Что обеспечивает увеличение объекта
Презентация по биологии для лабораторной работы в 5 классе на тему «Устройство увеличительных приборов».
Содержимое разработки
Тема: «Устройство увеличительных приборов».
«Глазу верь, а прибором проверь»
Рассмотрите рисунок и объясните, почему кошка испугалась мышь?
Сегодня мы познакомимся со строением лупы и микроскопа.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
1) Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
Главная часть лупы – выпуклое с двух сторон стекло.
2) Рассмотрите невооруженным глазом кусочки мякоти плодов томатов и киви. Зарисуйте в печатную тетрадь на стр.11
Ответьте на вопросы:
2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов помидора и киви под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.
Микроскоп – увеличительный прибор
Устройство светового микроскопа
Лабораторная работа № 2 « Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним»
Цель работы: изучить строение светового микроскопа и правила работы с ним.
1) Подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке в печатной тетради на стр.12.
Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз.
Таблица 1. Части микроскопа.
Для чего необходима
Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе(8,15,20,40).
Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40)
Соединяет окуляр и объектив.
Поднимает и опускает тубус, позволяет добиться четкого изображения.
Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования.
Помогает направить свет в отверстие на предметном столике
Служит для крепления тубуса, для удобства установки.
Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на объективе.
Как определить увеличение микроскопа?
Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.
Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз.
Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение.
Подпишите на рисунке увеличение вашего микроскопа!
Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
Прочитайте правила работы с микроскопом на стр.18 учебник
Правила работы с микроскопом
Правила работы с микроскопом
Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
Печатная тетрадь § 4.
Снежинка под микроскопом
Голова осы под микроскопом
Божья коровка и тля
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.
Что можно увидеть в оптический и цифровой микроскопы и как ими пользоваться
Содержание
Содержание
При проведении научных и любительских исследований невозможно обойтись без микроскопа. Он не только приблизит исследователя к новым открытиям, но и поможет рассмотреть удивительный мир, открывающийся в окружающих нас вещах. Что именно можно увидеть в микроскоп, как им пользоваться и какой лучше подойдет — в этом материале.
Что такое микроскоп
Прообраз первого микроскопа появился еще в 16 веке и с тех пор устройство прошло длинный путь своего становления и развития. Микроскопом называют прибор, предназначенный для увеличения мелких или практически не видимых человеческим глазом предметов и объектов. Процессы такого изучения называют микроскопией, которая подразделяется на категории в зависимости от вида микроскопа.
Где же можно использовать данное устройство:
На вопрос «Кто изобрел микроскоп?» до сих пор нет однозначного ответа, так как многие ученые и любители работали над похожими системами. Тем не менее часто выделяют Иоанна Липперсгея, Захария Янсена и, конечно же, Галилео Галилея.
Многие помнят или представляют микроскоп, как прибор с одним или двумя окулярами, которые при увеличении позволяют исследователю рассмотреть предмет в многократном увеличении. Это и есть классический прямой оптический микроскоп. Современная микроскопия использует множество типов приборов: электронные, инвертированные, лазерные, люминесцентные, стереоскопические и другие.
Так, например, люминесцентные подсвечивают изучаемый объект и позволяют изучать его как бы освещенным изнутри собственным светом за счет специальной лампы и системы светофильтров. А электронные, в отличие от оптических, используют вместо света пучки электронов. В общем для каждой отрасли науки и даже изучаемого объекта нужен определенный прибор. Мы же рассмотрим наиболее популярные и доступные рядовым пользователям модели.
Основные элементы микроскопа
И так, микроскопы отличаются друг от друга видами и целевым назначением. Соответственно, и устроены они по-разному. Существует две системы — оптическая и механическая. Первая включает в себя все элементы без которых микроскоп не будет микроскопом.
Окуляр
Глядя в глазной окуляр исследователь и будет изучать какой-либо объект. Окуляр дает некоторое фиксированное увеличение (10x, 20x, 25x и т.д.). Современные окуляры имеют несколько линз, встроенных в металлический корпус (тубус). В зависимости от количества окуляров микроскопы подразделяются на монокулярные, бинокулярные и тринокулярные. Бинокулярные создают стереокартинку, более удобны чем молекулярные, но в отличие от последних требуют привыкания и дополнительных настроек при использовании двух окуляров. Если используется цифровой микроскоп, то в нем окуляр как таковой отсутствует — его роль выполняет камера.
Объектив
Важнейшая и самая сложная часть прибора, позволяющая в купе с окуляром детально рассмотреть любой объект исследования. Чаще всего состоит из металлической трубки с несколькими линзами, дающими кратное увеличение. Объектив смотрит непосредственно на предмет изучения, точнее сказать — на предметный столик. Полученное с помощью объектива изображение мы и видим в окуляр.
В любительских и профессиональных устройствах может быть несколько объективов (не менее 3-х) встроенных в устройство или насадку револьверного типа. Пользователь просто проворачивает насадку и смотрит в нужный объектив. Чем больше объективов разной кратности, тем лучше для пользователя. Кратность указывается на корпусе объектива.
У каждого окуляра и объектива есть свое увеличение, которое вместе образует общее увеличение микроскопа. Чтобы высчитать его? нужно перемножить кратность увеличения окуляров и объективов. Так, например, если кратность окуляра составляет 10х, а объектива 40х, то общее увеличение будет составлять 400х. В некоторых приборах общее увеличение может составлять до 1200х. При таком увеличении можно рассматривать клетки растений и животных, строение насекомых, пыльцу растений и т.п.
Подсветка
При изучении объект, когда он расположен на подставке, необходимо подсвечивать снизу пучком света. Свет можно направить как простым зеркалом, так и более сложными устройствами, например, электроосветителями. Также подсветка может быть комбинированная для просмотра прозрачных и непрозрачных объектов. На нижних фотографиях указана комбинированная подсветка. На правом фото также виден небольшой винт регулировки подсветки.
Микроскопы используют при реставрациях образцов мировой культуры. Например, для восстановления терракотовой армии или полотен эпохи Возрождения.
А сейчас перейдем к механической системе микроскопа. Вот некоторые элементы, которые она включает в себя.
Подставка
Это основание микроскопа, отвечающее за его устойчивость. Если сюда прибавить еще и штатив, то вместе получится корпус микроскопа. На него крепятся все остальные части прибора. Чтобы фокусировать изображение, на корпусе обычно располагаются два винта, один из которых приближает или отдаляет объектив от объекта (грубая регулировка), а второй помогает произвести более тонкую фокусировку на предмете (тонкая регулировка).
Предметный столик
На него помещаются объекты для изучения. В центре столика есть небольшое круглое отверстие, через которое на предмет попадает пучок света. Снабжен зажимами. В некоторых моделях цифровых микроскопов, предметный столик отсутствует.
Дополнительные аксессуары
Помимо самого микроскопа потребуются и дополнительные инструменты, без которых работа будет невозможна или затруднительна. Главным здесь будет предметное стекло, на которое помещается предмет, подлежащий изучению. При необходимости он сверху накрывается покрывным стеклом. Также пригодятся скальпель, пипетка и пинцет. Пипетка будет полезна при наборе жидких образцов, пинцетом можно передвигать объекты изучения, а скальпелем отрезать небольшие частицы от предметов. Собирать и хранить какие-либо образцы желательно в специальных контейнерах, хотя можно обойтись и подручными средствами.
Принцип работы микроскопа
Кратко коснемся принца работы устройства и разберем его на примере оптического микроскопа. Для того, чтобы что-то рассмотреть в окуляры, нужна подсветка. В зависимости от вида прибора это может быть естественное или искусственное освещение, направление которого регулируется зеркалом. Кстати говоря, сейчас это уже устаревшая система. Все чаще используют свет, исходящий от встроенной в основание микроскопа лампы, которая питается от сети или батарейки. Подсветка лампы чаще всего регулируемая.
Поток света (естественного или от лампы) проходит через отверстие в предметном столике, пронизывает объект изучения насквозь и попадает на линзы объектива, а затем — окуляра, которые обеспечивают увеличение. Ну а далее в дело вступает опытный взгляд исследователя.
Как пользоваться оптическим микроскопом
Перед началом работы нужно подготовить рабочее место, очистить его от мусора и пыли. Желательно вымыть руки или использовать перчатки. Если есть пробелы в знаниях или сомнения, относящиеся к работе микроскопа, то обязательно нужно изучить инструкцию. В целом же работать с микроскопом не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Изучаемый предмет помещается на предметный столик. Так можно изучать продукты питания, бумагу, насекомых, волосы и другие мелкие предметы. Несколько сложнее с жидкостью или в том случае, когда исследуемые объекты требуют предварительной подготовки. Например, тонкого среза или смеси в виде кашицы. На них нужно капнуть воды или специальной жидкости и сверху осторожно накрыть покровным стеклом. Также можно использовать готовые наборы микропрепаратов, в которые входит предметное стекло с уже нанесенным на него объектом исследования. Это может быть кошачья шерсть, голова мухи, срез дождевого червя, костная ткань, минералы и многое другое.
Далее нужно осуществить фокусировку. Винтом грубой регулировки следует приближать и отдалять предмет, пока не получится четкое изображение. После этого винтом (или колесиком) тонкой настройки добиваемся максимальной резкости картинки. Начинать фокусировать нужно с минимального значения, постепенно переключаясь на более высокое увеличение. Например, если прибор имеет два объектива значением 2х и 4х, то начинать фокусировку нужно с 2х, а затем, вращая револьверную насадку увеличивать значение.
Начав сразу же с максимального увеличения, пользователь рискует увидеть лишь малую часть объекта или же вообще ничего не увидеть. Если же прибор имеет только один объектив, то увеличение у него будет постоянным. Важно помнить, что винтом грубой фокусировки объектив приближается к предметному столику, поэтому есть большой риск сломать стекло, повредить сам объектив и даже получить порезы. Искать фокус следует не к стеклу, а от стекла. Стоит заметить, что на некоторых объективах, в первую очередь стократных, устанавливается специальная оправа, которая пружинит при встрече со стеклом. Однако, ее цель состоит не в защите линзы, а в создании более плотного контакта стекла с объективом.
Как пользоваться цифровым микроскопом
Цифровой микроскоп работает по-другому. У него отсутствует окуляр и сам он напоминает цифровую камеру, только с более многократным увеличением. Такие микроскопы можно встретить в нескольких вариантах, с различными характеристиками, назначением и соответственно ценами. Возьмем для примера стандартный настольный микроскоп, который больше относится к любительским. Подключив его через USB порт к компьютеру, пользователь также устанавливает специальное программное обеспечение, с помощью которого возможно рассмотреть изображение. После подключения, под объектив прибора размешается объект изучения, после чего исследователь сможет рассмотреть полученное изображение на мониторе компьютера. Считывается изображение посредством цифровой камеры.
Исследования через микроскоп — это не только полезно, но еще и увлекательно. Ученые используют профессиональные, мощные и дорогие устройства. Любителям же подойдут цифровые или бинокулярные оптические модели, с помощью которых можно изучать окружающий мир: насекомых, растения, продукты питания, камни, веточки деревьев и многое другое.
Презентация по биологии на тему «Устройство увеличительных приборов» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Глазу верь, а прибором проверь» (русская пословица) Лабораторный практикум по теме: «Строение клетки» (5 класс)
Задание: рассмотрите рисунок и объясните, почему кошка испугалась мышь?
История появления оптических приборов Устройство микроскопа Определение увеличение объекта, с которым работаем Приготовление и рассмотрение микропрепарата клеток кожицы лука План урока:
Ручная лупа увеличительное стекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О ЛУПЕ ПОЯВИЛИСЬ В 444 ГОДУ ДО НАШЕЙ ЭРЫ Историческая справка
Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.
В Нидерландах оптик Захарий Янсен (1590 г. ) смонтировали две выпуклые линзы внутри одной трубки, т. е. фактически создал первый микроскоп и заложил основы для создания сложных микроскопов. Историческая справка
Галилео Галилей (1610 г. ) сконструировал микроскоп путем сочетания линз в свинцовой трубке. Историческая справка
Историческая справка Антонио Ван Левенгук нидерландский натуралист, создал линзы с 150-300-кратным увеличением и простой микроскоп
«Микроскоп» А. Левенгука 1675г. представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта. Наблюдатель брал микроскоп за особую ручку и рассматривал объекты в проходящем свете. Для различных объектов А. Левенгуку приходилось делать разные держатели; по собственному заявлению, он обладал 200 микроскопами, дававшими увеличение от 40 до 270 раз.
ГУК (Хук) Роберт создает усовершенствованный микроскоп и осветитель для него
Современные микроскопы Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз. Эрнест Руска в 1931 г. сконструировал первый электронный микроскоп. ЗАДАНИЕ №1 РК
Ход лабораторной работы: 1. Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе. 2.Определяем увеличение объекта. 3. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука.
Ход лабораторной работы: 1. Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе.
3. Изучим таблицу и сделаем вывод о назначении микроскопа. ЗАДАНИЕ №4 РК Часть микроскопа Для чего необходима 1. Объективы Обеспечивает увеличение изображения или объекта. 2. Окуляр Увеличивает изображение, полученное от объектива. 3. Тубус Соединяет окуляр и объектив. 4. Предметный столик Служит для размещения на нем объекта исследования 5. Зеркало Помогает направлять свет в отверстие на столике 6. Винты Поднимают и опускают тубус или предметный столик 7. Штатив Удерживает все части микроскопа и регулирует его положение
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Служит для размещения на нем объекта исследования Удерживает все части микроскопа и регулирует его положение Обеспечивает увеличение изображения или объекта Помогает направлять свет в отверстие на столике Увеличивает изображение, полученное от объектива Поднимают и опускают тубус или предметный столик Соединяет окуляр и объектив. № 2 О какой части микроскопа идет речь
Как определить увеличение микроскопа? 1.Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа? 2.Посмотри на число, указанное на объективе.
Ход лабораторной работы: Изучам и подготавливаем микроскоп к работе. Определяем увеличение объекта. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука
Ход лабораторной работы: Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе. Определяем увеличение объекта. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука 4. Помещаем готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки ЗАДАНИЕ №5 РК
Я прозрачна и прочна, Ни тонка, ни широка. От микробов, ран, грибочков защищает …
Строение клеток кожицы лука ОБОЛОЧКА ЯДРО Составьте и заполните схему (функции органоидов): ЦИТОПЛАЗМА ЗАДАНИЕ №6 РК
Рефлексия ЗАДАНИЕ №8 РК
Домашнее задание: В полученных разработках найдите как можно больше слов которые встречались сегодня у нас на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-145800
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.