка и т. п.). Вместо этого используются включенное наблюдение за поведением людей в естественных условиях социальной деятельности и интенсивные интервью с ними. 104 Практически все социальные взаимодействия между людьми опираются на обмен символами; общаясь с другими, мы стремимся понять, какой тип моего поведения соответствует данной ситуации и как мне нужно объяснить намерения партнеров. Символический интеракционизм изучает тонкие механизмы и детали межличностного взаимодействия в ситуациях повседневной жизни. Среди исследований этого типа выделяются оригинальные работы И. Гоффмана. Другое объяснение индивидуальному социальному действию предлагает теория «социального обмена», разработанная американскими социологами Дж. Хомансом и П. Блау. Она исходит из высказанной Г. Зиммелем идеи о том, что любые взаимодействия между людьми предполагают предоставление и возврат эквивалентных ценностей. Опираясь на политическую экономию и поведенческую психологию, Д. Хоманс рассматривал личность как индивида, всегда стремящегося максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты в ходе межличностного взаимодействия. П. Блау утверждал, что люди склонны вступать в брак с партнерами, обладающими эквивалентными социальными ресурсами. Разновидностью теории обмена оказалась «теория справедливого обмена» Дж. Адамса, в центре которой – категория «справедливое отношение», означающая некую пропорциональность затрат и результатов, произведенных и полученных субъектами социального взаимодействия. Итак, теоретическая социология на протяжении своего существования выработала множество методологических ориентаций в решении концептуальных проблем происхождения, сущности, структуры и механизмов функционирования и развития как человеческого общества в целом, так и обществ отдельных стран и регионов. При этом все рассмотренные школы и направления согласны друг с другом в том, что общество – это социальная реальность особого рода и в то же время продукт специфического социального взаимодействия людей.
1. Лекция 5
М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм». Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя.
Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.
Общество п.с. систему, субстанцией которой является деятельность. Основными элементами общества как системы являются:
2. предметы труда, орудия труда
3. информация, обмен информацией между людьми с помощью символов и знаков
4. устойчивые, многократно повторяющиеся связи (общественные отношения) между людьми, обеспечивают функционирование общества.
Свойства общества как системы:
1. Целостность. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.). Ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами.
4. Саморегуляцияобеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры».
5. Информационность– человеческая деятельность основана на информационных процессах, многие ее виды немыслимы без использования соц. информации, которая позволяет диагностировать существующее состояние соц. проблем и прогнозировать будущее.
6. Иерархичность – общество есть многоплановая система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней, элементов и субординации между ними.
7. Детерминированность – в обществе существует зависимость последующих состояний от предыдущих.
Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общество как целостная система
Уже в древности было понятно, что общество является не просто совокупностью разных людей, а чем-то целым, обладающим свойствами, не присущими отдельным людям («системные свойства»). При этом системные свойства общества определяются не просто общими способами и формами взаимодействия отдельных людей и не групп с окружающей средой (как у видов животных), а наличием некоторого постоянного взаимодействия, сотрудничества и кооперации между людьми.
Целостность общества определяется: во-первых, кооперацией (непосредственной или опосредтвованной) совместной деятельности людей; во-вторых, устойчивой системой отношений между людьми, складывающихся в процессе и в результате совместной деятельности; в-третьих, оформленностью и организованностью отношений при помощи специальных социальных институтов, в-четвертых, общими духовными ценностями.
Кооперацию человеческой деятельности многие философы и социологи считают одним из важнейших законов общественной жизни. Эта кооперация обусловлена как ограниченностью сил и возможностей отдельного человека, так и разделением труда. Разделение труда в процессе любой совместной человеческой деятельности и соответствующая специализация отдельных людей и целых их групп на определенных видах деятельности, на ее отдельных функциях – мощный фактор совершенствования деятельности и одновременно интеграции людей в обществе.
Поскольку высокоэффективная человеческая деятельность может осуществляться лишь совокупным работником, т.е. коллективом людей с равным разделением труда, поскольку между людьми возникает устойчивые отношения, как в самом процессе деятельности, так и по поводу присвоения его результатов.
Таким образом, все члены общества оказываются как прямо, так опосредственно связаны друг с другом различными общественными отношениями, создающими определенную и достаточно устойчивую систему.
Возникающие в процессе совместной человеческой деятельности общественные отношения (как устанавливаемые сознательно, так и возникающие стихийно), в дальнейшем становятся предметом специального регулирования, придающего им устойчивость, закрепляющего их определенные типы и формы.
Это регулирование осуществляется через создание специальных социальных институтов, т.е. системы учреждений и установлений (правил, законов), в рамках которых организуется и контролируется выполнение людьми определенных общественных функций с целью удовлетворения общественных потребностей.
Подобные социальные институты также играют интегрирующую роль в обществе, формируя единство форм и способов социальной жизни, ее целостность, объединяют общество, согласовывают деятельность его членов определенные духовные ориентиры, некоторые общие для всех (или хотя бы, большинства) идеи, оценки, ценности, чувства.
Все рассмотренные факторы, обеспечивающие целостность общества своими особенностями в каждом исторически конкретном варианте общества, и их своеобразие самих по себе и в плане взаимосвязи этих факторов между собой создают специфику данного, единичного и неповторимого общества.
Однако общие черты общественного устройства позволяют выделить типы общества. Для рассмотрения надо представить себе общество как определенную систему.
Общество представляет из себя исключительно сложную систему и многокачественную систему, в рамках которой могут быть выделены разные подсистемы, существующие в рамках разных уровней и сфер общественной жизни.
Во-первых, общество представляет систему определенных сфер деятельности и отношений людей, в которые можно выделить технологические отношения – отношения по поводу непосредственной организации целесообразной деятельности людей; экономические – по вопросам собственности, распределения и потребления продуктов деятельности; социальные – по поводу разделения людей в обществе на различные группы в зависимости от их роли в производстве, от их участия в собственности, от их уровня жизни; политические – по поводу организации власти и управления в обществе; духовные – по поводу производства и распространения идей, художественных образов, ценностных норм, учений и теорий различного типа.
Во-вторых, общество является системой различных организаций и институтов: органов государственного управления, предприятий и учреждений, общественно-политических досуговых и пр. объединений, форм обеспечения их деятельности: правовых норм, обычаев и традиций, структур управленческих отношений.
В-третьих, общество является системой разных групп людей, различающихся по их демографическим (пол, возраст), национально-этническим, социальным характеристикам. Особое значение имеют социальные группы (классы): рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и служащие, буржуазия, помещики, поскольку из соотношения интересов этих больших групп складывается социально-политическая ситуация в обществе.
В-четвертых, общество с пространственно-географической точки зрения представляет систему поселений людей различного типа (города, поселки, деревни).
В-пятых, с международной точки зрения, общество – это система различных государств, их отношений между собой.
Таким образом, возможно выделение структуры и элементов общества с различных точек зрения, и все они отражают какие-то стороны его жизни.
Объединяются же все элементы общества в силу совместной деятельности, системы отношений между людьми. Основными свойствами общества как целого являются: самоорганизация, самодеятельность и саморазвитие, самодостаточность.
4. Основные сферы общественной жизни:
а) экономическая
Экономика – сфера где производятся и распределяются основные жизненные блага – одна из важнейших в обществе. Однако длительное время ее считали хотя и абсолютно необходимой, но играющей лишь роль средства для жизни людей, а их подлинная жизнь определяется исключительно политическими событиями и духовными ценностями.
Поэтому для изменения общества надо, прежде изменить экономическое отношение, а это возможно, когда они позволяют людям осознать их подлинную сущность и достигают уровня, позволяющего их изменить. А потом возможен прыжок из царства экономической необходимости в царство человеческой свободы.
Современные западные экономисты и философы выработали концепцию человека как потребителя, экономические интересы которого главенствуют над другими и цель общества – максимально их удовлетворять, для чего и служит рынок. Этим обосновывается вовлечение в сферу рынка и политических, и духовно-культурных процессов, отказ от идей просвещения и воспитания человека и ориентация на всестороннее удовлетворение «массового спроса», в т.ч. и в сфере духа (детективы и триллеры, телесериалы, шоу).
Экономический аспект присутствует практически во всех сферах деятельности людей (финансирование политических компаний и организаций, издание и продажа книг, оплата труда музыкантов и поэтов, содержание церквей), однако является ли он везде, как и в материальном производстве решающим? По-видимому, адекватно оцениваются рынком, экономически т.н. «массовая культура», прикладные научно-инженерные разработки и.т.п., но высшие достижения духовности не могут оцениваться таким образом. Сколько заплатить за открытие законов Ньютона, или за «Мону Лизу»? Однако без профессорской оплаты, или платы за инженерные сооружения ни Ньютон, ни Леонардо не прожили бы. Да и врядли можно вывести из экономических интересов буржуа или феодалов эти произведения, хотя нельзя и совсем отрицать влияние эпохи на них.
Так, экономика занимает важное место в общественной жизни, задавая основные условия ее, определяя возможности развития человеческой деятельности в разных сферах и саму направленность интереса к этим сферам (развитие торговли вызывает интерес к географии, промышленности – к естественным и техническим наукам и т.п.).
Поскольку экономика является фундаментом общественной жизни, в ней создаются сами основные условия этой жизни, а при этом ее особенности оказывают влияние на содержание других сфер общественной жизни – поэтому необходимо философское осмысление экономической жизни общества: ее места и роли в обществе, основных особенностей, смысла и значения деятельности в этой сфере.
Экономическая сфера общественной жизни имеет сложное многоуровневое строение. В соответствии с теорией К.Маркса, разделяемой и сегодня многими учеными и философами, независимо от их политико-идеологической ориентации, в экономике выделяется способ производства материальной и духовной жизни общества. Большой вклад в теорию производительных сил внес и немецкий экономист Фридрих Лист.
Способ производства складывается из двух компонентов: производительных сил (орудия и средства производства и способные к труду люди, т.е. вещественный и человеческий факторы), и производственных отношений (отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления).
Противоречивое взаимодействие ПС и ПО является внутренним источником развития экономики. Рассмотрим их подробнее.
ПС – непосредственная сфера взаимодействия людей с природой, для достижения экономических целей – обеспечения пищи, одежды, благоприятных условий жизни.
В составе ПС прежде всего выделяется техника, как основное средство производства (кроме зданий, сооружений, дорог и.т.п.) – от греч. технэ – умение.
Техника – это искусственные органы деятельности общественного человека, воплощающие его знания и умения в материальных объектах, воплощающие недостаточные возможности его природных органов и осуществляющие его воздействие на природу. В понятие техники входят все орудия деятельности – от примитивных камней и палок первобытности до сверхсовременные ЭВМ. Техника также неотделима от умеющего ей пользоваться человека, требует специальной подготовки кадров и их общеобразовательного и культурного уровня.
В рамках производительных сил возникают специфические технологическое разделение труда. Его характер зависит от степени развития производственной деятельности, отражающейся в развитии техники. А от него зависит общественное разделение труда, являющееся важнейшей закономерностью развития общества и оказывающее влияние на социальную структуру и политические процессы.
Поэтому для понимания общественного развития надо сначала рассмотреть развитие ПС, на предмете развития техники.
Техника (орудия деятельности), оказывается посредствующим звеном в противоречии человека (общества) с природой, через которое человек воздействует на природные объекты и процессы. Поскольку техника развивается не сама по себе, а как элемент человеческой деятельности, источником ее развития является внешнее по отношению к ней противоречие: между потребностями человека (общества) и ограниченностью наличных средств их удовлетворения. Для разрушения этого противоречия и возникают производительные силы – человек + техника.
Но в этих ПС возникает собственное внутреннее противоречие между личностным и вещественным элементами.
Для все более полного удовлетворения растущих и изменяющиеся общественных потребностей нужно повышать силу, мощность, скорость, длительность, точность, единообразие воздействия на предметы, расширять сферы человеческой деятельности.
Но возможности человека ограничены (кроме мышления!). Поэтому протииво-речие разрешается за счет последовательности передачи функций человека технике:
1. функции непосредственного воздействия на предмет – этап инструментализации (топор, пила, молоток и.т.п.);
2. функции управления действиями орудий труда – этап механизации (игла и швейная машина, электропила, станки и.т.п.)
3. функции управления и контроля – этап автоматизации (станки с числовым программным управлением, автоматы, ЭВМ и.т.п.).
Так, человек постепенно вытесняется из непосредственного процесса производства, сначала как физическая сила (действует не зубами, ногтями, руками, а инструментами), затем как сила управляющая движением орудий труда (не рука, а механизм), а дальше – и как контролирующая и управляющая основными этапами работы сила, становясь рядом с процессом производства, задавая его цели, налаживая и регулируя.
Однако надо иметь в виду, что новые уровни техники никогда не схватывают полностью всю деятельность людей (экономически невыгодно и технически трудно заменить роботом уборщицу или садовника, в космосе наладку станции лучше сделает космонавт, со специальными инструментами для невесомости и т.п.)
Однако новые этапы развития техники становятся ведущими в важнейших сферах производства, определяют собой его общие уровень и способности, влияют на все стороны общественных отношений.
Развитие ПС определяет и развитие ПО.
Например, при наличии примитивных камней-рубил и палок, человеческая деятельность была совместной (один человек ничего не сможет сделать такими орудиями, надо снимать шкуру с зверя, поднимать что либо вместе) и не требовала выделения управляющих – их роль играли более опытные.
Появления инструментов (каменные, бронзовые, железные) не только повышает производительность труда, но и создает возможность и целесообразность его разделения, специализации людей и их групп на определенные виды труда. А сложный труд и возросшее общественное богатство требует выделения людей управляющих обществом, обеспечивающих его нормальную жизнь и защиту от внешнего врага, т.е. государства.
При этом необходимость проведения больших общественных работ (орошение, освоение территорий, защита от постоянных набегов) выдвигают на первый план в организации производства государство (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай), благоприятные же условия индивидуально-семейного хозяйствования создают частнособственническую экономику, с отведением государству роли поддержания общественного порядка и внешней политики (Древняя Греция, Рим).
Механизация требует мобильной рабочей силы и рынка для массового производимых товаров, поэтому она разрушает традиционное феодальное общество с замкнутым натуральным хозяйством и создает капиталистическое, или индустриальное общество.
Автоматизация в значительной мере изменяет ПО, выдвигая на первый план не физическую силу и выносливость, умелость работника, а его интеллектуально-психологические качества, повышает роль менеджеров-управляющих, по сравнению с собственником-капиталистом, создает новую форму собственности – интеллектуальную, технологическую (ноу хау – «знаю как»).
Все эти изменения ПО оказывают в свою очередь обратное влияние на ПС, или стимулируя, или сдерживая их развитие (ЭВМ может быть только игрушкой в традиционной африканской стране).
Главное влияние на ПО развитие ПС оказывается формирование нового общественного разделения труда, т.е его распределения и закрепления между большими группами людей не только в рамках производственной деятельности, но и в плане их постоянного положения по отношению к организации производства и его результатам. Это отношение выражается в понятии собственности. Собственность – это владение и распоряжение предметами, ресурсами, знаниями (интеллектуальная собственность), обычно оформленная соответствующими правовыми нормами. Особо выделяется собственность на средства производства, дающая возможность распоряжения организацией общественного труда и распределением его продуктов.
Формы собственности определяют экономический строй общества, и экономические интересы его членов. В соответствии с общественным разделением труда (ОРТ) и закрепляющими его формами собственности (ФС) возникают социальные общности людей – классы и социальные группы (слои).
Можно выделить следующие основные типы экономического строя:
1. первобытнообщинный – ОРТ отсутствует, или развито слабо, ФС – коллективная, общинная.
3. Частнособственническая экономика – ОРТ осуществляется в соответствии с экономической ситуацией, преобладает ФС – частное владение средствами производства (смешенные с общинной и государственностью ФС – др. Греция, Рим, Средневековая Европа и Ближний Восток, Россия до 1917г., современные страны Запада, США)
Разумеется 2) и 3) типы имеют свои исторические формы (рабовладение, феодализм и.т.п.), при этом абсолютно чистом виде они нигде не встречаются – речь идет лишь о преобладании того или иного типа.
б) политическая
Политика (от греческого politike – государственные и общественные дела, от polis – государство) – сфера общественной жизни, связанная с организацией власти, определением принципиальных направлений управления обществом.
Власть – это установление системы отношений руководства – подчинения, т.е зависимости между людьми, механизмов управления их деятельностью. Отличие политической власти от других форм власти – подчинения состоит:
— в ее (1) всеохватанности и универсальности (способность и возможность политической власти воздействовать на любые стороны общественной жизни);
— в ее (3) центральной, основной роли организации всей общественной жизни, всех форм управления обществом;
— в (4) наличии специальных органов осуществляющих политическую власть (государство), или воздействие на нее (политические партии или организации);
— в (5) наличии особых форм духовной деятельности регулирующих политическую власть и содействующих ее реализации (идеология, политические ценности, пропаганда).
Политика, политические отношения, организации и сознание изучаются различными науками – историей, политологией, политической социологией, социальной психологией. В рамках социальной философии также выделяется философия политики. Ее предметом является рассмотрение политической сферы общественной жизни в ее целостности и в соотношении с обществом в целом, с его другими сферами; ее смысл и значения для человека и общества; ее существенных, основных особенностей.
Проблемы политики интересуют философов с глубокой древности, т.к. касаются важнейших вопросов жизни общества человека.
Главный элемент ПС – это государство, т.е. система органов осуществляющая принудительное, общеобязательное регулирование общественной жизни. Именно за контроль над государством и идет основная политическая борьба.
Государство от других политических институтов отличается:
1. Наличием органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;
2. Наличием права – совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;
3. Наличием определенной территории, на которую распространяется его власть.
Государство возникает в глубокой древности, как для выражения и обеспечения общих интересов общества как целого, так и для закрепления власти определенных социальных групп, однако, сегодня очевидно, что роль государства в общественной жизни еще надолго будет одной из важнейших, т.к. это единственный инструмент поддержания целостности общества и регулирования его основных сфер.
В современных государствах различают три ветви власти:
исполнительную – либо избираемое, либо назначаемое (парламентом, главой государства) правительство и его органы, осуществляющие в рамках законов непосредственное управление обществом;
Часто имеется и должность главы государства – избранный Президент или наследный монарх (как в Англии, Швеции, Дании и.т.п.), осуществляющего общее представительство власти в стране, гаранта соблюдения законности.
Партии ориентированные на определенные социальные группы и их интересы, однако нужно учитывать, что политика – относительно самостоятельная сфера деятельности и политик не является простым представителем социальной группы –скорее можно говорить о близости его позиций к ориентациям именно этой группы. Тем более это не означает постоянной зависимости от своей социальной базы. Все партии и политики стремятся привлечь как можно более широкие слои населения, поэтому политические иди и программы почти всегда шире по содержанию, чем выражение интересов какой-то отдельной социальной группы. кроме того, подучив политическую власть политик, партия могут постепенно сменить социальную базу, даже стать на время относительно самостоятельной силой.
Политическую роль могут играть и другие общественные организации (профсоюзы, любительские объединения, религиозные и.т.п.).
Существуют различные формы государственного устройства:
Монархия, республика (власть народа),
федерация (союз территорий, имеющих собственные права)
Унитарное государство (территории получают все полномочия от центра).
Но главную роль для жизни общества играет политический режим, т.е. способ функционирования политической системы. Выделяют режимы: демократический (многопартийность, плюрализм идеологий, регулярные всеобщие выборы);
авторитарный (обеспечивается преобладание какой-либо политической позиции, личности, в т.ч. и мерами принуждения);
тоталитарный (полное подчинение насильственно контролировать все проявления общественной жизни).
в) социальная сфера жизни общества
Социальная сфера общества – система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей:
1. естественно-исторический (раса, поколение, пол);
2. этно-исторический (род, народность, нация, этнос);
3. социально-исторический (сословия, касты, классы, страты).
Раса – наиболее широкая естественно-историческая общность – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Три типа рас:
европеоидная; монголоидная; негроидная.
Другая историческая общность – пол складывается на основе биологического различия людей. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет изменение традиционных социокультурных реалий.
Поколение – естественно-историческая общность, выделяемая во многом условно. Существуют различные критерии для определения границ между поколениями. Принцип отцы – дети устанавливает разницу примерно в 25 лет и др.
Этно-истоическая общность – род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории – племя. В своем развитии род прошел два этапа: матриархат и патриархат.
В интерпретации социально-историчских общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.
Классовая теория, предложенная марксизмом, напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – большие группы людей, различных по их месту в исторически определенной системе общности производства, по их отношению к средствам производства роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.
Классовая теория предложенная К.Марксом была адекватна той социальной и экономической реальности, которая была в середине XIX в.
В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастроф, революционных преобразований. Сейчас она является наиболее распространенной в современной социальной философии. Один из ее создателей Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968), известный русско-американский философ и социолог.
г) духовная сфера жизни общества
Категории «дух» и «духовное» как сфера действия духа, его проявление и реализация играют исключительную роль в философии. Дух понимается как нематериальная сила, оформляющая материальные предметы, обеспечивающая их внутреннюю активность, способная отображать и моделировать сущность, особенности, связи материально мира.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением ценностей общества, воспроизводит духовный мир человека. Духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают различные взгляды людей, теории, идеи, воззрения. Она воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведенных искусства и обрядах.
1. особый род занятия; 2. особый род деятельности по производству такого занятия;
3. социальный институт, представленный разными организациями, учреждениями.
Наука как социальный институт представляет совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность.
Наука как деятельность направления на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Это творческий процесс получения знания.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главная особенность – рациональность, новые сведения о реальности формируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Духовная особенность научного знания – объективность. Наука стремиться постигать действительность как можно полно и точно, исключая субъективность.
Научное знание – знание доказательное, объяснительное.
Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов.
Фетишизм – почитание разных объектов (предметов), которым приписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.
Тотемизм связан с охотой и собирательством, с верой в сверхъестественные связи, родства между группой людей и каким-то видом животных, птиц и растений.
Магия – вера и возможность воздействия на людей, предметы, и явления при помощи различных предметов, например, заклинаний, молитвы, приворотов и т.д.
Буддизм – одна из самых древних мировых религий. Возникает в VI – V в. до н. э. в Индии. Он распространен в Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. На территории распространен среди бурят, калмыков, монголов, тувинцев. Будда означает «просвещенный». Все в мире – это следствие бесконечного движения «дхарм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется сансарой – «колесом жизни». Конечной целью является слияние с Буддой, погружение в нирвану (небытие), абсолютный покой.
Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя. Главным в нем является Священное Предание – Библия, состоящая из двух частей – Ветхий и Новый завет.
К VIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси православие было принято при киевском князе Владимире в 988 г.
В христианстве выделяются три ветви: католицизм, православие, протестантизм (разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.).
Ислам (арабское покорность) – самая молодая мировая религия, возникшая в VII в. н.э. В Западной Аравии. Основателем ислама является пророк Мухаммед, проповедовавший в городах Мекке и Медине. В Мекке находится святилище Кааба, к которому мусульмане совершают хадж – паломничество.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет